Философия Платона. Датами жизни Платона представляются 427-347 гг
Платон и Аристотель создали классические и универсальные философские системы, объемлющие и разрешающие вопросы о сущности бытия, о природе человеческого познания, о назначении и смысле человеческой жизни. Историческое развитие философии неразрывно связано с платонизмом. В русской философии платонизм был воспринят предельно широко, как некое духовное устремление, «как указующий перст от земли к небу, от долу - горе». (См.: Ф лоренский П. А. Смысл идеализма. Сергиев Посад, 1914. С. 6.) Датами жизни Платона представляются 427-347 гг. до н.э. Это выдающийся философ античности, создатель обоснованной теории объективного идеализма. Его идеи как нервы пронизывают не только мировую философию, но и всю мировую культуру. В системе Платона нашли выражение основные идеи предшествующих философских учений. Он подверг критике материалистические идеи атомизма и четко обосновал принципы объективного идеализма по онтологическим, гносеологическим, социальным и аксиологическим разделам философского знания. Платон не только философ, но и ученый, занимавшийся специальными вопросами математики, космологической астрономии, акустики. Он - поэт и драматург, основатель философской школы в Афинах, названной впоследствии Платоновской Академией и просуществовавшей целых девять столетий, вплоть до 529 г. н.э. Учение Платона изложено в его диалогах, представляющих собой философские сцены, в которых ведут спор конкретные исторические лица - Сократ, Аристофан, Алкивиад, Горгий и т.д. До нас дошли рукописи 34 диалогов. В целом философская система Платона сложна и по форме, и по содержанию. Общее представление о воззрениях Платона дает диалог «Закон». Гносеологические проблемы системно изложены в диалогах «Федр» и «Менон».Центральное место в его системе занимает учение об идеях, которое раскрывается в диалогах «Пир», «Федон», «Закон», «Парменид». Свои социальные и аксиологические взгляды Платон излагает в диалогах «Политик», «Государство», «Законы». Теория идей составляет главное содержание философии Платона. В своих онтологических воззрениях он выделяет подлинное и действительное бытие - это мир неизменных и вечных идей как высший, невидимый и неподдающийся чувственному восприятию ввиду его идеальности, бестелесности. И этот мир, по Платону, является первичным, определяющим, истинно существующим. Наш же мир чувственно воспринимаемых явлений представляется Платону вторичным, производным, неким чувственным аналогом и даже «тенью» идеального мира. Реальный мир вещей и процессов Платон считает не подлинным бытием (небытие), это мир «становления», здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, но никогда не «есть». В диалоге «Тимей» говорится: «Прежде всего надо различать, что всегда существует и никогда не становится, а что всегда становится, но никогда не существует». Мир в целом, по Платону, это грандиозная иерархически организованная система. Вершиной ее является верховное благо. Эти идеи высших ценностей бытия - истинное, прекрасное, благое, справедливое. Средняя часть - это мир вещей и физических явлений и соответствующие им идеи движения, цвета, звука и т.д. Нижняя часть мира представлена материей, которая рассматривается как зависимая от идей, многообразие различных существ, тел, предметов и т.д. (идея человека, животного, дерева, дома и т.п.). Материя предстает как беспорядочно изменчивая среда, источник нарушения гармонии мирового процесса, как небытие или инобытие идеального мира. Окружающий человека космос (природа) создан Демиургом - творцом (Бог), которым определен порядок и последовательность всех процессов. Платон впервые использует понятие «диалектика». Он дает ее разработку как метода и теории о связях, отношениях и развитии применительно к миру идей. Платон выявляет и характеризует развитие через анализ соотношения противоположных определений: «сверх природного» (бытия) и «природного» (инобытия); бытия и становления; ума и необходимости; образа и подобия; вечности и времени; неделимого и делимого; космоса умопостигаемого и космоса зримого; взаимосвязи идеи или эйдоса как бестелесного с вещью, телом. Вернемся к пониманию «идеи» в учении Платона, как его центрального звена. Почему он отдает приоритет идеальному перед материальным, конструирует из идеального особый мир, отделяет его и противопоставляет как истинный миру реальному? Идеи он называет сущностями. Встает вопрос: а каково же соотношение между идеей и вещью? Идеи - отражение вещей или вещи являются порождением идей? В обыденном понимании у нас, естественно, существует различение, допустим, идеи стола и самого стола, идеи шубы и самой шубы. Несколько сложнее представить это различение на уровне физических явлений, например, идея воды и сама вода. Идея числа и само число, шар идеальный и шар реальный. На уровне общественных и социальных явлений эти трудности многократно возрастают. Глубокую трактовку соотношения идеи и вещи в платоновском духе дал русский философ Алексей Федорович Лосев (1893-1988). Он был блестящим знатоком античности и тонким исследователем творчества Платона. Его интерпретация понимания идеи в главных моментах такова: идея вещи есть смысл вещи; идея вещи - невещественна, нематериальна, бестелесна. Идея вещи представляет собой целостность и единство всех отдельных частей и особенных ее проявлений. Она выступает законом для возникновения единичных проявлений той или иной вещи. Учение об идее предстает таким образом как выражение принципа, смысла, целостности, качественной определенности, сущности и закона. Следовательно, идея вещи обладает, по Платону, своим собственным и вполне самостоятельным существованием. Она есть особая реальность, духовная реальность, особая идеальная вещь или субстанция, основа любой вещи. В своем полном и совершенном виде, считал Платон, идеи существуют только на небе. Эвристическое и творческое значение идеи, идеального, разработанное Платоном, имеет непреходящее значение. Судите сами. К примеру, видимая, субстратная основа воды может иметь состояние льда, пара, жидкости. Идея же воды не кипит, не замерзает и не разливается. Идея колеса - и неисчислимое конкретное их реальное множество; идея вечного двигателя, которая так и не умирает, и т. п.Все на свете имеет свою идею, смысл, цель, назначение. Поэтому истинным познанием Платон считал то, которое проникает в мир идей, т.е. разумное, рациональное познание. Чувственное же познание вторично, несущественно. За познание ответственна душа человека. Она бессмертна, бестелесна, вечна. Душа состоит из трех иерархично упорядоченных частей. Высшая ее часть - разум. Другая часть - это воля и благородные желания. И, наконец, ее низший этаж составляют влечения, аффекты, чувственность. Процесс познания есть воспоминание душой тех идей, с которыми она встречалась в мире идей до соединения с телом человека. Согласно своему учению, он и в человеке различает, с одной стороны, бессмертную душу и, с другой, - смертное, тленное тело. Душа подобна идее - она едина и неделима, находится в самодвижении. Платон является сторонником теории переселения душ. После смерти душа отделяется от тела. И затем, в зависимости от того добродетельно или греховно вела себя в земном мире, она переселяется в другое тело - человека или животного. Добродетель, которую особо высоко ценил Платон, это - мера. Интерес представляют социальные и аксиологические воззрения Платона. По сути, он является автором первой утопии, теории идеального государства, целью которого является создание совершенного общества, совершенного человеческого рода, совершенной личности. В его идеальном государстве последовательно проводится примат всеобщего над индивидуальным в общественно-политической жизни. Вечным идеям и представлениям о благе, справедливости, равенстве, нравственности соответствует строгая иерархия отношений, сословий порядков и государственного устройства.
|