Студопедия — РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX В.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX В.

[2] Писа — город, близ которого расположен священный участок для Олимпийских игр.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

(2012 год)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Содержание литературного образования представлено в программе комплексно, во взаимосвязи принципов преемственности, доступности и включает произведения русского фольклора и литературы, отдельные образцы словесного искусства народов мира, сведения об основных пе­риодах русского и мирового художественного процесса, критико-биографические сведения о жизни и творчестве виднейших писателей, основ­ные теоретико-литературные понятия.

Литературные произведения отобраны с учетом их художественных достоинств, общечеловеческой значимости, воспитательной ценности, места в творчестве писателя и в истории литературы, актуальности для нашего времени. При этом учитывались гуманистический смысл произве­дения, диалектическая связь социального, конкретно-исторического и общечеловеческого в нем, художественное своеобразие, авторская по­зиция.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ АБИТУРИЕНТОВ

Абитуриент должен знать:

· тексты произведений, изучение которых предусмотрено учебной программой по русской литературе для общеобразовательных уч­реждений, их идейное содержание и художественные особенности;

· художественное, историческое и общественное значение литера­турного произведения в связи с общественно-политической обста­новкой эпохи;

· общие закономерности историко-литературного процесса, роль ав­тора произведения в развитии литературы;

· важнейшие биографические сведения о писателях;

· специфику литературы как искусства слова.

Абитуриент должен уметь анализировать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы.

Абитуриент должен обладать следующими знаниями и умениями, связанными с теоретико-литературными понятиями, представленными в учебной программе по русской литературе для общеобразовательных уч­реждений:

1 основные роды художественных произведений (эпос, лирика, драма) и главные их жанры;

2 основные литературные направления — классицизм, романтизм реализм, модернизм (общее понятие);

3 тема, идея, композиция, конфликт, сюжет произведения;

4 художественный образ, литературный тип, лирический герой;

5 сатира, юмор, гротеск;

6 эпитет, метафора, сравнение, антитеза, гипербола;

7 основные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест);

8 силлабо-тоническая итоническая системы стихосложения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Самобытный характер культуры Древней Руси. Патриотизм древне­русской литературы.

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы. Эпичность и лиризм в изображении русской земли и судеб русских людей.

ЛИТЕРАТУРА XVII—XVIII вв.

Общая характеристика русской литературы XVIII в. (М. В. Ломоно­сов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев).

Классицизм в русской литературе: его корни и своеобразие. Идеи гуманизма и Просвещения. Патриотический и просветительский пафос литературы.

Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Конфликт между миром невежества, корысти, деспотизма и защитниками просвещения и человеческого достоинства.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Общая характеристика литературы первой половины XIX в. Роман­тизм в русской литературе, его национальное своеобразие (В. А. Жу­ковский).

 

СТАНОВЛЕНИЕ РЕАЛИЗМА В РУССКОЙ И МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРАХ

 

Становление реализма в русской и мировой литературах. Отличие реализма от классицизма и романтизма.

А. С. Грибоедов. «Горе от ума».

Жизнь и творчество А. С. Грибоедова.

Комедия «Горе от ума» — картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Защитники моральных устоев «века минувшего» и молодое поколение в комедии. Чацкий как выразитель взглядов декабристов, его независимость, пылкость и благородство. Просветительские идеи в ко­медии.

Черты классицизма и реализма в комедии. Злободневность звучания комедии в XIX в. и в наше время.

А. С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Погасло дневное светило...», «К морю», «Узник», «К Чаадаеву», «В Сибирь», «19 октября» (1825), «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа», «Осень», «Я вас любил...», «Мадонна», «Я помню чудное мгновенье...», «Вновь я посетил…», «Я памятник себе воздвиг...» и др. Повести «Дубровский», «Капитанская дочка». Поэма «Цыганы». Роман «Евгений Онегин».

Очерк жизни и творчества А. С. Пушкина.

Лирика. Гуманистическое содержание лирики А. С. Пушкина. Мотивы единства человека и природы, радостное восприятие жизни. Тема дружбы в лирике А.С. Пушкина. Любовная лирика. Вольнолюбивые мотивы в лирике А.С. Пушкина. Тема поэта и поэзии.

Повесть «Дубровский». Мастерство Пушкина в создании характеров героев. Чистота иблагородство отношений Владимира Дубровского и Маши. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедли­вости.

Повесть «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымы­сел в повести. Точность, лаконизм, красота пушкинской прозы. Гринев, формирование его характера и взглядов на исторические события. Образ Маши Мироно­вой. Автор и рассказчик, отличие их позиций в оценке событий восста­ния Пугачева.

Поэма «Цыганы». Картина быта и нравов «детей природы». Тема свободы, воли и рока.

Роман «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в русской лите­ратуре. Жанр и композиция рома­на. Онегин и Ленский. Образ Татьяны. Лирические отступления. Пейзаж в романе. Социально-политические и нравственно-философские проблемы романа. Образ автора. Богатство и своеобразие языка. В. Г. Белинский о произведениях А. С. Пушкина.

М. Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи», «Бородино», «Два великана» «Узник», «Ангел», «Выхожу один я на дорогу...», «В минуту жизни трудную», «Смерть поэта», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Прощай, не­мытая Россия», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина» (4 стихотворения по выбору абитуриента). Поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

Жизнь и творчество писателя.

Лирика. Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова. Пафос воль­ности и протеста против гнета, чувство одиночества, жажда социальной активности; любовь к Родине; тема любви; тема поэта и поэзии.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Народно-поэтическая основа произведения. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Отношение автора к героям и способы его выражения.

Поэма «Мцыри». Особенности композиции поэмы. Основное идейное содержание поэмы – любовь к Родине, стремление к свободе. Мцыри как романтический герой.

Роман «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе. Смысл названия романа. Проблематика и система образов. Печорин. Сила и одаренность натуры, многогранность и противоречивость характера. Роль композиции в раскрытии характера Печорина. Печорин и Грушницкий. Печорин и Максим Максимыч. Жен­ские образы в романе. Нравственные проблемы романа.

В. Г. Белинский о произведениях о М. Ю. Лермонтова.

Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души».

Жизненный и творческий путь писателя.

«Ревизор». История создания комедии. Социальные и нравствен­ные пороки чиновничества. Страх перед «ревизором» как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характе­ристик действующих лиц (своеобразие диалогов, реплик в сторону, монологов).

Своеобразие гоголевского юмора.

«Мертвые души». Особен­ности жанра и композиции. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы общественной жизни России. Обобщающее значение образов помещиков и чиновников (приемы их сатирической обрисовки, роль пейзажа, интерьера, портрета, диалогов). Образ Чичикова.

ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

Расцвет реализма в литературе второй половины XIX в.

А. Н. Островский. Драма «Гроза», «Бесприданница» (пьеса по выбору абитуриента).

Очерк жизни и творчества..

«Гроза». Тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесе. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царст­вом». Борьба личности за право быть свободной, жить и любить. Обли­чение самодурства, грубой силы и невежества.

«Бесприданница». Власть денег и сила человеческих чувств в пьесе. Судьба «бесприданницы» и трагедия женской красоты в меркантильном обществе. Карандышев и тема «маленького человека» в русской литературе.

Ф. И. Тютчев. «Осенний вечер», «Тени сизые смесились...», «О чем ты воешь, ветр ночной...», «Не то, что мните вы, природа...», «Природа-сфинкс. И тем она верней...», «О вещая моя душа...», «Фонтан», «Цице­рон», «Умом Россию не понять...», «Я очи знал, о, эти очи...», «О, как убийственно мы любим...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...») (4 стихотворения по выбору абитуриента).

Особенности философской лирики. Аналогии между состоянием природы и человека. Тонкость и психологическая глубина в раскрытии человеческих пережи­ваний.

А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Шепот, робкое дыханье…», «Прости и все забудь…», «Осень», «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», «Какие-то носятся звуки…», «Музе» («Надолго ль опять…»), «Хоть счастие судьбой даровано не мне…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На Днепре в половодье», «На заре ты ее не буди…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Учись у них, у дуба, у березы…», «Я тебе ничего не скажу…», «Это утро, радость эта…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…» (4 стихотворения по выбору абитуриента).

Основные мотивы лирики Фета. Идея гармонии человека и природы.

И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»; стихотворения в прозе: «Воробей», «Мы еще повоюем», «Русский язык».

Очерк жизни и творчества.

«Отцы и дети». Нигилизм как знамение времени и болезнь переходных эпох. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими, его одиночества. Отношение авто­ра к своему герою.

Стихотворения в прозе. Тематическое разнообразие, связь с контекстом эпохи, философичность, выразительность, лаконизм стихотворений в прозе.

Н. А. Некрасов. «На улице», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Элегия» (1874), «Давно – отвергнутый тобою…», «Тройка» (4 стихотворения по выбору абитуриента). Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: «Пролог», Часть первая, «Крестьянка», «Пир – на весь мир».

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова.

Лирика. Отношение поэта к крестьянским детям, тревога за их судьбу. Восприятие современного поэту города как средоточия противоречий, контрастов, драм. Глубина сострадания поэта к своим героям.

Нравственный идеал поэта — служение делу просвещения и свободы. Идея гражданственности и народности в лирике Н. А. Некрасова.

«Кому на Руси жить хорошо». Отражение в поэме социальных противоречий эпохи. Мастерство поэта в изображении на­родной жизни. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух гене­ралов прокормил», «История одного города».

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатира на социальные и нравственные пороки верхушки общества. Сатира и юмор в сказке». История одного города» (главы по выбору абитуриента). Проблематика, образы, особенности жанра. Сатирическое изображение взаимоотношений народа и власти.

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание».

Жизненный и творческий путь писателя.

«Преступ­ление и наказание» как философско-психологический роман. Проблематика, конфликт, система образов. Антигуманный смысл теории Раскольникова. Авторское отношение к герою. Петербург в романе.

Л. Н. Толстой. Рассказ «после бала». Роман «Война и мир».

Жизненный и творческий путь писателя.

Рассказ «После бала». Протест против жестокости, насилия. Проблема моральной ответственности человека за жизнь окружающих и свою судьбу.

«Война и мир» — роман-эпопея. Главные герои романа: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская – в поисках смысла жизни. «Мысль народная» в романе Толстого. На­род и личность. Патриотизм в понимании писателя. Место женщины в семье и обществе в понимании Л. Н. Толстого.

РУССКИЙ РЕАЛИЗМ КОНЦА XIX – НАЧАЛА XX В.

Продолжение реалистических традиций и поиски новых возможностей реалистического искусства. Взаимоотношение реализма с другими творческими методами и направлениями.

А. П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Человек в футляре», «Ионыч», «Попрыгунья»; пьесы «Вишневый сад», «дядя Ваня» (по выбору абитуриента).

Жизненный и творческий путь писателя.

«Хамелеон». Осуждение чинопочитания, угодничества и раболепства.

«Человек в футляре». Сатирическое обличение человеческих пороков.

«Ионыч». Духовная деградация личности и возможности выбора иного жизненного пути.

«Вишневый сад». Постановка коренных вопросов бытия в пьесе: человек и время; прошлое, настоящее и будущее России. Отношение автора к героям. Черты дельца нового времени в характере Лопахина. Молодое поколение в пьесе.

«Дядя Ваня». Поэтизация труда, нравственная чистота и красота человека. Самопожертвование и корыстное существование за счет других. Истинная интеллигентность и иждивенческая позиция.

 

М. Горький. Рассказы «Песня о Соколе», «Ста­руха Изергиль», «Челкаш». Пьеса «На дне».

Очерк жизни и творчества.

«Песня о Соколе». Композиция рассказа, героический пафос. Эмоциональность языка, особенности ритма. Образы-символы Сокола и Ужа.

«Старуха Изергиль». Романтический пафос рассказа. Смысл сопоставления образов: Ларра — Данко — Изергиль.

«Челкаш». Проблема нравственного выбора человека в решающий момент жизни. Гуманность авторской позиции в оценке характеров и судеб героев.

Пьеса «На дне». Острая критика буржуазной действительности и трагические судьбы людей «дна». Спор о назначении человека. «На дне» как социально-философская драма.

И. А. Бунин. Лирика (1-2 стихотворения по выбору абитуриента); проза«Антоновские яблоки», «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Господин из Сан-Франциско», «Темные аллеи» (по выбору абитуриента).

Исповедальный характер лирики И. Бунина. Философские мотивы. Тема Родины и русской природы.

«Антоновские яблоки». Повествование о конце помещичье-крестьянской Руси, о судьбах России и судьбах народных.

«Господин из Сан-Франциско». Социально-философская проблематика.

«Грамматика любви», «легкое дыхание». Психологизм рассказов.

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет».

«Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова. Тема социального неравенства в рассказе, психологизм в изображении героев.

Поэзия конца XIX — начала XX в. Особенности русского модернизма. Символизм, акмеизм, футуризм как его важнейшие направления. Их место и роль в литературном процессе Серебряного века.

A.А. Блок. «Стихи о Прекрасной Даме»; стихотворения из цикла «На поле Куликовом»; «Фабрика», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Россия», «На железной дороге» (4 стихотворения по выбору абитуриента); поэма «Две­надцать».

Очерк жизни и творчества поэта.

Основные мотивы лирики А. Блока.

«Стихи о Прекрасной Даме». Мистическая романтика, мотивы мистических предчувствий. Вечная Женственность как символ грядущего обновления России. Обостренное внимание к общественной проблематике.

«На поле Куликовом». Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлым и будущим.

«Двенадцать». Художественный мир поэмы. Сюжет поэмы и конфликт. Герои и автор. Образ Христа.

B.В. Маяковский. Лирика:«Послушайте!», «Вам», «Бруклинский мост», «Небоскреб в разрезе», «О дряни», «Про­заседавшиеся», «Письмо Татьяне Яковлевой» (3 стихотворения по выбору абитуриента); поэмы «облако в штанах», «Про это», «Во весь голос» (одна поэма по выбору абитуриента).

Очерк жизни и творчества.

Основные темы и мотивы лирики поэта.

Сатира В. В. Маяковского, ее связь с традициями русской демократической са­тиры.

Поэтическое новаторство В. В. Маяковского.

 

С. А. Есенин. Лирика: «Край любимый! Сердцу снятся…», «Я покинул родимый дом…»,«Закружилась листва золотая…»,«Неуютная, жидкая лунность», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Заметался пожар голубой…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Собаке Качалова», «Письмо к женщине», «Русь советская».

Очерк жизни и творчества поэта.

Человек и природа в лирике С. Есенина. Сострадание и милосердие ко всему живому. Трагическое ощущение надвигающейся ломки в жизни деревни. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Образ родины и образ времени в поэзии Есенина.

М. А. Булгаков. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».

Очерк жизни и творчества.

«Собачье сердце». Изображение послереволюционной действительности. «Шариковщина» как социальное и моральное явление. Авторская позиция и способы ее выражения. Традиции Н.В. гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

«Мастер и Маргарита». Компози­ция романа. Оригинальная философская трактовка библейского сюже­та. Судьба Иешуа и Мастера. Критическое изображение московской действительности 20—30-х- годов. Образ Воланда. Своеобразие булгаковской «дьяволиады» в свете мировой литературной традиции (Гете, Гофман, Гоголь).

М. И. Цветаева. Стихотворения: «Домики старой Москвы», «Моим стихам, написанным так рано...», «Идешь, на меня похо­жий...», «Вы, идущие мимо меня…», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Бессонница», «Мне нравится. Что вы больны не мной…», «Генералам двенадцатого года» и др.; стихотворения из циклов «Стихи к Бло­ку», «Стихи к Пушкину», «Стихи к сыну» (3 стихотворения по выбору абитуриента).

Богатство тем и мотивов лирики. Романтический мир лирической героини.

М. А. Шолохов. «Тихий Дон», «Поднятая целина» (по выбору абитуриента); рассказ «Судьба человека».

Очерк жизни и творчества.

«Тихий Дон» как роман-эпопея. История семьи Мелеховых как отражение социальных катаклизмов эпохи. Судьба Григория Мелехова. Цельность характера. Женские судьбы в романе. Глубина чувств героев.

«Поднятая целина». Система образов романа. Отражение в романе противоречий процесса коллективизации. Драматизм и юмор романа.

«Судьба человека». Героизм, глубинная доброта Андрея Соколова. Герой-рассказчик и автор-повествователь. Особенности композиции рассказа. Обобщающий смысл рассказа.

А. Т. Твардовский. Лирика: «Памяти матери», «Слово о словах», «Утро», «Кружились белые березки..», «О Родине», «Жестокая память», «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти Гагарина», «О сущем», «Московское утро», «Нехожен путь…», «На дне моей жизни…» (4 стихотворения по выбору абитуриента); поэмы «Василий Тёркин», «По праву памяти».

Очерк жизни и творчества.

Лирика. Размышление о настоящем и будущем Родины. Чувство сопричастности к истории страны, утверждение нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и потерь советского народа. Открытость. Искренность и честность поэта в разговоре с читателем.

Поэма «Василий Тёркин». Замысел, история создания, народно-поэтическая основа поэмы. Веселая удаль, жизнелюбие, душевная стойкость, мужест­во Василия Тёркина. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы по время Великой Отечественной войны. Традиции русского народно-поэти­ческого творчества. Авторские размышления и обобщения в произведении.

Поэма «По праву памяти». Осмысление поэтом трагических событий прошлого, связанных с периодом сталинщины. История и современность в поэме. Размышления о судьбах народа. Страны, о труде писателя. Чувство ответственности за настоящее, прошлое и будущее.

А. А. Ахматова. Стихотворения: «Вечером», «Мне голос был...», «Рыбак», «Смятение». «Я не знаю, ты жив или умер…», «Смуг­лый отрок бродил по аллеям...», «Я пришла к поэту в гости...», «Муза», «Творчество» (3 стихотворения по выбору абитуриента); поэма «Ре­квием».

Мотивы любви, душевных побед и крушений в лирике А. А. Ахмато­вой. Традиции народной поэзии и русской классики в ее творчестве. Тема поэта и поэзии. Тема Родины.

«Реквием». Отражение трагедии личности, семьи, народа в поэме. Тема гуманизма и милосердия. Образ матери. Евангельские мотивы.

Б. Л. Пастернак. Лирика: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Давай ронять слова…», «Снег идет», «Единственные дни», «Любить иных – тяжелый крест…», «Во всем мне хочется дойти…», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво…», «Рождественская звезда» (3 стихотворения по выбору абитуриента).

Философская насыщенность поэзии Пастернака. Тема поэта и поэзии.

А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».

Жизнь, творчество, личность писателя.

«Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в условиях несвободы. Сталинизм как народная трагедия. Своеобразие композиции и языка рассказа.

«Матренин двор». Трагедия народной жизни и судьба Матрены. Философия жизни и характера героини. Проблема добра и зла.

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе. Б. Васильев. «А зори здесь тихие…», К. Воробьев. «Убиты под Москвой» (по выбору абитуриента), В. Богомолов. «Иван».

Темы Родины и народа. Человек на войне. Утверждение бессмертия воинского подвига.

Б. Васильев. «А зори здесь тихие…». Женщина на войне. Образы девушек-зенитчиц и старшины Васкова. Лиричность и трагизм в изображении героев повести.

К.Д. Воробьев. «Убиты под Москвой». Проблематика повести. Капитан Рюмин и лейтенант Ястребов.

В.О. Богомолов. «Иван». Повесть о разрушенном войной детстве. Мечта героя о добрых человеческих отношениях. Своеобразие композиции повести.

Проза 70-х—начала 90-х гг. XX в.: В.И. Белов. «Привычное дело», «Плотницкие рассказы»; В.П. Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив»; Ч. Айтматов. «И дольше века длится день», «Плаха»; В. Распутин. «Пожар» (одно из произведений по выбору абитуриента).

В.И. Белов. «Привычное дело», «Плотницкие рассказы».

Открытие человека из народа: образ Ивана Африканыча. Философская глубина, духовный мир деревни в повседневном, будничном проявлении. Гуманистическая позиция писателя.

В.П. Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив».

«Царь-рыба». Острая постановка проблем экологии природы и экологии души. Нравственная позиция писателя. Судьбы героев как осмысление места человека в мире.

«Печальный детектив». Драматическая судьба борца за добро и правду. Проблема национального характера.

Ч. Айтматов. «И дольше века длится день», «Плаха».

«И дольше века длится день». Философское осмысление прошлого, настоящего и будущего. Человек и природа. Земля и Космос. Национальное и общечеловеческое. Образ Едигея Буранного.

«Плаха». Неразрывность судьбы народа и судьбы природы. Социальные истоки зла и жестокости. Библейски мотивы в романе. «Плаха» как философский роман.

В. Распутин. «Пожар». Размышление о современнике и его жизни, его гражданском мужестве и нравственной позиции.

Поэзия 70-х – начала 90-х годов: Н. Рубцов, А. Тарковский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Б. Окуджава, В. Высоцкий (2 стихотворения по выбору абитуриента).

Проблемно-тематическая и жанрово-стилевая характеристика поэзии, ее нравственные идеалы.

 

 




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Из книги: Греческая философия, Т. 1. под ред. Канто-Спербер М., 2006. | Очная форма

Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 701. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия