ИСТОЧНИК –см. ВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА.
ИТАЛЬЯНСКИЙ ПАНДУС – пологая лестница с низкими про-ступями и наклонными ступенями. ИТАЛЬЯНСКИЙ САД – один из вариантов исторических или этнографических садов. Отличительными особенностями являются изоляция от внешнего пространства за счет высоких прочных ог-рад, регулярная планировка, в основе которой лежит квадрат, обя-зательное наличие водоема и желательное – фонтана. Прямые и диагональные дорожки делят пространство сада на прямоугольные участки с такой же формы цветниками, деревья выбирают с учетом возможной формовки кроны, мощение – плитка с геометрически-ми мотивами, либо дорожки посыпают крупным песком, толченым кирпичом. Обязательно наличие фонтанов (см.), настенных источ-ников – маскаренов (см.), желательно – каскадов (см.). Для ита-льянских садов характерно обилие балюстрад (см.), что определя-ется особенностями рельефа. Натуральный камень сочетается с гладкими белыми или цветными оштукатуренными, иногда распи-санными стенами. Плодовые деревья высаживают по границам уча-стка и подвергают стрижке. Характерно наличие скульптур, кото-рые устанавливают на невысокие колонны, и стилизованных под древние амфоры терракотовых ваз. Один из наиболее распростра-ненных приемов – вертикальное озеленение. Итальянские сады обычно устраивают на участках со сложным рельефом, где легко проводится террасирование (см.). Во многих садах устраивали воз-душные театры, полукруглая стена из стриженого тиса ограничива-ла «сцену», по сторонам высаживали кулисы, а земляные ступени поднимались амфитеатром. КАБИНЕТ – элемент внутренней пространственной садово-пар-ковой композиции боскета, образованный стрижеными стенами из липы или граба. Во французских садах и парках XVII-XVIII веков большинство кабинетов было украшено партерами, бассейнами, скульптурами и садово-парковыми постройками. КАЛЕНДАРЬ ЦВЕТЕНИЯ – подбор красивоцветущих растений с учетом сроков цветения в течение года по месяцам. КАМЕНИСТЫЕ САДЫ – обобщающее понятие, подразумеваю-. щее, что при устройстве подобного сада, наряду с растениями опре-деленную эстетическую нагрузку несут и неживые компоненты, в первую очередь – камни (цв. вклейка фото 45, 46). Все типы таких садов, вне зависимости от их стилистических особенностей и разме-ров, можно разделить на три крупные группы: • ландшафтные («ландшафтный рокарий», «горный склон», «каменистая гряда»); • художественные – создают вымышленный или идеализиро-ванный облик горной местности («ущелье», «горный ручей»); • коллекционные, предназначены для создания композиций из растений – петрофитов (см.), относящихся к одному системати-ческому таксону (например камнеломки, седумы и др.). Длительное время в качестве единственного термина, охватыва-ющего все разнообразие каменистых садов, использовались понятия рокарий, альпинарий и каменистая горка. В связи с популярностью композиций и садов подобного типа значительно возросло их разно-образие. «Альпийская лужайка» – представляет сообщество альпийс-ких высокогорных растений. Это один из самых стильных типов каменистых садов, но он достаточно труден, поскольку создание условий, напоминающих высокогорье, довольно непросто. Чаще всего используют не как самостоятельный элемент, а в составе других более крупных типов, например «горного склона», «горной долины». Наиболее подходящими видами являются растения естественной флоры альпики и субальпики: низкорослые злаки, горе-чавки (Gentiana); эдельвейсы (Leontopodium); ковровые камнелом-ки – дернистая (Saxifraga caespitosa), котиледон (S. cotyledon), Гризебаха (S. grisebachii) и пышная (S. xapiculata); минуарции (Minuartia); стелющиеся ивы – серо-голубая (Salix glauca), пол-зучая (S. repens) и сетчатая (S. reticulate); подушковидные дра-бы – брунелистная (Draba bruniifolia), аизовидная (D. aizoides), альпийская (D. alpine) и моховидная (D. umbricata); миниатюрные примулы – аурикулы (Primula auricula); прострел альпийский (Pulsatilla alpine) и горный (P. montana). Обязательным условием выращивания является хорошо дренированная почва, влажный прохладный воздух. «Архитектурный рокарий» – тип художественного каменисто-го сада, устроенного на террасированных участках. Достаточно широкие террасы соединены между собой каменными лестницами и опираются на подпорные стены из плотно пригнанных блоков.. Для посадки растений в стенах оставляют «карманы», почва кото-рых соединяется с грунтом нижележащей террасы. Для оформле-ния террас используют следующие приемы: плоский рокарий, бас-сейн, газон, миксбордер из низкорослых растений. Возможна по-садка небольших кустарников и медленно растущих карликовых хвойных. Важная роль принадлежит хвойным с каскадным типом роста и стелющимися побегами. В ниши - «карманы» подпорных стенок высаживают алиссумы (Alyssum), проломники (Androsace), иберисы (Iberis), колокольчики (Campanula), полыни (Artemisia). Один из самых знаменитых – рокарий королевского ботаническо-го сада в Эдинбурге, где на террасированном склоне были устрое-ны 4000 «карманов», в которые и были высажены многочислен-ные растения. «Горная долина» – один из самых эффектных типов каменис-тых садов, но требующий от создателя художественного мастерства и воображения. Это не «калька» естественных горных долин, но скорее представление, фантазия на тему. Обычно их устраивают на пологих склонах, если участок имеет ровный рельеф, на нем в бес-порядке устанавливают несколько крупных каменных глыб и валу-нов, не слишком больших, чтобы они не мешали восприятию кар-тины в целом. Мощеные или лучше грунтовые дорожки прокладывают между камнями и группами растений различной высоты. Воз-ле камней высаживают карликовые хвойные с колонновидной или стелющейся формы кроной, рододендроны (Rododendron), низкорос-лые красивоцветущие кустарники, их «подбивают» весенними мел-колуковичными: сциллами (Scilla), хионодоксой (Chionodoxa), кро-кусами (Crocus). Для связующих композиций используют эрики (Erica) и низкорослые злаки, почвопокровные – тимьян (Thymus), флоксы (Phlox), ясколки (Cerastium), седумы (Sedum). Завершен-ность композиции придадут мхи и мелкий щебень, образующий «осыпь». «Горный ручей» – может быть элементом рокария или выпол-нять самостоятельную роль. Для его устройства обязателен доста-точный перепад высот. По берегам «ручья» высаживают ирисы. японский (Iris japonica) и сибирский (/. sibirica), злаки (Роасеае), примулы (Primula), калужницы (Caltha), мелкие папоротники, ков-ровые растения, «стекающие» к воде. Однако этот элемент не дол-жен слишком выделяться в композиции, отвлекая на себя все вни-мание зрителя. «Горный склон» – сложный ландшафтный сад, имитирующий альпийское высокогорье, для него необходимо создание горной осы-пи, закрепленной корнями растений. При подборе растений пред-почтение отдается формам деревьев и кустарников с низкими сте-лющимися или распростертыми кронами: горной сосне (Pinus mugo), можжевельникам (Juniperus). Между деревьями располага-ют «лужайки», на которых высаживают куртины осоки (Саrех), горечавки (Gentiana), камнеломки (Saxifraga), молодила (Sempervirum), эдельвейсы (Leotopodium), дриады (Dryas), драбы (Draba). Завершающий штрих – несколько небольших каменистых осыпей, для которых используют разнокалиберный гранит, соста-рившийся известняк или другие подходящие породы. «Каменистая гряда» – один из самых старых типов каменис-тых садов. Грядам, сложенным из камней (типа фризского вала (см.)), придают широко трапециевидную или пирамидальную фор-му с откосом в 40-45°. Чтобы предотвратить возможное разруше-ние стены, ее основание фиксируют поребриком. Пространства меж-ду камнями заполняют грунтом. Растения высаживают как по вер-ху, так и на склонах стены. «Комнатный каменистый садик» устраивают в основном из сук-кулентных растений: толстянок (Crassula), гавортий (Gavortia) и гастерий (Gasteria), кактусов (Cactaceae), молочаев (Euphorbia), па-хиподиумов (Pachipodium), эхеверий (Echeveria), фокей (Fokea). В качестве емкости можно использовать широкие и низкие керами-ческие или пластиковые вазы, металлические тазы. Грунт между растениями маскируют мелким щебнем или гравием, крупнозерни-стым цветным песком. Такой садик можно выставить на балкон, террасу или поставить на газон. «Ландшафтный рокарий» – скорее, дело для профессионалов. Это крупная композиция, которая включает другие типы каменис-тых садов, в том числе впадины, плато, ущелья, щебнистые осыпи и каскады ручьев. Преобладание того или иного элемента, его веду-щая роль определяется характером рельефа участка. «Лесной овраг» может быть устроен лишь при наличии есте-ственных понижений почвы. Склоны закрепляют надежно вкопан-ными камнями, реже террасируют. На них высаживают хвойные, теневыносливые папоротники, воронцы (Actaea), купены (Poly-gonatum). Обязательный компонент – множество мхов. Украсит такой сад ручей или родник на дне. «Миксбордер» также можно устраивать с использованием кам-ней. Если он расположен на выровненном участке, камни вкапы-вают таким образом, чтобы они лишь немного возвышались над растениями, в то время как на террасированном склоне группы камней чередуются с невысокими (20-40 см) террасами. Рядом с камнями высаживают более высокорослые, можно даже древес-ные, почвопокровные или ковровые растения. На террасах компо-зиции располагают пятнами, лучше использовать виды со стелю-щимися побегами, которые ниспадают вниз. Возможна посадка карликовых хвойных с пирамидальной или шаровидной формой кроны. «Миниатюрный рокарий» – вариант модульного цветника, впервые появился в европейских странах, и для его создания ис-пользовали каменные ванны и корыта, ранее предназначавшиеся для кормления животных и птиц. Композиции близки к «большо-му» рокарию, но растения выбирают самые маленькие – суперкар-лики – драбы (Draba), камнеломки (Saxifragа), молодила (Sempervirum), проломники (Androsace). Обязательный элемент – туфовые «скалы», впадины которых заполняют грунтом и высаживают в них растения. Такие рокарии можно устанавливать около дома, на газо-не, мощеных площадках. «Скалы» – это не должны быть беспорядочно набросанные кучи камней и валунов, но имитация выходов горных пород. Непремен-ное условие создания каменистого сада такого типа – крутой склон и естественным образом обработанные крупные глыбы. Подбор по-род зависит от местных условий. Древесные растения высаживают одновременно с формированием скал. Ассортимент растений доволь-но невелик: горные сосны (Pinus mugo) и можжевельники (Juniperus), ампельные колокольчики (Campanula), карликовые па-поротники, камнеломки (Saxifraga), седумы (Sedum). He следует «перегружать» композицию растениями. В данном случае главная роль принадлежит камню. «Стенка» – наиболее распространенный вид каменистого сада, предназначается для закрепления склона или террасы. Может быть создана без функциональной роли опоры и тогда является вариан-том узкой каменистой гряды. При устройстве используют цементи-рование камней, но более эффектны стенки «сухой кладки». Про-межутки между камнями заполняют грунтом, в который высажи-вают папоротники, ампельные колокольчики (Campanula), минуар-ции (Minuartia), алиссумы (Alyssum), молодила (Sempervirum). Низ-корослые древесные растения сажают в период формирования стен-ки. По верху стенки можно посадить обриетту (Aubrietta), полыни (Artemisia), седумы (Sedum). «Террасированный склон» – представляет собой систему под-порных стен различной высоты, формы и протяженности. Позволя-ет «освоить» крупный крутой склон. Камни выбирают любые, ук-ладывают методом сухой кладки. Наиболее подходящими являются растения со стелющимися, легко укореняющимися побегами. «Ущелье» – один из элементов сложного ландшафтного сада. Для его создания на участке должны быть понижения, склоны ко-торых и образуют «ущелье». Стенки-склоны закрепляют сухой кладкой. Подбор растений зависит от глубины и протяженности, и следовательно – интенсивности освещения ущелья. Подходят кар-ликовые скальные виды, переносящие затенение, в том числеминиатюрные папоротники, рамонды (Ramonda), хаберлеи (Haber-lea), левизии (Levisia), мхи. Японский каменистый сад – см. ЯПОНСКИЕ САДЫ. КАМНИ-«ШАГИ» – круглые формы, заполненные бетонным раствором, в котором делают разметку и укладывают в соответствии с эскизом гальку. Затем из этих форм создают дорожку, размещая их на расстоянии 50-60 см.
|