Философия Средних веков
Средневековой философией называется период в истории философии, длившийся с 14 в. по 16 в. Её основой стало христианство. Христианство зарождается в I-II вв. н.э. в восточных провинциях Римской империи. Причины возникновения христианства: кризис рабовладельческого общества, ужесточение эксплуатации рабов и свободной бедноты, их восстания, которые терпели поражения; возникновение веры в приход «миссии»; фигура Иисуса Христа. Социальный состав христианских общин: первоначально – рабы и беднота, а позже, с IV в. стали входить и знатные патриции. Важнейшие даты в становлении христианства как мировой религии: 313 г. - император Константин Великий объявляет христианство официальной государственной религией Восточной Римской империи. 325 г. – Никейский собор определяет круг, состав христианских догм и символов. 391-392 гг. – Халкидонский собор наложил запрет на все языческие верования и объявил борьбу с ересью. 451 г. – Вселенский собор объявляет христианство государственной религией всей Римской империи. 476 г. – падение Западной Римской империи под натиском варваров. Идейные истоки христианства: религия евреев иудаизм (откуда взяты идеи единобожия), учение Филона Александрийского (его идея Бога как логоса, бога как творца слова и словом), идеи зороастризма (идеи борьбы света и тьмы, рождения спасителя от девственницы, конца мира, Страшного суда, идея спасения). Кроме того, в христианство были включены и другие идеи: неопифагорейства (идея Троицы) и неоплатонизма (идея выделения из бога разума, души, природы). Не существует единой периодизации средневековой философии. Одни периодизации ведут отсчет с I в. н.э., другие – с V в. Но все эти периодизации заканчиваются в XIV в. В средневековой философии принято выделять два основных периода: патристика и схоластика. Первый период был назван так потому, что в его границах творили основные разработчики христианской религии назван позже «отцами церкви» (I-VIII вв.). Патристика делится на 2 подпериода: ранняя патристика (I-IVв.) – в этот период определяются основы христианских догм и символов, и поздняя патристика – это период разработки содержания христианских догм и символов. Часто раннюю патристику называют периодом апологетическим, а позднюю – систематизирующим. Период схоластики называется так потому, что в его рамках шло освоение христианского вероучения. В ней выделяется 3 подпериода: ранняя схоластика (VIII – XII вв.), расцвет схоластики (XIII в.), поздняя схоластика(конец XIII в. – начало XV в.). Средневековая философия выделяется целым рядом специфических особенностей: – средневековая философия теоцентрична (греч теос – бог), т.к. центром философских размышлений становится бог, – в средневековой философии произошел переход к монотеизму (монос – один, теос – бог), переход от античного языческого политеизма к монотеистическим идеям, – в средневековой философии природа почти перестала быть предметом рассуждений (в античной философии природа была главным объектом философии). Ее место заняла фигура бога, – именно в средневековой философии оформляется 5 основных принципов восприятия бога: теизм – согласно которому бог все создал и всем управляет, деизм – бог все создал, но ничем не управляет, пантеизм – бог разлит по всей природе (потому всё одушевлено), панентеизм – все содержится в боге, атеизм –отрицание бога. В средневековой философии теории и идеи можно распределить по данным 5 принципам. – средневековая философия развивалась в рамках спора реалистов и номиналистов, получившего название «спора об универсалиях» (под термином «универсалии» – от лат. universalis – общий – имелись в виду общие понятия, то есть те понятия, которые охватывают некий класс объектов). Суть спора: реалисты (лат. res – вещь) утверждали, что общие понятия (универсалии) существуют реально, существуют наряду с единичными предметами и явлениями. По сути, они являлись продолжателями крайней объективно идеалистической линии Платона в философии, согласно которому идеи существуют наравне с вещами материального мира. Понятия, по мнению реалистов, не только существуют в реальности, но и порождают сами вещи. Номиналисты утверждали обратное: реально существуют лишь единичные предметы или явления, а общие понятия (универсалии) – это лишь названия этих предметов и явлений. Выделяют два направления внутри средневекового реализма: 1. Крайний реализм и 2. Умеренный реализм. Сторонники крайнего реализма считали универсалии существующими независимо от бытия вещей, а умеренные реалисты, исходя от позиции не Платона, а Аристотеля, полагали, что универсалии могут существовать лишь в единичных вещах. Французский философ Пьер Абеляр (1079-1142) сформулировал теорию умеренного номинализма, которую стали называть концептуализмом (лат. conceptus – понятие). Согласно Абеляру, в объективном мире нет ничего общего, но общее существует в сознании человека, то есть обладает субъективной реальностью, являясь продуктом его познавательной деятельности – все видные средневековые философы официально были богословами, теологами. Каждый из них имел тот или иной священнический сан. Самым крупным мыслителем периода патристики был Аврелий Августин (354-430). Основные труды: «Исповедь» (рассказ о жизни в форме молитв); «О Троице»; «О граде Божьем» и др. Главной заслугой Августина является то, что он сделал Бога центром философии. У него Бог: первичен (первоначало мира), причина всему (все в мире совершается по воле Бога), предмет познания, главный предмет познания и его причины, наивысшее благо (все благо и добро в мире созданы Богом). Утверждение «Бог создал человека по своему образу и подобию» имеет отношение к главному в человеке – его душе. Душа нематериальна, т.е. она выполняет функцию разума, воли и памяти. Человек черпает свои знания из души, которые Бог заранее наделил разумом. Главное средство познания Бога - вера. Меньшую роль в его познании играет разум. Формула познания человеком мира: «Разумей, чтобы мог верить, и верь, чтобы разуметь». Важной частью философского творчества Августина является его теодицея (греч. теос – Бог, дике – справедливость, защита), т.е теория защиты, оправдания Бога. Вслед за Августином теодицеи позже создавались у всех средневековых философов. Суть теодицеи Августина: Бог создал мир добрым, но его губит злая воля. Зло не абсолютно, оно преходяще. Добро же абсолютно. Зло – это недостаток добра в мире. Оно возникает там, где: а) нет высших целей, б) где что-то делается плохо, в) там, где господствует гордыня и/или вожделение, т.е. любовь к преходящим вещам. Аврелия Августина называли «менее из всех святым и более из всех человеком» (из-за того, что в своих трудах он резко мог перейти от возвышенных тем к низким). Придерживался идеи необходимости социального неравенства в обществе, т.к. Бог создал мир иерархичным. Самым крупным мыслителем периода схоластики был Фома Аквинский (1225-1274). Родился в Италии, близ г. Аквино. Главное произведение: «Сумма теологии». В своих трудах развивал многие идеи Августина (однако, если Августин опирался на неоплатонизм, то Аквинский – на аристотелизм). Много работал над начной терминологией – в его произведениях насчитывают несколько млн. терминов. Суть его теодицеи может быть обозначена в следующих положениях: – в мире все находится в движении, должна быть причина такого движения. причина эта – Бог; – мир есть цепь причин и следствий, должна быть главная причина, это – Бог; – в мире много случайного, но много и закономерного. им управляет множество законов. самый первый из них был дан Богом; – в мире все совершенно и иерархично, на вершине этой иерархии – Бог, как самое совершенное существо; – в мире все целесообразно. Эту целесообразность придал миру Бог. Учение о человеке: человек есть существо, промежуточное между животными и ангелами (т.к. его тело животного происхождения, а душа и разум – божественного). Аквинский относился к реалистам и считал, что универсалии могут существовать в троякой форме: 1. До вещей (в уме Бога) (это идеи, по которым Бог создавал мир и конкретные объекты). Здесь в воззрениях Фомы прослеживается влияние Платона. 2. В вещах (как их сущность, форма). В этом можно увидеть близость к основным положениям философии Аристотеля. 3. После вещей (в мысли человека). Этот вид универсалий образуется в уме человека в результате познания сущности вещей.
|