Требования к оформлению отчета о НИРС 5 страница
Проф. Котовский. Вообще мне кажется, что система варнашрамы в какой-то степени определила естественное разделение труда в древнем обществе. Но теперь это разделение труда среди людей в любом обществе гораздо сложнее и изощреннее. Поэтому, если сейчас сгруппировать их в четыре класса, это все только запутает.
Шрила Прабхупада. Путаница возникла из-за того, что в Индии в последнее время сын брахмана, не имея брахманических качеств, претендует на то, чтобы называться брахманом, а другие - из предрассудков или по традиции - признают его брахманом. Так был нарушен социальный порядок. Но в нашем Движении сознания Кришны мы готовим брахманов повсюду, так как мир нуждается в их интеллекте. Несмотря на то что Махараджа Парикшит был монархом, он держал совет, совещательный орган, состоявший из брахманов и ученых мудрецов. Монархи вовсе не были независимы. Из истории известно, что, когда некоторые из монархов оказывались несостоятельными, совет брахманов лишал их престола. Хотя брахманы не занимались политикой, они как правило, советовали монарху, как исполнять обязанности царя. Это было не в таком уж далеком прошлом. Когда жил Ашока?
Проф. Котовский. По нашей хронологии он жил в древней и средневековой Индии.
Шрила Прабхупада. Да.
Проф. Котовский. Вы правы, в древней и феодальной Индии система правления была очень либеральной, и большая часть высшего аппарата управления в законодательных органах состояла из брахманов. Даже во времена моголов брахманы были советниками при мусульманских императорах и правителях.
Шрила Прабхупада. Это факт. Брахманов признавали. Они входили в царский совет. Во времена Александра Македонского, например, в Индии правил царь Чандрагупта. Как раз перед Чандрагуптой Александр Македонский пришел из Греции в Индию и завоевал какую-то ее часть. Когда Чандрагупта стал императором, своим премьер-министром он назначил Чанакью. Возможно, вы слышали это имя - Чанакья?
Проф. Котовский. Да.
Шрила Прабхупада. Да, он был великим брахманом-политиком, и квартал в Нью-Дели, в котором сосредоточены все иностранные посольства, сейчас называется его именем - Чанакья-Пури. Чанакья Пандит был великим политиком и брахманом. Он был очень широко образован. Его наставления о нравственности до сих пор не потеряли ценности. В Индии школьники изучают наставления Чанакья Пандита. Хотя Чанакья Пандит был премьер-министром, он сохранял свой брахманский дух: он не получал никакого жалованья. Если брахман получает жалованье, считается, что он стал собакой. Это утверждается в «Шримад-Бхагаватам». Он может давать советы, но не имеет права наниматься на службу. Поэтому Чанакья Пандит жил в хижине, хотя и был премьер-министром. Такая брахманическая культура и брахманический интеллект являются отличительной особенностью ведической цивилизации. «Ману-смрити» является одним из свидетельств высокого уровня брахманической культуры. Невозможно определить дату написания «Ману-смрити», но оно считается настолько совершенным, что является сводом индуистских законов. Чтобы поддержать порядок в обществе, законодательной власти нет необходимости ежедневно устанавливать новые законы. Законы Ману настолько совершенны, что применимы во все времена. На санскрите они носят название три-каладау, что означает «подходящие для прошлого, настоящего и будущего».
Проф. Котовский. Извините, что перебиваю вас, но насколько мне известно, все индийское общество во второй половине восемнадцатого века по приказу британской администрации подчинялось правовым нормам, расходившимся с индуистским законодательством. Многое было изменено. Индуистское законодательство, которым на практике пользовались индусы, заметно отличалось от оригинального «Ману-смрити».
Шрила Прабхупада. Теперь внесены изменения. Даже наш покойный Пандит Джавахарлал Неру ввел собственное индуистское законодательство. Он ввел право на развод, которого не было в «Ману-самхите». Многое было изменено, но вплоть до наступления современной эпохи все человеческое общество руководствовалось «Ману-смрити». По правде говоря, современные индусы строго не следуют индуистским писаниям.
Но мы не ставим своей целью возрождение индуистского общества древности. Это невозможно. Наша задача - взять лучшее из первоначальной идеи. Так, например, в «Шримад-Бхагаватам» содержится идея коммунизма. Его описывают Махарадже Юдхиштхире. Если есть что-то хорошее, хороший опыт, почему бы вам не перенять его? Такова наша точка зрения. Кроме того, современная цивилизация упускает самый важный момент - цель человеческой жизни. С научной точки зрения, цель человеческой жизни - самоосознание, атма-таттва. Говорится, что если члены человеческого общества не приходят к самоосознанию, то они потерпели крах во всех своих делах. Именно это и происходит в современном обществе: несмотря на весь прогресс в экономике и других сферах, вместо того чтобы поддерживать мир и спокойствие, люди воюют. Между ними идет непрекращающаяся индивидуальная, социальная, политическая и национальная борьба.
Если трезво посмотреть на вещи, можно увидеть, что, несмотря на большие достижения во многих отраслях знания, по своей психологии мы недалеко ушли от животных. По нашему убеждению, соответствующему философии «Шримад-Бхагаватам», тело дано человеку не для того, чтобы он день и ночь трудился ради удовлетворения чувств. Но люди не знают ничего другого. Они не знают о следующей жизни. Нет такой отрасли знания, которая занималась бы изучением того, что происходит, когда этому телу приходит конец. Это огромная отрасль знания.
В «Бхагавад-гите» (2.13) сказано: дехино 'смин йатха дехе. Деха означает «тело». Дехинах - «владелец тела». Дехино 'смин йатха дехе каумарам йауванам джара. Дехи, владелец тела, находится внутри тела, само же тело изменяется, принимая одну форму за другой. Ребенок имеет тело одного типа, которое превращается в тело другого типа, когда он взрослеет. Однако владелец тела остается неизменным. Аналогично этому, когда тело полностью меняется, мы получаем новое. Люди не понимают этого. Мы меняем тела даже на протяжении этой жизни, переходя от младенчества к детству, а затем к отрочеству и юности. Это факт; каждый знает это. Я был ребенком, но этого детского тела больше нет. Теперь у меня другое тело. Разве трудно понять, что, когда этого тела больше не будет, мне придется получить другое? Это великая наука.
Проф. Котовский. Как вы знаете, существуют два совершенно противоположных подхода к этой проблеме. В различных религиях на это смотрят по-разному, но в то же время любая религия признает опыт «перемены места», то есть переселения духа, и ищет свидетельства тому. В христианской религии, в иудаизме, в...
Шрила Прабхупада. Я не говорю с вами о религиях. Я говорю о науке и философии. В каждой религии могут быть свои доктрины, но это нас не очень интересует. Нам важно другое: если обладатель тела неизменен, несмотря на все изменения, происходящие с телом, то совсем не трудно понять, что, когда это тело переменится полностью, его обладатель получит другое.
Проф. Котовский. Иной подход заключается в том, что такого деления не существует. Нет двух феноменов: тело и обладатель тела суть одно и то же.
Шрила Прабхупада (подчеркнуто). Нет.
Проф. Котовский. Когда тело умирает, обладатель тела тоже умирает.
Шрила Прабхупада. Нет, нет. Почему же в университете нет отделения, которое занималось бы научным исследованием этого факта? Я утверждаю, что это необходимо. Может быть, правы вы, а может, я, но должна быть отрасль науки, изучающая это. Недавно кардиолог из Торонто, врач, признал существование души. Я переписывался с ним, и он твердо верит, что душа существует. Итак, есть и другая точка зрения, но наш метод состоит в том, чтобы получать знание от авторитета. Нам известно утверждение Кришны на этот счет, а Он является авторитетом. Все ачарьи признают Кришну авторитетом. «Бхагавад-гита» признана в ученых и философских кругах всего мира. Кришна говорит:
дехино 'смин йатха дехе каумарам йауванам джара татха дехантара-праптир дхирас татра на мухйати
«Точно так же как, покидая детское тело, душа переходит в отроческое, а затем в юношеское, покидая это тело, она получает другое тело» (Б.-г., 2.13). Это утверждает Кришна, являющийся согласно нашей научной традиции величайшим авторитетом. Мы принимаем это утверждение без доказательств. Таков ведический путь познания.
Проф. Котовский. Трудность в том, что, согласно нашему подходу, ничего нельзя принимать на веру. Мы можем верить только тому, что опирается на доказательства.
Шрила Прабхупада. Да, это допустимо. Это утверждается в «Бхагавад-гите» (4.34). Тад виддхи пранипатена парипрашнена севайа. Для парипрашны, доказательств, есть место, но требовать их нужно не в вызывающем тоне, а со стремлением понять. Дискуссии не отвергаются. Что же касается утверждений Вед, то они безошибочны, и знатоки Вед признают их таковыми. К примеру, коровий навоз - это испражнения животного, а Веды утверждают, что прикосновение к испражнениям какого-либо животного или к своим собственным экскрементам оскверняет человека, и он должен очиститься, совершив омовение. По индуистской системе после испражнения необходимо совершить омовение.
Проф. Котовский. Это вполне понятное гигиеническое правило.
Шрила Прабхупада. Да.
Проф. Котовский. Да, разумеется.
Шрила Прабхупада. Но в другом месте утверждается, что коровий навоз, являясь испражнениями животного, тем не менее чист. Более того, считается, что с его помощью можно очистить нечистое место. На первый взгляд, это противоречиво. В одном месте сказано, что испражнения животного нечисты и если вы коснулись их, то должны очиститься, а в другом говорится, что коровий навоз чист. По нашим понятиям это противоречивые утверждения, но тем не менее те, кто следует Ведам, принимают их. Фактически, если сделать анализ коровьего навоза, обнаружится, что он обладает прекрасными антисептическими свойствами.
Проф. Котовский. Этого я не знаю.
Шрила Прабхупада. Да, один профессор в медицинском колледже произвел анализ коровьего навоза и обнаружил у него замечательные антисептические свойства.
Таким образом, ведические утверждения, даже если и кажутся противоречивыми, при тщательном рассмотрении оказываются правильными. Конечно, бывают и исключения. Но их принимают, и при научном анализе и проверке они оказываются верными.
Проф. Котовский. Да, если вы анализируете с научной точки зрения, это правильно.
Шрила Прабхупада. Есть и другие примеры: скажем, раковина. Раковина - это кость животного, и в Ведах говорится, что прикосновение к кости животного оскверняет, в этом случае вы тоже должны совершить омовение. Но раковину держат в комнате, где находятся Божества, так как Веды признают ее чистой. Я хочу сказать, что мы принимаем ведические законы, не требуя доказательств. Таков принцип, которому следуют ученые люди. Если вы сможете подкрепить ваши утверждения цитатами из Вед, их принимают. Никаких других обоснований не требуется. Существуют разные виды праман, т.е. видов обоснования. Доказательство цитатой из Вед называется шрути-праманой. Как в суде - если вы можете сослаться на свод законов, ваше утверждение принимается; так же и ученые признают все ваши утверждения, если они подкреплены шрути-праманами. Я полагаю, вы знаете, что Веды называются шрути.
Проф. Котовский. Да.
Шрила Прабхупада.
шрути смрити-пуранади-
панчаратра-видхим вина аикантики харер бхактир утпатайаива калпате
Брахма-ямала
Любая система, которую мы принимаем, должна быть подкреплена свидетельствами шрути, смрити, Пуран и «Панчаратры». То, что не доказано этими праманами, приносит одни беспокойства.
Проф. Котовский. Можно мне сказать? Все, что есть в Ведах, могло быть доказано и научным путем. Возьмем, к примеру, современную научную лабораторию. Любое ее заключение считается истиной. Вы признаете это истинным, не проверяя правильность утверждения. Допустим, у вас есть научная лаборатория или учреждение; если в этой лаборатории или научном учреждении считают: «Это нехорошо», - большинство людей примет это без доказательств: «Да, так утверждает наука, значит это факт».
Шрила Прабхупада. Ачарьи (великие учителя) принимают авторитетные ведические утверждения аналогичным образом. Индией правят ачарьи: Рамануджачарья, Мадхвачарья, Шанкарачарья. Они признают Веды, а их последователи признают их. Преимущество этого в том, что я не трачу время, исследуя, чист или нечист коровий навоз. Я просто принимаю, не требуя доказательств, что он чист, потому что так утверждают Веды. Я экономлю время, принимая шрути-праману. Аналогично этому, в Ведах есть много высказываний, касающихся социологии, политики - всего, потому что веда значит «знание».
сарвасйа чахам хриди саннивишто маттах смритир джнанам апоханам ча ведаиш ча сарваир ахам эва ведйо веданта-крид веда-вид эва чахам
Б.-г., 15.15
Проф. Котовский. Можно задать вам один вопрос? Много ли филиалов у вашего общества во всем мире?
Шрила Прабхупада. Да.
Проф. Котовский. Где находится ваш главный центр и где филиалы Общества сознания Кришны?
Шрила Прабхупада. Гм-м... У меня более шестидесяти пяти филиалов.
Проф. Котовский. Шестьдесят пять филиалов.
Шрила Прабхупада. Да, и своей штаб-квартирой я сделал центр в Лос-Анджелесе, а теперь мы закладываем крупный центр в Майяпуре, на месте рождения Господа Чайтаньи. Вы бывали в Индии?
Проф. Котовский. Шесть или семь раз. Сейчас из-за наплыва беженцев из Бангладеш в Калькутте сложилась очень сложная ситуация.
Шрила Прабхупада. Да, но в течение десяти дней мы проводили санкиртану, и это было незабываемо. Каждый день собиралось не менее тридцати тысяч человек. Они проявляли огромный интерес к нашим лекциям - мы читали лекции по «Шримад-Бхагаватам» и «Бхагавад-гите». Таким образом, откликаются люди во всех частях света, особенно американские юноши и девушки. Они проявили особый интерес. Также велик интерес в Англии, Германии и Франции. Отсюда я собираюсь поехать в Париж. Как называется это место?
Ученик. В Париже? Фонтене-о-Роз?
Шрила Прабхупада. Да, они занимают целый дом, прекрасный дом... Наш метод очень прост. Мы просим наших учеников соблюдать четыре ограничительных принципа: не иметь недозволенного секса; не есть мяса, рыбы, яиц; не играть в азартные игры и не употреблять одурманивающих средств, включая сигареты, чай и кофе. Человек должен соблюдать эти четыре принципа и повторять маха-мантру Харе Кришна. И вы обнаружите, что только благодаря такому методу эти юноши и девушки быстро совершенствуются. Метод очень прост. Кроме того, у нас есть книги, много книг: «Шримад-Бхагаватам», «Бхагавад-гита». За эти годы я написал больше десятка книг по четыреста страниц каждая: «Кришна, Верховная Личность Бога»* в двух томах, «Шримад-Бхагаватам» в шести томах, «Учение Господа Чайтаньи» в одном томе, «Нектар преданности» также в одном томе. Так мы стараемся распространять сознание Кришны. Кришна является исторической личностью, так же как, скажем, Ленин. Вы стараетесь понять его философию, и мы тоже стараемся понять философию Кришны.
* В русском переводе эта книга называется «Источник вечного наслаждения». (Прим. переводчика.)
Проф. Котовский. Много ли у вас последователей в ваших шестидесяти пяти филиалах?
Шрила Прабхупада. О да, более тысячи инициированных и много других. Тысяча только тех, кто следует принципам. Вот как эти ребята. (Шрила Прабхупада указывает на двух своих секретарей.)
Проф. Котовский. Значит ли это, что ваши ученики не поступают в обычные западные, европейские университеты? Может ли, например, обычный студент одного из многих университетов, как все, посещающий лекции, быть тоже инициирован и принят в вашу общину?
Шрила Прабхупада. Если вы хотите жить в нашей общине и получить посвящение, добро пожаловать. Если нет, то приходите и попытайтесь понять нашу философию, читайте наши книги - у нас очень много книг, журналов, вопросов и ответов. Попытайтесь понять философию. Так не бывает, что вдруг приходит студент и сразу же становится нашим учеником. Сначала он приходит и общается с нами, стараясь во всем разобраться. Мы никого не агитируем. Он добровольно изъявляет желание стать учеником.
Проф. Котовский. А что будет, если это, например, не студент, а молодой рабочий или молодой сын фермера? Должен ли он отречься от своей жизни и вступить в вашу общину в каком-то центре? Как он будет содержать себя в повседневной, материальной жизни?
Шрила Прабхупада. Как я уже сказал вам, цель нашей проповеди - воспитать во всем мире брахманов, так как в обществе их не хватает. Тот, кто присоединяется к нам с серьезными намерениями, должен стать брахманом, а следовательно, принять на себя обязанности брахмана и оставить занятия кшатрия или шудры. Но, если кто-нибудь захочет сохранить свою профессию и в то же время понять наше Движение, это тоже допустимо. Среди наших последователей много профессоров. Например, Говард Уилер, профессор университета штата Огайо. Он мой ученик. Он продолжает преподавать, но почти все деньги, которые зарабатывает, жертвует на сознание Кришны. Предполагается, что грихастхи - семейные люди, живущие не в храме, - вносят пятьдесят процентов своего дохода в наше общество, оставляя двадцать пять процентов для семьи и двадцать пять процентов - на личные непредвиденные расходы. Но Господь Чайтанья Махапрабху учит, что не важно, кто человек: грихастха (домохозяин) или санньяси (отрекшийся от мира), брахман или шудра. Господь Чайтанья говорит: «Любой, кто понимает науку о Кришне, становится духовным учителем». По-бенгальски это звучит так: киба випра, киба нйаси, шудра кене найа. Вы немного понимаете бенгали?
Проф. Котовский. Немного.
Шрила Прабхупада. Да, как вибрацию. Йеи кришна-таттва-ветта, сеи 'гуру' хайа. «Любой, кто понимает науку о Кришне, может стать духовным учителем» (Ч.-ч., Мадхья, 8.128).
Проф. Котовский. Но, воспитывая брахманов из людей, принадлежащих к различным социальным слоям общества, вы тем самым отвергаете древние принципы индуистских писаний.
Шрила Прабхупада. Нет, я утверждаю их.
Проф. Котовский. Согласно всем писаниям - Ведам, Пуранам и т.д., - каждый член одного из этих четырех классов, варн, должен родиться в нем.
Шрила Прабхупада. Нет, нет, нет.
Проф. Котовский. Это основа всех варн...
Шрила Прабхупада. Нет, нет. Извините.
Проф. Котовский. Основа всех варн...
Шрила Прабхупада. Ваши слова не соответствуют истине. При всем уважении к вам, я позволю себе утверждать, что вы не правы. В «Бхагавад-гите» (4.13) говорится: чатур варнйам майа сриштам гуна-карма-вибхагашах. «Деление на четыре сословия, созданных Мной: брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр - проводится по признаку качеств человека и рода его деятельности». Здесь ничего не сказано о происхождении.
Проф. Котовский. Я согласен с вами, что это изменение внесли брахманы более позднего времени, пытавшиеся увековечить свои привилегии.
Шрила Прабхупада. Это погубило индийскую культуру. Если бы не это, не возникло бы необходимости отделять от Индии ее часть - Пакистан. И не только это. С исторической точки зрения, вся эта планета раньше была Бхарата-варшей, и на ней была одна империя. Так было вплоть до времени правления Махараджи Парикшита. Затем она постепенно разделилась. Об этом говорит история. Недавно отделился Пакистан. Таким образом, от искалеченной Бхарата-варши теперь остался маленький клочок земли. Вообще же, согласно ведическим писаниям, вся эта планета называется Бхарата-варшей. Прежде она именовалась Илаврита-варшей. Но в честь ее правителя, императора Бхараты, ее стали называть Бхарата-варшей. Таким образом, эта культура, сознание Кришны, существовала всегда. Возьмите любую религию - христианство, ислам, иудаизм. Им самое большее две или три тысячи лет. Но невозможно обнаружить истоков ведических писаний. Поэтому они называются санатаной, вечными. Эта культура предназначена для всего человеческого общества. Это не религия или вера. Веру можно сменить, но истинную дхарму сменить невозможно. Попытайтесь понять Кришну. В «Бхагавад-гите» (18.66) Он говорит: сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа - «Оставь все виды религии и просто предайся Мне». В этом заключается истинное знание - предаться Всевышнему. Вы или я - любой - все мы кому-нибудь подчиняемся. Это факт. Мы живем, подчиняясь, не так ли? Вы не согласны с этим?
Проф. Котовский. В какой-то мере вы подчиняетесь.
Шрила Прабхупада. Да, в полной мере.
Проф. Котовский. Мы, например, должны подчиняться обществу. Всему народу.
Шрила Прабхупада. Да, всему народу, или государству, или царю, или правительству, или еще чему-нибудь. Это неизбежно.
Проф. Котовский. Единственная сложность в том, что мы не можем подчиняться правительству или царю частично. Между подчинением царю, то есть какому-то человеку, и подчинением обществу принципиальная разница.
Шрила Прабхупада. Нет, это только перемена цвета. Но принцип подчинения остается неизменным. Подчиняетесь ли вы монархии, демократии, аристократии или диктатуре - вы должны подчиняться; это факт. Нельзя жить, никому не подчиняясь. Это невозможно. Поэтому мы учим людей подчиняться Всевышнему, который нас всячески защищает, как говорит об этом Сам Кришна (сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа). Никто не может утверждать: «Я никому не подчиняюсь». Ни один человек. Разница только в том, кому он подчиняется. Высший объект подчинения - Кришна. Поэтому в «Бхагавад-гите» (7.19) Кришна говорит: бахунам джанманам анте джнанаван мам прападйате - «После многих жизней, проведенных в подчинении кому угодно и чему угодно, когда человек становится по-настоящему мудрым, он подчиняется Мне». Васудевах сарвам ити са махатма судурлабхах: «Такая махатма, великая душа, встречается крайне редко».
Проф. Котовский. Но в то же время, как мне кажется, за подчинением должно последовать восстание. История доказывает, что человечество развивается, только восставая против подчинения правящему классу. В средние века произошла Французская Революция. Это был протест против власти. Однако сама эта революция подразумевала подчинение простолюдинам. Вы согласны?
Шрила Прабхупада. Да.
Проф. Котовский. Значит, таких мер недостаточно, чтобы когда-нибудь положить этому конец. Подчинение должно сопровождаться восстанием против одних людей и подчинением другим.
Шрила Прабхупада. Но всякому подчинению будет положен конец, когда вы подчинитесь Кришне.
Проф. Котовский. А...
Шрила Прабхупада. Это конечная точка - больше не нужно будет никому подчиняться. Все другие виды подчинения вы должны менять с помощью революций. Но, когда вы приходите к Кришне, этого достаточно. Вы получите удовлетворение. Я приведу вам один пример: ребенок плачет, и люди по очереди берут его на руки. Но он никак не унимается. Однако как только младенец попадает на руки к своей матери...
Проф. Котовский. Он перестает плакать.
Шрила Прабхупада. Да, наступает полное удовлетворение. Таким образом, это подчинение, эти перемены власти будут продолжаться в различных видах, но суть всех этих форм подчинения - подчинение майе. Поэтому в «Бхагавад-гите» говорится, что подчиняться кому бы то ни было помимо Кришны - это майя. Чему бы или кому бы вы ни подчинялись сейчас, в конце концов вы должны подчиниться Кришне; тогда вы станете счастливы. Подчинение неизбежно, но подчинение Кришне трансцендентно и приносит человеку полное удовлетворение.
Проф. Котовский. Не сталкивались ли вы с враждебным отношением к вашему учению со стороны ортодоксальных индусов или брахманов в Индии?
Шрила Прабхупада. Мы победили их.
Проф. Котовский. Вот как...
Шрила Прабхупада. Любой ортодоксальный индус может прийти и вызвать нас на спор, но у нас есть оружие - ведическая литература. Поэтому никто не приходит. Даже христианские священники в Америке любят меня. Они говорят: «Эти юноши - американцы, христиане, евреи - теперь так стремятся к Богу. А мы не смогли спасти их». Они признают это. Их отцы, их родители приходят ко мне, кланяются и говорят: «Свамиджи, нам очень повезло, что вы прибыли сюда учить сознанию Бога». Так что, напротив, мне оказали хороший прием. То же самое и в Индии - раз вас интересует Индия - все другие секты признают, что до меня разные свами отправлялись на Запад, но никто не обратил ни единого человека в сознание Кришны. Они признают это. Что касается меня, то я не приписываю никаких заслуг себе. Я уверен, что это проявление действия ведического знания, потому что я даю его таким как оно есть, а не фальсифицирую его. Я убежден в этом. Если у вас есть хорошее лекарство, и вы назначаете его пациенту, то можно не сомневаться, что он выздоровеет.
Проф. Котовский. Сколько из этой тысячи ваших учеников живут в самой Индии? Сколько у вас общин в Индии?
Шрила Прабхупада. В Индии?
Проф. Котовский. Да.
Шрила Прабхупада. В Индии очень много людей, сознающих Кришну: сотни, тысячи, миллионы. В Индии нет такой проблемы. Нет ни одного индуса, который не сознавал бы Кришну.
Проф. Котовский. Да, я понимаю.
Шрила Прабхупада. Вайшнавы. Это называется вайшнавизмом. Вы были в Индии, так что вам, конечно, хорошо известно, что там миллионы вайшнавов. Например, этот джентльмен (присутствующий при встрече индиец) - командир экипажа «Эйр Индия». Он не является моим учеником, но он - вайшнав, сознающий Кришну. В Индии миллионы людей сознают Кришну. Есть даже мусульмане, сознающие Кришну. В Горакхпурском университете есть профессор-мусульманин, и он великий преданный Господа Кришны. Так что это естественно. В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что сознание Кришны есть везде, оно в сердце каждого. Просто с помощью этого метода его нужно пробудить. Только и всего. Оно и в вашем сердце. Оно не является для вас чем-то чужеродным. Сознание Кришны в сердце каждого. Мы должны пробудить его этим методом. Это подобно восходу солнца. Солнце не появляется внезапно, из ниоткуда. Оно есть всегда, но по утрам оно восходит. Так и сознание Кришны. Оно существует повсюду, но по той или иной причине сейчас оно скрыто. С помощью этого метода в процессе общения оно вновь пробуждается.
Проф. Котовский. Вы приехали в Москву вчера. Вы что-нибудь уже посмотрели здесь, в Москве?
Шрила Прабхупада. Нет, меня не очень интересуют достопримечательности.
Проф. Котовский. В любом случае просто сидеть в старинном отеле не так интересно - не увидишь многих людей. Вы уезжаете послезавтра?
Шрила Прабхупада. Так у меня запланировано.
Проф. Котовский. Вы уезжаете в Соединенные Штаты или в Европу?
Шрила Прабхупада. Да, в Европу, в Париж. У нас готовятся два очень больших торжества в Лондоне и Сан-Франциско. Идут приготовления к празднику колесниц, Ратха-ятре. Этот праздник регулярно проводится в Джаганнатха-Пури. Вы бывали в Джаганнатха-Пури?
Проф. Котовский. Да. Праздник колесниц проводится с давних времен. Очень древняя традиция. Огромные колесницы.
Шрила Прабхупада. Да, и теперь этой традиции следуют в странах Запада, в Лондоне и Сан-Франциско, и, может быть, со временем она распространится и в других странах.
Проф. Котовский. В Лондоне большая индийская община.
Шрила Прабхупада. Нет, нет. Это организуют англичане и американцы. Индийские общины в Лондоне и Сан-Франциско пытаются стать - вы знаете это слово? Сахиб?
Проф. Котовский (смеется). Европеизированными. (Оба смеются.) Один очень крупный университетский социоантрополог написал очень интересную статью. Он пишет о двух процессах, которые идут сейчас: европеизации брахманов, главным образом в высших слоях общества, и так называемой санскритизации, когда низшие классы и даже неприкасаемые перенимают брахманические ритуалы. Это очень интересный процесс, идущий прямо сейчас в Индии, но, к сожалению, положение Индии проблематично.
Шрила Прабхупада. Беда в том, что Индия никак не прибьется ни к одному берегу. Они пытаются имитировать западную жизнь, но, с материальной, технической точки зрения, отстали на сто лет.
|