тивостоит мифу со стороны входящих в него рационалистических мо-
ментов, но Логос – как слово и мысль Божественного, сотворяющего мир – это дух, далеко не подвластный жесткости рацио. Понятийная разработка абсолюта, сверхчувственного, рацио фоку- Сируется в Логосе, терминологически закрепляется в софии. Разработка же другого ряда понятий, таких как энтузиазм, пафос, экстаз – фокусируется в Эросе, а терминологически закрепляется в Филии. Философия предстаёт как нераздельность, неразделённость и неразделимость Эроса и Логоса. Она жива своей двоичностью и / или Многозначностью, включающей широкий диапазон смысловых сочета- Ний каждого из начал. Кроме смыслокорневой двойственности (филия _______и софия), необхо- димо указать на двойственность между системно – понятийным рядом и разноликостью эмоционально – образной и / или мистической подосновы. Эта двойственность придаёт философии как явлению осо- Бую энергийность, определяет историческую подвижность значения Самого слова философия. Парадоксально, но факт. Когда мы имеем дело с философом / фило- Софствующим, раздвоенность и стремление к недосягаемому обнару- Живают ироничность и трагичность ситуации (появляются насмешки, Сожаления по отношению к философу у окружающих, у него самого). Когда же философия приобретает однозначно выраженную опреде- лённость (в любом варианте), то торжествующая философема, чрева- тая однобокостью, уподобляется в своей завершённости омертвелому образованию (в чём трагедия философии) и / или вызывает иронию, кри- Тику и опровержения. Таковы некоторые этимологические соображения, Учитывающие корнесловие, указывающие на понятийную разработку, Жизнь термина, высокие и низкие тона его звучания. * * * Охарактеризовав, что такое античная философия, отметим: какие мотивы и цели реализуются при её изучении? Замечательным образом ответил на эти вопросы антиковед Теодор Гомперц (1832–1912). Касаясь целей, которым служит занятие античной философией, он пи- сал, что исторический интерес основан на трёх могучих мотивах: во- первых, на наивной радости знания прошлого, «в особенности всего ве- ликого и прекрасного в нём»; во-вторых, на стремлении «воспользовать- ся учениями, почерпаемыми из этого знания»; в-третьих, на чисто науч- Ной, как бы незаинтересованной потребности в знаниях исторических Событий и законов развития. И ещё надо учесть, – писал Т. Гомперц, что «почти вся наша духовная культура греческого происхождения. Игнорировать прошлое … просто Не возможно. Незнание учений и сочинений великих мастеров древности, какого-нибудь Платона или Аристотеля, даже полное неведение их имён Не избавляет от влияния их авторитета. И не только потому, что это вли- яние передаётся через посредство древних и современных преемников их; всё наше мышление, категории в которых оно движется, словесные формы, которыми оно пользуется … – всё это в значительной мере есть результат и создание великих мыслителей прошлого» [5. 486]. Изучение Античной философии, поможет не только реализовать свой практический Интерес, извлечь уроки из прошлого, получить новые теоретические зна- Ния, но и избавит от всесильного, не всегда осознаваемого, влияния ан- тичной философии и чрезмерной зависимости от неё.__
1. Адо П. Что такое античная философия? / пер. с франц. В.П. Гайдамака. М., 1999. 320 с. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности. (Начало Древнегреческой философии). М., 1996. 192 с. 3. Платон: Pro et contra. СПб.: РХГИ, 2001. 648 с. Вячеслав Иванов. Фрагменты книги Дионис и Прадионисийство. Глава X Пафос, кафарсис, трагедия // Эсхил Трагедии в переводе Вяче- слава Иванова / отв. ред. Н.И. Балашов. (Серия «Литературные памятни- ки») Москва «Наука», 1989. 590 с. См.: Вячеслав Иванов Дионис и пра- дионисийство. СПб: Алетейя, 1994. 344 с. (Серия «Античная библиоте- ка». Исследования). 5. Гомперц Т. «Греческие мыслители». Том первый. Перевод с немецко- Го Д. Жуковского и Е. Герцык. Научная редакция нового издания, коммента- рии, примечания и предисловие А.В. Цыба. Научное издание. «Алетейя». СПб., 1999. 606 с. (Серия «Античная библиотека». Исследования)
|