Салтыков-Щедрин
Среди классиков русского критического реализма XIX в. М. Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889) занимает место непревзойденного художника слова в области социально-политической сатиры.Идейно-эстетические воззрения Салтыкова формировались, с одной стороны, под воздействием усвоенных им в молодости идей Белинского, идей французских утопических социалистов и вообще под влиянием широких философских, литературных и социальных исканий эпохи 40-х гг., а с другой — в обстановке первого демократического подъема в России. Социалистические взгляды молодого Салтыкова нашли свое выражение в его первых повестях — «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), в которых он заявляет себя решительным противником социального неравенства и защитником униженных и оскорбленных. В этих повестях идеологи самодержавия, напуганные февральской революцией 1848 г. во Франции, усмотрели «вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу» (1, 14). В апреле 1848 г. Салтыков был выслан в Вятку. Возвращение в Петербург стало возможным для Салтыкова в начале 1856 г., когда после смерти Николая I и поражения в Крымской войне самодержавие вынуждено было пойти на смягчение политического режима и на отмену крепостного права. В условиях бурно начавшегося общественного подъема Салтыков создает на основе богатых жизненных впечатлений от вятской ссылки свои знаменитые «Губернские очерки» (1856—1857). Он первоначально печатал их в журнале «Русский вестник» под псевдонимом «Н. Щедрин», навсегда закрепившимся в творчестве писателя. Эти очерки, где впервые ярко обнаружилось сатирическое дарование Салтыкова, принесли автору шумный успех и сразу сделали его имя известным всей читающей России. О нем заговорили как о писателе, который воспринял лучшие реалистические традиции Гоголя и стал на путь еще более смелого и беспощадного осуждения социального зла. В «Губернских очерках» Салтыков живописно представил все провинциальное чиновничество — от мелкого канцеляриста до губернатора — в образах взяточников, вымогателей, казнокрадов, бездельников, клеветников, безжалостно грабивших народ. Чернышевский назвал первую сатирическую книгу Салтыкова «благородной и превосходной», а ее автора — писателем «скорбным и негодующим».. Он создает целую серию публицистических и литературно-критических статей и рецензий, циклы рассказов и очерков, повести и романы, пишет первые свои сказки.В произведениях, опубликованных на страницах «Отечественных записок», Щедрин подверг полному отрицанию все принципы, на которых основывались представления эксплуататорских классов о государственности, собственности, семейственности. В формах все более резких он разоблачал бюрократию («Помпадуры и помпадурши», «Господа ташкентцы», «Господа Молчалины»). Со всей силой присущего ему сарказма он осудил монархию, предрекая ей неизбежную гибель и призывая к непримиримой борьбе с ней («История одного города»). Он вынес суровый приговор крепостникам, уже исторически обреченным, но все еще яростно пытавшимся сохранить свои привилегии («Господа Головлевы»). Он первый в русской литературе представил картины грядущих бедствий, которые несли народу хищники новой, буржуазной формации — Деруновы, Колупаевы и Разуваевы («Благонамеренные речи», «Убежище Монрепо»). Либеральных публицистов, приукрашивавших буржуазное хищничество, он заклеймил наименованием «пенкосниматели» («Дневник провинциала в Петербурге»).
Из него сделали демократического борца, это образ-штамп. Глубокий мифолого-мистический план. Он обладал уникальным характером сатирика. Салтыков старался быть честным чиновником. Хорошо знал устройство губернии изнутри. Был представителем казенной палаты. Дослужился до статского советника. Считается, что "Губернские очерки" дали начало сатирической литературе. Хотя там много и поэтических моментов. Отличается стилистическим сплавом. Полезно для лингвистов. Огромный слой древнерусского языка, свободно пользуется языком фольклора, языком 18 и 19 литературы, язык административной России, то есть канцелярский язык. Важно оживить в сознании читателя известный комплекс проблем. Изобретает новые афоризмы. Так: мягкотелый интеллигент, торжествующая свинья, плавно-пустопорожняя речь. Продолжатель гоголевских традиций, он усугубил все гротескные черты Гоголя. С-Щ – журналист. Щедрин уникально сочетает приемы литературные и журналистские. Все его произведения строятся на совмещении несовместимого. У него есть и романтизм, и сентиментализм, и философские тексты, и фельетонный очерк, и фольклор, и политическая сатира. Это очень многоуровневая проза, жанрово сложная. Щедрин сам был преуспевающим чиновником, несмотря на обличение чиновничьего духа и быта. Щедрин прежде всего злободневен. Основа творчества – газетный фельетон или очерк. Героев своих он берет из общеизвестных персонажей русской литературы. Очерк: - фактографический; - характерологический (складывается цельный характер, все время повторяется); - исторический (среда представлена в исторической изменчивости). Очерк всегда изображает статический момент, время всегда циклично. У Щедрина очерк – критический, сатирический. Он трезво оценивает действительность, его очерки – экономические трактаты. «История одного города» - тип исторической хроники, «Господа Головлевы» - семейная хроника.
Идея гоголя - смеха сквозь слезы. Салтыков писал в произведении "Пешехонская старина" - там герой говорит, что когда он ребенком прочел евангелие, то было началом установления его личности. Установился зачатки человеческой совести, я могу говорить, что Евангелие имело на меня важнейшее влияние. Утвердил свой нравственный стержень. Получил гражданскую совесть. Это 34 год, тогда всё описывается. Момент этот автобиографичен. Салтыков: принципы семьи, блага уже не работают. Писатель должен писать о свободе, равноправии и справедливости. Близок к Кафке, так как видит мир под знаком абсурда. Он, будучи злободневным, все равно всегда базируется на общечеловеческих глобальных ценностях и вечных вопросах. Главный прием - гротеск. Гоголь: "Смех значительнее и глубже, чем думают". Гоголь хочет ужаснуть смехом. Салтыков о дворцовой площади Петербурга: передо мной расстилалась пустыня, она хмуро глядела на меня. При взгляды на эти черные пятна становилось не по себе. Перед нам не просто мрачный пейзаж и запустение, а даже мир призраков. Черные пятна как выколотые глаза. Это не с пустого места. Преемственность Гоголя. Написание плана города в "Мертвых душах": пустота сменяется мутной смертью. Образная логика одна и та же. В «Истории одного города» Щедрин довел до высокого совершенства наиболее яркие черты своей сатирической манеры, в которой обычные приемы реалистического стиля свободно сочетались с гиперболой, гротеском, фантастикой, иносказанием. Брудастый-Органчик («История одного города») — образец такого гротеска. Уподобив голову этого градоначальника примитивному инструменту, который исполнял лишь две пьесы — «раззорю!» и «не потерплю!», сатирик обнажил и представил в убийственно смешном виде всю тупость и ретивость царского сановника.
Произведения Салтыкова-Щедрина, как бы они ни были разнообразны в проблемно-тематическом и жанровом отношениях, составляют единый художественный мир, отмеченный печатью яркой творческой индивидуальности писателя. Своеобразие Щедрина-художника наиболее наглядно проявляется прежде всего в таких особенностях его сатирической поэтики, как искусство применения юмора, гиперболы, гротеска, фантастики, иносказания для реалистического воспроизведения действительности и ее оценки с прогрессивных общественных позиций. Смех — основное оружие сатиры. «Это оружие очень сильное, — говорил Щедрин, — ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» (13, 509). Этим оружием боролись с социальными и нравственными пороками общества Фонвизин в «Недоросле», Крылов в баснях, Грибоедов в «Горе от ума», Гоголь в «Мертвых душах» и «Ревизоре». Щедрин развивал их традицию. По его собственному признанию, юмор всегда составлял его главную силу. Щедрин — самый яркий продолжатель гоголевской традиции сатирического смеха. Гоголь и Щедрин обладали неистощимым остроумием в изобличении общественных пороков. И вместе с тем есть большая разница в идейных мотивах и формах художественного проявления юмора у этих двух крупнейших русских сатириков. Белинский, характеризуя юмор Гоголя как юмор «спокойный, спокойный в самом своем негодовании, добродушный в самом своем лукавстве», в то же время говорил, что бывает еще другой юмор, «грозный и открытый», «желчный, ядовитый, беспощадный».Таков именно юмор Щедрина. Отмечая в горьком и резком смехе Щедрина «нечто свифтовское», Тургенев писал: «Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то почти страшное в этом смехе, потому что публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет ее самое».16 По определению М. Горького, смех Щедрина — «это не смех Гоголя, а нечто гораздо более оглушительно-правдивое, более глубокое и могучее».17 Если к гоголевскому юмору приложима формула «смех сквозь слезы», то более соответствующей щедринскому юмору будет формула «смех сквозь презрение и негодование».
|