Философия эпохи Возрождения
Философию эпохи Возрождения принято называть период в истории философии, начавшийся примерно с середины XIV в по начало XVIIв. Этот период принято называть либо эпоха Возрождения, либо эпоха Ренессанса (франц. ренессанс – возрождение). Эпоха получила такое название благодаря тому, что в этот период идут процессы возрождения интересов к античной культуре и философии. Кроме того, свое название эпоха получила в силу целого ряда новаций. В этот период начинает развиваться мануфактурное производство, более сильными темпами идет торговля, начинает развиваться новый социальный класс – буржуазия, идет усиленный рост городов. Этому способствовало целый ряд открытий и усовершенствований: усовершенствование ткацкого станка, создание самопрялки, возникновение доменного металлургического производства, создание огнестрельного оружия, развитие инструментов (компаса), появление книгопечатания в XV в. В эту эпоху совершались великие географические открытия: открытие Америки Колумбом, первое кругосветное путешествие Магеллана, открытие морского пути в Индию. Эпоха Возрождения началась в Италии, в XVI в переместилась в Германию, а позже – в Нидерланды. Данные открытия требовали своего осмысления, нарождающаяся буржуазия – новую идеологию. Все это обусловило появление ряда особенностей ренессансной философии. К таковым можно отнести следующие особенности: · Смена мировоззренческой концепции. Если в средневековье мировоззрение было теоцентрично, то в эпоху Возрождения в мировоззрение начинает господствовать антропоцентризм, т.е. центром размышлений философии является уже не бог, а человек, его жизнь, судьба, место в мире. · Возрождается интерес к античной философии. Реанимируются многие давно забытые идеи и теории античности. · Идет процесс секуляризации философских знаний (лат. секулярис – светский, мирской, атеистичный, противоположный религии). Хотя религиозные идеи ещё присутствуют в ренессансной культуре и философии, но они постепенно отходят на второй план. · Культура и философия эпохи Возрождения предстают как гуманистические. В этот период приоритетными становятся гуманистические идеи. В связи с этим часто эпоху Возрождения называют эпохой гуманизма. · Ренессансная культура и философия носят ярко выраженный антифеодальный характер и содержание. На первое место выходят буржуазные идеи и теории. · В эпоху Возрождения идут процессы реформации христианской церкви. В христианстве возникает третья ветвь – протестантизм. · В эпоху Возрождения расширяется проблематика философии. В философии эпохи Возрождения принято выделять 3 основных периода: 1. гуманистический (с середины XIV в. до середины XV в.), 2. неоплатонический (2-ая половина XV в. – первая четверть XVI вв.), 3. натурфилософский (вторая половина XVIв. – начало XVII вв.). Эпоха Возрождения получила название эпохи гуманизма (лат. гуманус – человеческий), т.к. в этот период центром философии становится человек, а ведущей ее проблемой – проблема самоценности человека. К этой проблеме впервые обратился Данте Алигьере (1265 – 1321). В ряде своих трудов («Пир», «Монархия») он впервые стал утверждать, что главной фигурой в мире является не бог, а человек. В своей «Комедии» он изобразил жизнь человека после смерти. Идеи Данте продолжил Франческа Петрарка (1304-1374). В своем труде «О невежестве своем и многих других» он призвал вернуться к античной культуре и к античному пониманию человека. Согласно Петрарке, не бог, а человек – главное действующее лицо в мире. В трудах более поздних гуманистов (Лоренцо Валла (1407-1457), Пико делла Мирандолла (1463-1494) и др.) развивались идеи Данте и Петрарки. По мнению Мирандолы, бог не создавал человека по своему образу и подобию, а предоставил ему возможность творить самого себя. Можно выделить такие особенности всех ренессансных гуманистов, как: а) стремление гуманистов к обожествлению человека и б) ярко выраженный антиклерикальный (лат. клерикалис – церковный, религиозный) характер их идей. Именно гуманисты разделили историю на древнюю, средневековую и новую. Они считали, что когда-то давно существовала прекрасная античность, которая позднее была отвергнута и её нужно возрождать, воскресить после эпохи безвременья. Появление антропоцентризма и гуманизма повело за собой разрыв многовековой связи человека с Богом и появление процесса секуляризации. Секуляризация имела нескольких направлений. Первым способом секуляризации был пантеизм – представление о тождестве Бога и природы. При таком рассмотрении исключался акт творения. Если Бог и природа одно и то же, значит, он не может быть первичен по отношению к ней, а если природа не сотворена и не подлежит уничтожению она становится бесконечной, то есть в пантеизме возрастает роль природы и уменьшается роль Бога. Вторым способом секуляризации был деизм – представление по которому Бог создал мир, поделил его законами и самоустранился. Они считали, что мир совершенен и влияние Бога на человеческую жизнь не обязательно. Третьим способом секуляризации был атеизм – он утверждал, что Бога никогда не было, нет, и быть не может. Главные идеи атеизма проявились в XVII-XVIII в. В рамках натурфилософского периода, начавшегося во второй половине XVIв., творили Николай Кузанский, Николай Коперник, Мишель Монтень и др. Центральным пунктом философии Николая Кузанского (1401-1464) является учение о совпадении противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума. Он был пантеистом, считал, что Бог и природа слиты. Бог – это само бытие. Все вещи, предметы и тела мировоззрения – это воплощённое в нечто конкретное, телесное божество. Вселенная есть развёрнутый Бог, а Бог – свёрнутая в единое вселенная, Бог един, а предметов в мире много и проявление этих предметов инобытие Бога, но они противопоставлены между собой и имеют собственную структуру. Он очень высоко ставил человека, т.к. считал, что: 1. Человек - есть второй бог, он способен творить; 2. Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему применение; 3. Человек есть микрокосм, или малый мир. Польский учёный-астроном Николай Коперник (1473-1543) совершил переворот в мировоззрении людей, разработав гелиоцентрическую (гелиос – солнце) модель мира. Он утверждал, что не Земля, а Солнце является центром мироздания. В его системе были недостатки – это признание того, что: 1. Солнце – центр вселенной и является неподвижным; 2. Если у вселенной есть центр, значит у неё есть границы. Внутри эпохи Возрождения принято выделять 2 процесса, шедших параллельно друг другу: · процесс Ренессанса (возрождение светской культуры), · процесс Реформации, под которой принято понимать процессы реформирования христианской церкви. Процесс реформации начался с Мартина Лютера (1483-1546), который в 1517 г. вывесил на дверях своей церкви 95 тезисов против индульгенции. Так возникает третья ветвь в христианстве – протестантизм. Идеи Лютера получили поддержку в разных странах мира: в Швейцарии протестантские идеи развивал Ульрих Цвингли (1484-1531), во Франции – Жан Кальвин (1509-1564) и т.д. С их точки зрения, вся жизнь – это покаяние. Не следует бежать от жизни. Нужно исполнять свое призвание, приносить пользу обществу. Так постепенно рождалась протестантская этика, легшая в основу нарождающегося западноевропейского капитализма.
|