Термин
| Смысл
| Пример
| Возможности использования
|
Фигуры повтора
|
Аллитерация
| Звуковой повтор согласных
| Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона
| Украшение поэтической речи, создание звукового образа
|
Ассонанс
| Звуковой повтор гласных
| Быстро лечу я по рельсам чугунным
| Украшение поэтической речи, создание звукового образа
|
Звукоподражание
| Передача звуковых впечатлений словами, напоминающими звучание природных явлений
| Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши
| Создание звукового образа
|
Морфемный
повтор
| Повторение морфем, чаще всего корня
| Над откосами косами косят
| Украшение поэтической речи, обыгрывание внутренней формы слова
|
Словесный
повтор
| Повторение слов с одними и теми же морфологическими признаками, чаще всего с одинаковым корнем
| Вам, господа, нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия
| Выделение ключевых слов, усиление восприятия ударного слова
|
Смысловой
повтор
| Употребление тождественных или близких по смыслу слов
| Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно
| Выделение, уточнение и акцентирование мысли
|
Синтаксический параллелизм
(синтаксический повтор)
| Повторение однотипных предложений или словосочетаний, имеющих разное словесное наполнение
| Прозвучало над ясной рекою,
прозвенело в померкшем лугу.
Прокатилось над рощей немою…
| Экспрессия текста, усиление речевого воздействия
|
Фигуры расположения
|
Термин
| Смысл
| Пример
| Возможности использования
|
Инверсия
| Изменение обычного порядка слов в предложении
| Руку мне не подал он на прощанье
| Выделение смыслового центра предложения
|
Градация
| Последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающего (реже убывающего) значения
| Не час, не день, не год пойдет…
| Создание семантического повтора, усиление мысли, чувства, детализация описания
|
Парцелляция
| Расчленение предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения
| XXI век должен стать чистым веком. Веком нравственной чистоты. Веком чистоты планеты. Веком чистоты космоса.
| Выделение смысла каждого слова и усиление эмоциональности речи
|
Бессоюзие
(асиндетон)
| Построение предложения, в котором однородные члены или части сложного предложения связываются без союзов
| Швед, русский колет, рубит, режет…
| Придание речи динамизма, насыщенности
|
Многосоюзие
| Повтор союза, часто в положении анафоры
| И блеск, и тень, и говор волн…
| Придание речи плавности, неторопливости
|
Номинативная цепочка
| Дублирование существительных в именительном падеже
| Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.
| Яркость описаний, динамизм речи
|
Инфинитивная цепочка
| Дублирование глаголов в неопределенной форме
| Бороться, искать, найти и не сдаваться.
| Лаконичное выражение состояний и действий в их сложных взаимодействиях
|
Эллипсис
| Сознательный пропуск какого-либо члена предложения, легко восстанавливаемого в контексте. Чаще всего сказуемого
| Я за свечку, свечка - в печку, я за книжку – та бежать и вприпрыжку под кровать
| Передача динамики движения, придание тексту раскованности, афористичности
|
Фигуры повтора и расположения
|
Анафора
| Один и тот же элемент (слово, звук, морфема и т.д.) повторяется в начале каждой конструкции (строки, строфы и т.д.)
| Не Русь ли пламенем объята,
Не Русь ли алая до дна?
Не Русь ли хохотом набата со всех сторон озарена?
| Выразительность конструкции, выделение опорных слов
|
Эпифора
| Один и тот же элемент (слово, звук, морфема и т.д.) повторяется в конце каждой конструкции (строки, строфы и т.д.)
| Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно, и не больше, чем нужно
| Создание афоризмов, выделение опорных слов, усиление экспрессивности
|
Эпонафора
(стык)
| Повторение в начале конструкции тех элементов, которыми заканчивалась предыдущая конструкция
| В болтливости скрывается ложь, а ложь, как известно, мать всех пороков
| Создание афоризмов, выделение опорных слов, усиление экспрессивности
|
Кольцо
| Повторение в конце фразы ее начала
| Забота о хлебе для себя – это материальная забота, а забота о хлебе для ближнего – это духовная забота
| Варьирование значений ключевых слов
|
Хиазм
| Фраза, в которой вторая половина зеркально отражает первую
| Мир – это когда дети хоронят родителей, война – когда родители хоронят детей
| Варьирование значений ключевых слов, усиление эмоционально воздействия
|
Фигуры имитации (противоречия содержания и формы)
|
Аллегория
| Изображение абстрактной идеи посредством конкретного, традиционно употребляемого однозначного образа
| Медведь на воеводстве
Здравомысленный заяц
| Образы животных воплощают различные качества людей, нравственные и социальные явления
Создание иносказания
|
Аллюзия
| Упоминание имен, названий, которые ассоциируются с определенными знакомыми всем текстами или историко-культурными событиями
| Слава Герострата не давала ему покоя.
| Встраивание текста в широкий культурный контекст
|
Реминисценция
| Использование «чужого слова» - элементов другого произведения на звуковом, лексическом, образном, идейном уровне
| О.Мандельштам: «И вокруг вещи слово блуждает свободно, как дуга вокруг брошенного, но не забытого тела» (Тютчев «Как души смотрят с высоты на ими брошенное тело»)
| Создание ассоциативных связей нового и старого контекстов, обогащение восприятия произведения
|
Умолчание
| Подчеркнутый обрыв высказывания или его смягчение
| Я не буду описывать вам ужас и крики, кровь, заливающую баррикады
| Недоговоренная мысль дает возможность читателю домыслить ее по-своему
|
Риторический вопрос
| Утверждение высказывается в форме вопроса
| Иль нам с Европой спорить ново? Иль русский от побед отвык?
| Усиление эмоциональности текста
|
Риторическое восклицание
| Восклицательное предложение, играющее в тексте роль эмоционального усиления
| То было в утро наших лет – О счастие! О слезы! О лес! О жизнь! О солнца свет! О свежий дух березы!
| Усиление эмоциональности текста
|
Риторическое обращение
| Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения
| Черная, потом пропахшая выть! Как мне тебя не ласкать, не любить!
| Усиление эмоциональности текста
Превращение слушателя в собеседника
|