ВИДЫ ФЕЛЬЕТОНА
В зависимости от задачи, которую решает журналист, исследователи выделяют «проблемные» и «адресные» фельетоны. В центре первых – типичная проблема или нежелательное явление. Например, бюрократизм, повальная глупость, мздоимство, хамство, шарлатанство. Наряду с проблемой в них может изображаться конкретное место действия, определенный человек. Однако истинные имена и названия автор заменяет по различным, в том числе и этическим, соображениям. В центре «адресного» фельетона – отрицательный образ, конкретный герой с точным именем, адресом, достоверными фактами и поступками. Он, что называется, узнаваем, как и персонаж портретного очерка. Отличие же в том, что в фельетоне никогда не бывает положительного героя.
Памфлет как разновидность фельетона
Памфлет (с греч. pamm — «все», fhlego — «жгу», «воспламеняю») — вид фельетона, задача которого через критику уничтожать враждебную идеологию, политический строй в целом или его отдельные стороны. Объектом беспощадной критики становятся та или иная общественная группа, партия (как правило, оппозиционная), правительство. Часто разоблачение происходит через критику отдельных их представителей. История развития памфлета Одна из предпосылок появления памфлета — саркастическая античная басня (особая форма выражения социального протеста). Само слово «памфлет» появилось в XIV веке и первоначально означало непереплетенную брошюру без обложки. Классический памфлет, как жанр, появился в эпохе Реформации. Использовался представителями буржуазии для борьбы с феодализмом (например, памфлет Эразма Роттердамского «Похвала глупости» — объектом критики являются князья, попы и схоластика). В царской России памфлет не получил широкого развития, так как эффективно работала предварительная цензура. Зато памфлет был востребован в период Советской власти как: 1) эффективное средство уничтожения политического противника — царского режима (политический памфлет В.И. Ленина «Пролетарская революция и ренегат Каутский», памфлеты М. Горького «Русский царь», «Город желтого дьявола»); 2) как средство пропаганды и ведения информационной войны в период Великой Отечественной войны; 3) как средство борьбы с враждебной идеологией империализма (эпоха «холодной» войны). После 1991 года основным объектом критики памфлета являются социально-политические события, происходящие в России. Памфлеты являются инструментом борьбы за политическую власть, в которой участвуют коммунисты (газеты «Завтра», «Советская Россия») и демократы («Независимая газета», «Новая газета»). С начала XXI века объектом критики памфлета выступают страны Запада (США и другие участники НАТО). Сегодня в сфере памфлетистики широко используется прием визуализации (создание сатирических плакатов), например «Новые политические памфлеты» (www.reddem.ru). Характеристика памфлета Наиболее существенные признаки, характеризующие памфлет: — выявление логической связи между фактами и их оценка; — обличительная критика, носящая сугубо личностный, персонифицированный характер (саркастическое обличение, содержащее в своей основеинвективу — грубую бранную лексику); — принципиальная полемичность (автор либо опровергает определенную систему мнений, критикует ее, основываясь на высказываниях оппонента, либо высказывает свою точку зрения, подтверждая ее правоту в процессе диалога с собеседником и/или читателем); — наличие в структуре произведения прямой политической аргументации и пропаганды; — синтез сатирических, художественных и публицистических образных средств (аллегория, буффонада, гипербола, гротеск, иносказание, пародия, сарказм и другие средства создания социально-комического).
|