ISBN 5-04-006298-2 17 страница
Наше мышление, логическая структура языка и наше восприятие реальности в целом основаны на законе Аристотеля, заключающегося в том, что А не может быть одновременно и не-А, так что такого рода противоречие, очевидно, слишком ошибочно, чтобы принимать его всерьез. Даже противоречия, навязан-
-223- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ STOP
II I
Знак на фото справа (шутка, как мы полагаем) создаст настоящий парадокс: он означает, что нужно игнорировать знак на фото слева, но чтобы выполнить указание этого знака, его нужно сначала увидеть. Но увидеть его — значит не подчиниться указанию (см. 6.434 «Противоречие против парадоксльного предписания»). ные каждодневным бизнесом, не являются патогенными. Столкнувшись с двумя взаимно исключающими альтернативами, человеку приходится выбирать: выбор одного может быстро исключить ошибку, а выбор другого — приведет к колебаниям и поэтому, он потерпит неудачу. Такая дилемма может возникнуть из-за чего угодно — от сожаления, что нельзя съесть одно пирожное дважды, до отчаянного положения человека, оказавшегося па шестом этаже горящего здания и выбирающего альтернативу — либо сгореть в огне, либо выпрыгнуть из окна. Подобным образом в классических экспериментах, в которых человек подвергается конфликтным ситуациям (приближение—избегание, приближение—приближение, избегание—избегание), конфликт развивается от чего-то незначительного до противоречия между альтернативами, предлагаемыми или навязываемыми. Поведенческие эффекты этих экспериментов могу быть любыми — от колебания до неудачного выбора голодать как спасения от наказания,
-224- ГЛАВА 6. ПАРАДОКСАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ но никогда нельзя наблюдать специфическую патологию в том случае, когда дилемма истинно парадоксальна. Однако эта патология явно присутствует в известных экспериментах Павлова, в которых собаку сначала тренируют различать круг и эллипс, затем постепенно расширяют эллипс, так что он все больше становится похож на круг и собака уже не способна отличить их друг от друга. Это, как мы утверждаем, и есть контекст, содержащий все составляющие двойной ловушки, и подобные поведенческие эффекты Павлов назвал «экспериментальным неврозом». Затруднение этой ситуации заключается в том, что в этом виде эксперимента, экспериментатор сначала обманывает животное жизненной необходимостью правильного различения и затем в рамках этого опыта делает это различение абсолютно невозможным. Таким образом, собака оказывается в мире, в котором се выживание зависит от согласия с законом, который нарушает сам себя: парадокс поднимает свою голову Горгоны. Здесь животное начинает проявлять типичное беспорядочное поведение: оно может впасть в коматозное состояние или в бешенство и, кроме того, у нее могут возникнуть физиологические расстройства". Подведем итоги: Наиболее важное отличие между противоречивым и парадоксальным предписанием заключается в том, что столкнувшись с противоречивым предписанием одни предпочитают выбрать и теряются или страдают, другие ведут себя альтернативно. Результат несчастливый -- как уже было сказано, одно пирожное два раза не съешь, и самый маленький дьявол — все-таки дьявол. Но, столкнув1иисьс противоречивым предписанием, возможен логический выбор. С другой стороны, перед лицом парадоксального предписания, на- Важно, что животные,которых не учили подобным образом различать фигуры, не демонстрируют такое поведение в контексте, в котором различение возможно. 8 ПрИГШтШ! ЧШШЧдаКНЯ коммуникации
-225- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ пример банкроты выбирают себя сами, ничего невозможно. В качестве ремарки хотелось бы указать на интересный факт, что парализующий эффект прагматического парадокса никоим образом не ограничен приматами, или, в общем, млекопитающими, и даже организмы, с относительно рудиментарным мозгом и нервной системой, также уязвимы для эффектов парадокса. Это предполагает, что некий фундаментальный закон существования проявляется и здесь. 6.435. Поведенческие эффекты «двойной ловушки». Но чтобы вернуться к прагматике человеческой коммуникации, позвольте подчеркнуть, что поведенческие эффекты вероятно образуются благодаря двойной ловушке. Уже говорилось в 4.42, что в любой коммуникационной последовательности, каждый обмен сообщениями сужает число возможных последующих поступков. В случае двойной ловушки, сложность паттернов особенно стеснена и только несколько реакций прагматически возможно. Предлагаем несколько возможных реакций. Человек, столкнувшись с ситуацией, полной абсурдности, должен прийти к выводу, что следует не замечать некие жизненные установки, либо несвойственные ситуации, либо создающие ему затруднения больше, чем другим. Он укрепился в последнем предположении тем очевидным фактом, что для других ситуация оказывается совершенно логической и закономерной. Эти жизненные установки могут осмотрительно удерживать его от других установок, которые являются не более, чем вариацией на тему. В любом случае — и это есть основной вывод — его будет преследовать необходимость найти эти установки, — придающий смысл тому, что происходит в нем и вокруг него, и в конце концов он будет вынужден расширить этот поиск установок и смысла большинства маловероятных и нереальных феноменов. Это смещение от реальных проблем становится все более правдоподобным, если
-226- ГЛАВА В. ПАРАДОКСДПЬНДН КОММУНИКАЦИЯ вспомнить, что запрет осознавать возникшее противоречие — это весьма важная составная часть теории двойной лопушки. С другой стороны, он может выбрать, подобно новобранцам, которые смогут быстро и наилучшим образом реагировать на необычную логику или ее отсутствие в армейской жизни: подчиниться любому и всем приказам буквально и совершенно отказаться от своих независимых мыслей. Таким образом, вместо того чтобы включиться в бесконечный поиск скрытого смысла, он отказывается a priori от возможности, что имеется какой-то другой, иной, чем самый буквальный, поверхностный аспект человеческих взаимоотношений, или, более того, что то одно сообщение должно иметь больше смысла, чем другое. Нетрудно догадаться, что такое поведение будет восприниматься любым наблюдателем как глупое, т. к. неспособность различать тривиальное и важное, правдоподобное и лживое, есть признак глупости. Третья возможная реакция — избегать человеческих отношений. Это может быть достигнуто физической самоизоляцией или, что наиболее вероятно, блокированием входных каналов коммуникации, когда невозможно достичь полной изоляции. В отношении блокирования входов, стоит напомнить о феномене «защита восприятия», который был кратко описан в 3.234. Человек, защищаясь таким образом, будет восприниматься наблюдателем как самоуглубленный, непостижимый аутист. Фактически, такой же результат — избежать затруднения двойной ловушки — может быть достигнут гиперактивным поведением, т. е. настолько ревностным и длительным, что большинство входящих сообщений игнорируется. Эти три формы поведения, как указывают авторы теории, перед лицом неразрешимости действительных и обычно ожидаемых двойных ловушек, в сущности представляют клинические картины шизофрении, т. с. паранойя, гсбефрения и (ступорозные или ажита-
-227- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИИ ционные) кататонические подгруппы соответственно. Они добавляют: «Эти три альтернативы не единственные. Дело в том, что человек не может выбрать одну альтернативу, которая могла бы помочь ему раскрыть люлские намерения; он не может, без основательной помощи, обсуждать сообщения других. Будучи не способен сделать это, человек подобен саморегулирующей системе, которая потеряла свой регулятор; эта система спускается по спирали 13 никогда не закапчивающееся, по псегда систематически искаженное состояние» (18, р. 256). Как неоднократно указывалось ранее, шизофреническая коммуникация сама по себе парадоксальна и, следовательно, вводит парадокс в другие коммуникации, чем и заканчивает порочный цикл. 6.44. Парадоксальные предсказания В начале 40-х годов появился новый, не без обаяния парадокс. Хотя его первопричина остается неизвестной, он быстро привлек внимание, ему было посвящено несколько статей, около девяти из них появились в журнале Mind*. Этот парадокс имеет особое отношение к нашему исследованию, потому что в нем есть энергия и обаяние того факта, что он возможен только как поведенческая интеракция между людьми. 6.441. Объявление директора. Из нескольких версий парадокса мы выбрали следующую: Директор школы объявляет своим ученикам, что на следующей неделе состоится незапланированный экзамен, в любой день от понедельника до пятницы. Школьники -- которые оказались искушенными -говорят ему, что если он не изменит условия своего ' Обзор из некоторых ранних статей и обширное представление этого парадокса смотрите в работах Нсрлиха (Ncrlich) (1(1), Гарднера (Gardner) (54), в которой опубликовано блестящее резюме, сравнивающее наиболее разные версии этого парадокса.
-228- ГЛАВА Б. ПАРАДОКСАЛЬНАП КОММУНИКАЦИЯ объявления и не перенесет неожиданный экзамен на определенное время на следующей неделе, то экзамен не состоится. Они утверждают, что если экзамен не будет проведен в четверг вечером, тогда он не будет неожиданным в пятницу, поскольку это единственный день, который остается. Но если пятница может быть отменена как возможный экзаменационный день, то четверг может быть отменен по тем же самым причинам. Очевидно, что после вечера среды, останется только дна дня — четверг и пятница. Пятница, как уже указано выше, может выпасть. Тогда остается только четверг, так что экзамен в четверг не будет неожиданным. По тем же причинам, конечно, среда, вторник и, в конце концов, также и понедельник должны быть также исключены: экзамен в эти дни не будет неожиданным. Предположим, что директор молча выслушал их «доказательство» и, скажем, в четверг утром устроил экзамен. Объявляя, он предполагал провести экзамен в это утро. С другой стороны, они теперь были поставлены перед необходимостью сдавать совершенно неожиданный экзамен — неожиданный по той самой причине, что они убедили себя, что экзамен не может быть неожиданным. В вышеописанном нетрудно разглядеть хорошо знакомые черты парадокса. С одной стороны, ученики вовлечены в то, что оказывается жесткой логической дедукцией от предпосылки, установленной объявлением директора, до заключения, что не может быть неожиданного экзамена на следующей неделе. С другой стороны, очевидно, что директор мог провести экзамен в любой день недели, не нарушая ни в(малейшей степени сроков своего сообщения. Самый удивительный аспект данного парадокса — это факт, что при ближайшем рассмотрении видно, что экзамен мог быть даже проведен в пятницу и быть тем не менее неожиданным. В действительности сущность истории — это вечер четверга, поскольку выбор других дней недели только усложняет проблемы. К вечеру четверга пятница остается единственно возможным днем и это делает экзамен в пятницу совершенно ожидаемым. Ученики
-229- ПРАГМАТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КОММУНИКАЦИЙ рассуждают следующим образом: «Он должен быть завтра, если экзамен вообще должен состояться, он не может быть завтра, потому что он не будет неожиданным». Т. с. ученики утверждают, что экзамен ожидаем и поэтому невозможен, однако тем самым предоставляют возможность директору провести неожиданный экзамен в пятницу или в любой другой день недели, в соответствии с его объявлением. Даже если ученики и поймут, что причиной, по которой можно провести экзамен неожиданно является то, что он не может не быть неожиданным, то это открытие им вряд ли поможет. Все это доказывает, что если в четверг вечером они ожидают, что экзамен состоится в пятницу, тем самым исключив его возможность, согласно собственным правилам директора, тогда он может быть проведен неожиданно, что делает его полностью ожидаемым, что делает его абсолютно неожиданным и так далее до бесконечности. Следовательно, он не может быть предсказанным. Здесь мы снова имеем дело с истинным парадоксом, поскольку: (1) объявление содержит предсказание на уровне объек (2) оно содержит предсказание на метаязыке, отрица
(3) два предсказания являются взаимно исключаю (4) директор может с успехом помешать ученикам
|