Студопедия — Свято беречь и приумножать славные боевые и чекистские традиции пограничных органов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Свято беречь и приумножать славные боевые и чекистские традиции пограничных органов

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Рецензенты:

 

 

Научный редактор: к.ю.н., доцент С.И. Вершинина; д.э.н., профессор Н.З. Мазур. Научный редактор: д.п.н., профессор З.Ф. Мазур

 

Подписано в печать

Формат Печать оперативная. Усл.п.л.

Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ №

 

Тольяттинский государственный университет,

Белорусская, 14,

г. Тольятти, 2015 г.

 

 

Патриотизма и верности воинскому долгу.

 

Содержание:

 

1.Роль традиций в жизни общества.

2.Свято беречь и умножать славные боевые и чекистские традиции пограничных органов ФСБ РФ.

Литература:

- Боярский В. «На стороже Руси стояти», М. «Граница», 1992 г.

- «Боевые пути Советских ПВ». Краткие очерк, изд. 2, М. ВИ, г.

 

Введение

В свое время писатель Кишоков А.П. в своем выступлении на совещаниях творческих работников выделил такие слова: «Вряд ли есть еще род войск, который в течение столь многих лет привлекал бы такое внимание писателей и читателей, как ПВ. Пограничники вошли в историю нашей Родины как гвардия рабочего класса, у которой нет никогда личного времени, которая находится в состоянии постоянной боеготовности и для которой боевая тревога – повседневный быт».

У пограничников исторически сложились свои обычаи и правила поведения, которые, конечно, неотделимы от обычаев нашего народа, органов госбезопасности и ВС России.

Их мы и рассмотрим в данной лекции.

В итоге занятия Вы должны уяснить суть боевых и чекистских традиций и ритуалов органов ПС ФСБ России и нацелить свои действия и поступки на продолжение названных традиций и преумножение их славы.

Роль традиций в жизни общества

Пограничники выполняют задачи по охране и защите границ России и ряда стран СНГ в сложных условиях. На таджикско-афганском участке не прекращаются попытки прорывов боевиков через границу. Не отличаются дружелюбием участки границ с Прибалтикой, Украиной, Кавказскими республиками. Продолжается «тихая» миграционная экспансия дальневосточного региона гражданами Китая и Южной Кореи.

В этих условиях первостепенное значение приобретает высокие профессионализм пограничников, их морально-боевые качества. Пограничники ХХ1 века, верные традициям старших поколений, с достоинством и честью отстаивают интересы России на рубежах страны. Тем не менее, в новых условиях обострившегося идеологического противоборства славянства с Западом и усиливающегося диктата чуждых нам американизмов, проблема формирования у пограничников высоких морально-боевых качеств, воспитания на традициях погран.органов становится весьма актуальной.

Какова же роль традиций в жизни общества и, конкретно, жизни пограничников? Что включает в себя понятие «традиции». Традиция возникает и упрочивается как реализация индивидуальных и групповых потребностей в обществе – потребностей материального и духовного свойства. Именно они порождают мотивы поведения человека в той или иной ситуации.

Традиции – это, можно сказать, концентрированный опыт народа. Опыт бытовой, нравственный, духовный. Это народна мудрость выраженная в поведении, в укладе жизни. Ведь все предусмотреть Законами и Уставами невозможно.

В традициях в той или иной форме, как бы, фокусируются и оформляются наиболее устойчивые образцы поведения, следуя которым человек совершает или не совершает те или иные поступки, строит свою деятельность каким-то определенным образом. Традиции служат как бы регулятором поведения людей и передаются от одного поколения к другому.

Традиция закрепляется материально (архитектура, форма одежды, в т.ч. военная и др.) и духовно (культура, литература, воинский этикет, религиозное учение и др.).

Строя свою деятельность на основе ранее выработанных образцов и многократно воспроизводя их, молодое поколение само становится носителем и хранителем этих образцов и, следовательно, может таким же путем передавать воспринятые традиции последующим поколениям, что обеспечит их сохранение. А реализация традиций в новых условиях, применительно к новому этапу общественного развития является развитием самих традиций.

Прекрасно сказал о воспитательном значении традиций академик Д.Лихачев: «Ведь воспитывает человека не только семья, школа, коллектив. Незаметно для каждого из нас «учителями» становится прошлое, история. Ненавязчиво и неназойливо входят светлые картины минувшего в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению предков и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своим для человека. Он начинает учиться ответственности – нравственной ответственности – перед людьми прошлого и перед людьми будущего, которым прошлое станет не менее важно, чем нам, а может быть, с общим подъемом культуры и умножением духовных запросов – даже важнее, чем нам. Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем».

В воспитании пограничников на славных боевых и чекистских традициях велика роль изучения вами истории пограничной охраны, органов госбезопасности, ПВ. Боевой путь ПВ и органов ПС, начиная от момента их создания до сегодняшнего дня, изобилует поучительными примерами верности воинов границе Родины и воинскому долгу, мужества и героизма в борьбе с врагами, товарищества и взаимопомощи, высокого профессионального мастерства.

Прославленный пограничник Герой Советского Союза полковник в отставке Никита Федорович Карацупа за свою службу на границе задержал 467 нарушителей границы, старшина В.Демчук – более 240. Около 120 лазутчиков на юго-западной границе обезвредил старшина А.Смолин. Более 50 задержанных на счету у старшины Ф.Сумина (Биробиджанский пого).

В ходе многочисленных схваток с лазутчиками противоборства с противником на границе и сформировались боевые и чекистские традиции органов ПС, берущие истоки из боевых традиций русского и братских народов.

Вывод: Т.о., традиции органов ПС – это исторически сложившиеся обычаи, ритуалы и правила поведения пограничников, которые передаются из поколения в поколение, накапливаются и становятся добровольно соблюдаемым моральным законом для личного состава. Идейной основой традиций является патриотизм, нравственной – мораль, неиссякаемым источником – история.

Содержание боевых и чекистских традиций пограничников рассмотрим во 2-м вопросе.

 

Свято беречь и приумножать славные боевые и чекистские традиции пограничных органов

 

Важнейшей традицией пограничников, определяющей всею оперативно-служебную деятельность органов ПС, является любовь к нашей Родине, патриотизм. Кто любит Родину – ради ее безопасности выдержит все, ничего не пожалеет, в т.ч. своих сил, здоровья и самой жизни.

Символом беспредельной преданности Родине стала легендарная оборона Брестской крепости. На ее стенах и поныне сохранились слова, оставленные патриотами: «Умираю, но не сдаюсь. Прощай, Родина!».

Следующей традицией пограничников является верность военной присяге, имевшей первостепенное значение для офицера, воина еще в давние времена. Нарушение присяги испокон веков расценивается как бесчестье и не может быть терпимо в нашем обществе, тем более в коллективе пограничников.

Исключительно мужество, стойкость, верность присяге и преданность Родине проявил начальник пограничного поста Гродековского погранотряда Владимир Головин. 20 августа 1924 г., проверяя службу пограннарядов, Головин попал в засаду, был схвачен белобандитами и увезен за границу. Его неоднократно допрашивали, подвергая чудовищным пыткам. Бандиты стремились любой ценой получить от него секретные сведения. Но мужественный советский командир-пограничник не сказал ни слова.

Еще одним из многих примером верности пограничников военной присяге является подвиг связиста-пограничника А.В. Спекова. Отделение пограничников, находясь в боевом охранении, подверглось нападению большой группы финских солдат. Бойцы-чекисты, не дрогнув, приняли бой. Белофинны подожгли дом, глее заняли оборону пограничники. В последний раз отважный связист сообщил в штаб части: «Дом загорелся. Все убиты. Трудно дышать. Буду держаться… Привет Родине!…». Выскочив в окно, пограничник вступил в рукопашную схватку с врагами пытаясь пробиться к своим. Когда Спеков понял, что белофинны хотят взять его живым он последней гранатой взорвал себя и наседавших на него вражеских солдат.

Третья традиция пограничников – это любовь к своей части (кораблю), верность Знамени части (флагу корабля). За период службы для пограничников часть, застава, корабль, подразделение становятся родным домом. Здесь он мужает, учится умело защищать Родину, выполняет долг перед Отчизной, обретает друзей, боевых товарищей.

Здесь интересен пример обороны подразделения пограничников, окруженного на хуторе Хилико в декабре 1939 г. несколько дней финны засыпали пограничников минами и снарядами предпринимали десятки атак. Пограничники мужественно и стойко обороняли свои позиции. На медпункт был доставлен красноармеец Сафронов, получивший осколочное ранение. Из раны фонтаном била кровь. Бинтов и марли не было, и военврач перевязал рану обыкновенным солдатским полотенцем. Оно вскоре насквозь промокло от крови. Врач снял полотенце и наложил новую повязку.

- Товарищ военврач, не бросайте это полотенце, - сказал раненый красноармеец. – на нем моя кровь.

Врач на минуту задумался, посоветовался с товарищами и вышел из медпункта с полотенцем в руках. Вскоре весь гарнизон увидел на шестиметровом шесте развевающийся алый флаг. Этот необычный флаг – символ стойкости и мужества советских пограничников, их верности Государственному флагу того времени – 25 суток гордо развевался над героическим гарнизоном, продержавшимся в тылу противника до заключения мира. Оборону этого гарнизона возглавлял комиссар пограничного полка И.В.Тарасов.

Следующей традицией пограничников является уважение к командиру, защита его в бою.

Так, в 1985 г., пограничник Корявин Александр Васильевич, сам раненый, огнем автомата отбил атаку душманов, вынес из боя в безопасное место раненого ефрейтора Гаврилова, оказал ему помощь (за что был награжден орденом). В последнем бою ефрейтор Корявин закрыл своей грудью офицера от пули душмана. Посмертно, за личное мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых задач по оказанию интернациональной помощи афганскому народу, ефрейтору Корявину А В присвоено звание Героя Советского Союза.

Пятая традиция – это честность, моральная чистоплотность пограничников. Еще Ф.Э.Дзержинский учил: «Чекистом может быть лишь человек с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками… чекист должен быть чище и честнее любого. Он должен быть, как кристалл, прозрачным».

Особенность службы на границе состоит в том, что пограннаряды продолжительное время действуют в отрыве от своих подразделений, на значительном удалении друг от друга. Нередко они оказываются в сложной обстановке, которая обязывает солдат принимать самостоятельные решения и нести ответственность за свои действия.

Огромная роль в охране и защите границы мелких подразделений, пограничных нарядов и отдельных бойцов требует от пограничников исключительно честного и добросовестного отношения к службе, высокой сплоченности, готовности своевременно прийти на помощь товарищу, и это зачастую определяет успех боевых действий против вооруженных нарушителей границы.

Добросовестное отношение пограничников к службе, точное исполнение боевой задачи, правдивый доклад начальнику после возвращения со службы обеспечивают успех в охране и защите границы, помогают начальнику принять правильное решение и своевременные меры к надежному прикрытию участка и укреплению боевой готовности личного состава.

О высоких моральных качествах бойцов-чекистов свидетельствует и такой факт. Пограничники Перемышльского погранотряда И В Буторин и С А Рыжов задержали 3-х вражеских агентов. Нарушители пытались откупиться, предлагая бойцам деньги, золотые часы.

- Мы Родиной не торгуем, - ответили пограничники.

Шестая традиция – самопожертвование и презрение к смерти. Пограничные сторожи на месяцы уходили дозорами и станицами в Дикую степь и на порубежье. Ночевки под открытым небом и без костра не всегда укрепляли здоровье пограничников и их семейные отношения. Но с пограничной службы на купеческую или в тати никто не бегал. Каждый стойко переносил тяготы и лишения, знал – так нужно на благо Родины. В 20-х годах, закрывая государственную границу молодого Советского государства, пограничники, голодные, раздетые и разутые, живя в землянках (естественно без всяких удобств, не жаловались, что им не дают квартир и обмундирования. Но службу несли строго. Просто они очень любили свою Родину.

Так, при задержании агента абвера в 1938 г. пограничники Михайлов и Гусев 1,5 часа пролежали в талой мартовской воде под холодным дождем, поджидая незваного гостя. Когда лазутчик вплотную приблизился к замаскировавшемуся на болоте пограничному наряду, пограничники без выстрела задержали его.

Ранее, в мае 1930 г. пограничник Ереванского погранотряда Василий Красотин смело вступил в неравную схватку с 17 нарушителями границы. Входе столкновения Красотин получил три ранения, но продолжал вести бой до подхода подкрепления с заставы.

Также традицией пограничников являются стойкость, отвага и мужество.

22 июня 1941 г. фашисты на захват или уничтожение пограничных застав отводили всего по 30 минут. Пограничникам приходилось вести бой в условиях десятикратного превосходства противника в живой силе и абсолютного его превосходства в боевой технике. Вооруженные лишь легким стрелковым оружием, они мужественно защищали границу, проявляя при этом исключительную стойкость и массовый героизм. Несмотря на неравенство сил, ни одна пограничная застава на всем протяжении границы не оставила без приказа своих позиций. Фашисты обходили, окружали заставы и даже полностью уничтожили их личный состав, но принудить его к сдаче были не в состоянии.

И в мирные дни, проявив отвагу и мужество, рядовой Г.М. Гусятников, раненный, без сапог, в декабрьский пороз пробежал 36 км босиком, но задержал нарушителя границы.

Восьмая традиция – высокая военная и чекистская бдительность.

Бдительность – это любовь к своей Родине;

-это умение правильно ориентироваться в обстановке, знать, с кем и о чем говорить;

-постоянная готовность к действиям в экстремальных условиях чрезвычайных ситуаций;

-жесткость к фактам беспечности, ротозейства, халатности, недисциплинированности;

-поддержание во всём твердого порядка и законности;

-личная дисциплинированность;

-своевременное обнаружение и правильная политическая оценка по малейшим признакам, свидетельствующим о проведении противником шпионажа, диверсий, терроризма и др. специальных операций, оперативное приятие необходимых мер к предотвращению негативных последствий.

«Люди всегда были и всегда будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов,» - учил В И Ленин.

Пограничник также не может ни в коем случае равнодушно мириться с нарушениями государственной дисциплины., с идеологически ошибочными мнениями и утверждениями. Когда кто-то из товарищей из-за своей недостаточной подготовки не совсем верно истолковывает отдельные политические события, следует поправить его, помочь разобраться в сложных вопросах, а слухи и измышления антироссийской направленности, американизмы надо решительно пресекать, потому как малейшая ошибка на Государственной границе могут привести к международному скандалу и даже военному конфликту.

Долг каждого пограничника, патриота России активно бороться с прозападными влияниями, активно противодействовать распространению чуждого славянской культуре образа жизни. Компромиссов, «игры в поддавки» в области культуры идеологии и морали быть не могут!

Следующая традиция – неукоснительное соблюдение пограничных ритуалов:

- боевой расчет;

- приказ на охрану Границы;

- подъем Государственного флага;

- встреча на погранзаставе молодого пополнения;

- вручение оружия;

- первый выход на охрану Границы РФ

- посвящение в «старшие пограннаряда» и др.

Следующая традиция – строгое сохранение государственной тайны. Пограничник не имеет права вести разговоры на служебные темы вне пределов своей части, института, разглашать секретные сведения в письмах и разговорах по телефону. Пограничник также обязан вовремя остановить не в меру разболтавшегося товарища. Также небрежное обращение с документами и их утеря могут нанести серьезный ущерб государству. Ничто, в том числе и угроза смерти, не могут заставить (тем более оправдать) военнослужащего органов ПС в какой-либо мере выдать военную тайну. Предательство и болтовня приведет к усилению противника и гибели ваших товарищей.

Например, пограничник Василий Баранов, во время боя на границе был тяжело ранен и захвачен японцами. Как впоследствии стало известно, японский офицер пытался выведать у пограничника некоторые разведданные о дислокации частей и подразделений РККА на границе, о вооружении и численности пограничников на заставах. В.Баранов умер под пытками самураев. Но до последнего вздоха остался верен присяге и не выдал врагу секретной информации.

Одиннадцатая традиция – постоянное совершенствование боевой выучки и пограничного мастерства (привести свежие примеры).

Следующая традиция – исполнительность, дисциплинированность. Точное соблюдение требований уставов. Без крепкой воинской дисциплины не может быть боеспособной воинской части, подразделения. Дисциплина объединяет пограничников в единый организованный коллектив и направляет их действия под единой волей в стремлении к одной цели – защита неприкосновенности ГГ России. Не зря гласит народная мудрость: живи по уставу – завоюешь честь и славу! верно Родине служить – по уставу жить! на Государственной границе должен быть государственный порядок! Тщательным соблюдение формы одежды, молодцеватым выполнением воинского приветствия профессионал границы показывает свою готовность к подчинению своим начальникам, к выполнению приказов, к защите Родины. Внешность бойца, отмечал М.В. Фрунзе, отражает его внутреннее содержание.

Как исключительный пример исполнительности, дисциплинированности можно привести действия пограничника Ленкоранского погранотряда ряд. Сайкина Петра. Доставляя секретный пакет в погранкомендатуру, он попал в засаду и был тяжело ранен в грудь и ногу. Превозмогая боль, отважный пограничник вступил в неравный бой. Несмотря на 7 ранений, он дрался до прибытия тревожной группы, оберегая служебную почту. Герой-пограничник скончался на руках своих боевых товарищей. Его имя навечно занесено в списки личного состава части. Постановлением Московского Совета улица Живинская в Москве была переименована в ул. Сайкина.

Следующая традиция – товарищество и взаимопомощь.

Например, 16 сентября 1929 г. конный дозор одной из застав Даурского погранотряда в составе помощника НЗ Иванова и рядового Носова при возвращении с границы на заставу в пути был внезапно расстрелян. Иванов получил тяжелое ранение в грудь и упал с коня. Пограничник Носов не растерялся, он мгновенно спешился и открыл ответный огонь из винтовки по бандитам. В ходе боя, несмотря на ранение в левую руку, отважный чекист перешел на более удобную позицию и продолжил метко разить врагов. Бандиты были вынуждены в беспорядке отступить. После боя Носов отвел раненого помощника НЗ к воде, обмыл ему рану, а затем изготовил из подручного материала носилки и доставил своего командира на заставу.

Также можно привести пример взаимопомощи действия летчика ПВ КГБ майора Дзюбы Я.П. Рано утром наряд в составе капитана Г.И.Бояринцева и ряд. Н.Куль, продвигаясь по границе, обнаружил на льду следы и начал упорное преследование нарушителей. Майор Дзюба, обнаружив с воздуха НГ, вернулся за преследовавшим по следу капитаном Бояриновым, совершил смелую посадку на лед, принял офицера на борт и поднялся в воздух. При сближении с нарушителями Дзюба сделал вторую посадку, и нарушители границы были задержаны в 40 км от берега.

Без товарищества и взаимопомощи на границе нельзя. Приступая к задержании. НГ, диверсантов и разыскиваемых лиц, пограничник всегда рассчитывает на помощь в случае необходимости соседних пограннарядов, резерва отделения и ПУ, частей и подразделений ВС и ВВ, территориальных органов ФСБ и МВД РФ, местного населения.

Следующая традиция – ненависть и презрение к врагам Родины.

Например, во время Ляолянского сражения 16 августа 1904 г. 19 рота 4 бригады Заамурского погранокруга при обороне люнета у д. Мастунь была окружена японцами. Из 344 нижних чинов и 4 офицеров из окружения прорвались в штыки только 9 пограничников. Остальные погибли, унеся с собой по несколько вражеских жизней, но ни один не сдался в плен. Этот подвиг увековечен в Зимнем дворце картиной «Прорыв 19-й роты под Ляоляном».

Другой пример ненависти и презрения к врагу. В первый день ВОВ фашисты захватили тяжело раненого в бою пограничника Алексея Хомова. Стремясь добыть разведывательные сведения о советских войсках, фашисты жестоко пытали Хомова.

- Сколько людей на вашей заставе, каков запас боеприпасов? – выспрашивал офицер вермахта.

- Столько, что хватит набить вам морду, - следовал ответ.

Фашисты обещали Хомову качественное лечение; сулили богатую жизнь за предательство. Измученный пытками, пограничник из последних сил приподнялся на руках и с презрением плюнул в лицо немецкому офицеру.

Еще примером может служить подвиг Героя Советского Союза заместителя политрука В.В.Петрова. Будучи раненым, Петров прикрывал отход личного состава 7 погранзаставы от реки Западный Буг. Патроны кончились. Фашисты, окружив потерявшего много крови заместителя политрука, хотели взять его живым. Но, собрав остаток сил, Петров с возгласом «Дзержинцы в плен не сдаются!» подорвал последней гранатой себя и наседавших на него гитлеровцев.

Пятнадцатой можно назвать следующую традицию. Это железная выдержка и чувство достоинства.

Так, в начале 60-х годов, следуя по Азовскому морю, иностранный пароход, груженный коксом, попал в сильный шторм и получил большой крен. Возникла явная угроза затопления: носовая часть судна оказалась полностью в воде, волны захлестывали палубу. Команда парохода растерялась. Рулевой, бросив вахту, схватил спасательный круг; оставили свои посты и устремились к спасательным средствам и др. члены экипажа; даже капитан покинул рубку. Среди всеобщей паники спокойными оставались только лоцман советского порта Бунев и пограннаряд в состава старшего сержанта Полищука, ефрейтора Плотки и Метсика, сопровождавшие судно от порта для границы. Они показали подлинный пример находчивости и выдержки. Лоцман взял на себя руководство судном, а пограничники спешно задраивали все иллюминаторы. Чтобы выровнять судно, они мобилизовали остатки команды и начали выбрасывать кокс за борт. Только на третьи сутки, когда миновала опасность, пограничники возвратились на берег. Все это время они оставались без пищи и отдыха, но зато испытали удовлетворение: они сделали все необходимое для спасения себя, людей и судна, подняли престиж ПВ КГБ и Родины.

Т.о., обстановка на границе нередко ставит пограничные наряды в такие условия, которые требуют от личного состава проявления чувства исключительного достоинства, большой выдержки и некоторых враждебных элементов, которые пытаются спровоцировать пограничников на ответные незаконные действия и использовать это как повод для обострения обстановки на границе и подрыва мирных пограничных отношений России.

Кроме того, достоинство пограничника заключается в недопущении совершения лично и товарищами позорящих честь защитника Границы поступков: пьянство, курение в неположенных местах, сквернословие, появление в общественных местах с признаками опьянения и нарушением формы одежды.

Следующая традиция – гордость за службу на Границе и звание «пограничника», сохранность зеленой фуражки.

6 сентября 1918 года ГУПВ приказом № 12 ввело пограничную форму: фуражки и папахи с зеленым верхом, который издревле символизировал спокойствие и надежность. Первые пограничные дозоры и станицы стремились носить шапки и кафтаны зеленого (защитного) цвета, менее заметные на окружающем фоне. До революции 1917 года военнослужащие ОтдКорпПогранСтражи носили фуражки с зеленым верхом, зеленые погоны и зеленые воротники мундиров. Также можно привести слова из воспоминаний участников Великой Отечественной войны.

Бывший курсант Ново-Петергофского пограничного политического училища полковник Н.В. Калуцкий вспоминает один эпизод: « Курсанты, следуя за танками, нанесли удар по врагу с тыла. Гитлеровцы закричали в страхе: «НКВД! И бросились врассыпную. Наши зеленые фуражки пугали их, пожалуй, не меньше, чем штыки и гранаты».

Маршал Советского Союза Н.И.Крылов: «В полку пограничников те, кто был не в касках, носили зеленые фуражки. Ими гордились не меньше, чем моряки своей формой. «Пусть враг боится одного вида нашей фуражки!» - говорили бойцы-чекисты. В целом полк НКВД оказался таким, каким я рассчитывал его найти. Отношение к рубежу обороны здесь было, как на Границе».

Генерал армии И.Е.Петров: «В стойкости бойцов в зеленых фуражках можно не сомневаться. Солдаты они превосходные».

Каждый пограничник гордится своей службой на Границе, зелеными погонами и зеленой фуражкой.

И каждый год – 28 мая – все, кто служит (или служил) на Границе с гордостью одевают зеленую пограничную фуражку и выходят в парки и скверы для встречи с сослуживцами, вспоминают пограничную службу, поминают третьим тостом тех, кто не вернулся со службы, кто навечно остался на боевом посту.

Следующая традиция – профессионализм, дотошность пограничников.

Действовать профессионально грамотно – это, прежде всего, постоянно помнить о преобладании на границе политических критериев, хорошо знать и использовать накопленное многолетней практикой искусство борьбы с происками спецслужб противника, работать не по шаблону, умело действовать в нетипичных ситуациях, постоянно помнить о необходимости бдительно следить за происками врагов, своевременно выявлять и пресекать их подрывную деятельность.

Дотошность заключается в том, что пограничник всегда, в любых условиях обстановки обратит внимание на любую мелочь, вызывающую подозрение, и свои действия по проверке, поиску и задержанию преступника доведет до конца. Пограничнику «больше всех надо!». Где другой пройдет не задумываясь, пограничник выявит нарушение и примет возможные меры к задержанию виновного и устранению негативных последствий.

Приведу несколько примеров. Так, в мае 1926 года для задержания вооруженной банды контрабандистов численностью 300 чел. была направлена конная погрангруппа Каракольской погранкомендатуры в составе 12 сабель. Благодаря пограничной смекалке, мужеству и виртуозному владению оружием и приемами рукопашного боя (в особенности пограничников И.И. Плоца и Т.Г. Игнатова) контрабандисты, несмотря на свое численное превосходство, были профессионально разгромлены.

Другим примером профессионализма, настоящей чекистской смекалки являются действия рядового Потеня. Осенью 1924 года следуя лесом с заставы в погранкомендатуру, Потеня встретил человека, который и одеждой, и манерой держаться ничем не отличался от местных жителей. Решив все же убедиться, местный ли он, пограничник остановил неизвестного и спросил его: «Какой из двух дорог ближе всего пройти к комендатуре?». Убедившись в том, что прохожий не знает местности, Потеня немедленно потребовал предъявить документы. Удостоверение, которое предъявил прохожий, было выдано на имя командированного в лесничество лесовода. «А как фамилия лесника и где он живет?» - снова спросил Потеня. Прохожий начал кричать: «А ты кто такой? Пойдем в комендатуру. Не переодетый ли ты бандит?». И в тот же момент он сунул руку в карман, но мгновенно был сбит с ног и обезоружен пограничником (в кармане оказался револьвер). Задержанный оказался белогвардейским полковником, руководителем разведывательно-террористической организации.

Далее. На одном из участков границы в Таджикистане пограничники вели поиск нарушителей, прорвавшихся в наш тыл. Возникла опасность, что нарушители выйдут из зон пограннарядов. Тогда летчику А.Т. Федорову командование поставило задачу подняться в воздух. Через некоторое время он доложил, что обнаружил нарушителей. Поисковые группы не могли быстро прибыть в указанный район. Федоров принял смелое решение: он профессионально посадил самолет на узенькой площадке и с помощью др.членов экипажа задержал преступников.

Следующий пример профессионализма и дотошности пограничников. Осуществляя пограничный контроль, старшина А. Пригоронов обратил внимание на человека в форме советского офицера. Внешне он ничем особым не выделался: обмундирование, выправка – обычные, как и у др. военнослужащих. Однако подозрение старшего пограннаряда этот офицер вызвал своей какой-то подчеркнутой предупредительностью в обращении с окружающими. Подойдя к посту пограничного контроля, он сам предъявил документы, свидетельствовавшие о том, что служит он в одной из частей, дислоцирующихся в этом районе. Проверив документы, старшина Пригоронов вдруг обрадовано воскликнул:

- Позвольте, так ведь в этой части я тоже служил! Командиром у нас был п/п-к Никулин, как он, все там же?

- Да, на месте. Недавно в отпуск ушел, поехал на юг отдыхать.

- А начштаба майора Прохорова, я слышал, будто перевели в другую часть?

- Его давно уже взяли от нас.

Старшина Пригоронов в действительности никогда не служил в этой части, да и не мог пограничник служить в СА. Названные им фамилии были вымышленными. Тем более, что документы офицера были подписаны совсем другими фамилиями. Этот разговор старшине нужен был для того, чтобы проверить или «прокачать» «офицера». Ответы последнего показали, что он не тот, за кого себя выдает. На допросе задержанный признался, что был послан иностранной разведкой для шпионской деятельности.

Такие примеры можно приводить бесконечно.

Восемнадцатая традиция – уважение обычаев и традиций местного населения, опора на него и привлечение к службе по охране Г раницы.

Ведь сила воинов-чекистов заключается не только в том, что они умеют быстро разоблачать уловки врага, а еще и в том, что пограничник пользуется широкой поддержкой советских людей, которые активно помогают нам в борьбе с тайными врагами. Ранее даже существовал девиз: «Границу СССР охраняет весь советский народ!».

Так пасмурным октябрьским днем 1935 г. колхозный пастух д. Базамея Даниил Коломиец и его 14-летний сын в 10 км от границы заметили в кустах подозрительного человека. Пастухи подошли к нему и потребовали предъявить документы. Вместо документов неизвестный выхватил из кармана оружие. Но это не испугало советских патриотов. Они разоружили врага и связали. Задержанный просил отпустить его и предложил колхознику крупную сумму денег. Даниил Коломиец доставил пойманного преступника на погз.

Далее. Высокий патриотизм проявила семья путевого обходчика А.В. Артемова. За несколько лет службы на пограничной станции Артемов, его жена, 2 сына и 3 дочери помогли пограничникам задержать 172 нарушителя ГГ. А В Артемов был награжден орденом «Знак Почета», его сын Александр – орденом Красной Звезды, а остальные члены семьи получили ценные подарки.

Эти примеры ярко подтверждают то положение, что в России интересы народа и защитников Границы едины. Совместными усилиями они противостоят разведывательно-подрывной деятельности противника на границе, обеспечивая безопасность России.

Об этом образно и точно написал А. Авдеенко в своей повести «Над Тисой»: «Силы, противостоящие нарушителю, неисчислимы. Прорвавшись сквозь первую линию обороны границы он должен наткнуться на вторую, потом на третью. Усилия тысяч людей – солдат, чекистов, рабочих, колхозников направлены на то, чтобы схватить его, не дать уйти вглубь нашей страны. Легендарный Антей черпал силу у земли-матери, солдат границы – в беззаветной поддержке народа».

Т.о., защитники Границы исторически имеют славные боевые и чекистские традиции. Слово «пограничник» в России произносится с большим уважением, т.к. люди видят в пограничниках бдительных и мужественных защитников российских границ и местного населения от преступных посягательств. И наша с вами задача – свято беречь и приумножать названные в лекции традиции органов ПС ФСБ РФ.

 

Заключение. Мы рассмотрели на героических подвигах воинов-пограничников славные боевые и чекистские традиции органов ПС России. Они являются основополагающим стержнем ПС, патриотизма и верности воинскому долгу и неразрывно связаны с боевыми традициями территориальных органов ФСБ, МВД, РА и флота.

В современных условиях нестойкости российской государственности единственной силовой структурой, не только не прекратившей выполнение своих обязанностей, но и усиливающей свой потенциал, является ПС. И в то же время, как враждебные России силы (во главе с НАТО и ЦРУ), при помощи внутренних подлецов и предателей, пытаются добить Россию как государство, мы обязаны неуклонно следовать пограничным традициям.

И не забывайте, что противник пытается вытравить, скомпрометировать наши традиции. Он не хочет, чтобы у нас нашлись новые Корчагин, Матросов, Маресьев, Гастелло и Космодемьянские. И кто из сотрудников сознательно или несознательно не соблюдает пограничных традиций, тот помогает врагам России.

Приведу слова М.И. Калинина, как никогда актуальные в наши дни: «Нет слов, умереть за Родину – это большое дело, это подвиг. Но вопрос в том: как умереть? Нельзя умирать пассивно, без самой отчаянной борьбы. И если действительно понадобится умирать, то надо это делать так, чтобы отдавать с боем свою кровь каплю за каплей и чтобы до последней капли крови пулемет в руках бойца разил врага. Это – призыв к действию длительному, настойчивому, неукротимому».

Только тогда мы победим.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приложение1 | Китайский Новый год

Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 2628. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия