Студопедия — ЛИТОФИТЫ –см. ПЕТРОФИТЫ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛИТОФИТЫ –см. ПЕТРОФИТЫ.






ЛУГОПАРК – благоустроенный луг, растительность которого обогащена деревьями, кустарниками и цветами, улучшающими рек-реационные качества лугового ландшафта.

ЛУЖАЙКА – небольшой по площади участок открытого про-странства свободной живописной формы, может быть покрыт стри-женым газоном или сохранять естественный травостой.

ЛУКОВИЦА – видоизмененный подземный или реже надзем-ный побег, состоящий из стебля-донца и чешуй-листьев, которые выполняют защитную или запасающую роль. В пазухах чешуй раз виваются вегетативные или генеративные (цветочные) почки. Луковицы служат для вегетативного

Рис. 59. Приемы использования лиан в озеленении: 1«зеленая» колонна на каркасе; 2гирлянда на канате; 3«зеле-ные» ворота на металлическом каркасе; 4«зеленая» арка на метал-лической дуге; 5 – пергола, увитая лианами

размножения и переживания не-благоприятных условий.

ЛУКОВИЧНЫЕ РАСТЕНИЯ – один из типов многолетних тра-вянистых растений с видоизмененными побегами, луковицами. Раз-личают две группы:

• весеннецветущие луковичные: тюльпан (Tulipa), нарцисс (Narcissus), хионодокса (Chionodoxa), сцилла (Scilla), галантус (Galanthus), крокус {Crocus), кандык (Erythronium), мускари (Muscari), юнона (Jumo), брандушка (Bulbocodium), птицемлечник (Ornithogallum), пушкиния (Puschkinia);

• летнецветущие: лилии (Lilium), анемона (Апетопа), камассия (Camassia), тигридия, бродиея, гомерия (Homeria), иксия (Ixia), ба-биана (Ваbiапа).

Иногда выделяют мелко луковичные, к которым относят сциллу (Scilla), подснежник (Galanthus), хионодоксу (Chionodoxa), мускари (Muscari), пушкинию (Puschkinia).

ЛУНКА (КРУГ) ПРИСТВОЛЬНАЯ – верхний горизонт посадоч-ной ямы, обнесенный по периметру земляным валиком, устраивает-ся для каждого растения или группы. Часто их маскируют почво-покровными или ковровыми.растениями (цв. вклейка фото 64).

ЛЮНЕТ (люнеты) – арочный проем в своде или стене, ограни-ченный снизу горизонтально. В сквозных люнетах помещаются окна, «глухие» люнеты часто украшаются росписью, или в них ус-танавливают скульптуры.

ЛЮСТГАУЗ – садовый павильон в форме большой беседки, обычно с пышной архитектурной отделкой, характерен для садов конца XVII – начала XVIII века.

МАКРОКЛИМАТ – климат области, страны и других крупных географических единиц.

МАЛЫЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ФОРМЫ (МАФ) – небольшие со-оружения, устраиваемые в садах и парках в функциональных и эстетических целях. Рассматриваются как второстепенные, но необ-ходимые элементы общей композиции. К МАФ относятся: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из рас-тений, урны, павильоны, навесы, фонтаны, лестницы, ограды, па-рапеты, оранжереи, декоративные солнцезащитные и подпорные стенки, водоемы, в последнее время одним из модных элементов стали поилки для птиц (рис. 60, цв. вклейка фото 65). МАФ позво-ляют зрительно выделить определенные зоны, различные по назна-чению или стилю, а также расставить акценты.

Установленные рядом с небольшим прудом металлические стилизованные цветы, окрашенные в яр-кие цвета, контрастируют со светло-серым покрытием и коричневым цветом спиральной дорожки.

Прямоугольный бассейн станет центром композиции, если в нем ус-тановить камень необычной формы и стеклянную синевато-серую стелу.

Цилиндрическая блестящая ко-лонна, заглубленная в бетон покры-тия, и плоские контейнеры, в кото-, рые высажены низкорослые сукку-лентные растения, а промежутки между ними засыпаны осколками натуральных камней, могут укра-сить площадку около дома или ря-дом с водоемом строгой геометри-ческой формы.Некоторые малые архитектурные формы имеют прежде всего утилитарное назначение, но могут выполнять и эстетическую роль, в частности барбекю – металлическая решетка, установленная над открытым огнем, или хибачи – тяжелый чугунный поддон для разведения огня.

МАЛЫЕ САДЫ – обычно являются специализированными и осуществляют тематико-декоративные функции. Г.В. Фирсова и Н.В. Кувшинов предлагают разделить их на следующие группы:

• сады культурных и декоративных видов, например монокуль-турные, водных и влаголюбивых растений, мхов, папоротников, сады непрерывного цветения;

• «сухие сады», которые устраивают с применением песка, гра-вия, натурального камня и где высаживают ксерофиты, например, такие как седумы, молочаи, толстянки, кактусы;

• сады скульптур; каменистые сады.

МАСКАРОН – декоративный рельеф в виде маски. Часто изоб-ражает в гротескном или фантастическом виде человеческое лицо или голову животного. Маскарон помещают преимущественно на замках арок, оконных и дверных проемов, используют в качестве водометов или источников (цв. вклейка фото 66).

МАССА КРОНЫ (МОНОЛИТНОСТЬ) – признак, определяемый характером ветвления, может быть пористой, с невысокой интен-сивностью ветвления, например у липы или робинии, более плот-ные шаровидные кроны характеризуются наличием множества мел-ких периферических ветвей.

МАССИВ – крупный элемент садово-паркового пейзажа, состоя-щий из паркообразующей растительности, по площади от 1-4 до нескольких десятков гектар или цветочные композиции площадью от 70 м2 до 150 м2.

МАСШТАБ – средство гармонизации парковых элементов и про-странств в соизмеримых отношениях с человеком, для которого они предназначены.

МАСШТАБ ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ – степень крупности архи-тектурных и природных объектов, составляющих садово-парковый ансамбль. Определяет их соответствие друг другу, окружающей сре-де, конкретному назначению и собственно человеческим параметрам.


Рис. 60. Ваза-поилка для птиц

МАСШТАБНОСТЬ – 1) соразмерность или взаимное соответ-ствие величины объемно-планировочных элементов в пространстве, воспринимаемом человеком; 2) правильное отношение составных частей к целому, второстепенных к господствующему, деталей к главному; 3) правильное соотношение горизонтальных, вертикаль-ных и объемных компонентов: длинная и узкая аллея напоминает коридор, так как длина не масштабна ширине, ваза высотой 90 см и диаметром 70 см «потеряется» в центре крупного партерного газо-на, но вполне уместна на аллее, у поворота дорожки или на неболь-шой мощеной площадке.

. Сад должен быть пропорционален дому, площадь газона – саду, цветника – газону. Обычно за меру отсчета принимают размер дома, а точнее, конструктивную сетку, заложенную в его архитек-туру: 6x6 м или 3x3 м.

Одно из основных правил масштабности ландшафтных компози-ций: нельзя переносить размеры внутренних помещений дома в про-странство сада. Так, ширина лестниц в доме 90-110 см, а в саду 120-200 см; ширина дверного проема 70-90 см, арки в саду – 120-150 см.

МЕДЛЕННОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ – группа декоративных де-ревьев и кустарников, ежегодный прирост которых составляет 10-30 см (ирга круглолистная – Amelanchier ovalis, айва обыкновенная – Cydonia oblonga, магония падуболистная – Mahonia aquifolium, каш-тан конский – Aesculus hippocastanea, платан кленолистный – Platanus acerifolia, вишня войлочная – Cerasus tomentosa).

МЕЗОРЕЛЬЕФ – форма рельефа, промежуточная между макро-и микрорельефом, например, впадина, овраг, небольшое ущелье, часто нуждающаяся в реконструкции.

МЕЗОФИТЫ – растения, живущие в условиях достаточно уме-ренного увлажнения. К этой группе относится большинство видов центральных и северных регионов России.

МЕЛКОЛУКОВИЧНЫЕ – см. ЛУКОВИЧНЫЕ.

МЕЛКОУКОРЕНЯЮЩИЕСЯ РАСТЕНИЯ – виды с поверхност-ной корневой системой, например, ель, береза, платан.

МЕНАЖЕРИЯ – домик для содержания птиц, сетчатый вольер. В парках имели не столько утилитарное, сколько декоративное зна-чение, обычно располагались на берегу озера или пруда.

МЕРТВЫЕ МАТЕРИАЛЫ - разноцветный песок, толченая че-репица, мраморная крошка, антрацит, используемые для устрой-ства газонов, часто наряду с живыми растениями.

МИКРОКЛИМАТ – климат приземного слоя воздуха, возника-ющий на небольших участках земной поверхности в результате вза-имодействия различных факторов внешней среды (температуры, ув-лажнения, движения воздуха) и влияния зданий, сооружений, рас-тительности, водоемов.

МИКРОЛАНДШАФТ – искусственно созданная композиция из зеленых насаждений, органически связанная с рельефом и водоема-ми. Композицию озелененных объектов можно рассматривать как систему последовательно раскрывающихся микроландшафтов.

МИКРОРЕЛЬЕФ – мелкие элементы рельефа, в ландшафте яв-ляются деталями мезорельефа, занимают небольшие площади с ко-лебаниями – перепадами высот. Например, растительные курти-ны, клумбы, холмики – положительные формы микрорельефа, ложбинки, впадины – отрицательные. При вертикальной плани-ровке обычно требует незначительных изменений.

МИКРОТЕРМЫ – растения, хорошо приспосабливающиеся к пониженным температурам и приуроченные к зонам умеренного и арктического климата. Виды природной флоры России в основном относятся к данной группе, различают также макротермы – при-способившиеся к высоким температурам, теплолюбивые и достаточ-но жаростойкие, например ксерофиты, и мезотермы – теплолюби-вые, но не жаростойкие виды.

МИКСБОРДЕР – смешанный бордюр или смешанная рабатка. Классический миксбордер – удлиненная клумба шириной от 2 до 4 м, произвольной длины. Растения в нем размещают ярусами: на переднем плане высаживают растения высотой до 30 см, на сред-нем – от 40 см до 70 см, на заднем – от 80 до 120-150 см. В последнее время очертания миксбордера становятся более свобод-ными. Чем дальше границы от строгих геометрических форм, тем свободнее располагаются растения. Обычно их высаживают группа-ми или живописными пятнами в форме трапеций, асимметричных треугольников, стилизованных квадратов, прямоугольников или овалов (цв. вклейка фото 67). Миксбордер должен отвечать двум основным требованиям:

он должен хорошо смотреться со всех точек, откуда он виден;

• сохранять декоративность в течение всего вегетационного пе-риода.

Этого добиваются подбором растений в соответствии со сроками цветения, формой, силуэтом растений, размером, формой, окраской листьев и цветков. Для высадки в миксбордер используют одно- и многолетники, некоторые комнатные растения, например, бальза-мин Уоллера (Impatiens vallerii), хлорофитум хохлатый (Chlorophytum comosa), сеткреазию пурпурную (Setcreasia purpurea), агаву американскую (Agava americana), бегонию вечноцветущую (Begonia semperflorens), колеус гибридный (Coleus x hybrida), пелар-гонию плющелистную (Pelargonia peltatum), фуксию изящную (Fuchsia gracilis).

Миксбордеры размещают около водоемов, у входа в дом или на террасу. Отлично смотрятся такие цветники на фоне стриженой или свободно растущей живой изгороди, каменной или кирпичной клад-ки подпорной стенки. Мискбордер может стать акцентом компози-ции, если его создать в конце крупного газона на фоне группы дре-весных растений.

МИЛОВИД – в русских парках XVII-XIX века беседка, из ко-торой открывается особенно живописная панорама; видовая пло-щадка.

МНОГОДОМНОСТЬ – образование двуполых (одновременно пес-тичных и тычиночных цветков) и однополых (только пестичных или только тычиночных) на одной особи растения.

МНОГОЛЕТНИКИ – травянистые красивоцветущие или декора-тивно-лиственные растения, произрастающие на одном месте и со-храняющие декоративность в течение нескольких лет. У большин-ства из них наземные побеги отмирают и в почве сохраняются видо-измененные побеги. Весной из почек возобновления развиваются новые вегетативные и генеративные побеги. Многолетники отлича-ются более высокой зимостойкостью, чем однолетники. Включение в композицию многолетников Позволяет значительно продлить об-щий период цветения с ранней весны до поздней осени. По отноше-нию к перезимовке многолетники делят на зимующие и не зимую-щие в открытом грунте, к последним относятся георгины (Dahlia), гладиолусы (Gladiolus), канны (Саппа), крокосмия (Crocosmia).

В цветоводстве существует несколько классификаций многолетни-ков, основанных на их функциональном назначении, принадлежности к крупным семействам, особенностях строения подземных органов.

Наиболее распространены следующие группы:

• корневищные – адонис весенний (Adonis vernalis), астры но-воанглийская (Aster novaeangliae) и новобельгийская (A. novae-beldgii), астильба Арендса (Astilbe х arendsii) и китайская (A. chi-nensis), различные виды водосбора (Aquilegia), волжанка обыкно-венная (Aruncus vulgaris), различные виды ириса (Iris), пионы (Paeonia), тысячелистник агератолистный (Achillea ageratifolia), зонтичный (A. umbellate) и обыкновенный (A. millefolium), флокс Арендса (Phlox x arendsii), метельчатый (P. paniculata) и шиловид-ный (P. subulata), многочисленные виды хосты (Hosta), дельфиниу-мы (Delphinium), люпины (Lupinus), мак альпийский (Papaver alpinum), аконит клобучковый (Aconitum cuculata), мак альпийский (Papaver alpinum), астранция крупная (Astrantia major) и наиболь-шая (A maxima), бадан толстолистный (Bergenia crassifolia), васи-листник малый (Thalictrum minus) и желтый (Т. flavum), герань кроваво-красная (Geranium sanguineum), Роберта (G. robertianum) и маленькая (G. pusillum), дицентра великолепная (Dicentra spectabilis), девясил высокий (Inula helenium) и мечелистный (I. ensifolia), купена крупноцветковая (Polygonum grandiflorа), ла-ванда узколистная (Lavanda angustifolia), молочай многоцветковый (Euphorbia polyanthus) и медоносный (Е. melifera), морозник чер-ный (Helleborus nigra), лилейник рыжий (Hemerocflis fulva) и жел-тый (Н. lilio-asphodelus), рудбекия волосистая (Rudbeckia hirta), ас-парагус мутовчатый (Asparagus verticillatus), вероника большая (Veronica major), ползучая (V. prostrate) и седая (V. incana), гипсо-фила метельчатая (Gypsophila paniculata), монарда двойчатая (Monarda didyma), дудчатая (М. fistulosa) и точечная (М. punctata), мелколепестник альпийский (Erigeron alpinum) и красивый (Е. speciosus);

• луковичные – см. соответствующую статью;

• злаки – см. статью ЗЛАКОВЫЙ САД;

• клубневые и клубнелуковичные – бегония клубневая (Begonia tuberculata), гладиолус (Gladiolus), крокусы (Crocus), цик-ламен (Cyclamen), аспарагус (Asparagus);почвопокровные – см. соответствующую статью;

• ковровые – см. соответствующую статью;

• папоротники – см. статью ПАПОРОТНИКОВЫЙ САД. МОДЕРН – стилевое направление в европейской архитектуре

конца XIX – начала XX века. Один из последних «больших» сти-лей. Отличается принципиально новым подходом – отказом от на-следия предыдущих «великих» исторических стилей: барокко, классицизма и других – и поиском новых выразительных средств, на основе использования современных конструкций и материалов: металла, стекла и т. д. В то же время для этого стиля характерны текучесть форм и линий, тяготение к антисимметрии, использова-ние природных и растительных мотивов («удар бича») на фасадах при оформлении оконных проемов, карнизов, лестниц, оград (рис. 61). Одна из программных установок модерна– синтез ис-кусств, что оказало воздействие на стилевые поиски проектирова-ния небольших садов, примыкающих к коттеджам и дачам.

Сад в стиле модерн – небольшой участок, четко разделенный на зоны, без осевых перспектив, в нем уместно использование тер-рас, подпорных стенок, плотных живых изгородей. В то же время он довольно близок регулярным французским садам и их геометри-ческому построению. Стрижка растений менее изощренная, их кро-ны приобретают более простую форму. Если сад велик по площади, большая его часть остается свободной.


Рис. 61. Излюбленный мотив модерна«удар бича»

Количество цветов уменьшается, их ассортимент достаточно бе-ден. Наиболее популярны были такие виды растений, как ирисы с белыми, голубыми и сиренево-розовыми цветами, белые лилии, розовые и красные мальвы, флоксы, из кустарников – рододендро-ны, гортензии, розы, из древесных – ясень, береза, ива, липа. Не менее охотно культивировали экзотических «иностранцев» – туи, пирамидальные тополя, кипарисы. По краям дорожек или по гра-ницам функциональных зон часто устанавливали кадки со штамбо-выми растениями. Растения высаживали группами, но декоратив-ная ценность пейзажа почти всегда была связана с солитерными посадками.

Изящные кованые арки и трельяжи увивали прекрасной и вол-шебной глицинией. Столь же популярны и душистые растения: та-бак, фиалки, чубушник.

В наше время модерн переживает второе рождение и становится все популярнее. Цветы для сада модерн отличаются не столько яр-кими пышными цветками, сколько ценятся за оригинальную архи-тектонику, необычную форму и окраску листьев. Обязательный компонент такого сада – водоем, от гладкого зеркала пруда до небольшого журчащего ручейка. Излюбленная геометрическая фор- -ма – плавная дуга. Колористическая гамма чрезвычайно скромна: белый, голубой, серый, синий, терракотовый и черный цвета доми-нируют. Чрезвычайно модны кусты злаков, зеленовато-серые с яр-кими желтыми соцветиями молочаи.

МОДУЛЬ – элемент определенного размера, который ложится в основу всей композиции. Например, площадь под цветник разбива-ется на модульную сетку.

МОДУЛЬ ОРОСИТЕЛЬНЫЙ – количество воды, подаваемой на орошение единицы площади декоративных культур в единицу вре-мени.

МОДУЛЬНЫЕ САДЫ – прием оформления небольшого про-странства или фрагмента парка, построенный на геометрической системе модулей, повторяющихся через определенные промежутки. Например, квадраты, выложенные по краям плиткой, которые за-полняют травянистыми растениями, низкорослыми кустарниками, газоном, засыпают галькой, песком или гравием, некоторые модули можно закрыть декоративной плиткой, стеклянным или зеркаль-ным покрытием (рис. 62).

МОДУЛЬНЫЕ ЦВЕТНИКИ – цветочные группы в виде четких регулярных звеньев – квадратов, прямоугольников, шестигранни ков, кругов, состоящих из 5-7-12 звеньев разных размеров, подчи-ненных одному модулю. Для создания динамического силуэта вво-дятся звенья с газонами или низкорослыми декоративными злака-ми. В некоторые модули высаживают луковичные растения, кото-рые впоследствии заменяют летниками.

МОЗАИКА ЛИСТОВАЯ – определенное более или менее свобод-ное расположение листьев на побеге, обеспечивающее образование свето-теневых эффектов под кроной дерева, придает живописность и своеобразие облика растениям (рис. 63).

Рис. 62. Модульный садик

МОНОКАРПИЧЕСКИЕ РАСТЕНИЯ – растения, которые цветут и плодоносят один раз жизни, после чего отмирают. Обычно форми-руют множество дочерних отпрысков, например некоторые виды молодила.

МОНОКУЛЬТУРНЫЕ САДЫ – сады, созданные с участием од-ного вида, например розарии, георгинарии, или близкородственных видов: сады мхов, сады лилейников и хост, иридарии, сирингарии. Один из самых знаменитых монокультурных садов – розарий пар-ка Багатель в Париже.

Рис. 63. Листовая мозаика у клена

МОНОХРОМНЫЕ САДЫ – сады, в которых выращивают расте-ния, подобранные по принципу одноцветности, главным приемом «растительной росписи» в этом случае является нюанс. Особую роль играет подбор растений по размерам, форме, особенностям строе-ния. В Париже в саду Ситроен этот прием использован при созда-нии голубого, зеленого, оранжевого, красного, серебристого, золо-того, белого и черного садов. Праздник садов проходит в Париже в конце сентября.

Монохромные сады строятся на тонкой игре полутонов и оттен-ков, которые сочетаются с утонченными формами растений и дру-гими элементами пейзажа. Преимущества монохромных садов со-стоят в том, что легче выразить настроение, «характер» сада и дос-таточно широк выбор растений. См. также БЕЛЫЙ САД, ГОЛУ-БОЙ САД, ЖЕЛТЫЙ САД, ЗЕЛЕНЫЙ САД, РОЗОВЫЙ САД, СЕ-РЕБРИСТЫЙ САД, ЧЕРНЫЙ САД-МОСТИК ПАРКОВЫЙ – декоративное сооружение, предназна-ченное для преодоления водных препятствий, по конструкции раз-личают висячие и арочные, по материалу – из дерева, камня, металла (рис. 64). Весьма декоративны «сухопутные» мостики, ко-торые проходят над понижениями рельефа или просто проклады-ваются по ровной поверхности, в этом случае они не имеют утили


Рис. 64. Деревянный мостик из спилов

тарного назначения, а играют лишь декоративную роль. Китай-ские или «горбатые» (в форме дуги) мостики, отражаясь в воде, создают иллюзию «окна», через которое открывается эффектный пейзаж (цв. вклейка фото 68, 69).

МОХОВОЕ ПОКРЫТИЕ – создается во влажных и затененных местах из мхов, однако лишь в том случае, если нет опасности вытаптывания.

МОХОВЫЕ СТЕНКИ – создаются из сеток с ячейками 2-3 см, которые изнутри обкладывают слоем мха не менее 5 см толщиной, а оставшееся пространство заполняют смесью торфяной крошки и фрезерного торфа, на 1 м2 добавляют 100-150 г полного минераль-ного удобрения. Иногда для усиления декоративности в них выса-живают ампельные или розеточные красивоцветущие растения.

МОЩЕНИЕ – наружная поверхность покрытия дорожек и пло-щадок в саду. Различают зимнее и летнее покрытие, в первом слу-чае плиты покрытия плотно подгоняют друг к другу, швы заделы-вают сухой смесью, во втором случае оставляют зазоры от 2-3 до 10 см, которые засаживают газонной смесью или почвопокровными видами.

Для мощения используют различные материалы, от обработан-ных антисептиками спилов стволов до камней и бетонных плит (цв. вклейка фото 70). Для рыхлых (из гравия, гальки, щепы, коры) дорожек обязательно делают бордюры. «Садовый паркет» – один из самых стильных видов покрытия, его делают из древесных щитов различной формы, прежде это был в основном квадрат, сей-час форма самая разнообразная, вплоть до круга.

Декоративность мощения можно усилить, используя сочетания различных материалов, например гравий и цветная плитка, клин-керный кирпич и природные валуны или брусчатка, Мозаичная ке-рамическая плитка и брекчия или плитняк.

Прерывистое покрытие с участием почвопокровных растений лучше создавать на дорожках, не подвергающихся интенсивной эк-сплуатации.

МУЛЬЧА – любой материал, обычно органического происхож-дения: древесная кора, опилки, торф, щепа, травяная масса, остаю-щаяся после стрижки газона, мелкие веточки после обрезки. Из искусственных материалов стоит упомянуть лутрасил и геотек-стиль, однако чаще всего используют темную пластиковую пленку, такие материалы долговечны, они не подвергаются расщеплению, не служат убежищем для многих вредителей, в первую очередь для слизней. Мульчирование необходимо, чтобы:

• сохранить влагу в почве;

• предохранить верхний слой почвы от перегрева или внезапно-го переохлаждения «шубой» из мульчи;

• предотвратить попадание семян сорняков в почву;

• затруднить или сделать невозможным прорастание семян сор-няков, уже находящихся в почве;

• обогатить почву питательными веществами за счет постепен-ного разложения материала мульчи.

МЯГКИЙ ЛАНДШАФТ – прямой перевод англ. soft land-scaping – растения одиночные и в композициях (см. противоп. ЖЕСТКИЙ ЛАНДШАФТ).

НАВЕСЫ – вариант пергол, чаще всего их устраивают над садо-выми скамьями, для крыши используют пластик, непромокаемую ткань.

НАГОРНЫЙ ПАРК – парк, расположенный на склонах холма или речной долины, для него характерно наличие террас, лестнич-ных переходов и пандусов.

НАСТЕННЫЙ САД – декоративное сооружение из сложенных камней в виде откосов, подпорных стенок, между камнями в рас-щелины забивается земля и высаживаются декоративные растения: ксерофиты, легко переносящие недостаток воды, или реже обитате-ли влажных скал – петрофиты. Оригинально выглядит сад, устро-енный в нишах высокой подпорной стены.

НАТУРГАРДЕН – один из стилистических садов, близкий по своему характеру к сельским или садам-кантри.

НЕЙТРАЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ – 1) растения, безразличные к длительности светлого и темного времени суток; 2) растения, не предъявляющие особенных требований к уровню рН; 3) растения с серой, серо-зеленой, серебристой окраской листьев, обычно исполь-зуются для разделения не сочетающихся по цвету видов, заполне-ния пустот или создания перспективы.

НЕЙТРАЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ – часть сада или парка, не привле-кающая внимания своим оформлением.

НЕМЕЦКИЙ САД – один из типов этнографических садов, ре-шенный в стиле натургарден или сельский. Характеризуется изоби-лием различных растений и яркими красками. Четко делится на участки перекрещивающимися дорожками, обязательна зона для декоративного огорода, посадки растений довольно плотные, из ма-лых архитектурных форм присутствуют скульптуры, главным обра-зом гномов и сказочных персонажей, ажурные беседки, изящные скамейки. Цветники правильной формы. Желателен колодец, воз-можно декоративный. Растения подбирают обильно и продолжи-тельно цветущие, с яркими крупными цветками. Один из самыхуниверсальных видов – роза, которую используют для вертикаль-ного озеленения (трельяжи, решетки, арки), для цветников всех типов, из нее делают бордюры и живые изгороди. Из других видов: левкой однолетний (Mattiola annua) и серый (М. incana), бархатцы прямые (Tagetes erecta) и отклоненные (Т. patula), лаватера трех-раздельная (Lavatera trimestris), настурция большая (Tropaeolum majus), желтофиоль (Cheiranthus cheire), различные виды мальвы (Malva), дицентра прекрасная (Dicentra spectabilis), лаванда узко-листная (Lavanda angustifolia), флокс метельчатый (Phlox paniculata), дельфиниум высокий (Delphinium elatum).

НИМФЕЙ – 1) богато украшенное сооружение с бассейном для купания в садах Древнего Рима; 2) древний прообраз грота, в садо-во-парковых ансамблях – тенистый грот с водяными устройства-ми, окруженный разнообразной растительностью.

НОРМА ПОЛИВА – количество воды в литрах или м3 для поли-ва единицы площади питомника, газона, цветника или же одного дерева.

НЮАНС – тонкий переход, едва уловимое отличие форм, окрас-ки и т. д. Соотношения, основанные на нюансах различной приро-ды, предназначены для наблюдения с очень близких расстояний (цв. вклейка фото 71).

ОБЕЛИСК – каменный прямоугольный, монолитный столб, су-живающийся кверху, с пирамидально заостренной верхушкой. В XVIII веке применялся как декоративный элемент парковой композиции. Часто имел мемориальное назначение (цв. вклейка фото 72).

ОБМАНКИ (ОБМАННЫЕ КАРТИ-НЫ) – 1) живописные изображения в русских парках XVIII века, размещав-шиеся на стенах зданий или стилизо-ванного архитектурного сооружения, например Пиль-башня в Павловске (рис. 65, 66), или на холстах, натяну-тых в конце аллей и создающих иллю-зию далекой перспективы; 2) во фран-цузских парках XVII века зеркала, ус-тановленные в определенных местах для создания эффекта отражения и уг-лубления перспективы.

ОБРАСТАНИЯ ВЕТОЧКИ – обычно самые мелкие веточки, непосредственно на которых образуются цветущие побеги.

ОБРЕЗКА – 1) удаление части моло-дых побегов и многолетних ветвей у де-ревьев и кустарников; 2) удаление отми-рающих надземных органов у многолет-них травянистых растений.

Путем обрезки деревьев и кустарни-ков осуществляют:

• регуляцию и контроль за нормальным ростом растений;

• формирование кроны;

• регуляцию наступления цветения

Рис. 65. Пиль-башня в Павловском парке

•;



 

   


Рис. 67. Виды формованных крон деревьев (I) и кустарников (II)

гов образуются прямостоячие побеги, их удаляют как можно рань-ше, захватывая материнскую кору, чтобы убрать спящие почки, которые впоследствии могут вновь образовать волчки;

• удаление корневой поросли обязательно с корнями;

• вырезка одного из сближенных и соприкасающихся побегов.

Санитарная обрезка предназначена для повышения свето- и воз-духопроницаемости кроны, удаления больных усыхающих или по-врежденных побегов, порослевых и жировых – развивающих оби-лие листьев, но нецветущих – побегов, ветвей, растущих внутрь кроны, под острым углом или вертикально вверх. В течение всего вегетационного периода ветви удаляют у самого основания, моло-дые пазушные побеги – над почкой, обмороженные побеги обычно удаляют весной в период набухания почек. У кустарников ветви вырезают у самой поверхности почвы.

Омолаживающая обрезка необходима для старых деревьев и кус-тарников, годичный прирост которых уменьшается, листья стано-вятся более мелкими и бледными. Обрезку проводят на 1/2-1/3 длины, производят обрезку постепенно в течение 2-3 лет, начиная с вершины и крупных скелетных ветвей. Омоложению подлежат такие виды как липа, тополь, ива, ель. У пород с эффектными молодыми побегами омолаживающую обрезку проводят регуляр-. но – 1-2 раза в год. Однако следует помнить, что глубокая омола-живающая обрезка «на пень» не всегда полезна, так как молодые побеги, развивающиеся из спящих почек, обладают более медлен-ным ростом, у них позднее наступает цветение.При обрезке кустарников учитывают время закладки цветочных почек. По этому признаку их делят на следующие группы:

• с зимующими почками, закладывающимися на побегах про-шлого года – айва, вейгелла, спирея, чубушник, багрянник, фор-зиция, дерен, сирень, скумпия, шиповник – их обрезают летом после цветения, у бересклета, учитывая декоративность плодов, це-лесообразно проводить обрезку после плодоношения;

• с незимующими почками – барбарис, снежноягодник, их об-резают в период покоя, т. е. поздней осенью или ранней весной;

• как с зимующими, так и с летними почками – бирючина, ирга, смородина – обрезают после цветения, пираканту так же, как и бересклет, после плодоношения – осенью.

Не менее важно учитывать время цветения и то, на каких побе-тах появляются цветки. По этим признакам выделяют три группы-.

• растения, цветущие ранней весной, цветки появляются на ста-рых многолетних и прошлогодних побегах, у них зимой вырезают старые перекрещивающиеся ветви, укорачивают слишком длинные побеги, при весенне-летней обрезке до осени успевают сформиро-ваться генеративные почки (форзиция, некоторые виды спиреи, миндаль, сливы, ракитники, кизил);

• цветки появляются в начале лета на старых ветвях, обрезку проводят на 1/3 для стимуляции появления молодых побегов (тама-рикс, рябина, боярышник, декоративные яблони в первые годы пос-ле посадки);

• цветки появляются в течение лета – начала осени на моло-дых побегах текущего года, обрезку проводят весной, удаляют ста-рые и слабые побеги, остальные значительно укорачивают (буд-длея).

Хорошо поддаются формовке липа, тополь, вяз, осина, робиния, граб, яблоня, бук, ясень пушистый, туя западная. Плохо переносят обрезку березы, орехи, ясень обыкновенный, конский каштан, ря-бина, черемуха, клен остролистный, катальпа, сосна, пихта.

Многие виды не требуют обрезки: клены, вечнозеленые кипари-сы, хеномелес японская, дафна, кизильники, рододендроны, бобов-ник, дубы, вязы.

ОГИБНЫЕ ДОРОГИ – крытые аллеи в русских садах и парках XVIII века, устроенные на каркасе из деревянных дуг, соединенных продольными связками. Ветви деревьев (береза, липа, граб) или лиан (виноград) привязанные проволокой к деревянной основе, об-разовывали зеленый свод. Огибные дороги украшались трельяжны-ми беседками, входными арками.

«ОГОРОД» – одно из названий сада при русской усадьбе XVI-XVII веков. Обычно в нем выращивались плодовые деревья, кустарники, овощи, лекарственные и пряные растения (см. также САД ОГОРОД).

ОГРАДЫ – инженерные сооружения из различных материалов, выполняющие изолирующую функцию как по отношению к внеш-нему пространству, так и внутри сада, в частности обеспечивая фун-кциональное зонирование. К более частным функциям оград отно-сятся защита участка от ветра, создание затененных садов, опоры для вьющихся растений, более эффектное использование участка со сложным рельефом путем устройства подпорных стен.

Материалом для ограды могут быть дерево, металл, камень, стек-лофибробетон или поликерамические плиты, на поверхность кото-рых наносят рисунок под камень, гранит, кирпичную кладку, тек-стуру дерева.

Особенно декоративны живые изгороди, как классические (фор-мованные), так и неформальные со свободным ростом растений.

ОДЕЖДА САДОВО-ПАРКОВОЙ ДОРОЖКИ – основной элемент дорожки, несущий нагрузку от пешеходного движения, состоит из покрытия (плитка, высевка), основания (щебень различных фрак-ций) и подстилающего песчаного слоя.

ОДЕРНОВКА – создание травяного покрова с помощью есте-ственной или рулонной дернины.

ОЗЕЛЕНЕНИЕ – система структурно-планировочных, санитар-но-гигиенических, рекреационных и др. практических мероприя-тий, связанных с сохранением, улучшением и использованием зеле-ных насаждений в населенных пунктах и их окрестностях.

ОЗЕРО – см. ВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА.

«ОКНО» – 1) проем в стене, предназначенный для объедине-ния нескольких пейзажей, обычно создается в наружных стенах, однако, если вне сада отсутствуют красивые пейзажи, может быть сделано и внутри сада, такие «проникающие окна» харак-терны для китайских садов; их форма может быть различна: округлая, овальная, прямоугольная, в виде стилизованной арки, иногда ее закрывали редкой решеткой или делали решетчатую же окантовку; 2) просвет в массиве или куртине с целью прида-ния пейзажу декоративности, обычно свободен от деревьев и кус-тарников, но имеет травяное покрытие, способствует смене впе-чатлений при переходе зрителя от закрытого пространства к от-крытому.

ОКУЛЬТУРИВАНИЕ – процесс введения вида растений в садо-во-парковую культуру.

ОНТОГЕНЕЗ – индивидуальное развитие организма от зарожде-ния до конца жизни особи.

ОПУШКА – насаждение, окаймляющее поляну по периметру.

ОРАНЖЕРЕЯ – теплица, помещение для культивирования рас-тений, которые в открытом грунте данной местности расти не мо-гут. Стены и крыша оранжереи остекляются, в холодное время года она отапливается.

ОРИЕНТАЦИЯ1) размещение отдельных элементов плани-ровки (аллей, площадок) в зависимости от экспозиции склона (см.) и положения оси относительно сторон света; 2) пространственная направленность композиции парка, сада на объекты внешнего ок-ружения – речную долину, горную вершину, выдающееся архитек-турное сооружение.

ОРНАМЕНТ– цветочные композиции, представляющие систе-му закономерных (согласно законам симметрии, ритма и пр.) гео-метрических или в различной степени стилизованных изобразитель-ных элементов. Обычно являются частью сложных партерных цвет-ников, например партеров-бродери. См. также ЭЛЕМЕНТЫ ПАРТЕРНЫХ ЦВЕТНИКОВ.

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЕ САДИКИ – небольшие участки или даже отдельные цветники, сочетающие низко стриженный самшит, обра-зующий замысловатой формы «гнезда», внутри которых плотно вы-саживают различные растения, как красивоцветущие, так и деко-ративнолиственные. В последнее время стало модно использовать злаки. Структура такого садика может быть открытой – с входом, рекомендуется для больших площадей, или закрытой – замкнутой по периметру. Начинать лучше с более простых по форме геометри-ческих фигур (рис. 68).

ОСВЕЩЕНИЕ САДА – несет утилитарную нагрузку и создает декорационные эффекты как элемент дизайна и в связи со специ-фикой освещения различных объектов.

В зависимости от утилитарной нагрузки выделяют:

• функциональный свет, например, освещение дорожек, въез-да на территорию парка, входа в дом или подсветка ступеней лестниц;

• акцентный – свет, который фиксирует внимание на опреде-ленном элементе озеленения или малой архитектурной форме, на-пример бра в беседке;

• универсальный – освещается практически весь сад или его большая часть.

Основные типы освещения – заливающее, сопровождающее, де-коративное, техническое:

• заливающее создает равномерную комфортную среду в местах сосредоточения людей, например, на подъездных площадках, зонах

. отдыха, детских площадках, зрительно уменьшает площадь, поэто-му в небольших садах применяется ограниченно;

• сопровождающее – светильники закрепляют на высоте около двух метров или встраивают в поверхность мощения, может играть и декоративную роль, подсвечивая подпорные стенки, водоемы, композиции из камней;

• декоративное освещение предназначено для создания эффекта светотени, акцентирования внимания на отдельных сооружениях или элементах озеленения, оно также используется при освещении водоемов и создании светящихся объектов;

• техническое освещение обычно устраивается для хозяйствен-ных нужд.

Освещение может иметь различную интенсивность. Самый низ-кий уровень равен 0,4 свечи, соответствует естественному лунному свету и называется «тусклым», осветив сад таким образом, добива-ются эффекта лунной ночи. Наиболее подходящая интенсивность для сада колеблется в пределах от 1 до 8 свечей. Для создания праздничного яркого освещения его интенсивность устанавливают несколько выше 8 свечей.

По способу установки светильники подразделяют на:

• настенные, обычно предназначены для освещения посадок;

• подвесные или стационарные, устанавливаемые на фундамент;

• переносные.

 

 

Рис. 68. Орнаментальные садики с простым (а,b ) и сложным (с)

рисунком

В соответствии с особенностями дизайна различают классичес-кие светильники, светильники в стиле модерн или хай-тек, в после-днее время становится моден так называемый дворянский стиль.

Вместо светильников можно установить низкие лампы, которые маскируются в зелени. Особая конструкция позволяет их поворачи-вать, направляя луч в желаемую сторону.

В условиях сада и парка для равномерного освещения наиболее приемлемы светильники-торшеры, в соответствии с отечественной терминологией – венчающие светильники.

Чтобы подчеркнуть рельеф местности, отметить направление и форму пешеходных дорожек используют маркировочное освещение. При необходимости создания видимых световых линий прямо.на поверхности земли, применяют особые ударопрочные и герметич-ные светильники, встраиваемые в почву. Существуют также и осо-бые сенсорные лампы (GL 605), которые включаются на заданный режим, реагируя на тепло, выделяемое человеком, а затем снова переходят в режим подсветки. Время яркого освещения можно от-регулировать до желаемой длительности.

Освещение различных элементов сада с целью увеличения их декоративности имеет свою специфику.

Для цветников и газонов обычно используют заливающее осве-щение, при этом особенно важен спектральный состав света, кото-рый часто подбирают с учетом окраски цветов, например натриевые лампы для цветников с преобладанием красного цвета или ртут-ные – с преобладанием сине-голубого. Для подсветки небольших клумб или групп цветущих растений рекомендуется использовать светильники «грибки», «зонтики», «колокольчики».

Контурное или контражурное освещение необходимо для того, чтобы подчеркнуть интересную форму кроны дерева или штамбово-го кустарника, объект в этом случае находится между источником света и наблюдателем.

Освещение скользящим лучом осуществляется при помощи ис-точников света, расположенных на самом объекте или в непосред-ственной близости от него. Такое освещение создает атмосферу та-инственности, неожиданно выделяет некоторые компоненты объекта.

Диагональное освещение занимает промежуточное положение между боковым и фронтальным, при сочетании его с боковым пере-ходы светотени становятся более яркими, поверхность объекта вы-деляется рельефнее.

У дорожек светильники устанавливают на опорах различной вы-соты, отдельные деревья, кустарники и клумбы освещают стацио-нарными прожекторами на заостренных стойках, укрепленных в почве, возможно использование светильников-столбиков (цв. вклей-ка фото 73).

Встроенная подсветка идеально подходит для навесов, фасадов, пергол, она предназначена для освещения небольших площадей.

Совершенно особая задача – освещение водоемов. Для этого ис-пользуют светильники, расположенные на стойках, установленных в водоеме или на берегу. Оригинально выглядят светильники марки OASE, плавающие на поверхности воды (рис. 69). Для освещения каскадов или водопадов часто используют подводные светильники, иногда с цветными фильтрами. Существуют беспроводные светильники на солнечных батаре-ях – их устанавливают для того, чтобы выделить затемненные уча-стки, ступеньки лестницы или дорожки, ведущие к дому, альпий-ские горки, декоративные клумбы. На панели таких светильников в течение всего дня или достаточно длительного времени должен попадать солнечный свет.

Декоративность сада в темное время суток усиливают «лунные камни» – особый тип светильников, выполненных в виде нату-ральных камней с одной – двумя лампочками внутри.

Значение освещения в ландшафтном дизайне столь велико, что в Европе и Америке недавно появилась очень модная и высокоопла-чиваемая специальность – Lighting designer. Специалисты данного профиля занимаются только проблемами освещения садово-парко-вых ансамблей, вне зависимости от их размеров. Благодаря цвет-ным подсветкам, в вечернем саду обычный куст цветущего жасми-на превращается в уникальный объект с фиолетовыми, золотисты-ми или зеленоватыми цветками. При помощи света можно обыгры-вать не только цвет и композицию, но и плотность пейзажа, его фактуру, глубину. Подсвеченные холодными синими тонами пред-меты кажутся более удаленными от наблюдателя, а теплые тона зрительно приближают их.

ОСЕВАЯ КОМПОЗИЦИЯ – планировка парка или участка, при которой доминирует одно ярко выраженное осевое направление.

Вдоль него сосредоточены основные архитектурные сооружения, па-радные аллеи, бассейны, фонтаны, скульптуры.

Рис. 69. Плавучие светильники в водоеме.

ОССИАНИЗМ – стилевое течение, характерное для романтичес-ких парков начала XIX века. Название связано с именем одного из героев произведений шотландского поэта Д. Макферсона странству-ющего барда Оссиана. Мода на «дикую» природу, скалы, сумрач-ные лесные кущи, сосновые рощи и хаосы характерна для оссиани-ческих садов. Наиболее отчетливо этот тип проявился в планировке парка Монрепо, где стихия камня и воды великолепно сочетается с сумрачными северными растениями (цв. вклейка фото 74, 75).

ОСТРОВ – искусственное земляное или каменное сооружение, размещаемое на водоеме и служащее для оживления пейзажа, со-здания разнообразных перспектив.

«ОСТРОВ» – уединенное место в парке, предназначенное для созерцательного отдыха, размышлений в одиночестве. «Остров» обычно был изолирован от шумных аллей плотными посадками де-ревьев или кустарников, и лишь в редких случаях – водными пре-градами.

ОТВОДОК – часть стебля с образовавшимися на нем придаточ-ными корнями, которую отделяют от материнского растения. Фор-мирование отводков – один из наиболее распространенных спосо-бов вегетативного размножения растений. Таким образом можно размножить клематисы, вистерию, магонию, кампсис, некоторые виды хвойных.

ОТПРЫСК КОРНЕВОЙ – молодое растение, образующееся из придаточных почек на корнях материнского. Могут образовываться у многих плодовых деревьев. Чаще всего их необходимо удалять, чтобы не допустить конкуренции с материнским растением.

ОТРАСТАНИЕ – способность растений к регенерации, восста-новлению наземной части многолетних трав, кроны или корневой системы после поломки или обрезки.

ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО РАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ – растения, го-дичный прирост которых составляет не более 15 см (самшит, кедро-вый стланик, можжевельник, тис ягодный).

ПАВИЛЬОН – сооружение в саду или парке, имеющее сравни-тельно компактный объем, легкое по конструкции, предназначен-ное для отдыха или созерцания, наиболее типичное для японских и китайских садов. Часто павильоны в этих садах имели поэтические названия: Павильон Серебряного павлина, Павильон созерцания и воспоминания, Павильон «Пять Драконов».

ПАЛЕСТРА – здание или площадка для физических упражне-ний в Древней Греции.

ПАЛИСАД – 1) легкая деревянная трельяжная изгородь; 2) час-токол из бревен, заглубленных в почву, используемый для закреп-ления склонов.

ПАЛИСАДНИК – небольшой земельный участок, находящийся между фасадом здания и тротуаром, отделенный от последнего ог-радой, забором, живой изгородью, подпорной стеной. Обычно в нем размещают композиции из деревьев, кустарников, лиан и цвету-щих травянистых растений, иногда там же выставляют комнатные цветы в контейнерах. Может выполнять защитные функции или быть вариантом небольшого курдонера (см.).

ПАЛЬМЕТТА1) один из способов формирования кроны в ос-новном плодовых деревьев, пальметты обычно формируются в од-ной плоскости, и боковые ветви отходят от центрального ствола под углом 90° или 45°, различают такие виды пальметт, как горизон-тальная (рис. 70.1), канделябровидная (рис. 70.2), Верье (рис. 71.1), круговая (рис. 71.2); 2) см. ЭЛЕМЕНТЫ ЦВЕТОЧНЫХ ПАРТЕРОВ.

ПАНДУС– садово-парковое сооружение, представляющее на-клонную плоскость, заменяющую лестницу и служащую для пере-ходов или въездов с одной террасы на другую, с продольным укло-ном поверхности не более 8°. Впервые появился в террасированных парках XVII-XVIII веков. См. также ИТАЛЬЯНСКИЙ ПАНДУС.

ПАНОРАМА – широкая многоплановая перспектива, позволя-ющая свободно обозревать открытое пространство, обычно с при-поднятой видовой точки.


Рис. 70. Простые пальметты: 1горизонтальная; 2канделябровидная с 4 ветвями

Рис. 71. Сложные пальметты: 1 – пальметта Верье; 2круговая

ПАПОРОТНИКОВЫЙ САД – один из видов монокультурных садов. Для его устройства необходимы затененные участки с рых-лой влажной почвой. В зависимости от вида растений, их выса-живают на расстоянии от 30 до 50 см друг от друга. В папоротни-ковом саду замечательно выглядит каменистый ручей, можно также создать рокарий или папоротниковое «ущелье» (см. каме-нистые сады). Несмотря на то что папоротники относятся к высшим споровым растениям и никогда не цветут, они обладают дотаточным декоративным потенциалом, благодаря крупным сложным ажурным листьям, обычно собранным в розетку. Небольшие папоротниковые сады весьма уместны в пейзажных романтических парках.,

Для создания папоротникового сада рекомендуются следующие виды:

• кочедыжник женский (Athyrium filixfemina), высота от 30 до 150 см, листья продолговато-эллиптические в очертании, слож-ные дважды-четырежды раздельные;

• страусник обыкновенный (Matteuccia struthiopteris), с эффек-тной розеткой листьев от 50 до 120 см высотой, с вертикально на-правленным специализированным спороносным листом;

• листовик сколопендровый (Phyllitis scolopendrium), отличает-ся цельными вайями, плотными, широко-линейной формы, высота растения 30-60 см;

• орляк обыкновенный (Pteridium aquilinum) и крымский {P. tauricum) – листья в очертании треугольные, крупные, трижды перистосложные с подвернутым краем, высота розетки до 2 м;

• чистоус величавый (Osmunda regalis) – листовые пластинки крупные, до 80 см длиной, дважды перистораздельные;

• многоножка обыкновенная (Polypodium vulgare) и пильчатая (Р. serratum) – листья однажды перистораздельные с цельнокрай-ними (у обыкновенной) или остропильчатыми (у пильчатой) сегмен-тами, высота растения 40-60 см;

• адиантум венерин волос (Adianthum capillus) – листья в очертании широко-продольные, дважды или трижды перистораз-дельные, высота растения до 35 см, предпочитает каменистые суб-страты;

• криптограмма курчавая (Cryptogramma crispa) – спороносные листья изящные, трижды или четырежды перистораздельные, веге-тативные яйцевидные, перистонадрезанные, высота растения до 25 см, хорошо развивается на влажных скалистых участках;

• оноклея чувствительная (Onoclea sensibilis) – растет на мел-ководье в затененных участках, листья светло-зеленые дельтовид-ные в очертании, перисторассеченные, к осени появляются красно-вато-коричневые спороносные листья, высота растения 35-60 см.

Для рокария подойдут вудсия эльбская (Woodsia ilvensis), косте-нец волосовидный (Asplenium trichomanes), пузырник ломкий (Cystopteris fragilis) и многорядник копьевидный (Polystichum lonchitis). Особенно хороши садовые формы адиантума стоповидно-го (Adianthum pedatum) Japonicum с красноватыми побегами и Aliuticum с карликовым типом роста и голубыми вайями.

ПАРАДИЗ – древнеперсидский сад, изобилующий розами, пти-цами, фонтанчиками, небольшими затененными водоемами, симво-лизирует рай на Земле.

ПАРАПЕТ – невысокая стенка, служащая ограждением террас, набережных, лестниц, крутых склонов, дорог.

ПАРК – обширная, обычно более 10-15 га, озелененная терри-тория, благоустроенная и художественно оформленная, предназна-ченная для отдыха под открытым небом. Термин проник в рус-ский язык в XVIII веке из Англии и первоначально означал рощу естественного происхождения или участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами свободных очертаний, в нем устанав-ливали скульптуры, беседки и т. д. В настоящее время парки рас-сматриваются как важнейший элемент общегородской системы озеленения и рекреации: они выполняют оздоровительные, куль-турно-воспитательные, эстетические и природоохранные функции. По мнению Б.К. Ганнибала, одной из главных функций парков является природоохранная, затем рекреационная, включающая и эстетическую. Отличительной чертой парков представляется спо-собность их к саморегуляции либо с самого начала, либо на опре-деленном этапе.

Парки подразделяют:

• по функциям – на парки культуры и отдыха, детские, куль-турные, мемориальные, парки-музеи;

• по местоположению и использованию населением – на обще-городские, районные, загородные;

• по характеру рельефа территории – пойменные, овражные, нагорные и др.

В словаре ботанических терминов дается следующее определе-ние: Парк – сочетание зеленых насаждений с дорожками, аллеями и водоемами, предназначенное для украшения местности, где отды-хают люди.

Экологический словарь определяет парк как земельный участок, занятый естественной или специально посаженной растительностью и благоустроенный для отдыха и культурного времяпрепровожде-ния населения.

ПАРКОВЫЕ ЛЕСА – светлые с практически полным отсутстви-ем подроста (кустарниково-травяной ярус).

ПАРКОВЫЙ ЛАНДШАФТ – изреженные леса естественного или искусственного происхождения, встречающиеся в различных зонах.

ПАРНАС – естественный или искусственно созданный холм с вьющейся спиральной тропинкой или дорожкой, ведущей от осно-вания к вершине, и видовой площадкой. Иногда вершину холма украшает крупное дерево, чаще всего дуб. Вид с Парнаса много-кратно меняется по мере подъема. Символическое значение Парна-са– обитель Аполлона и муз.

ПАРТЕР – в садово-парковом искусстве открытая часть парка с газонами, цветниками, бордюрами из кустарника, иногда украшен-ная скульптурами, куртинами, отдельными деревьями – солитера-ми (цв. вклейка фото 76). В парках регулярного стиля XVII в. это чаще всего участки правильной формы с узорами из стриженого самшита, цветного песка, толченого кирпича, угля, в пейзажных парках обычно выполнялся в виде лужаек (цв. вклейка фото 77). Для регулярных партеров соотношения сторон могут составлять 1:1,5, 1:2, 1:3, 1:4. В XX веке партеры формируются в виде цветоч-ных клумб, разделенных мощеными дорожками, появляются так-же ковровые цветники в виде сплошного рисунка из летников и ковровых растений, вписанных в геометрические формы: круг, квадрат, прямоугольник. В современных достаточно аскетичных партерах рисунок на газоне выполняет роль каймы или обрисовы-вает контур газона. В регулярных парках партер, образующий па-радную часть, обычно разбивается у главных зданий, монументаль-ных сооружений и памятников и отличается строгостью линий и форм.

Иногда в партерах сочетаются регулярные элементы (газон или цветник в центральном геометрическом контуре) со свободными цветочными композициями в виде миксбордера, расположенного по опушечной полосе.


Партеры классифицируют в зависимости от используемых мате-риалов и сложности рисунка. В группу сложных партеров, где фо-ном обычно служат инертные материалы, входят кружевные (бро-дери), наборно-орнаментальные, английские, разрезные; во вторую группу – простых, в которых фоном служит газон, – включены партеры без обрамления или с обрамлением и партеры с орнамен-том (рис. 72).

Партер английский – разновидность классического садового партера, отличается относительно более простым рисунком и вы полнен с участием газона и песка, иногда с использованием цвету-щих травянистых растений (рис. 72, d, цв. вклейка фото 78).

Партер кружевной (бродери) – узорчатый партер-«вышивка» – вид садового партера со сложным рисунком, выполненным из «мер-твых» материалов, обычно на фоне песка (рис. 72, а,b). Он харак-терен для периода классического садового искусства конца XVII – начала XVIII вв. Исторически- не допускалось сочетание газона в качестве фона с бордюром из стриженого самшита или других кус-тарников. Самый известный партер-бродери, длиной 3 км, находит-ся в поместье Во-ле-Виконт и является одной из первых работ гени-ального садостроителя Андре Ленотра. Он создал этот ансамбль для министра финансов Франции эпохи правления Людовика XIV Ни-коля Фуке. Во-ле-Виконт так поразил Людовика, что он немедлен-но «переманил» Ленотра, дал ему звание придворного садовника и поручил работу по созданию Версаля, а Фуке вскоре лишили поста и даже посадили в тюрьму. Бродери в Во-ле-Виконте поражает тем, как при минимальном наборе средств можно создать фантастичес-кое зрелище: «вышивка» проводилась только растениями самшита, а роль «канвы» выполняли битый кирпич бордового цвета и пере-ливающийся черно-серый антрацит. Партер наборно-орнаментальный – вид партера-бродери, сочета-ющегося с поверхностями стриженого газона, фоном обычно слу-жила толченая черепица (рис. 72, с). Иногда их делают в виде этни-ческих узоров.

Партеры разрезные обычно выполнялись на фоне песка или дру-гих мертвых материалов, главная роль отводилась цветущим расте-ниям, заполнявшим элементы рисунка, обрамленные стриженым самшитом, по таким дорожкам можно было ходить (рис. 72, е). Партер такого типа был устроен перед дворцом Монплезире в Пе-тергофе. У оранжерей на этих партерах устанавливали кадочные растения.

Цветочно-газонный партер – фоном служит газон, рисунок со-здается с использованием почвопокровных и крупнокустовых рас-тений, такой партер особенно наряден в период цветения.

Газонный партер – на фоне крупнозернистого песка, чаще всего коричневатого цвета, сделаны «рисунки» из низко стриженного га-зона, как, например, в Цвингере (Дрезден) (цв. вклейка фото 79).

 

-



 



 

Рис. 72. Типы партеров:

a, b – бродери (кружевные); с – наборно-орнамен-

тальный; dанглийский; е – разрезной

(по Н.А. Ильинской)


Комбинированный партер – сложные композиции из цветущих растений, камней, мха.

Цветочно-орнаментальный партер – композиция из партерных цветущих растений высотой от 15 до 25 см или стриженого кустар-ника 30-50 см высотой, промежутки между геометрическими фигу-рами орнамента заполняются газоном.

Газонно-орнаментальный партер – один из самых сложных, это углубленный в поверхность партера рельефный рисунок в виде гео-метрического орнамента, заполняется цветной галькой, щебенкой, мраморной крошкой, толченым кирпичом или компактными низ-корослыми почвопокровными растениями со светло-зеленой или серо-зеленой листвой.

На пересеченном рельефе в состав партеров включают каскады, бассейны, лестницы, террасы или одернованные склоны.

Водный партер представляет несколько бассейнов обычно пра-вильной геометрической формы со спокойным зеркалом воды (рис. 73). Такие партеры устраивались в Италии (вилла Гамбер-райя, партер из 4-х водоемов) и Испании (сады Генералифе). Нео-быкновенный эффект дает сочетание водного партера и плоского партерного сада, как на вилле Ланте (рис. 74).

Композиция партера имела определенные закономерности: ветви узора не должны быть слишком длинными, в больших партерах они прерываются вставками в виде картушей (см.) и газонных ра-ковин.

Цветочный партер составляется только из цветущих и декора-тивнолиственных растений и обрамляется каймой из газона, рису-нок обычно достаточно скромный, растения низко- или среднерос-лые, окраска цветков насыщенная, но не слишком яркая.

ПАРТЕРНЫЙ САД – сад регулярного стиля с доминированием газонных площадей, цветников партерного типа и водоемов. Ис-пользуемые деревья и кустарники обычно располагаются по пери-ферии куртин и клумб, растения подвергаются регулярной стриж-ке, им придается форма куба, шара, конуса.

Один из наиболее интересных вариантов партерного сада – партерный сад-лабиринт, напоминающий сады Франции и Италии XVI века. Для него характерно обилие клумб причудливой формы и декоративных элементов, создающих затейливый орнамент, лишь

Рис. 73. Водный партер виллы Гамберайя (по В.В. Дормидонтовой)

Рис. 74. Сочетание геометрических цветочных и водных партеров виллы Данте (план)

слегка возвышающийся над уровнем почвы. Такой сад обычно со-здается, чтобы любоваться им из окон второго этажа дома или вил-лы. Иногда сад-лабиринт устраивают только из стриженого самши-та, свободные участки в рисунке засаживают красивоцветущими травянистыми многолетниками или, что более правильно с истори-ческой точки зрения, заполняют цветным песком или гравием.

ПАСТОРАЛЬ – идиллическое восприятие сельской жизни, в са-дово-парковом искусстве наиболее отчетливо проявилось в пейзаж-ных романтических садах многих стран, в том числе и России, осо-бенно при создании малых архитектурных форм: хижина пастуха, шалаш, изба с сидящими в ней «пейзанами». В поместье графа Шереметева фигуры «мужичков* были сделаны так искусно, что гости принимали их за живых крестьян. Впрочем, живым крепост-ным, облаченным в театральные костюмы, тоже находилось место.

ПАТИО – небольшой замкнутый стенами или высокими камен-ными оградами сад испано-мавританского происхождения. Компо-зиционно связан с интерьерами здания и включает такие элементы, как фонтан, декоративный бассейн, мощение. Широко распростра-нен в странах Средиземноморья, особенно в Италии и Испании, а также в Латинской Америке (цв. вклейка фото 80).

В современных садах патио становится более открытым про-странством, теряет свою замкнутость. Он предназначен для приема гостей, принятия солнечных и воздушных ваян. В соответствии с назначением может быть тенистым или солнечным. Его размещают либо перед домом, либо позади него. Патио может быть вытянут по периметру здания, иметь L-образную форму, примыкая к одному из углов дома, или U-образную, охватывая большую часть здания по периметру. При создании патио обязательно учитывают направле-ние ветра, обеспечивая защиту от него, характер освещения в раз-личное время суток.

В современных садах патио чаще всего примыкает к дому сзади, имеет обычно прямоугольную форму. Если она круглая или полу-круглая, это сочетается с мотивами мощения и круговыми элемен-тами декора.

Четкие границы патио подчеркивают прямоугольный стиль оформления сада. Низкая стена, ограничивающая патио, с углубле-ниями или даже прорезями для контейнеров с растениями смягчает строгость перехода от мощеной поверхности пола патио к мягкой зелени окружающего его газона. Высокие стены целесообразно ус-тановить только с одной, реже двух сторон.

ПЕЙЗАЖ – пространство как отдельный элемент ландшафта, ограниченный пределами и условиями зрительного восприятия.. Пейзаж вызывает ощущение и настроение, воспринимаемое анало-гично полотну художника.

По пространственному принципу пейзажи делятся на открытые, полуоткрытые, полузакрытые и закрытые. Закрытый пейзаж ха-рактеризуется преобладанием объемных элементов (древесные рас-тения) при незначительных плоскостных, горизонтальных, что ог-раничивает возможности широкого и свободного обозрения про-странства, эти так называемые «ареалы тени" исключают визуаль-ные связи между компонентами пейзажа. В регулярных парках примером закрытого пейзажа может быть боскет, в пейзажных – массивы и рощи. Открытые пейзажи отличаются преобладанием плоскостных элементов, «ареалами света», тесными визуальными связями элементов пейзажа. В качестве примеров можно привести поляны, газоны, крупные цветники.

Пейзажи зрительно воспринимаются в пространстве по-разному, в зависимости от и







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 1622. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия