Студопедия — ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ






Иллюминация парка в Покровском. Беседка в виде греческого храма. Вдали ярко освещенный дом

 

 

ЯВЛЕНИЕ 1.

Факельное шествие гостей. Толпа крепостных в праздничных костюмах приносит поздравление Троекурову, Маше, князю Верейскому. Во время первого хора, к концу его, шествие останавливается, образуя как бы живую иллюминацию места для танцев.

 

Хор крестьян.

Здоровье нареченных! ура! ура!

Многие годы желаем вам здравствовать

В счастье, обилии, полном и радости.

Многие годы, многие годы!

Жить припеваючи, горя незнаючи.

Деток качаючи, нас поминаючи,

многие годы, многие годы!

 

Гости рассаживаются по сторонам. Народный танец.

 

Троекуров (после танца). Спасибо молодцы и молодицы! Теперь ступайте, там вас ожидает угощенье!

 

ХОР.

Многие годы желаем вам здравствовать,

Многие годы, многие годы!..

 

 

ЯВЛЕНИЕ 2.

 

Входит Исправник. Народ удаляется.

 

Троекуров.

А! редкий гость! Наш Капитан Исправник!

Добро пожаловать! Откуда ты?

 

Исправник. Из города по делу.

 

Троекуров.

Ну, брат, это не кстати нам; у нас веселье, пир.

Дела теперь не впору!

Лучше выпей за здравье нареченных.

Позабудь дела...

 

Исправник.

Забыть то рад, да в том беда,

Что если с вами их забуду,

Боюся я, не быть бы худу

Мне вместе с вами, господа.

 

Троекуров. Уж не Дубровский ли опять?

 

Исправник.

Да слышно, он не за горами

А может быть и между вами

Изволит весело гулять.

 

Троекуров.

Дубровский здесь?

Ты брат шутник, я вижу.

Дубровский, слышите ль, Дубровский здесь. Ха, ха!...

 

Хор гостей.

Опять Дубровский! что такое?

Где Дубровский? Снова появился?

Убил? кого скажите?

Трех зарезал! где? когда? Ах, страсти!

Где Дубровский?

(Обступают исправника.)

 

Исправник.

(Делает знак рукою, как бы собираясь сказать что-то важное. Затем берет стакан вина из рук одного из гостей и оглянув всех.)

Здоровье нареченных!

 

ХОР.

Ха, ха, ха! Вот так шутник!

Хотел нас напугать!

Здоровье нареченных! Ха, ха, ха!

 

Троекуров.

Я вижу вы порядком напугались!

При имени его одном дрожите!

А мни не страшен он, меня он сам

Боится. Знает с кем нельзя шутить!

Попробуй Троекурова он тронуть!

Я посмотрю, да сам примусь за дело.

Я не стану долго думать, да гадать.

Я защитников ce6е не стану звать!

На разбойников найду управу сам,

Только свисну моим верным молодцам.

Прикажу идти и все пойдут со мной,

Не укрыться зверю в заросли лесной.

Ночкой темной обойдем злодейский стан,

На потеху верных слуг моих крестьян!

Батогами, хлесткой плетью и тюрьмой

Заплачу им за грабежи за разбой!

Атамана закую в оковы я,

Покажу ему, что значить власть моя,

Как за гордость растоптал его отца,

Растопчу за дерзость сына-наглеца!

Пусть узнает, пусть испробует и он,

Что веленья Троекурова закон!

Ритурнель танца гостей. Дубровский подходит приглашать Машу.

 

Исправник (Троекурову, указывая на Дубровского).

Кто этот молодец?

 

Троекуров. Француз-учитель.

 

Исправник (следя за Дубровским). Вы в том уверены?

 

Троекуров. А ты как думаешь, шутник? (Танцы).

Троекуров, князь, исправники несколько мужчин садятся слева и пьют. Направо, за угощеньем, усаживаются дамы..

 

Троекуров. Выпьем-ка зятек, еще!

 

Князь. Не довольно ли мы пили?

 

Троекуров.

Что мы пили, то забыли!

Поминать нехорошо! (Гостям.)

Правда? а? ха, ха, ха!

 

 

Гости.

Что мы пили, то забыли.

Выпить надо нам еще. (Смеются.)

 

1-я дама. Маша снова с гувернером.

 

2-я дама.

Вы слыхали, всюду хором

Говорят, в него она

До зарезу влюблена!

 

Дамы.

Слышите ль, в него она

До зарезу влюблена! Ха, ха, ха!

 

Троекуров.

За здоровье жениха! Князь.

Пить я более не стану...

 

Троекуров.

Пей, от лишнего стакана

Не прибавится греха!

(Гостям.) Правда? ха, ха, ха!

 

Гости.

Нам от лишнего стакана

Не прибавится греха! (Смеются.)

Исправник отводит Троекурова и, проходя по авансцене, сообщает ему что-то. Они уходят и возвращаются только по окончании танцев.

 

Троекуров (Исправнику).

Да, говорят тебе, что он француз,

Француз Дефорж, как быть ему Дубровским?

 

Исправник.А почему и нет?

 

Троекуров.

Да ты помешан,

Я вижу! Вдруг Дефорж – Дубровский!

 

Исправник.

Прошу вас тише, генерал, нас могут

Услышать и тогда пропало все!

 

Троекуров.

Чудак ты, брат! Шутник, вот что!

Ну, Маша,

Теперь ты вместе с женихом веди

Гостей под звуки полонеза в дом.

 

Маша.

Простите, батюшка, но я не в силах

С гостями быть... Мне дурно...

 

Троекуров. Дурно? вздор! Пустые отговорки!

 

Маша. Я прошу вас.

 

Троекуров (раздраженно).

Веди гостей, что глупости городишь!

 

Князь.

Постой, Кирилл Петрович, ты забыл,

Не ты один, здесь так же я решаю,

 

(К Маше, подавая ей руку.)

О ангел мой, доверься мне, позволь

Как нынче, быть на веки лишь рабом

Твоих желаний... (уводит Машу).

 

Троекуров (хлопая в ладоши).

Эй, музыка! вперед!

Полонез. Гости, попарно, сопровождаемые факельным шествием, проходят, подпевая. Звуки

полонеза замирают. Исправник, дав пройти всем, подзывает переодетого полицейского.

 

Исправник (полицейскому).

Дубровский здесь! сомнений нет. Оцеплен парк?

 

Полицейский.

Оцеплен со всех сторон, никто не проберется...

 

Исправник.

Ну, смотри! чтобы никто не смел пройти!

Я дам вам знать, когда за дело приниматься...

На этот раз, Дубровский, ты попался.

(Расходятся.)

 

 

ЯВЛЕНИЕ 3.

Огни тухнут. Интермеццо ночи. Входить Дубровский и свистит. Является Архип.

 

Архип.

Спасайтесь, барин, через час мы будем

Окружены. Исправник знает все.

Бежим сейчас! сию минуту.

 

Дубровский.

Нет, я не могу, я должен видеть Машу.

Сзови ребят в деревни на защиту.

 

Архип. Бежим, пока есть время!

 

Дубровский. Нет, сказал я, Как смеешь мне перечить?

 

Архип. Мы погибли.

 

Дубровский.

Молчи! Когда сзовешь ребят,

Дай знать! Ступай!

 

Архип нехотя удаляется.

 

 

ЯВЛЕНИЕ 4.

 

Входит Маша.

 

Маша. Monsиeur Desforges. est-ce vous?

 

Дубровский. Да, это я...

Маша (с испугом). Кто вы?

 

Дубровский.

Несчастный человек, судьбой гонимый и людьми, бездомный сирота, разбойник, я Дубровский!

 

Маша (с ужасом отступает от него).

Вы Дубровский. Боже мой!

(Закрыв лицо руками, опускается на скамью. Молчание.)

 

Дубровский (наклоняясь к ней таинственно).

"О если б с ним я повстречалась

Я бы его не испугалась,

Нет! я сказала бы ему,

Как брату, другу моему,

Что всей душой его жалею,

Что для меня он не злодей,

А жертва жадности людей!

Что жизнью целою моею

Хочу я грех отца омыть.

Молю простить его Творца я,

О помоги мне, Пресвятая,

Его от ада отвратить!"

 

Маша привстает как бы вспоминая.

 

Маша и Дубровский.

"Я б принесла ему прощенье

С добром и правдой примиренье

И, тронутый моей мольбой,

Он бросил бы на век разбой!" (Пауза.)

Маша восторженно смотрит на Дубровского.

 

Маша.

Но кто же ты, чтоб сердца тайны

Читать на дне моей души?

 

Дубровский.

Тебя увидев я случайно

Среди красот лесной глуши,

Там я подслушал эти речи,

Святой, невинный разговор.

Я изверг был до этой встречи,

Но увидал твой светлый взор

И вот, обняв твои колени,

Тебе несу мольбы и пени,

В моей душе воскресли вновь

Добро, и слезы, и любовь!

Опускается на колени. Маша в состоянии немого восторга смотрит на него. Пауза.

 

Маша.

В чудной мгле воспоминанья,

Как туманное сиянье,

Предо мной из темноты

Восстают твои черты!

Гостем светлых сновидений,

Райских сладостных томлении

Ты давно являлся мне

В непробудной тишине.

Ты пришел и засияло

Все вокруг и я узнала,

Что во сне и на Яву

Я тебя всю жизнь зову!

Опускает голову на плечо Дубровского.

 

Дубровский. Меня ты любишь?

 

Маша Да, люблю.

 

Дубровский. Мой светлый ангел!

 

Маша. Меня ты любишь?

 

Дубровский. Да, люблю.

 

Маша. О, миг блаженный!

 

Дубровский.

Ты обновленье,

Ты исцеленье

Больной души!

 

Маша.

Час примиренья,

Слезы прощенья

В ночной тиши!

 

Дубровский.

В вечном стремленьи

К правде, в смиреньи

Вся жизнь моя!

 

Маша.

В вечном служеньи,

В вечном смиреньи

Раба твоя!

 

BМЕСТЕ.

Тихое мленье,

Сон упоенья

В ночной тиши,

Ты обновленье,

Ты исцеленье

Больной души!..

Молчание. Вдали свист.

 

Маша (как бы очнувшись от сна).

Что значить этот свист?

 

Дубровский.

То пробужденье!

Минуты дороги...

Я узнан здесь

И должен вас покинуть.

Этот свист

Зовет меня...

 

Маша (с ужасом). Опять к разбою.

 

Дубровский.

Нет!

Не бойся! нет! я не вернусь к разбою!

Я жизнью примирен теперь на веки!

 

Маша. Клянешься ты?

 

Дубровский.

Клянусь!

Я должен скрыться

Для нашего спасенья...

Ангел светлый,

Ведь ты моя отныне?...

 

Маша. Я твоя!

 

Дубровский. Дом и отца покинешь?

 

Маша. Я твоя!

 

Дубровский. Пойдешь за мною всюду?

 

Маша. Я твоя!

 

Дубровский.

Так жди меня! я приготовлю бегство

В другие светлые края, туда,

Где вечно юная природа

Обвеет ласками весны,

Туда, туда, где ждет свобода

И вечного блаженства сны!

 

Маша.

Возьми, возьми меня туда,

Где вечно юная природа

Обвеет ласками весны,

Туда, туда, где ждет свобода

И вечного блаженства сны!

 

Раздается резкий свист и шум приближающейся толпы.

 

Дубровский.

Пора! Прости! Не будешь ты женою князя никогда!

 

Возьми это кольцо. Если нужно будет прибегнуть ко мне, принеси его сюда и опусти в дупло этого дуба. Я буду знать, что делать!... Прости!

 

Обнимает Машу и убегает.

 

 

ЯВЛЕНИЕ 5.

Шум за сценой увеличивается.

 

Маша. Творец, спаси его! Святая матерь, защити!

Поспешно идет по направлению к дому. Испуганно останавливается.

 

Сюда идут! О Боже, где мне скрыться!

(Возвращается и прячется в беседку.)

 

Хор (за сценой).

Лови его! Живей! Сюда! стреляй! Ищи. Он здесь! Он там!

Толпа людей пробегает по сцене. Вдали слышен с разных сторон свист, затем выстрел и крики ура! Пробегает еще толпа людей.

 

ХОР (за сценой).

Спасайтесь, братцы! врассыпную!

Лови его! держи! стреляй! Он здесь! Он там!

Часть разбойников с противоположной стороны пробегают чрез сцену, за ними погоня, и затем шум и крики ослабевают.

 

 

ЯВЛЕНИЕ 6.

 

Вбегает Дубровский, как бы ища спасенья. Он ранен падает. Делает усилие, чтобы встать, и с трудом идет к беседке, где с криком падает на ступени.

 

Дубровский.

Нет силы более... Я умираю!

Погибли все... кто схвачен... кто убит...

О, Маша, Маша!.. где ты?

О, если б на прощанье, хотя на мне, тебя увидеть!

Маша, где ты?!..

 

Маша (выходя из беседки). Кто здесь? кто тяжко так вздыхает?

 

Дубровский (слабеющим голосом). Маша!

 

Маша.

Кто зовет меня? Владимир!

Боже мой! иль я безумна?!

Ты ли это, Владимир мой?!

 

Дубровский (восторженно).

Маша! радость... счастье...

О, милая, я умираю!

 

Маша.

Не может быть, не верю я, не верю...

 

Дубровский.

О участь бедная моя!

Едва открылось светлое блаженство рая, едва сказал

"Я твой на веки, бедный", как снова предстоит разлука... Прощай... я умираю!.,

(Впадает в беспамятство.)

 

Маша.

Владимир мой! очнись! Я здесь с тобою!

Никто нас не разлучит. Я твоя...

Владимир, что с тобою?.,

(Как обезумевшая.)

Помогите! помогите!

На помощь мне! Он умирает! Спасите! Спасите!

 

Припадает с рыданьями к груди Дубровского.

 

 

ЯВЛЕНИЕ 7.

Со всех сторон сбегаются люди.

 

ХОР.

Кто здесь плачет в мраке ночи?

Кто здесь стонет, кто зовет?

Что случилось? кто рыдает,

Точно жалобно поет?

Видим черные две тени

Обнялся, будто спят;

Там, в беседке на ступени

Двое раненых лежать...

Темно здесь... не видно... кто вы?

Кто здесь стонет, кто зовет?..

Что случилось? кто рыдает,

Будто жалостно поет?

Эй! эй! свету!

(Обступают Дубровского и Машу так, что их не видно).

Огня живей! Приподнимите их! Не трожь, оставьте!

 

 

ЯВЛЕНИЕ 8.

 

Входит Троёкуров, Исправник и Князь.

 

Троекуров и Князь. Что случилось?

 

Часть хора.

Женский голос звал на помощь,

Два убитые лежат.

 

Исправник.

Где? Огня! Огня сюда!

(Вносят фонари и факелы. К толпе.)

Эй, расступитесь! места! места!

Толпа расступается. Увидев Машу держащую на коленях голову Дубровского, у всех присутствующих вырывается крик ужаса и затем наступает полное молчание.

 

Троекуров. Дочь!

 

Исправник и Князь. Дубровский! (Пауза.)

 

Маша (как безумная). Тише... Тише... Он проснется...

 

Исправник и Князь делают движение к ней.

 

Не подходите! Я никому не дам его, он мой!

О, мой Владимир, мой супруг! очнись... Я здесь!..

 

Дубровский (приходя в себя). Ты моя?..

 

Маша. Твоя и никому принадлежать не буду...

 

ДубровскИй и Маша.

Час примиренья,

Слёз и прощенья

В ночной тиши.

Ты исцеленье

Больной души...

 

Дубровский (умирая). Моя... (умирает).

 

Маша.

Твоя...

 

Князь хочет к ней подойти. Она, озираясь, как безумная, кругом, видит эти движения и выпрямляется во весь рост.

 

...и Божья...

 

Падает на труп Дубровского.

 

ВСЕ. О, Господи, спаси нас и помилуй!..

Занавес.


* Соч. Сюлли-Прюдома.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 301. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия