Философия Нового времени
Период в истории философии, длившийся в XVII – XIX вв. принято называть периодом философии Нового времени. Данное название период получил благодаря целому ряду важных особенностей: · Нововременная философия развивалась в условиях буржуазных революций в Западной Европе (первой революцией стала революция 1609 г. в Нидерландах). Благодаря ей в Европе начинаются процессы образования буржуазии как социального класса, который требовал создания нового мировоззрения, новой философии, новых идеологий. · С начала XVII века в Западной Европе начинается период революций, которые были предопределены открытиями Николая Коперника (гелиоцентрическая модель мира), Иоганна Кеплера (сформулировал 3 основных закона движения планет), Галилео Галилея, Исаака Ньютона (закон всемирного тяготения). Данные открытия требовали нового философского осмысления, поскольку сильно меняли сложившуюся картину мира. · Многие нововременные философы вошли в историю науки и как крупные естествоиспытатели (Лейбниц, Декарт). · В нововременной философии окончательно оформился отход от теоцентризма и переход к антропоцентризму. В этот период по-прежнему существовали и развивались религиозные взгляды и теории, однако они отошли на периферию философии. Переосмысливается образ Бога, его роль в мире – Бог в большинстве теории выступает в качестве мирового «первотолчка» (например, по Декарту роль бога состоит в том, чтобы лишь привести мир в движение, подобно тому, как часовщик приводит часы в движение). · В Новое время философы разделились на 2 основных группы – на рационалистов и эмпириков. · В то же время в нововременной философии развиваются прежние темы, связанные с осмыслением природы, общества, человека и его сознания. В нововременной философии окончательно оформляется такое течение, как эмпиризм, у истоков которого стояли античные философы-материалисты. Философом, окончательно оформившим эмпиризм, стал Фрэнсис Бэкон (1561 – 1625). Эмпиризм – это такое течение в философии, которое опирается на признание опыта и эксперимента главными средствами познания мира и достижения истины. Бэкон окончил Кембридж, с 1618 г. был лорд-канцлером Англии, был обвинен во взяточничестве и коррупции, с 1621 г. – в отставке. Бэкон утверждал, что в предшествующем ему философском знании накопилось множество ошибок, заблуждений, которые необходимо устранить. Это возможно сделать благодаря а) критическому пересмотру всего философского знания и б) определению нового метода познания и достижения истины. Решая первую цель, необходимо, по мнению Бэкона, выявить в предшествовавшей философии все имеющиеся заблуждения (идолы). Бэкон определил 4 вида «идолов»: 1) «идолы рода» - это заблуждения, определяемые несовершенством устройства человека (прежде всего несовершенством его органов восприятия), 2) «идолы пещеры» - заблуждения, идущие от неправильного воспитания, а также от общения с людьми, 3) «идолы рынка» - заблуждения, идущие от некритичного усвоения разного рода мнений, взглядов, идей и слов, 4) «идолы театра» - заблуждения, идущие от веры в ложные авторитеты и знаменитости. Устранение данных идолов – это лишь первый шаг в создании истинного знания в мире. Следующий, более важный шаг – создание нового метода познания мира. В предшествующей философии Бэкон обнаруживает 3 основных метода познания мира, которые он обозначил как методы паука, муравья и пчелы. Метод «паука» выявляется в том, что «паук» (т.е. философ) вытягивает из себя истины, пренебрегая эмпирическими фактами. Метод «муравья»: «муравей» кропотливо собирает данные, но не в состоянии их обобщить. Метод «пчелы»: «пчела» кропотливо собирая нектар (данные), способна переработать его в мед (истину). Именно путь «пчелы» является наиболее оптимальный для познания мира. Данный метод Бэкон назвал индукцией (лат. индукцио – наведение) – это метод получения истинного знания благодаря восхождению от единичного к общему (обработка эмпирических данных ведет к искомым выводам). Бэкон не отрицал роль разума в познании мира, но считал его вторичным по отношению к опыту: главное - наши ощущения, а разум лишь помогает сформулировать выводы. К эмпирикам в разное время относились Джон Локк, Этьен Кондильяк, Томас Гоббс и др. Вторым крупным течением нововременной философии стал рационализм (рацио – разум, ум). Это течение, утверждавшее, что только разум человека является главным средством познания мира, достижения истины. Рационализм окончательно оформился в философии Рене Декарта (1596-1654). Основные его произведения: «Основания философии», «Метафизические размышления». Как и Бэкон, он утверждал, что предшествующая философия полна ошибок и заблуждений. Необходимо эти ошибки выявить и создать новый метод познания мира. Таким методом должна стать дедукция – метод восхождения от общего к единичному. По Декарту дедукция как метод должна проявляться в следующем: 1. находить знания, которые кажутся очевидными и бесспорным; 2. обосновать их разумом, а для этого необходимо: 3. разлагать любую проблему на как можно больше количество элементов; 4. выстраивать эти элементы в определенной последовательности; 5. выстраивать из этих элементов иерархию. По Декарту, науки напоминают дерево, корни которого - метафизика (философия); ствол – физика; ветки и крона – другие науки, из которых особо выделял три: медицина (занята здоровьем людей), механика (занята обустройством быта) и этика (улучшает поведение людей). Видными представителями среди рационалистов были: Платон, Сократ, Эпикур, Демокрит, Кант, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др. Эмпирическое мировоззрение поддерживал Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи и др.
|