Студопедия — В себе самом.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

В себе самом.






Противоположным по значению понятию « абсолютное» является

понятие « относительное», то есть – условное.

Абсолютная мудрость не имеет градаций. Она есть всегда, всюду, в

своей полноте, без изъятий, различий и степеней.

Немудрость же имеет свои градации, различения. Возможно деление

людей, у которых отсутствует мудрость на два вида (деление надвое,

иначе – дихотомия ):

сознающие свою немудрость, это – философы, (уместно вспом-

нить Сократа, с его высказыванием: «Я знаю, что ничего не знаю»);

не сознающие свою немудрость (незнание, неведение) это –

невежды [ 1. С. 61].

Рассмотрев три смысловых контекста софии, и дихотомическое де-

ление немудрости, выделим пять фигур и пять типов различного от-

ношения к мудрости.

1 – Бог, Божество, божественное. Божественная, то есть – абсо-

Лютная мудрость.

Мудрец. Практическая мудрость, служащая достижению об-

щезначимой объективной, цели. Цель мудреца – благо полиса и благо

Всех граждан.

Софист. Практическая мудрость как техника дискурса, направ-

Ленная на достижение субъективных целей, выгоды.

Философ. Умозрительно, теоретически ищущий, взыскующий

Абсолютной Божественной мудрости, основывающий на стремлении к

Ней свой образ жизни.

Невежда. Полное отсутствие мудрости, точнее, безразличие к ней.

Мудрец, Софист, Философ, Невежда обнаруживают разные степени

И модусы теоретической (умозрительной, интеллектуальной) и практи-

Ческой активности; нередко встречаются взаимопереплетения этих чи-

Стых типологических персонификаций.

Причём только Божество и Невежда (их умозрительная активность

нулевая) – лишены философского начала. Мудрецу, Софисту, Филосо-

фу – философское начало присуще в разной степени. Отсюда несамодо-

Статочность тех, кому свойственно философствовать, их особый статус в

Интеллектуально-духовном мире.

Серединная позиция между Божеством и Невеждой превращает фи-

лософствующего (мудреца, софиста, философа) в ироника и / или тра-

Гического героя.

Ироничность и трагичность существуют и как внутренняя само-

определённость, и как восприятие философа и философствующего дру-

Гими людьми.

Активность философа античности проявляется как выбор взаимо-

Связанных между собой образа жизни и образа мысли. Осознание этой

двоякости (серединности) осложняет ситуацию [1. С. 84–88].

Именно «в чистоте своей серединности» философ более уязвим, и так

легко иронизировать Аристофану по поводу Сократа в «Облаках» (даже

Не путая его с софистами в своей философской беспечности, просто так

Было точнее), и Платону в своих диалогах. Ироник знает о своей немуд-

Рости (об отсутствии подлинной, полной мудрости). Он не находит себе

Места ни в кругу невежд, ни среди мудрецов, все знающих и все ведаю-

Щих, каковых по-сути, среди смертных нет. Ирония чревата трагично-

стью. Философ неприкаян и бесприютен как Эрос, и как Сократ [1. С. 62].

Превратности судьбы философа или философствующего связаны с

особой двойственностью его положения, которое вызывает:

 ироничность окружающих, порой самоиронию, (как у Сократа);

Или же

 трагичность, состоящую в невозможности и одновременно в

неодолимом желании и стремлении: достичь недосягаемого – абсолют-

Ной мудрости.

Превратности судьбы самой философии обнаруживаются в ином.

 Утрата присущей ей двоичности или многозначности – мерт-

вит её.

Чтобы прояснить положение (о так называемых превратностях судьбы

Самой философии) резюмируем этимологические изыскания.

Для осмысления темы Софии в философии особенно важными явля-

ются понятия (имеющие также не одно значение) – «логос» и «рацио».

Уже в пределах античности в латинском – «рацио» идёт угасание, выхо-

лащивание и забвение некоторых смыслов греческого – «логоса», хотя

исходно – латинское – «рацио» является своеобразной калькой греческо-

го – «логоса».

 Рацио тяготеет к схеме, о-предел-еванию и определению понятий.

Гипертрофия начинаний Сократа, его метода, позднее найдут воплоще-

Ние и завершение в оформлении логики, математики, опирающемся на

Них естествознании.

 Логос, тяготеющий к духовной неисчерпаемости, к символу, про-







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 305. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия