Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 2. Комедия «Недоросль» - шедевр русской драматургии XVIII века




B)&арабскими цифрами

Как обозначаются осевые привязки капитальных стен расположенных по ширине здания:

A)&буквами русского алфавита

Какие применяются виды проецирования для выполнения наглядных изображений предмета:

E)&аксонометрическое

Точные показатели искажений прямоугольной изометрии равны:

A)&вдоль оси ОХ – 0, 87, вдоль оси ОУ – 0, 87, вдоль оси OZ – 0, 87

Точные показатели искажений в косоугольной фронтальной диметрии равны:

C)&вдоль оси ОХ – 1,0, вдоль оси ОУ – 0, 5, вдоль оси OZ – 1,0

Точные показатели искажений в прямоугольной диметрии равны:

B)&вдоль оси ОХ – 0, 94, вдоль оси ОУ – 0, 47, вдоль оси OZ – 0, 94

Построение трехзвенной координатной ломаной аксонометрической проекции точки в стандартных аксонометриях – это:

C)&построение трех ломаных линий, перпендикулярных (в пространстве) друг другу

Построение стандартной аксонометрии прямой линии общего положения основано на:

E)&построении трехзвенных координатных ломаных трех её точек

Аксонометрическая проекция прямой линии уровня (горизонтали):

C)&параллельна вторичной её проекции на плоскости ХОУ

Если известна прямоугольная изометрия треугольника общего положения, то его вторичная проекция на плоскости ХОУ – это:

E)&треугольник, меньший по размерам относительно изображаемого треугольника

Если известна прямоугольная диметрия окружности, плоскость которой параллельна плоскости ХОУ, то её вторичная проекция на плоскости XOZ – это:

C)&эллипс

Для передачи более полной наглядности призматического тела (равноценность взглядов «прямо», «сверху», «слева») применяется:

E)&горизонтальная изометрия

Прямоугольная изометрия правильного шестиугольного основания пирамиды, ось которой проходит через вершину пирамиды и центр шестиугольника есть:

D)&неправильный шестиугольник

Прямоугольная диметрия окружности основания конуса вращения, вершина которого совпадает с началом аксонометрической системы координат, а ось конуса наклонена к плоскости ХОУ под углом 45о – это:

C)&эллипс

В архитектурно-строительном черчении при наглядном (аксонометрическом) изображении планов зданий, сооружений, комплекса микрорайона предпочтение отдается:

D)&горизонтальной изометрии

Основной геометрической структурой рисунка и живописи на плоском носителе является:

A)&линейная перспектива на вертикальной плоскости

Какая из плоскостей не входит в систему линейной перспективы на вертикальной плоскости:

E)&мнимая плоскость

В линейной перспективе на вертикальной плоскости базовыми геометрическими фигурами являются:

A)&точки зрения, точка стояния, главная точка картины, линия горизонта, основание картины

Если изображаемая прямая в линейной перспективе на вертикальной плоскости параллельна плоскости картины и предметной плоскости, то её перспектива:

A)&параллельна основанию картины

Если изображаемая прямая в линейной перспективе на вертикальной плоскости перпендикулярна предметной плоскости, то её перспектива:

C)&пересекает линию горизонта под острым углом

Если изображаемый в линейной перспективе на вертикальной плоскости треугольник перпендикулярен предметной плоскости, то его вторичная ортогональная проекция на плоскости картины есть:

C)&три совпадающих отрезка на одной прямой

Если изображаемая в линейной перспективе на вертикальной плоскости окружность, параллельна горизонтальной плоскости, то её перспектива – это:

C)&эллипс

Рационально-лучевой способ Альбрехта-Дюрера построение линейной перспективы на вертикальной плоскости основан на применении:

C)&лучей, исходящих из точки зрения и направленных на точки изображаемого объекта. При этом лучи пересекают прозрачную плоскость картины

В радиально-лучевом способе Альбрехта-Дюрера построения перспективы отсутствуют:

D)&точки схода перспектив параллельных прямых

Способ архитекторов построения перспективы целесообразно применять тогда, когда в изображаемых объектах на плане зданий и сооружений:

E)&доминируют пересекающиеся под прямым углом прямые линии

Комбинированный способ Дюрера и архитекторов построения перспективы целесообразно применять тогда, когда:

C)&доминируют пересекающиеся под прямым углом прямые линии, а одна из точек схода перспектив прямых находится за границами картины

В способе Добрякова – Дюрера построение перспективы плоскость картины:

E)&одна из плоскостей проекции чертежа Монжа

Для придания большой выразительности перспективы здания, сооружения в наружном пространстве строят тень по типу:

E)&падающая

Точечное искусственное освещение при построении теней зданий в перспективе применяют:

B)& в ночное время суток

При построении в перспективе падающей тени от точки на предметную плоскость строят тень от отрезка прямой, проходящего через заданную точку, когда основание отрезка – это:

D)&точка пересечения перпендикуляра, опущенного из заданной точки на предметную плоскость

Падающая тень в перспективе от вертикального отрезка на предметную плоскость – это результат пересечения:

B)&вертикальной лучевой плоскости, включающей отрезок с предметной плоскостью

Падающая тень в перспективе от горизонтальной прямой параллельной одному из доминирующих направлений в способе архитекторов стремится:

D)&в точку схода перспектив параллельных прямых заданного доминирующего направления

Собственная тень геометрического тела в перспективе определяется:

C)&границами контура, падающей тени тела на предметную плоскость

Если направление освещения в перспективе выбрано «слева направо» из-за спины зрителя, а точка схода перспектив световых лучей находится ниже линии горизонта, то падающая тень от отрезка вертикальной прямой:

B)&уходит вправо от наблюдателя и от главной точки картины

Искусственное освещение от точечного источника света целесообразно применять (в перспективе) при построении теней:

C)&в интерьере

Где должен располагаться источник света при выполнении вида:

D)& все равно где

Как выполняется технический рисунок:

A)& в глазомерном масштабе

Какой формат имеет площадь один квадратный метр:

E)& А0

Каким методом выполняют построение видов:

B)& первого угла

Какой способ проецирования применяется при изготовлении чертежей согласно стандартам ЕСКД на территории Казахстана:

D)& европейский

Какой способ проецирования применяется при изготовлении чертежей согласно стандартам ЕСКД на территории СНГ:

D)& европейский

Какие размеры имеет основная надпись первого листа спецификации:

C)& 40*185

Какие размеры имеет основная надпись второго листа спецификации:

E)& 15*185

Где размещают текстовую часть чертежа:

D)& над основной надписью

Где на чертеже указывается допуск на изделие:

A)& с размерами

Где на чертеже указываются некоторые параметры изделия:

E)& в правом верхнем углу формата

Где на чертеже указываются технические требования на изделие:

D)& над основной надписью

В чем измеряется метрическая резьба:

A)& мм

В чем измеряется упорная резьба:

A)& мм

В каких единицах измеряется трубная резьба:

E)& дюйм

Какая резьба относится к ходовой:

E)& упорная

Какая резьба не является стандартной:

A)& специальная

Как называют изображение, полученное проецированием предмета или его части на плоскость, не параллельную основным плоскостям проекций:

A)& дополнительным видом

Как складываются чертежи различного формата для передачи его на хранение:

D)& под формат А4

Какие размеры имеет основная надпись чертежа:

A)& 55*185

Как обозначаются разрезы на чертежах:

B)& двойной буквой русского алфавита

Как обозначаются местные виды на чертежах:

A)& одной буквой русского алфавита

Где на чертеже указывается марка материала на изделие:

C)& в основной надписи

Что называют резьбой:

C)& винтовая линия образованная плоским контуром на цилиндрической и конической поверхностях

Какой тип резьбы является основным для крепежных изделий:

D)& метрическая

Какой тип резьбы является основным для соединения фитингов изделий:

B)& трубная цилиндрическая

Какой тип резьбы мелкий шаг:

D)& метрическая

Какой тип резьбы применяется на электролампах:

C)& круглая

В чем измеряется метрическая резьба:

A)& мм

В чем измеряется упорная резьба:

A)& мм

В каких единицах измеряется трубная резьба:

E)& дюйм

Какая резьба относится к ходовой:

E)& упорная

Какая резьба не является стандартной:

A)& специальная

Какая резьба может выдерживать большие силовые нагрузки:

E)& упорная

Какая резьба является многоходовой:

E)& упорная

Какой профиль имеет метрическая резьба:

C)& треугольник

Какой профиль имеет упорная резьба:

D)& трапеция

Какой профиль имеет специальная резьба:

B)& прямоугольник

Какой профиль имеет круглая резьба:

A)& дуга

Как изображается граница резьбы на чертежах:

E)& линия разрыва

Чему равен один дюйм:

B)& 2, 5 см

Что относят к элементам резьбы:

E)& все ответы правильные

Каким размером характеризуется длина болта:

C)& длиной тела

Какую резьбу имеет болт:

D)& метрическая

Сколько видов необходимо начертить, чтобы понять форму болта:

A)& 2

Как изображают пружину на сборочных чертежах, если диаметр проволоки менее 2 мм:

C)& ломаной линией

Как изображают пружину на сборочных чертежах, если диаметр проволоки более 2 мм:

B)& двумя витками с каждой стороны

Как изображают пружину на рабочих чертежах:

B)& двумя витками с каждой стороны

Где наносятся размерные числа при горизонтальной размерной линии:

A)& над размерной линией

Где наносятся размерные числа при вертикальной размерной линии:

E)& слева от линии

Где наносятся размерные числа, если мало места на размерной линии:

D)& на полке- выноске

Какой наклон букв чертежного шрифта установлен ГОСТом:

B)& 75º

Какое проецирование используется для построения изображений на машиностроительных чертежах:

D)& прямоугольное

Какое проецирование используется для построения технического рисунка:

E)& аксонометрическое

Какое проецирование используется для построения наглядных изображений зданий:

C)& перспектива

С какой целью выполняют эскиз:

C)& показать необходимые виды

С какой целью выполняют технический рисунок:

E)& для изображения наглядности

Эскиз это:

D)& временный документ

Как должна располагаться на главном виде деталь, состоящая из тел вращения, на рабочем чертеже:

A)& ось предмета должна быть параллельна основной надписи

Как должна располагаться на главном виде деталь, состоящая из многогранных поверхностей, на рабочем чертеже:

D)& содержать наибольшую информацию о детали

Как должна располагаться на главном виде деталь, имеющая ребра жесткости или тонкие стенки, на рабочем чертеже:

B)& как она находится в работе

Как должна располагаться на главном виде деталь, изготовленная способом штамповки или ковки, на рабочем чертеже:

E)& нет определенных требований о ее расположении

Как изображаются ребра жесткости и тонкие стенки на разрезах, если они попадают в секущую плоскость по длине или высоте:

A)& не заштриховываются

Как изображаются ребра жесткости и тонкие стенки на разрезах, если они попадают в секущую плоскость по толщине:

B)& заштриховываются

Как изображаются ребра жесткости и тонкие стенки на разрезах в аксонометрических проекциях:

B)& заштриховываются

Что называется стандартизацией:

A)& установление и применение правил

Какой стандарт отвечает за разработку конструкторской документации:

D)& ЕСКД

Как называется чертеж сборочной единицы, который выполняется на стадии разработки рабочей документации:

B)& сборочный чертеж

Как называется чертеж сборочной единицы, который выполняется на стадии разработки конструкторской документации:

D)& чертеж общего вида

Как называется чертеж сборочной единицы, который предназначен для ее упаковки и транспортировки выполняется:

C)& габаритный чертеж

Как называется точка, линия, поверхность относительно которых ориентируют сборку при изготовлении детали:

B)& сборочная база

Как называется точка, линия, поверхность относительно которых ориентируют изготовление детали:

D)& технологическая база

Как называется точка, линия, поверхность относительно которой, ориентируют размеры детали:

A)& измерительная база

Какие способы нанесения размеров используют на рабочих чертежах:

D)& цепной, комбинированный, координатный

С какой целью применяют условности и упрощения на чертежах:

B)& по требованию стандарта

К какому разделу спецификации относится «подшипник»:

B)& прочие изделия

К какому разделу спецификации относится «оплеточный шнур»:

C)& материалы

Как расшифровывается обозначение машиностроительных чертежей:

E)& наименование раздела

В какой последовательности заполняют разделы спецификации:

C)& документация, сборочные единицы, детали, материалы

Для каких разделов не заполняют графу спецификации «Обозначение»:

B)& прочие изделия, материалы, стандартные изделия

Для каких разделов не заполняют графу спецификации «Форматы»:

B)& прочие изделия, материалы, стандартные изделия

Какие размеры указываются на сборочных чертежах:

A)& габаритные размеры, установочные размеры, присоединительные

Какие размеры указываются на рабочих чертежах детали:

B)& размеры всех элементов детали

Какие размеры указываются на техническом рисунке изделия:

E)& не указывают

Где должен быть расположен источник света при выполнении технического рисунка модели:

C)& сзади слева от наблюдателя

Как определяются номера позиций изделий входящих в сборочную единицу на сборочном чертеже:

B)& по спецификации

 

Глава 2. Комедия «Недоросль» - шедевр русской драматургии XVIII века

 

2.1 Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль»

 

Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века.

Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса “Недоросль” превратила усадьбу Простаковых в средоточие пороков, “злонравия достойных плодов”, которые драматург обличает со свойственными ему злословием, сарказмом, иронией.

“Недоросль” — произведение многотемное. Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении “должности” каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти.

В первом же действии мы попадаем в атмосферу помещичьего произвола. Тришка сшил кафтан Митрофану “изрядне-хонько”, но это не спасает его от брани и порки. Старая нянька Митрофана Еремеевна безмерно предана своим господам, но получает от них “по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день”. Простакову возмущает то, что крепостная девка Палашка, заболев, лежит, “как будто благородная”. Произвол помещиков привел к полному обнищанию крестьян. “С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!” — жалуется Простакова. Но помещики твердо знают, что они защищены всей системой государственной власти. Именно общественное устройство России позволило Простаковым и Скотининым по-своему распоряжаться в своих имениях.

На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает “скотскую” сущность Простаковой и ее брата. Даже Вральману кажется, что, живя с господами Простаковыми, он “фее с лошадками”. Ничуть не лучше будет и Митрофан. Автор не просто выставляет на посмешище его “познания” в науках, нежелание учиться. Фонвизин видит, что в нем живет все тот же жестокий крепостник.

Огромное влияние на формирование людей, подобных Митрофану, оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания. Воспитанием молодых дворян занимались невежественные иностранцы. Чему мог выучиться Митрофан у кучера Вральмана? Могли ли такие дворяне стать опорой государства?

Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой — автор дает своего рода наставления, каким должен быть правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические мысли. Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Отметим, что этот шаг писателя был неодобрительно встречен Екатериной II, которая прямо дала писателю это почувствовать. Императрица не могла не увидеть в комедии “Недоросль” острую сатиру на самые страшные пороки империи.

Обличительный пафос “Недоросля” питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия. Лаковыми являются сатира и публицистика.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина, в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,— это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора.

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе “Недоросля”. Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума, с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, “погребено с их предками”, в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества— он ищет причины этого упадка.

Заключительная реплика Стародума, которой завершается “Недоросль”: “Вот злонравия достойные плоды!” — в контексте идейных положений фонвизинского трактата придает всей пьесе особое политическое звучание. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса.

В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.

Другая проблема “Недоросля” — это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла — духовной деградации дворянства.

Значительная часть драматического действия в “Недоросле” в той или иной мере подчинена проблемам воспитания. Ей подчинены как сцены учения Митрофана, так и большая часть нравоучений Стародума. Кульминационный пункт в разработке этой темы — бесспорно сцена экзамена Митрофона в IV действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания простаковых и скотининых. Вынесение этого приговора обеспечивается не только за счет самораскрытия невежества Митрофана, но и благодаря демонстрации примеров иного воспитания. Это, например, сцены, в которых Стародум беседует с Софьей и Милоном.

 

2.2 Новаторство комедии «Недоросль»

 

Комедия "Недоросль" справедливо считается вершиной творчества Фонвизина и всей отечественной драматургии XVIII века. Сохраняя связь с мировоззрением классицизма, комедия стала глубоко новаторским произведением.

Чем же комедия "Недоросль" соответствует положениям русского классицизма? Прежде всего, автор сохраняет все признаки "низкого" жанра. В пьесе высмеиваются пороки (грубость, жестокость, глупость, необразованность, алчность), которые, по мнению автора, требуют немедленного исправления. Проблема воспитания - центральная в идеях Просвещения, является основной и в комедии Фонвизина, что подчеркивается ее названием. (Недоросль - молодой дворянин, подросток, получавший домашнее воспитание.) Конкретности изображаемой действительности соответствует и язык произведения (одно из правил классицизма). Например, речь Простаковой: грубая в обращении к слугам ("мошенник", "скот", "воровская харя" - портной Тришка; "бестия", "каналья" - нянька Еремеевна), заботливая и ласковая в разговоре с сыном Митрофанушкой ("век живи, век учись, друг мой сердешный", "душенька"). "Правильный", книжный язык составляет основу речи положительных персонажей: на нем говорят Стародум, Правдин, Милон и Софья. Таким образом, речь героев как бы делит персонажей на отрицательных и положительных (одно из правил классицизма). Соблюдается в комедии и правило трех единств. Действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой (единство места). Единство времени вроде бы тоже присутствует. Единство действия предполагает подчинение действия пьесы авторской задаче, в данном случае - решение проблемы истинного воспитания. В комедии непросвещенные (Простакова, Скотинин, Простаков, Митрофанушка) противопоставлены образованным (Стародум, Софья, Правдин, Милон) персонажам.

На этом следование традициям классицизма завершается.

В чём же проявилось новаторство комедии? Для Фонвизина, в отличии от классицистов, было важно не просто поставить проблему воспитания, но и показать, как обстоятельства (условия) влияют на формирование характера личности. Это существенно отличает комедию от произведений классицизма. В "Недоросле" были заложены основы реалистического отражения действительности в русской художественной литературе. Автор воспроизводит атмосферу помещичьего произвола, разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. В своей комедии о воспитании он поднимает проблему крепостного права, его растлевающего влияния и на народ, и на дворян.

В отличие от произведений классицизма, где действие развивалось в соответствии с решением одной проблемы, "Недоросль" - произведение многотемное. Его основные проблемы тесно связаны друг с другом: проблема воспитания - с проблемами крепостного права и государственной власти. Для разоблачения пороков автор использует такие приемы, как говорящие фамилии, саморазоблачение отрицательных персонажей, тонкая ирония со стороны положительных героев. В уста положительных героев Фонвизин вкладывает критику "развращенного века", бездельников-вельмож и невежественных помещиков. Тема служения отечеству, торжества справедливости также проведена через положительные образы

Нарицательный смысл фамилии Стародума (любимого героя Фонвизина) подчеркивает его приверженность идеалам старых, петровских времён. Монологи Стародума направлены (в соответствии с традицией классицизма) на воспитание власть имущих, в том числе императрицы.

Таким образом, охват действительности в комедии необычайно широк по сравнению со строго классицистическими произведениями

Новаторской является и система образов комедии. Действующие лица, правда, традиционно делятся на положительных и отрицательных Но Фонвизин выходит за рамки классицизма, вводя в пьесу героев из низшего сословия. Это крепостные, холопы (Еремеевна, Тришка, учителя Кутейкин и Цыферкин). Новым была и попытка Фонвизина дать хотя бы краткую предысторию персонажей, раскрыть разные границы характеров некоторых из них. Так, злобная, жестокая крепостница Простакова в финале становится несчастной матерью, отвергнутой собственным сыном. Она даже вызывает наше сочувствие.

Новаторство Фонвизина проявилось и в создании речи персонажей. Она ярко индивидуализирована и служит средством их характеристики.

Таким образом, формально следуя правилам классицизма, комедия Фонвизина оказывается глубоко новаторским произведением. Это была первая социально-политическая комедия на русской сцене, а Фонвизин - первый драматург, представивший не предписанный законами классицизма персонаж, а живой человеческий образ.

2.3 Построение и художественный стиль комедии «Недоросль»

 

Богатое идейно-тематическое содержание комедии "Недоросль" воплощено в мастерски разработанную художественную форму. Фонвизин сумел создать стройный план комедии, искусно переплетая картины бытовой жизни с раскрытием взглядов героев. С большой тщательностью и широтой описал Фонвизин не только главных действующих лиц, но и второстепенных, вроде Еремеевны, учителей и даже портного Тришки, раскрывая в каждом из них какую-то новую сторону действительности, нигде не повторяясь.

Все герои его комедии нарисованы не равнодушным созерцателем жизни, а писателем-гражданином, который явно показывает своё отношение к изображаемым им людям. Одних он казнит гневным негодованием и язвительным, убивающим смехом, к другим относится с весёлой насмешливостью, третьих рисует с большой симпатией. Фонвизин показал себя глубоким знатоком человеческого сердца, характера человека. Он умело раскрывает душевную жизнь героев, их отношение к людям, их действия. Этой же цели служат в комедии и ремарки, т. с. авторские указания актёрам. Например: "от робости запинаясь", "с досадой", "испугавшись, с злобою", "в восторге", "с нетерпением", "задрожав и грозя" и т. д. Такие ремарки были новостью в русских драматических произведениях XVIII века.

В художественном стиле комедии заметна борьба классицизма и реализма, т. е. стремление к возможно более правдивому изображению жизни. Первое явно на стороне реализма.

Это проявляется главным образом в изображении действующих лиц, особенно отрицательных. Они — типичные представители своего класса, широко и разносторонне показанные. Это живые люди, а не олицетворение какого-либо одного качества, что было характерно для произведений классицизма. Даже положительные образы не лишены жизненности. А Простакова, Скотинин, особенно Митрофанушка настолько жизненны, типичны, что их имена превратились в нарицательные.

Правила классицизма нарушаются и в самом построении комедии. Эти правила запрещали смешение в пьесе комического и драматического, весёлого и печального. В комедии полагалось смехом исправлять нравы. В "Недоросле", кроме смешных (комических), есть и драматические сцены (драма Простаковой в конце произведения). Наряду с комическими картинами имеются сцены, раскрывающие тяжёлые стороны крепостнического быта. Кроме того, в комедии введены сцены, имеющие лишь косвенное отношение к основному действию (например, сцена с Тришкой и ряд других), но они понадобились автору для широкой и правдивой зарисовки картин быта.

Язык комедии настолько ярок и меток, что некоторые выражения перешли из неё в жизнь на правах пословиц: "Не хочу учиться — хочу жениться"; "Глупому сыну не в помощь богатство", "Вот злонравия достойные плоды" и др.

Эта победа реализма на самом важном участке — в изображении человека — составляет ценнейшую сторону Фонвизина — художника слова. Правдивость в изображении жизни тесно связана с передовыми взглядами Фонвизина, с его борьбой против основных зол его времени, так ярко раскрытых им в комедии "Недоросль".

Те важные вопросы, которые Фонвизин поставил и осветил в комедии "Недоросль", обусловили её большое общественное значение прежде всего в современную ему эпоху. Со страниц комедии, со сцены театра прозвучал смелый голос передового писателя, который гневно обличал язвы и недостатки жизни того времени, призывал к борьбе с ними. Комедия рисовала подлинные картины жизни; показывала живых людей, хороших и дурных, призывала подражать первым и бороться с последними. Она просвещала сознание, воспитывала гражданские чувства, звала к действию.

Велико значение "Недоросля" и в истории развития русской драмы. Недаром Пушкин назвал "Недоросль" "народной комедией". Комедия Фонвизина удержалась на сцене театра вплоть до наших дней. Жизненность образов, исторически верное изображение людей и быта XVIII века, естественный разговорный язык, искусное построение сюжета — всё это объясняет тот живой интерес, который комедия вызывает и в наши дни.

"Недоросль" Фонвизина является родоначальником русской (по выражению Горького) "обличительно-реалистической" комедии, комедии социально-политической. Продолжая эту линию, в XIX веке появляются такие замечательные комедии, как "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя.

 

2.4 Речевые характеристики героев комедии «Недоросль»

 

Первое, на что обращает внимание современный читатель комедии “Недоросль”, — это фамилии действующих лиц. “Говорящие” фамилии сразу закладывают отношение читателя (зрителя) к их обладателям. Он перестает быть более или менее объективным свидетелем разыгрывающегося действия, он психологически уже становится его участником. У него отобрали возможность самому оценить героев и их действия. С самого начала, с фамилий действующих лиц, читателю было сказано, где отрицательные персонажи и где положительные. И роль читателя сводится к тому, чтобы увидеть и запомнить тот идеал, к которому надо стремиться.

Действующих лиц можно разделить на три группы: отрицательные (Простаковы, Митрофан, Скотинин), положительные (Правдин, Милон, Софья, Стародум), в третью группу входят все остальные персонажи — это главным образом слуги и учителя. Отрицательным персонажам и их слугам присущ простонародный разговорный язык. Лексика Скотининых состоит в основном из слов, используемых на скотном дворе. Это хорошо показывает речь Скотинина — дядюшки Митрофана. Она вся переполнена словами: свинья, поросята, хлевок. Представление о жизни начинается и кончается также скотным двором. Свою жизнь он сравнивает с жизнедеятельностью своих свинок. Например: “Я и своих поросят завести хочу”, “коли у меня... для каждой свинки хлевок особливый, то жене найду светелку”. И гордится этим: “Ну, будь я свиной сын, если...” Словарный запас его сестры госпожи Простаковой немного более разнообразен в силу того, что муж ее “дурак бессчетный” и ей приходится всем заниматься самой. Но корни скотининские проявляются и в ее речи. Любимое ругательство — “скот”. Чтобы показать, что Простакова недалеко ушла по развитию от своего брата, Фонвизин иногда отказывает ей в элементарной логике. Например, такие фразы: “С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем”, “Так разве необходимо подобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?” И, делая выводы из сказанного, Простакова заканчивает фразу: “Экое скотское рассужение”.

Относительно ее мужа можно сказать только то, что он немногословен и не открывает рта без указаний на то своей жены. Но это и характеризует его как “дурака бессчетного”, безвольного мужа, попавшего под каблук своей жены. Митрофанушка тоже немногословен, правда в отличие от отца он имеет свободу слова. Скотининские корни проявляются у него в изобретательности ругательств: “старая хрычовка”, “гарнизонная крыса”.

Слуги и учителя имеют в своей речи характерные признаки сословий и частей общества, к которым они принадлежат. Речь Еремеевны — это постоянные оправдания и желания угодить. Учителя: Цыфиркин — отставной сержант, Кутейкин — дьячок от Покрова. И своей речью они показывают принадлежность: один — к военным, другой — к церковным служителям.

Здороваются:

Кутейкин: “Дому владыке мир и многи лета с чады и домочадцы”.

Цыфиркин: “Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, да двадцать...”

Прощаются:

Кутейкин: “Нам восвояси повелите?”

Цыфиркин: “Нам куда поход, ваше благородие?”

Ругаются:

Кутейкин: “Меня хоть теперь шелепами, лишь бы выю грешжечу путем накостылять!”

Цыфиркин: “Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски!.. Эка образина!”

У всех действующих лиц, кроме положительных, речь очень колоритная, эмоционально окрашенная. Можно не понимать значения слов, но всегда понятен смысл сказанного.

Например:

— Я вас доеду

— У меня и свои зацепы востры

Речь положительных героев такой яркостью не отличается. У всех четверых в речи отсутствуют разговорные, просторечные фразы. Это речь книжная, речь образованных людей того времени, которая практически не выражает эмоций. Смысл сказанного понимаешь из непосредственного значения слов. У остальных же героев смысл можно уловить в самой динамике речи.

Речь Милона отличить от речи Правдина практически невозможно. О Софье тоже очень трудно что-либо сказать по ее речи. Образованная, благонравная барышня, как бы ее назвал Стародум, чутко воспринимающая советы и наставления любимого дяди. Речь Стародума полностью определяется тем, что в уста этого героя автор вложил свою нравственную программу: правила, принципы, нравственные законы, по которым “любочестивый человек” должен жить. Монологи Стародума построены таким образом: Стародум сначала рассказывает историю из своей жизни, а потом выводит мораль. Таков, например, разговор Стародума с Правдивым. А разговор Стародума с Софьей — это свод правил, и “...всякое слово врезано будет в сердце”.

В итоге получается, что речь отрицательного героя характеризует его самого, а речь положительного героя используется автором для выражения своих мыслей. Человек изображается объемно, идеал — в плоскости.

 

2.5 Сатира Фонвизина в комедии «Недоросль»

 

В комедии “Недоросль” Фонвизин изображает пороки современного ему общества. Его герои — представители разных социальных слоев: государственные мужи, дворяне, слуги, самозваные учителя. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия.

Центральная героиня пьесы — госпожа Простакова. Она управляет хозяйством, колотит мужа, держит в ужасе дворовых, воспитывает сына Митрофана. “То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится”. Никто не смеет противиться ее власти: “Разве я не властна в своих людях”. Но в образе Простаковой есть и трагические элементы. Эта невежественная и корыстолюбивая “презрелая фурия” очень любит и искренне заботится о своем сыне. В конце пьесы, отвергнутая Митрофаном, она становится униженной и жалкой:

— Один ты остался у меня.

— Да отвяжись...

— Нет у меня сына...

С образом Митрофана в пьесе связана очень важная для просветительской литературы идея воспитания. Митрофан — невежа, бездельник, любимец матери. От родительницы он унаследовал спесивость и грубость. К свято преданной ему Еремеевне он обращается: “старая хрычовка”. Воспитание и обучение Митрофана соответствует “моде” того времени и пониманию родителей. Французскому языку его учит немец Вральман, точным наукам — отставной сержант Цыфиркин, который “малую толику арихметике маракует”, грамматике — семинарист Кутейкин, уволенный от “всякого учения”. “Познания” Митрофанушки в грамматике, его желание не учиться, а жениться — смешны. Но его отношение к Еремеевне, готовность “за людей приниматься”, предательство матери вызывает уже иные чувства. Митрофанушка становится невежественным и жестоким деспотом.

Основной прием создания сатирических персонажей в пьесе — “зоологизация”. Собравшись жениться, Скотинин заявляет, что он и своих поросят завести хочет. Вральману кажется, что, живя с Простаковыми, он жил “фее с лошатками”. Таким образом автор подчеркивает мысль о “животной” низменности окружающего мира.

Комизм “Недоросля” не только в том, что Простакова бранится, как уличная торговка, умиляется на обжорство сынка. Есть в комедии более глубокий смысл. Она саркастически высмеивает грубость, которая хочет выглядеть любезной, жадность, прикрывающуюся великодушием, невежество, претендующее на образованность. По мысли драматурга, крепостное право губительно не только для крестьян, так как делает из них покорных, бессловесных рабов, но и для помещиков, превращая их в самодуров, тиранов и неучей. Жестокость, насилие становятся для крепостников самым удобным и привычным оружием. Поэтому первое побуждение Скотинина, а потом и Простаковой — принудить Софью к браку. И только поняв, что у Софьи есть сильные заступники, Простакова начинает лебезить и пытается подделываться под тон людей благородных. Но способна ли Простакова долго носить маску благородства? Видя, что Софья ускользает из рук, помещица прибегает к привычному действию — насилию.

В финале комедии нам не только смешно, но и страшно. Смесь наглости и подобострастия, грубости и растерянности делает Простакову жалкой настолько, что Софья и Стародум готовы ее простить. Безнаказанность и вседозволенность приучили Простакову к мысли, что перед ней нет непреодолимых препятствий. Она становится игрушкой собственных страстей. А бездумная материнская любовь оборачивается против ее самой. Митрофан отказывается от матери в самый трудный момент ее жизни. Мать, потерявшая деньги и власть, ему не нужна. Он будет искать новых влиятельных покровителей. Его фраза: “Да отвяжись, матушка, как навязалась...” стала крылатой. Но от этого ее зловещий смысл не изменился, а скорее усилился.

Сокрушительный, гневно-сатирический смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостного уклада, сыграл великую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы.

Несмотря на то, что жанр пьесы “Недоросль” — комедия, Фонвизин не ограничивается только изобличением общественных пороков и созданием сатирических персонажей. Положительные персонажи открыто выражают взгляды “честного” человека на дворянскую мораль, семейные отношения и даже гражданское устройство. Этот драматургический прием поистине означает переворот в русской просветительской литературе — от критики отрицательных сторон действительности к поискам путей изменения существующего строя.

Отражая актуальные для своего времени проблемы, Фонвизин являлся талантливым психологом, мыслителем, художником. Его комедия имеет общечеловеческое значение, она живет в веках, не сходит со сцен современных театров.

В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизина, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика.

Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях.

Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина — классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной драмой подсказан образ благородного резонера в лице Стародума, а также "страждущей добродетели" в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала.

Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к "благородному" сословию далеко от взгляда стороннего человека: "Я видел, — писал он, — от почтеннейших предков презренных потомков... Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце".

Комедия Фонвизина — чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней — "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. "...Все побледнело, — писал Гоголь, — перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума"... В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая — от дурно понятого просвещения".

Написанная более двухсот лет назад, комедия “Недоросль” не потеряла своей актуальности и для нас. Проблемы, поставленные и решаемые Фонвизином, так же остры и актуальны сегодня. Вопросы воспитания, служения Отечеству, нравственные принципы человека, вероятно, относятся к разряду “вечных”. И каждое поколение будет решать их по-своему, но никогда не откажется от них, не отмахнется, как от малозначительных, потерявших насущную необходимость.

Комедия “Недоросль” не только заняла достойное место в классической литературе, но пополнила и золотой фонд русского театра. Ее значение огромно в становлении и утверждении русского национального театра. Уже Гоголь отмечал, что “Недоросль”, в котором традиционная любовная интрига отодвинута далеко на задний план, положил начало оригинальному русскому жанру “истинно общественной комедии”. В этом кроется секрет долгой сценической жизни комедии.

 

Заключение

Если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого смело были обличены пороки и нравы господствующего сословия, то прежде всего мы назвали бы Д. И. Фонвизина.

Денис Иванович Фонвизин — один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили еще его гимназические учителя. С течением времени углублялись просветительские взгляды Фонвизина, крепло его стремление вмешиваться своими произведениями в самую гущу событий русской общественной жизни.

Но никто в XVIII столетии не писал драмы и прозу таким живым, органичным народным языком, как этот обрусевший немец, которого Пушкин точно назвал «из перерусских русским». С Фонвизина начинается генеральная линия русской сатиры, ведущая через его младшего современника и достойного наследника Крылова к Гоголю, Щедрину и Булгакову. Этот драматург сделал свою общественную комедию подлинно народной, смех – своим главным действующим лицом и обличителем национальных пороков, а русский театр – той кафедрой, с которой обращались потом к нашему зрителю Грибоедов и Гоголь.

Фонвизин пошёл по обозначенному Ломоносовым пути просвещения, но выбрал из его системы «трех штилей» один – стихию живого русского слова, которым продолжали говорить дворянство, особенно провинциальное, духовное сословие и образованные разночинцы. Точнее, драматург создал язык отечественной драмы, верно понимая её как искусство слова и зеркало общества и человека. Он вовсе не считал этот язык идеальным и окончательным, а своих героев положительными персонажами. Будучи членом Российской академии, писатель всерьёз занимался изучением и совершенствованием современного ему языка.

Читая комедии «Бригадир» и «Недоросль», оценивая речевые высказывания, мы начинаем совсем по иному оценивать и самих героев. Может быть, покажется, что перед нами только артистический трюк, но на самом деле это не так. Автор слишком хорошо понимал, что эффект зависит не от событий самих по себе, но от атмосферы, в которой они развертываются. И эта атмосфера им воссоздана со всей необходимой тщательностью - при помощи тех самых мелочей, малозаметных подробностей, оттенков интонации, которыми так виртуозно владел Фонвизин. Невольное саморазоблачение героя подготовлено не логикой фабулы, а логикой всего существования в мещанском мирке с его интересами, не простирающимися дальше адюльтера, который подогревается соперничеством ничтожных самолюбий. Поэтика финального аккорда служит не занимательности, а серьезному художественному обобщению.

Таким образом, прием саморазоблачения героев в комедиях Д.И.Фонвизина является искусно подобранным приемом сатирического пафоса, помогающего автору ярче и правдивее изображать своих персонажей.

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которого был Фонвизин.

 

4. Творчество Феофана Прокоповича. Трагическое и комическое в пьесе Ф. Прокоповича «Владимир».

 

Некоторые из служителей церкви поддерживали преобразовательскую деятельность Петра I. Одним из них был сын киевского торговца, талантливый проповедник, общественный деятель и писатель Феофан Прокопович (1681-1736). В личности и творчестве Феофана ярко отразился переходный период начала века. С писателями Др.Руси его сближает принадлежность к духовному сословию: после окончания Киево-Могилянского коллегиума он продолжал учебу за рубежом (Рим, иезуитский коллегиум Св.Афанасия). По возвращении на родину постригся в монахи, а позже получил сан архиепископа. Как служитель церкви, он сочинял и произносил проповеди и добился в этой области больших успехов.

Но по образу мыслей Феофан был далек от мистицизма и ортодоксальности. Его ум отличался критическим складом, его натура требовала не веры, а доказательств. Наряду с богословием он интересуется точными науками – физикой, арифметикой, геометрией, свободно владея древними языками, в подлиннике читает античных авторов. Прокопович быстро понял и оценил значение реформ Петра, с которым он был лично знаком. Он полностью разделял мысли царя о распространении образования. В 1718 г. Петр поручает Прокоповичу написать устав, названный «Духовным регламентом», согласно которому церковь должна была управляться Синодом. После смерти Петра над Феофаном нависла угроза расправы со стороны церковной реакции, но ему удалось сплотить вокруг себя небольшое число единомышленников – Татищева, Хрущева, молодого Кантемира – в т.н. «Ученую дружину». Члены «дружины» вошли в доверие к новой императрице Анне Иоанновне, и положение Феофана снова упрочилось.

В творчестве Прокоповича видное место занимают проповеди. Этому традиционному церковному жанру он придал особое звучание, подчинив его злободневным политическим задачам. В своих речах он говорит о пользе просвещения, о необходимости посещать чужие страны, восхищается Петербургом. Оружием Феофана в проповедях стали рассуждения, доказательства, остроумное сатирическое слово.

Прокопович известен также как автор лирических стихотворных произведений. Они написаны силлабическими стихами и отличаются разнообразием тематики. Победе русского войска в Полтавской битве Феофан посвящает героический панегирик «Епиникион», предшествующий жанру классицистической оды.

Переходный характер деятельности Прокоповича отразился и в его теоретических произведениях. Это, прежде всего, относится к курсу лекций на латинском языке, читавшемуся им в 1705 г. для студентов Киевской академии и названному «De arte poetica». В своих взглядах он опирается на Горация, Аристотеля, на французского теоретика XVI века, предшественника классицистов – Ю.Ц.Скалигера. Он цитирует Гомера, Вергилия, Пиндара, Овидия, Катулла и других античных писателей. Феофан выводит из «образцовых сочинений» правила, рекомендует «подражать образцам». Самыми серьезными и авторитетными произведениями он считает эпопею и трагедию. В драматических произведениях, по его мнению, должно быть пять действий (это число позже узаконят классицисты), говорит о необходимости единства места и времени.

В 1705 г. для школьного театра Киево-Могилянской академии Прокопович пишет пьесу «Владимир». Ее основой служит не библейское, как раньше, а историческое событие – принятие в 988 г. князем Владимиром христианства. Конфликт драмы представлен борьбой Владимира с защитниками старой веры – жрецами Жериволом, Куроядом и Пияром. Исторический сюжет пьесы не мешает ей оставаться остро злободневным произведением: с христианством Прокопович связывает распространение просвещения, с язычеством – торжество невежества, консерватизм. Борьба Владимира со жрецами прозрачно намекала на конфликт между Петром I и реакционным духовенством. Пьеса во многом связана с традициями барокко, сам Прокопович определил ее жанр как «трагедокомедия», т.е. смесь остроумного и смешного с серьезным и грустным, ничтожного – с выдающимся. «Серьезная» тема представлена образом Владимира, в душе которого происходит мучительная борьба между старыми привычками и принятым решением. Соблазны, искушающие его, персонифицируются в образах трех бесов – беса плоти, беса хулы и беса мира. Носителем комедийного начала выступают жадные, корыстолюбивые жрецы, имена которых подчеркивают их низменные, плотские страсти – обжорство и пьянство. Они держатся за языческую веру только потому, что она позволяет им поедать приносимые богам жертвы. Кроме «высоких» и «низких», в пьесе объединены реальные и фантастические образы (призрак Ярополка, бесы, «прелесть»). В драматическое действие введено музыкальное начало, в котором присутствуют те же контрасты: песенкам жрецов противопоставлен хор ангелов.

 

5. Сатирические повести М.Д. Чулкова.

 

Родился он, видимо, в Москве. Учился в разночинской гимназии при Московском университете. Был актером сначала университетского, а позже — придворного театра в Петербурге. С 1766 по 1768 г. вышли четыре части его сборника «Пересмешник, или Славенские сказки», последняя, пятая часть появилась в 1789 г. В 1767 г. Чулков напечатал «Краткий мифологический лексикон», в котором на вымышленной основе пытался воссоздать древнюю славянскую мифологию. Славянские божества осмыслялись Чулковым по аналогии с античными: Лада — Венера, Лель — Амур, Световид — Аполлон и т. п. Это было стремление, хотя и наивное, освободиться от господства античной мифологии, столь почитаемой писателями-классицистами.

В 1769 г. Чулков выступает с сатирическим журналом «И то и сё». Позиция журнала была непоследовательна. Отказавшись следовать за «Всякой всячиной» Екатерины, Чулков вместе с тем осуждает и «Трутень», называя Новикова «неприятелем» всего рода человеческого. Заслуживает внимания публикация в журнале «И то и сё» пословиц, а также описание народных обрядов — свадеб, Крестин, святочных гаданий, отражающее пробудившийся в обществе интерес к русской национальной культуре. Менее интересен другой сатирический журнал Чулкова «Парнасский щепетильник», посвященный осмеянию «несмысленных», т. е. плохих стихотворцев. Литературный труд плохо обеспечивал Чулкова. В 1772 г. он поступает секретарем в государственную Коммерц-коллегию, а позже переходит в Сенат. В связи с этим меняется и характер его литературной деятельности. Он создает семитомное «Историческое описание российской коммерции» (1781-1788), а затем — «Словарь юридический, или Свод российских узаконений» (1791-1792). Служба дала Чулкову возможность получить дворянское звание и приобрести под Москвой несколько имений.

При господствующем положении классицистической литературы авторы любовно-авантюрных романов и сказочных сборников прибегали к любопытным хитростям. Они начинали свою книгу предисловием, в котором иногда кратко, иногда пространно перечисляли те «полезные» истины и назидательные уроки, которые читатель якобы мог вынести из. предлагаемого ими произведения. Чулков отказывается от компромиссов с классицизмом. Его книга «Пересмешник, или Славенские сказки» тоже начинается «предуведомлением», но оно звучит как вызов дидактическим целям. «В сей книге, — писал он, — важности и нравоучения очень мало, или совсем нет. Она неудобна, как мне кажется, исправлять грубые нравы, опять же нет в ней и того, чем оные умножить; итак, оставив сие, будет она полезным препровождением скучного времени, ежели примут труд ее прочитать».

Последняя, пятая часть «Пересмешника» вышла в 1789 г. Она завершает сюжет сказок, начатых в предшествующей части. Принципиально новыми были в ней три сатирико-бытовые повести: «Горькая участь», «Пряничная монета» и «Драгоценная щука». Эти повести отличались от других произведений «Пересмешника» резко обличительным содержанием. В повести «Горькая участь» говорится об исключительно важной роли в государстве крестьянина и вместе с тем о его бедственном положении. Повесть «Пряничная монета» затрагивает не менее важную социальную проблему — винные откупа и корчемство. Откупная торговля вином была величайшим злом для народа. Правительство, заинтересованное в легком получении винных сборов, продавало право продажи вина откупщикам, которым одновременно поручалось преследование частных корчемников. Следствием всего этого было спаивание населения и безнаказанное самоуправство откупщиков. В третьей повести — «Драгоценная щука» — обличается взяточничество. Это был порок, которым страдала вся бюрократическая система государства. Официально взятки запрещались, но Чулков показывает, что существовало множество способов обойти закон.

Антидворянский характер носило и творчество пасателя-разночинца Михаила Дмитриевича Чулкова, способствующего развитию буржуазных идей в России. Его литературное творчество было направлено против эстетики классицизма – он низводит литературу с высот, обращая ее к реальной жизни, к бытовым сценам.

Интерес к фольклору сказался в литературных произведениях Чулкова: сборнике «Пересмешник, или Славенские сказки» (1766-1768) и романе «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины». «Пересмешник» - это сборник волшебных сказок, рассказанных «монахом из обители святого Вавилы», и «шуточных и смешных» повестей и рассказов. Этот разный в стилевом отношении материал отъединялся тем, что повествование велось от имени двух лиц «автора» и «монаха». В этих сказках автор симпатизирует бедным, но ловким и удачливым героям таким как студент Неох – герой «Сказки о рождении тафняной мушки». Кроме повестей о всевозможных плутнях и обманутых мужьях, есть среди повестей и серьезные, реально-бытовые повести («Горькая участь» - о бедственном положении крестьянина Сысоя Фофанова, «Драгоценная щука», «Пряничная монета» - сатиры на взяточничество).

Рассказывая о крестьянской жизни, Чулков впервые в русской литературе подмечает классовое расслоение в среде крестьянства и всю остроту этого процесса.

В 1770 г. появилась первая часть романа «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины». Чулков не собирается поучать, представляя свою героиню Мартону, 19 лет от роду оставшуюся вдовой (муж ее был убит в Полтавском бою). Она, оставшись без средств к существованию, использует свою красоту, чтобы утвердиться в жизни. Человек из низов общества, она на себе испытала, что право сильного в этой жизни превыше всего. Она лжет, хитрит, обманывает любовников, но сочувствует тем, кто стал жертвой ее обмана, прощает тех, кто оказался хитрее, способна на искреннее чувство (ее любовь к офицеру Свидалю). Автор наталкивает читателя на мысль, что не столько виновата Мартона, сколько жизненные обстоятельства вынудили ее к такому ремеслу.

В своей прозе Чулков правдиво воспроизводит отдельные явления действительности, детали быта и жизни героев, но он не стремится к социальному осмыслению и художественному обобщению характеров и жизненных обстоятельств, не стремится внушить читателю определенные идеи. Прозе его свойственен эмпиризм. В «Пересмешнике» и «Пригожей поварихе» много натурализма. Стиль способствовал успеху – народные обороты речи, пословицы и поговорки. Все это шло в разрез с требованиями классицизма, придавало прозе Чулкова сатирико-обличительный характер. Писатель был убежден, что мир изменить невозможно, внушить ему определенные политические идеи.

 

6. Общая характеристика литературы 1730-1750-х гг.

ОБЩАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ (1730-1750, 1731-1762, 1762-1801)

Начало российской журналистики – 18 век.

1702-1703 – первая газета в России. «Ведомости». ( В Европе первая – 1609г.)

В 18 веке началось ускоренное художественное развитие. До 18 века не было:

А) системы стихосложения для русского языка

Б) русского литературного языка

 

Классицизм – сер. 18 века в России. Сентиментализм – 90-е годы 18 века в России.

 

Преемственность и новаторство. Разрыв с русской средневековой лит-рой.

Изменение жанровой системы (житие, апокрифы, -- >ода, сатира, комедия, трагедия, повесть, роман)

Язык не церковно-славянский, а русский. Славянизмы теперь используются больше для стилизации.

Середина 18 века - переворот в системе стихосложения. Из силлабической в силлабо-тоническую.

Используют опыт Западноевропейской лит-ры (переводы, переложения и т.д.)

I. 1700-1730 г. (Петр I, Екатерина, Петр II) – переходный период, предклассицистический.

От традиции русской средневековой книжности к европейской. Смешение традиций с древнерусской (анонимная, рукописная) + теперь (авторская, светская, печатная). Господствует панегирический стиль. Классицизм еще не сложился, сл-но, период предклассицистический.

- Феофан Прокопович – церковный иерарх, проповедник, публицист, поэт

- Антиох Кантемир

- Тредиаковский

 

Петр I: неограниченный характер власти абсолютного монарха опирается на естественное право, всеобщее благо, государственный интерес.

За «хуление монарха» - отсечение головы, «ибо он монарх».

Все действия самодержца на благо.

 

Литература – дело государственное. Эффект идеологический.

Литература – это все, что было напечатано. Петр I художественные сочинения считал лишними, если в них нет дидактического начала.

 

Тормозила развитие литры неграмотность и отсутствие возможности учиться.

Конец 17-го века - Петр посылает своих людей учиться заграницу. При нем впервые появляются музеи и лаборатории при аптеках и библиотеках. Сам Петр был членом французской Академии Наук. Образовал технические школы в России.

1712г. – артиллеристская школа. Цифирные школы – «для ребяток изо всех чинов людей». Демократизация школ. Ценится талант, а не знатность.

1724г. – устав Академии Наук о том, что профессора должны обязательно растить себе смену.

 

Печать и книгоиздание.

До Петра печатали только богословские книги церковнославянским и кирилловским шрифтом.

Стали издавать учебники. Почти все книги – переводные. Переводчики – самые востребованные.

Издано в этот период больше, чем за два предыдущих века.

 

1708г. – вышла первая книга гражданским шрифтом.

1) «Геометриа словенски землемерие».







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 1734. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!


Рекомендуемые страницы:


Studopedia.info - Студопедия - 2014-2021 год . (0.065 сек.) русская версия | украинская версия