Стилистические фигуры- это особые построения фраз.
Инверсия (от лат. inversio – «перевертывание», «перестановка») –обратный порядок слов в предложении. В русском языке существует прямой порядок слов: сначала – подлежащее, потом сказуемое; дополнение и обстоятельство, выраженное существительным, ставятся после слов, к которым они относятся; определения-прилагательные и обстоятельства-наречия – перед главными словами. Нарушение привычного порядка слов и является инверсией. Обычно прием инверсии позволяет выделить наиболее значимые слова: Роняет лес багряный свой убор, Сребрит мороз увянувшее поле, Проглянет день, как будто поневоле, И скроется за край окружных гор. (А. Пушкин) Особое значение инверсия приобретает в поэтических рекстах, так как является не только стилистической фигурой, но и придает стихотворению определенный ритм. Инверсия влияет на интонационную характеристику предложения, на его эмоциональный строй: Из смиренья не пишутся стихотворенья, И нельзя их писать ни на чье усмотренье. Говорят, что их можно писать из презренья. Нет! Диктует их только прозренье. (Л. Мартынов) Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Они помогают выразить чувства и мысли лирического героя: сомнение, неуверенность; передают внутреннюю напряженность, усиливают эмоциональность стихотворения: Снежная равнина, белая луна, Саваном покрыта наша сторона. И березы в белом плачут по лесам. Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам? (С. Есенин) Риторические восклицания и обращения (высказывание адресуется, как правило, неодушевленному лицу) также помогают передать мысли и чувства автора, раскрыть его внутренний мир: Мечты, мечты! Где ваша сладость! (А. Пушкин) Эллипсис (от греч. ellepsis — выпадение, опущение) — пропуск во фразе какого-либо слова, легко восстанавливаемого по смыслу: «Я за свечку, свечка — в печку» (К. Чуковский).
Синтаксический параллелизм построен на одинаковом построении идущих друг за другом предложений: И проходят мимо люди добрые: Пройдет стар человек — перекрестится, Пройдет молодец — приосанится, Пройдет девица — пригорюнится, А пройдут гусляры — споют песенку. (М. Лермонтов) Хиазм (гр. chiasmos – расположение чего-л. в виде греческой буквы X – «хи») – это одно из изобразительных синтаксических средств, стилистическая фигура, в которой параллельные члены предложения расположены сначала в прямой, а затем в обратной последовательности: Нас было четыре сестры, четыре сестры нас было (М. Кузмин). Хиазм выделяет, подчеркивает наиболее важную для автора информацию. [Хиазм в изобразительном искусстве – изображение стоящей человеческой фигуры, в которой тяжесть тела перенесена на одну ногу (опорную), и поднявшемуся из-за этого бедру соответствует опущенное плечо, а другому, опущенному бедру – поднятое плечо. Известный уже античным скульпторам, Х. был заново открыт итальянскими мастерами Раннего Возрождения]. Бессоюзие — фигура, основанная на намеренном пропуске союзов между словами в словосочетании и предложении: Швед, русский колет, рубит, режет... (А. Пушкин); Мелькают мимо будки, бабы, мальчишки, лавки, фонари… (А. Пушкин) Бессоюзие, как и эллипсис, придает речи напряженность, стремительность. Многосоюзие – фигура, основанная на повторе одних и тех же союзов: И чувства нет в твоих очах, И правды нет в твоих речах, И нет души в тебе... (Ф. Тютчев) В отличие от бессоюзия и эллипсиса, многосоюзие замедляет темп речи, призывает читателя задуматься, поразмышлять вместе с автором. Множественность однородных членов предложения – фигура, основанная на множественном употреблении однородных членов предложения: Я читал, жил чужими выдумками, а поле, усадьба, деревня, мужики, лошадь, мухи, шмели, птицы, облака — все жило своей собственной, настоящей жизнью (И. Бунин). Употребление множественности однородных членов предложения помогает автору подчеркнуть все многообразие окружающего мира, создать полную картину действительности.
Анализируя изобразительные средства синтаксиса, можно сделать вывод, что синтаксис — это не только раздел русского языка, изучающий словосочетание и предложение, но и языковой уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства, существующие не изолированно, а в синтаксической единице — предложении.
|