Студопедия — Место фельетона в жанровой системе
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Место фельетона в жанровой системе






  • Фельетон Максима Соколова

Удвоение президента РБ. - "Электронный Назарбаев университет". - Хитрая рокировка. - Миллер с трубой изобилия. - Перемена жупела. - Показывание пролетарию звездомедведя

Соколов Максим

Фото: РИА Новости

Покуда президент и премьер-министр РФ, прибегая к искусному маневрированию, пребывают в состоянии сюрпляса и скрывают от граждан, кто же должен ими править начиная с 2012 года, из Казахстана пришли вести, возможно, проясняющие хитроумный замысел участников тандема. В ходе ратификации документа Таможенного союза «О согласованной макроэкономической политике» мажилисмен тов. Рахметов сообщил коллегам, что в пакете документов о согласованной политике значится: «Подписано за Республику Беларусь – президентом Республики Беларусь Лукашенко А.Г.; за Республику Казахстан – президентом Республики Казахстан Назарбаевым Н.А.; за Российскую Федерацию – президентом Республики Беларусь Путиным В.В.». Видя такое раздвоение президента Республики Беларусь в сочетании с обнулением президента РФ, тов. Рахметов предположил: «Может быть, мы не то ратифицируем?» После перерыва председатель Мажилиса тов. Мухамеджанов сообщил, что случилось «вопиющие безобразие», документ исправили, переписали и ратифицировали.

Теоретически говоря, это может быть связано с недостатками казахстанского делопроизводства как такового. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, в подражание временно пропавшему Д.А. Медведеву взявшись всемерно развивать интернет, открыл собственный официальный сайт, откуда по ссылке, в соответствии с его распоряжением специально вывешенной на заглавной странице, направился на страницу университета, названного его именем. Мечтая о том, «чтобы миллионы посетителей моего сайта имели возможность увидеть и побывать в Электронном Назарбаев университете», президент Казахстана обнаружил, что, возможно, миллионам посетителей во избежание многочисленных соблазнов там бывать вовсе даже и не следовало. Обратившись к подразделу «О Казахстане», президент прочел: «Люди казахской и русской национальности ведут себя довольно сдержанно в общественных местах и более расслабленно в кругу друзей, на отдыхе или в домашней обстановке».

Хотя такое можно сказать о людях многих национальностей, Н.А. Назарбаев спросил: «И это все, что можно сказать о казахстанской культуре? Кто это пишет? Как будто взято из бульварного путеводителя» и указал на главный изъян сайта: «В нем нет студенческого духа». Последнее замечание может быть неосновательно – студентам бывает присуща склонность к озорству, а равно и к халтуре, и признаки как того, так и другого на сайте наличествуют.

Возможно, и документ, предъявленный Мажилису, был порожден студенческим духом, но возможен и иной вариант: это была утечка секретного плана по решению проблемы-2012. Смысл ее в том, что Д.А. Медведев остается в прежней должности, В.В. Путин делается президентом Республики Беларусь, после чего в рамках реанимированных документов о создании Союзного государства тандем воспроизводится на новом витке диалектической спирали, а А.Г. Лукашенко в подражание древнему герою Цинциннату возвращается к своему плугу.

Подтверждением такой версии может служить заявление главы Сбербанка РФ Г.О. Грефа: «Мы надеемся, что будем одним из советников правительства Белоруссии в рамках приватизации». Если бы речь шла о том, что Г.О. Греф желает давать советы А.Г. Лукашенко, который твердо указал: «Некоторые политики из-за границы, которые выстроились в очередь и начали кричать, что завтра Лукашенко начинает продавать активы наших ликвидных предприятий... Кто стоит первым, пусть крикнет последнему: расходитесь, продажи не будет, тем более за бесценок, как это хотят прихватить. И распродажи этой не будет», – можно было бы лишь подивиться авантюризму грефовских планов блицкрига. Ведь сам А.Г. Лукашенко предупредил возможных будущих советников: «Я так буду смотреть, наблюдать, а потом как шандарахну» – что же останется от консультанта-приватизатора? Если же в рамках хитроумной комбинации президентом Республики Беларусь вскорости станет В.В. Путин, его любимцу Г.О. Грефу было бы естественно сделаться советником президента РБ по экономике.

Другой любимец В.В. Путина, А.Б. Миллер, также ожидает новых высоких почестей. Иждивением «Газпрома» в Петербурге было устроено частичное подражание нидерландскому Мадюродаму, то есть на лугу были установлены сильно уменьшенные копии знаменитых городских зданий. Там же на лугу была установлена и многофигурная композиция «Зодчие», состоящая из скульптур Растрелли, Росси, Трезини, Монферрана, Тома де Томона и др., венчаемых сверху скульптурой небесного покровителя Северной столицы св. Петра.

Восхищенная увиденным начальница города В.И. Матвиенко заметила, что на лугу хорошо бы установить также и преславную, прекрасную статую А.Б. Миллера, чем привела скромного хозяйственника в немалое смущение. Идея изваять А.Б. Миллера заслуживает внимания, нужно лишь договориться об общем замысле. Можно включить главу «Газпрома» в композицию «Зодчие», придав св. Петру портретные черты А.Б. Миллера и вложив в руки первоверховного апостола наряду с ключами также и задвижки. Если тот от скромности воспротивится, можно воздвигнуть отдельную статую, взяв за образец находящуюся в русском музее статую Екатерины II работы Шубина, которая изображает императрицу в полный рост, причем у ног ее лежит рог изобилия, из которого нескончаемым потоком сыплются рубли и кресты. У ног А.Б. Миллера можно изобразить трубу изобилия, откуда вылетают упаковки банкнот ФРС крупного номинала.

Покуда в Северной столице открывали мини-город, в Первопрестольной после многолетней реконструкции открыли планетарий, каковое просветительское заведение тут же привлекло внимание политиков. Друг жениха, то есть бывший сопредседатель «Правого дела» Л.Я. Гозман, ныне умалившийся ради грядущего за ним М.Д. Прохорова, сообщил, что явление М.Д. Прохорова народу на экстренном съезде партии состоится в планетарии. Член политсовета партии Б.Б. Надеждин косвенно подтвердил слова Л.Я. Гозмана, указав, что будет «необычное место, необычный формат – будет реально круто».

С этим нельзя не согласиться. Летают кометы, вращаются планеты, М.Д. Прохоров излагает социальную программу правых сил, после чего бегут пионеры, бегут пенсионеры, а дядя профессор надел противогаз, – такой картине невозможно отказать в крутизне.

Но именно эта крутизна внушила «Единой России» уверенность в том, куда разворачивать главные силы народного фронта. Члены руководящей и направляющей рассудили, что очередная победа над коммунизмом как главным врагом рода человеческого уже не поможет снискать в должном объеме народную благосклонность. Лидер КПРФ Г.А. Зюганов с возрастом делается все более благостным старцем, все менее годящимся на роль свирепого бабуина с окровавленным кинжалом в зубах. Члены КПРФ под водительством доц. С.А. Маркова еще менее способны изобразить, «Как под Медведевкой лихо так дралися, // Марков там был генерал, // С ним в бронированный поезд ворвалися, // И большевик побежал». Напротив, величавые звуки «Интернационала» – «Лишь мы, работники всемирной // Великой армии труда // Владеть землей имеем право, // Но паразиты никогда» – были сочтены как нельзя более подходящими для привлечения граждан, а М.Д. Прохоров – идеальным воплощением антагониста-паразита. На основе чего вышла новая программа: пушки развернуть на 180 градусов и стрелять не влево, а вправо.

Единороссов, ставших друзьями народа, тут даже можно понять. Когда в развитие правых идей народный заступник эпохи дефолта, тогдашний зампред ЦБ С.В. Алексашенко разъясняет, что принятый полвека назад Трудовой кодекс устарел и нужно обновить его на те случаи жизни, когда «человек добровольно готов работать 80 (уже даже не 60, как было в версии филантропа М.Д. Прохорова. – М. С.) часов в неделю», надо быть совсем святым, чтобы не попытаться что-нибудь наварить на защите прав трудящихся.

С другой стороны, и правые силы не так просты. Классовое наезды единороссов прохоровцы могут парировать указанием на то, что настоящие кровососы-эксплуататоры как раз в ЕР, тогда как правые силы специально выбрали место для исторического съезда, чтобы подчеркнуть свою верную классовую природу. Еще в 1929 году было указано, что «должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий» – вот мы и смотрим. При этом особо привлекательным для пролетария является то, что в такого рода заведении «Завнебом, пальчиком ведя, покажет звездомедведя», что в современной России сугубо актуально.

Более того: в те еще давние годы поэт-пророк указал на выдающуюся роль планетария и, соответственно, правых сил в борьбе с международной плутократией. Именно здесь «Может устроить любая горничная затмение лунное и даже солнечное». Поняв прозрачный намек, члены правящей партии побоятся искушать судьбу.

 

Место фельетона в жанровой системе

Согласно "Краткому словарю литературоведческих терминов" под редакцией Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева, "фельетон (от франц. feuille - лист, листок) - жанр художественной публицистики, бытующий главным образом в газетах и журналах… Соединяет в себе злободневность и насыщенную образность, документальную точность и высокий эмоциональный накал. Фельетон имеет преимущественно сатирическую направленность".

Вообще фельетон всегда был объектом для оживленных обсуждений и споров. Дискуссии вызывало многое, начиная от вопроса, что считать родоначальником жанра и заканчивая вопросом о его принадлежности - художественный ли он, публицистический, ни то ни другое или нечто среднее?

Жанр фельетона появился как беседа с читателем. Е. Журбина называет его "явлением демократизации печати "[5; с. 7]. По традиционной версии, сам термин "фельетон" родился во Франции, где в газете "Journal des Debats" читатели увидели вначале листок-вкладыш, заполненный всякими "мелочами", а затем и "подвал" с той же тематикой. Причем эта нижняя часть страницы по линии отрыва легко отделялась от самой газеты. Словом, началось все не с собственно жанра, а с места расположения материалов.

Со временем этот раздел начинает эволюционировать, исподволь приобретая черты знакомого нам фельетона. Во-первых, материалы начинают сливаться и за счет этого увеличиваться. Появляются публикации, связанные одной темой. Очень важен факт появления подписи: это означает, что ответственность за написанное берет на себя определенное лицо (пусть оно пока и скрывается под псевдонимом). Начинают проскальзывать дидактические интонации.

Немало дискуссий в свое время вызвала и жанровая принадлежность фельетона.

В основе фельетона лежит конфликт. Не обязательно комический: "Сатирический конфликт не может исчерпать своеобразия фельетонного жанра. Как быть с фельетоном положительным, фельетоном грустным, фельетоном на трагическую тему, которые явно не содержат в себе сатирического конфликта?"Основное отличие конфликта в фельетоне - это его публицистическая насыщенность. Такая направленность всегда придает конфликту характер внутреннего противоречия, несоответствия того или иного факта, явления идеалу.Фельетон, как представитель малого (по объему) жанра, требует филигранной отточенности стиля и четкости сюжетно-композиционного построения. Мало просто запечатлеть конфликт: нужно как бы отразить событие или героя в системе зеркал, которые отразят его читателю в совершенно неожиданном и непривычном виде.Фельетонист должен умело выстроить сюжет и композицию повествования, чтобы яркие подробности или смешные ситуации существовали не сами по себе, а выявляли суть конфликта и черты характера. При всей своей свободе и кажущейся порой причудливости композиция фельетона должна подчиняться законам ясного выражения публицистической темы. "Основа фельетонной композиции - сопоставление жизненных материалов, широкое ассоциирование их. Это отвечает характеру фельетонного конфликта и придает фельетону ту особую интеллектуальную силу, в которой такую большую роль играет мысль, поднятая над фактом".[6 с. 243]

Язык фельетона не может не иметь своих особенностей, вытекающих из характера его конфликта. И здесь мы снова приходим к выводу о глубоко пристрастной публицистической оценке. К примеру, газетные штампы и стереотипы, использование которых вполне оправданно в информационных и аналитических материалах, в обычном виде фельетону просто противопоказаны. Зато фельетонисты широко используют казенно-деловой стиль для пародирования, что придает их творениям новые краски и ярко публицистическую направленность.В качестве примера - один из наиболее часто цитируемых фельетонов Ильфа и Петрова "Веселящаяся единица": "По поводу здорового гулянья велись болезненно страстные дебаты. - Товарищи, давно уже пора дать отпор вредным и чуждым теорийкам о том, что гулять можно просто так, вообще. Надо, наконец, осмыслить этот гулятельно-созидательный процесс, который некоторыми вульгаризаторами опошляется названием прогулки. …Мы должны дать нагрузку каждой человеко-гуляющей единице. И эта единица должна, товарищи, не гулять, а, товарищи, должна проводить огромную прогулочную работу"[9; с. 333].

В России само звание фельетониста долго имело уничижительный оттенок, воспринималось как синоним нечистоплотного газетного подёнщика. Рубрика фельетона "русифицировалась" в 20-е гг. XIX в. в газете "Северная пчела" Ф.В. Булгарина, фельетонам которого свойственны охранительные и полицейские тенденции, педантичная нравоучительность. Фельетоны Барона Брамбеуса (О.И. Сенковского) в журнале "Библиотека для чтения" высмеивали бездарность и пошлость в литературе; вместе с тем нередко им были присущи художественный консерватизм и беспринципность.Лучшие образцы фельетонной литературы 1-й половины XIX в. представлены сатирически заострёнными литературно-критическими статьями А.А. Бестужева и блестящими, безупречного вкуса и слога статьями А.С. Пушкина (под псевдонимом Феофилакт Косичкин).

В середине XIX в. этапным явлением в развитии жанра стали фельетоны писателей натуральной школы В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.А. Некрасова, И.И. Панаева, М.Е. Салтыкова-Щедрина (воспринявших опыт сатирических журналов конце XVIII в. Н.И. Новикова и И.А. Крылова); питаясь фактами из литературы и периодики, они вели к глубоким социально-политическими обобщениям, в то же время, разоблачая конкретных виновников злоупотреблений и преступлений. Политический фельетон стал одним из ведущих жанров в демократических изданиях 2-й половины XIX в. ("Искра", "Гудок", "Будильник"), где печатались Д.Д. Минаев, Н.С. Курочкин, Г.И. Успенский и др. На развитие стиля русского фельетона повлияло творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина и А.И. Герцена (заметки, памфлеты в "Колоколе"). В традициях революционно-демократической журналистики вёл политические фельетоны в 1895-96 на страницах "Самарской газеты" М. Горький (под псевдонимом Иегудиил Хламида). Политической остротой и идейной чёткостью отмечены фельетоны критиков-марксистов В.В. Воровского и М.С. Ольминского (1900-10-е гг.).Видные фельетонисты конца XIX - начала XX вв. - А.А. Яблоновский, А.Р. Кугель, А.В. Амфитеатров и особенно В.М. Дорошевич, придававший фельетону, близкому к юмористическому рассказу, актуальное публицистическое звучание. Существенно для развития русского фельетона творчество сотрудников "Сатирикона" и "Нового сатирикона" - А.Т. Аверченко, Н.А. Тэффи, Саши Чёрного. В "Новом сатириконе" были напечатаны фельетонные стихи В.В. Маяковского ("Гимн судье", "Гимн взятке" и др.), который вместе с Д. Бедным сыграл важную роль в становлении советского фельетона.Советский фельетон 20 - начала 30-х гг. развивал лучшие традиции передовой русской фельетонной литературы (Ю.К. Олеша, М.А. Булгаков, М.М. Зощенко, В.П. Катаев, И. Ильф и Е. Петров, А. Зорич, О. Вишня, Я. Судрабкалн). В 30-е гг. выделялись проблемно-публицистические фельетоны М.Е. Кольцова. В 40-50-е гг. обрели широкую известность имена фельетонистов Г.Е. Рыклина, Л.С. Ленча, Д.И. Заславского, С.Д. Нариньяни, С.И. Олейника. В 60-70-е гг. выделяются фельетоны Н.И. Ильиной, Л.И. Лиходеева, И.М. Шатуновского; появляются романы-фельетоны.Своеобразной разновидностью является (начиная с 20-х гг.) советский обличительно-тенденциозный фельетон на международные политические темы (В. Маяковский, Д. Заславский, Я. Галан).Таким образом, мы видим, что жанр фельетона, зародившийся во Франции, в России в связи с политическими особенностями страны претерпел значительные изменения. Результатом стала целая система разновидностей фельетонов.







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 482. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия