Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Каждому морю – дождя глоток.





Каждому яблокуместо упасть,

Каждому ворувозможность украсть,

Каждой собакепалку и кость,

Каждому волкузубы и злость

(В. Цой. «Песня без слов»).

Период – стилистическая фигура, представляющая собой структурное и смысловое единство, образованное простым и сложным предложением или сложным синтаксическим целым (сочетанием нескольких предложений, характеризующимся относительной завершённостью микротемы, смысловой и синтаксической спаянностью компонентов). Период разделяется на две интонационно противопоставленные части протазис (повышение, восходящее движение тона) и аподозис (понижение, нисходящее движение тона). В первой части периода часто наблюдается синтаксический параллелизм. По смысловой связи между протазисом и аподозисом выделяют такие типы периодов: временные (в протазисе – время действий, событий, явленпий), причинно-следственные (в протазисе – причина), определительные (в протазисе –определение, предмета речи), предикативные (в протазисе – подлежащее, в ападозисе – сказуемое), соединительные (в аподозисе – дополнение к сказанному в протазисе), сопоставительные (между протазисом и аподозисом – отношения сопоставления), сравнительные (между протазисом и аподозисом – отношения сравнения), условные (в протазисе – условие), уступительные (в протазисе указываются обстоятельства, препятствующие совершению того, о чём говорится в аподозисе).

Примеры:

* «Счастие или грусть –

Ничего не знать наизусть

В пышной тальме катать бобровой,

Сердце Пушкина теребить в руках,

И прослыть в веках –

Длиннобровой,

Ни к кому не суровой –

Гончаровой»

(М. Цветаева);

* «За то, что на свете я жил неумело,

За то, что не кривдой служил я тебе,

За то, что имел небессмертное тело,

Я дивной твоей сопричастен судьбе»

(А. Тарковский).

Каламбур – игра слов, основанная на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова.

Примеры:

«Приятно поласкать дитя или собаку, но всего полезнее полоскать рот» (К. Прутков);

* «Пайковые книги читаю,

Пеньковые речи ловлю

И грозное баюшки-баю

Колхозному баю пою»

(О. Мандельштам).

Сравнение – грамматически оформленноеобразное уподобление одного предмета или явления другому предмету или явлению с целью выделения важного для автора признака объекта речи. Лингвистический статус сравнения спорен: с одной стороны, оно обычно имеет структурную организацию и формальные показатели (союзы как, словно, будто, точно, чем, нежели, как будто, глаголы походит, напоминает и т. п.), с другой стороны, образность при использовании сравнения создаётся по большей части за счёт значений слов (компонентов уподобления).

Способы грамматического оформления сравнения:

сравнительный оборот – обособленный оборот, вносящий дополнительное значение и занимающий относительно самостоятельное и свободное положение, чаще – трёхчленная конструкция со сравнительным союзом. Члены такой конструкции – обозначения обоих сравниваемых понятий (сопоставляемое и сопоставляющее), основания сравнения (признак, по которому они сопоставляются) и сравнительный союз: * «Нерасцепленные звенья, / Неосиленная тень, – / И забвенье, но забвенье, / Как осенний мягкий день» (И. Анненский);

сравнительная степень имени прилагательного или наречия: * «Вы сегодня бледнее луны...» (А. Вертинский);

творительный падеж существительного со значением сравнения: * «И падает шёлковый пояс / К ногам его – райской змеёй» (М. Цветаева);

лексические средства со значением сравнения (похож, сходен с, походит, напоминает и др.): * «Не пой, красавица, при мне / Ты песен Грузии печальной: / Напоминают мне оне / Другую жизнь и берег дальный» (А. С. Пушкин).

Развёрнутое сравнение охватывает весь текст и представляет собой несколько сравнений, указывающих на большое количество общих признаков у сравниваемых предметов и явлений, в результате возникает несколько параллельно выписанных образов: * « То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, То моё сердечко стонет, Как осенний лист дрожит» (Русская народная песня).

К особой разновидности относится отрицательной сравнение, в котором явления сопоставляются через отрицание их тождества: * « Не тростник высок колышется, Не дубравушки шумят, Молодецкий посвист слышится, Под ногой сучки трещат» (Н. А. Некрасов).

Развёрнутое и отрицательное сравнение, как показывают примеры, приведённые выше, могут контаминировать.

Основная функция сравнения – изобразительная. И действительно, поэтические и прозаические примеры использования сравнения показывают, что этот приём создаёт яркие образы, а также усиливает впечатление, создаваемое другими приёмами:

* «Образ твой, мучительный и зыбкий,

Я не мог в тумане осязать.

«Господи!» – сказал я по ошибке,

Сам того не думая сказать.

Божье имя, как большая птица,







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 450. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия