Студопедия — ПРУД- см. ВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПРУД- см. ВОДНЫЕ УСТРОЙСТВА.






ПСЕВДОГОТИКА – художественный стиль, являющийся разно-видностью романтизма и распространившийся в Европе в конце XVIII – начале XIX века. Развитие псевдоготики связано с интере-сом к истории, стремлением отойти от нормативных принципов классицизма. Этот стиль оказал влияние на архитектуру парковых сооружений, которые имитировали средневековые готические постройки – «рыцарские замки», «крепости», «готические ворота» (цв. вклейка фото 91). В России приобрел специфические черты под влиянием древнерусского зодчества, особенно яркий пример – парк в Царицыно под Москвой (рис. 92).

Рис. 92. Псевдоготические ворота в Царицыно

РАБАТКА – в словаре Даля приводится следующее определе-ние – «подорожный цветник, узкая гряда по бокам дорожки для украсы, а также опушка, отвороты».

Ширина рабатки зависит от числа рядов растений в ней: двуряд-ные – более узкие – 40-50 см, многорядные – до 150 см. Длина рабатки составляет от 50 до 300 см. Прерывистой рабаткой украша-ют очень длинный участок (аллея, дорога) (цв. вклейка фото 92). Для этого через определенные интервалы ее разделяют небольшими квадратными или круглыми клумбами или высаживают одиночные деревья и кустарники. Рабатки могут быть одноколерными (моно-хромными) и разноколерными (полихромными), односторонними и двусторонними, одно- и двухъярусными (цв. вклейка фото 93). На широких рабатках центральную часть слегка приподнимают, чтобы избежать застоя воды. Иногда границы рабатки маркируют узкой лентой газона.

Односторонние рабатки располагаются вдоль стен зданий, изго-родей, дорожек, наверху подпорных стен, двусторонние обычно применяются для разделения широких полос газона, бульваров, транспортных магистралей.

Эффектно выглядят мозаичные рабатки, представляющие чере-дование разноколерных массивов, расположенных по продольной оси с плавными переходами и соединениями, или чередование по окраске осуществляется в поперечном направлении (рис. 93).

Периметральные рабатки представляют полосы цветущих или декоративнолиственных растений, ограниченных по периметру, они выполняли не только защитную, но и декоративную роль, в их композиции часто включали скульптуры, кадочные растения, фи-гурно оформленные низкорослые деревья и кустарники.

Исторически выделяют четыре типа рабаток:периметральные сплошные, окружают партер без перерывов по всему периметру;прерывистые рабатки;

 

Рис. 93. Примеры мозаичных рабаток: 1ясколка Биберштейна; 2молочай многоцветковый; 3примула весенняя; 4седум Эверса; 5фиалка Витрока; 6иберис зонтич-ный; 7бегония вечноцветущая с белыми цветками; 8пиретрум с золотистыми цветками; 9алиссум морской с белыми цветками; 10маргаритка многолетняя с розовыми цветками; 11сальвия блестящая; 12бархатцы прямостоячие

• в виде плоской полосы газона, окружающего партер, иногда на газоне располагались стриженые деревья и кустарники;

• в виде полос, посыпанных песком и украшенных кадочными растениями, от дорожек такая рабатка отделялась бордюром из сам-шита.

РАБОЧИЙ ПРОЕКТ – стадия проектирования объекта, включа-ет детальную разработку генерального плана – разбивочных и по-садочных чертежей планировки и озеленения территории, рабочих чертежей, проектов вертикальной планировки, инженерного обору-дования, малых форм и сооружений.

РАВЕНСТВО – полное сходство элементов по форме, размерам, цвету и др. признакам (не путать с равновесием) (см.).

РАВНОВЕСИЕ – правильное распределение пространства и со-размерность частей, например, высокое стройное дерево может быть уравновешено деревом с широкой раскидистой кроной. Рав-новесие может быть симметричным и асимметричным, т. е. дости-гается посредством двух типов гармонии. В ландшафтном дизайне весьма важно равновесие силуэтов – сочетание различных по ар-хитектонике деревьев и кустарников, гармонирующих между со-бой (рис. 94).

Рис. 94. Равновесие в композиции: 1 – симметричное; 2асимметричное

РАЗБИВОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ – рабочий чертеж в масштабе 1:1500, детали в масштабе – 1:10, 1:20, 1:50 с привязкой к базис-ным линиям и размерам всех элементов планировки (дорожки, во-доемы, постройки, детские площадки, барбекю и т. д.). Последние с разбивочного чертежа с помощью геодезических методов выносятся в натуру. На рабочем чертеже указывается баланс территории, кон-струкции аллей, площадок, поперечные профили дорог.

РАЗМЕТОЧНАЯ СЕТКА – система прямоугольных, диагональ-
ных линий, которая наносится на план участка, существует в виде
нескольких прозрачных калек с различными вариантами, наклады-
вающихся поверх основного плана. Помогает установить оптималь-
ные соотношения различных элементов планировки, в том числе
построек и всех возможных типов цветников. '

РАЗНОВИДНОСТЬ – внутривидовая таксономическая катего-рия, занимающая положение ниже подвида и выше формы. Разно-видность – группа особей, отличающихся от типичных особей вида слабо наследуемыми второстепенными морфологическими, физио-логическими или экологическими признаками, например степенью опушенности, направлением роста побегов, окраской.

РАЙСКИЙ САД – название небольшого сада внутри монастыря. Имел символическое значение и засаживался «райскими» деревья-ми – яблонями, грушами, сливами и травами. В центре сада на перекрестье дорожек обычно устраивали малый водоем.

РАКУРС – необычная угловая перспектива на объект, когда ось зрения направлена снизу, сверху или сбоку от него, создает впечат-ление динамичности в садово-парковом пейзаже. Несколько после-довательно раскрывающихся ракурсов позволяют полнее связать архитектурные сооружения, монументы, отдельные группы деревь-ев и т. п. с окружающим фоном.

РАННЕЦВЕТУЩИЕ РАСТЕНИЯ – виды, у которых цветение приурочено к началу весны, а у субтропических растений – к кон-цу зимы, например, форзиция свисающая (Forsythia suspensa) и зе-ленеющая (F. viridissima), акация подбеленная (Acacia dealbata), сцилла двулистная (Scilla bifolia), галантус белоснежный (Galanthys nivalis).

РАСТЕНИЕ КУЛЬТУРНОЕ – 1) выращиваемое как сельскохо-зяйственное или комнатная культура; 2) растение, свойства которо-го настолько изменены в ходе селекции, что оно не способно жить в естественных сообществах.

РАСТЕНИЕ ОКУЛЬТУРЕННОЕ – культивируемое растение, взятое из естественных сообществ, но не измененное в ходе селек-ции настолько, чтобы потерять способность к жизни вне искусст-венных ценозов.

РАСТЕНИЕ-ПАРТНЕР – растение, расположенное рядом с дру-гим, которое дополняет первое и требует сходных условий выращи-вания.

РАСТЕНИЯ ДЛЯ ВОДОЕМОВ – предназначены для выращива-ния в различных водоемах или непосредственной от них близости (цв. вклейка фото 94). По степени гидрофильности (в дословном переводе «водолюбие») они делятся на следующие группы:

• глубоководные, расположены в толще воды, обычно плаваю-щие – элодея (Elodea), валлиснерия (Vallisneria), роголистник (Ceratophyllum), рдест курчавый (Potamageton crispus) и блестящий (P. lucida);

• фиксированно плавающие, подземные органы находятся в субстрате, а надземные, прежде всего листья и цветки, плавают на поверхности водоема – кувшинка белоснежная (Nymphaea Candida), кувшинка белая (N. alba), кубышка желтая (Nuphar lutea), сейчас чаще всего высаживают нимфеи (кувшинки) из серии Закат, у которых окраска лепестков не только белая, но и персиковая, и темно-красная, почти черная, следует помнить, что кувшин-ки нельзя «утапливать» – оптимальная глубина погружения от 40 до 60 см; нимфейник щитковидный (Nymphoides peltata) с волнис-тыми округлыми серо-зелеными листьями и очень ярким напоми-нающими лютик цветками;

• свободно плавающие на поверхности – азолла, ряска трех-дольная (Lemna trisulca) и малая (L. minor), телорез обыкновенный (Stratiodes aloides), писция телорезовидная (Pistia stratiotes), эй-хорния толстоножковая (Eichornia crassipes) с необычайно эффект-ными сиренево-лиловыми цветками, сальвиния плавающая (Salvinia nutans);

• прибрежно-водные или выращиваемые в контейнерах, уста-новленных на грунт, они смягчают переход от береговой линии к воде, уровень их погружения в воду колеблется от 5 до 15 см, цвет-ки и листья обычно расположены над водой – аир обыкновенный (Acorus calamus), вахта трехлистная (Menyanthes trifoliate), веро-ника щитковая {Veronica Scutellaria), губастик желтый (Mimulus luteum), камыш озерный (Scirpus lacustris), рогоз широколистный {Typha latifolia) и малый (Т. minima) сорт Bulrush, стрелолист стре-лолистный (Sagittaria sagittifolia), горец водяной (Polygonum amphibium), ирис болотный (Iris amphybium), различные виды хос-ты, бадан толстолистный (Bergenia crassifolia), жерушник болот-ный (Rorippa palustris), лилейники (Hemerocallis), эффектно выгля-дят контейнерные канны (Саппа), относящиеся к группе Longwood и называемые водяными, с розовыми, ярко-красными, желтыми и оранжевыми цветками, погружение канн должно быть не более 10-12 см;

• болотные, которые высаживают по периметру водоема на глу-бину не более 20 см или отводят для них один из берегов, где вода находится на уровне земли – частуха подорожниковая (Alisma plantago-aquatica), бузульник зубчатый (Lygularia dentata), вербей-ник монетчатый (Lysimachia nummularia), горец родственный, ка-лужница многолепестная (Caltha polypetala), осока Шовица (Саrех szovitsii), лисья (С. vulpine), высокая (С. elata), пузырчатая (С. vesicaria), купальница полуоткрытая (Trollius patulius), двукис-точник тростниковый (Phalaroides arundinacea), зверобой острый (Hypericum acutum), манник большой (Glyceria maxima), мята водяная (Mentha aquatica), колосковая (M. spicata) и мелкоцветковая (М. micrantha), сусак зонтичный (Butomus umbellatus), незабудка болотная (Myosotis palustris) и дернистая (М. caespitosa);

растения прилегающей зоны – астильбы (Astilba), ревень
(Rheum), примулы (Primula), волжанка обыкновенная (Aruncus
dioicus),
эхинацея пурпурная (Ecinacea purpurea), карликовая фор-
ма лабазника обыкновенного (Filipendula hexapetala), ежеголовник
малый (Sparganium minimum), водокрас обыкновенный
(Hydrocharis morus-ranae), понтедерия сердцевидная (Pontederia
cordata),
пушица широколиственная (Eriophorum latifolium) и мно-
гоколосковая (E.polystachion), ситник лягушачий (Juncus ranarius)
и жабий (J. bufonius).

Довольно часто в литературе можно встретить такое определе-
ние, как растения-оксигенаторы, т. е. растения, выделяющие кис-
лород и обогащающие им воду. На самом же деле все растения, в
том числе и сухопутные, выделяют в процессе фотосинтеза кисло-
род, просто интенсивность фотосинтеза различна. К наиболее эф-
фективным видам из плавающих относятся рдест, роголистник,
уруть мутовчатая (Myriophyllum verticillatum) и прозерпинаковидная
(М. proserpinacoides). '

Пейзажные композиции вблизи водоемов кроме декоративного эффекта имеют и утилитарное назначение. Их используют для:

• создания сплошных береговых массивов, в результате чего снижается интенсивность испарения воды с поверхности водоема, уменьшается эрозия берегов; такие композиции ограничивают и за-мыкают ландшафт, но их можно сделать более «воздушными», про-резая просеками;

• создания кулис, которые формируют иллюзию увеличения глубины пространства и размеров водного зеркала, приемлемо для водоемов больших площадей;

• создания полян, что в совокупности с отражаемым водоемом светом способствует иллюзорному увеличению водного пространства.

Один из самых известных водных садов – «Парк воды» знаме-нитого французского художника Клода Моне. В центре находится пруд, образованный в результате запруживания реки Эпт. По бере-гам высажены плакучие ивы, чередующиеся с зарослями папорот-ников и рододендронов, растут глицинии, розы, остролист. У самой кромки воды разместились ирисы японский, болотный и сибирс-кий. Через пруд перекинут японский мостик. На поверхности пру-да плавают кувшинки и лотосы, которые вдохновили художника на создание знаменитой серии картин «Кувшинки».

РАСТЕНИЯ ДЛЯ ЗАСОЛЕННЫХ ПОЧВ – часто в почвенном растворе или на поверхности коллоидных частиц находится избыточ-ное количество ионов минеральных солей. На таких почвах плохо растут многие растения. Однако имеется ряд видов, вполне толерант-ных к такой концентрации солей: айлант высочайший, береза боро-давчатая, ива пурпурная, клен ясенелистный, серебристый и татарс-кий, сосна, лох узколистный и серебристый, тополь белый и канадс-кий, смородина золотистая, акация желтая, таволга, снежноягодник.

РАСТЕНИЯ ДЛЯ ПЕСЧАНЫХ ПОЧВ – на почвах с рыхлыми песчанистыми почвами рекомендуются к посадке следующие виды: айлант, гледичия трехколючковая, аморфа, сумах пушистый, гре-бенщик.

РАСТЕНИЯ ДЛЯ УВЛАЖНЕННЫХ ПОЧВ – береза пушистая, тополь, ива вавилонская, лиственница, магнолия, эвкалипт, чере-муха обыкновенная, смородина черная и красная.

РАСТЕНИЯ С ЗАКРЫТОЙ КОРНЕВОЙ СИСТЕМОЙ – растения, выращиваемые главным образом в контейнерной культуре, что рас-ширяет сроки высадки практически с весны до осени. Корни не травмируются при пересадке. Легко осуществлять контроль полива и минерального питания. Следует позаботиться об укреплении крон, чтобы они не повреждались порывами ветра.

РАСТЕНИЯ-ХАМЕЛЕОНЫ – растения, у которых в течение ве-гетационного периода происходит смена окраски соцветий или цвет-ков, реже – листьев. Естественно, это не касается регулярной сме-ны окраски листьев всех растений осенью. К «хамелеонам» отно-сятся следующие виды и сорта:

• спирея японская (Spiraea japonica), сорт Gold Flame – моло-дые листья бронзово-красные, затем приобретают светло-желтый, а еще позже зеленый цвет, очень эффектно смотрится в бордюрных посадках;

• молочай медоносный (Euphorbia mellifera) – листочки оберт-ки, которые и определяют окраску соцветия, меняют цвет от масля-но-желтого до красно-оранжевого, почти терракотового;


• амарант пониклый (Amaranthus hypochonndriacus) – листья вначале зеленые, позднее становятся желто-красно-зелеными;

• спирея японская (Spiraea japonica), со рт Shirobana, окраска цветков меняется от белой до розовой и красно-малиновой;

• пионы серии Коралл (Corall) – лепестки в период цветения меняют окраску от ярко-коралловой до бледно-палевой;

• мина лопастная или квамоклит лопастной (Quamoclit lobata) – цветки в начале цветения ярко-красные, затем постепен-но, от оранжевых и лимонно-желтых, становятся к концу цветения кремово-белыми;

• гортензия крупнолистная (Hydrangea macrophylla) – цветки меняют цвет от розового с синему или голубому, в зависимости от уровня кислотности почвы, сорта группы Hovaria имеют собствен-ный спектр изменений окраски – у сорта Novelle нежно-розовые лепестки становятся зелеными, а затем красными, у сорта Love you kiss первоначальная окраска белая с красной каймой, а у сорта Hopaline – кремово-белая;

• пиерис японский (Pieris japonica), у сорта Forest Flame окрас-ка цветков на молодых побегах ярко-красная, потом – лосовево-розовая и наконец сменяется на светло-зеленую;

• гвоздика пышная (Dianthus superbus) – окраска цветков ме-няется от белой до нежно-сиреневой, а затем до сиренево-розовой, при этом цветки раскрываются постепенно и на одном растении представлены все варианты окраски;

• воробейник оливолистный (Lithospermum oleifolium) – изу-мительно выглядят цветки сначала голубые, а затем розовые на фоне серебристо-серых листьев;

• замечательный пример хамелеона по форме дает пион сорта Chocolate Soldier – цветок меняется по форме от махрового до японского.

РАСТИТЕЛЬНОСТЬ – совокупность растительных сообществ планеты или ее отдельных частей. Распределение растительности определяется в основном почвенно-климатическими условиями и подчиняется законам географической зональности и поясности (ср. ФЛОРА).

РЕГЕНЕРАЦИЯ – возобновление растения из его части или вос-становление утраченных и поврежденных органов. Часто является основой вегетативных способов размножения: стеблевыми и листо-выми черенками, кусочками клубня, чешуйками луковиц и т. д.


Рис. 95. Регулярная планировка центральной части Летнего сада. Фраг-мент гравюры А. Зубова (по А. П. Вергунову и В. А. Горохову)

РЕГУЛЯРНЫЙ СТИЛЬ ПЛАНИРОВКИ – одно из двух главных направлений в садово-парковом искусстве, признаки которого по-явились еще в древности (Вавилон, Египет, Древняя Греция и Рим), а затем получили широкое распространение в XVI-XVIII вв. в евро-пейских странах, таких как Франция, Италия, Германия, Голлан-дия, впоследствии и в России (рис. 95, цв. вклейка фото 95). Отли-чительными чертами этого стиля являются использование правиль-ных геометрических контуров, прямых аллей и дорог, симметрич-ная посадка деревьев и кустарников, сложных партеров, многочис-ленных скульптур, многообразных водных устройств, в том числе каскадов, фонтанов, систем каналов. Во Франции строгие и симмет-ричные серии пространств в виде зеленых зон и «кабинетов» зак-лючены внутри стриженых стен. Итальянские сады характеризу-ются многочисленными террасами и плотными массивами зелени, которые расчленены с помощью высоких и узких проходов, что позволяет избежать палящих лучей солнца. Классическими образ-цами садово-парковых ансамблей, созданных в регулярном стиле, являются творения прославленного французского садостроителя Андре Ленотра в поместье Во-ле-Виконт и в королевской резиден-ции – Версале. Однако было бы ошибкой считать именно Ленотра основоположником регулярного стиля. Еще в планировке итальянс-ких вилл эпохи Возрождения и Барокко, таких как д'Эсте, Ланте, Альдобрандини, да и в самой Франции почти за два века до Верса-ля имелись четко распланированные садовые ансамбли. Уже созда-вались роскошные цветочные партеры, планировались аллеи, зеле-ные галереи и театры, создавались каскады, гроты, каналы.

В Версале же Ленотру удалось впервые создать столь грандиоз-ный целостный и пространственно связанный ансамбль. Появился качественно новый подход к планировке огромных территорий и пространств, площадью не десятки или сотни, а тысячи метров.

РЕДИНА – парковый массив с малой вертикальной сомкнутос-тью, характерной особенностью которого является отсутствие под-леска. Такой прием позволяет создавать глубинные перспективы.

РЕДКИЕ РАСТЕНИЯ – см. ЭКЗОТЫ

Рекреационная емкость – мера способности рекреацион-ной территории (парк, лесопарк) или объекта (садово-парковый ан-самбль) обеспечить необходимые условия для отдыха определенного количества людей без нанесения ущерба природной среде.

РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ – свойство природной тер-ритории оказывать на человека положительное физиологическое и психическое воздействие, в наибольшей мере проявляющееся в пе-риод отдыха.

РЕКРЕАЦИЯ – отдых людей вне помещений и жилья, преиму-щественно на лоне природы. В настоящее время превратилась во влиятельный фактор антропогенного влияния на природу.

РЕСТАВРАЦИЯ ПАРКА-ПАМЯТНИКА – восстановление по возможности на исторический период расцвета ансамбля его общей планировочно-пространственной композиции, архитектурных со-оружений и малых форм, зеленых насаждений, водоемов, имеющих художественную, экологическую ценность. При необходимости вме-сто полностью утраченных элементов могут быть созданы аналогич-ные или новые. Одна из современных тенденций – раскрытие и экспонирование всех исторических «слоев» памятника, которые в совокупности дают картину его постепенного развития, начиная со времени создания и до наших дней.

РЕФЛЕКС – свет, отраженный от других предметов, особенно заметны рефлексы на поверхности блестящих предметов, свет, от-раженный от гладкой блестящей поверхности, образует на ней свер-кающие пятна – блики.

РИТМ – чередование однотипных элементов, движений, звуков или процессов в пространстве или времени, например, всем извест-ны музыкальные и биологические ритмы. В живописи ритмичность достигается чередованием цветовых гамм и тональностей и носит двухмерный характер. В архитектуре чередуются одинаковые или подобные по размерам элементы в трехмерном пространстве (цв. вклейка фото 96). Наиболее сложный четырехмерный ритм харак-терен для ландшафтных композиций, что связано с их простран-ственно-временной природой. Ландшафтные ритмы зависят от вре-мени суток, года, особенностей онтогенеза (индивидуального разви-тия) растений. В ландшафтной архитектуре выделяют два типа рит-мов: природный, связанный с биологическими особенностями рас-тений (ветвление, листорасположение, окраска), и художественный, обусловленный расположением растений в композиции.

Ритм – регулятор пространственно-временных изменений форм. Однако новизна, неожиданность всегда обостряют ощущения, по-этому длительные повторы одного и того же ритма нежелательны.

Обогащение ритма рисунка достигается:

• увеличением числа повторяющихся элементов, включая как природные, так и архитектурные составляющие, различия в мате-риале, цвете, фактуре;

• введением сложного «синкопированного» ритма;

• использованием фактора композиционной внезапности, кото-рый можно рассматривать как преднамеренный «сбой» устоявшего-ся ритма.


Рис. 96. Такты ритма: 1одно-, 2двух-, 3трехчастный

Количественной характеристикой ритмических построений яв-ляются такты, в соответствии с которыми различают одно-, двух-, трехчастный ритм, при этом используют растения одного вида, воз-раста, формы (рис. 96).При множественном повторении тактов возникают различные ритмические ряды:

• простой, он может формироваться из деревьев и кустарников, чаще всего применяется при создании аллей, живых изгородей, лес-ных полос; в зависимости от расстояния между растениями бывают разреженные и сомкнутые или уплотненные ряды, в последнем слу-чае это обычно зеленые стены или защитные полосы (рис. 97.1, 97.2. 97.3);

• сложный – представляет сочетание различных по высоте де-ревьев, кустарников,.либо деревьев с кустарниками и лианами (рис. 97.4-97.7);

• смешанный ряд включает кроме растений скульптуры, малые архитектурные формы, элементы паркового оборудования;

• фигурный ритм образуется в том случае, если кроны растений формируют в виде различных геометрических фигур;

Рис. 97. Ритмические ряды: 1простой; 2разреженный; 3сомкнутый; 4сложный из кус-тарников; 5сложный из разновысоких деревьев; 6сложный из деревьев и кустарников; 7сложный из деревьев и лиан; акустарники; bдеревья

«передаточный» ритм предполагает включение через опреде-ленное число тактов в простой ритмический ряд декоративных ак-центов, например, дерево другого вида, формы, присоединение бо-ковых дорожек и необходимый для этого разрыв;

• «аккордный» ритм характерен для партеров, широких город-ских эспланад и представляет собой сумму элементарных ритмичес-ких сочетаний, например, трехчастный сложный ритм из растений различных форм и высоты (рис. 98);

• сезонно-динамические ритмы образуются при чередовании вечнозеленых и листопадных растений;

• по геометрии плана различают прямые, панорамные (раскры-ваются по кривой амфитеатра) и круговые ритмы;

• ритмы вертикального направления развиваются во времени, по мере роста и развития растений, они проявляются в мутовчатом расположении ветвей 1-го порядка на стволах ели, пихты, листвен-ницы и других хвойных, а также некоторых лиственных пород, иногда такие ритмы формируют искусственно путем обрезки и при-дания кроне канделябровидной формы, например у кленов в Цвин-гере (Дрезден) или «беседка»-круг в Нюрнберге (цв. вклейка фото 97).

Рис. 98. Трехчастный сложный ритм из кустарников (а) и различных деревьев ( b, с), верхние рисункифронтальные профили, нижний

план

РИТМИКА – характер роста, последовательное чередование прироста побегов за вегетационный период (один или несколько, медленное или сильное).

РОЗАРИЙ1) заросль дикорастущих шиповников; 2) коллек-ционный или декоративный участок – часть парка или сада, пред-назначенный для выращивания и экспонирования различных видов и сортов роз.

Пожалуй, это наиболее популярный из монокультурных садов.. Его история насчитывает' века. В Англии времен королевы Викто-рии розы сначала использовали как фон при создании миксборде-ров, нo с появлением в первой половине XIX века первых сортов розы стали самодостаточны и в их использовании открылись прак-тически неограниченные возможности. Ни один сад середины XIX века не считался завершенным, если в нем не было розария. Хамфри Рептон разработал оригинальный дизайн розового сада в Эшридже, в плане розарий был круглым, небольшие клумбы расхо-дились от центра лепестками и заканчивались арками.

Во Франции один из первых розариев находился в Мальмезоне, принадлежавшем императрице Жозефине. Один из самых знамени-тых и посещаемых розариев находится в парке Багатель (Париж), он отличается регулярной планировкой. Розы используются прак-тически для всех типов цветников и элементов озеленения.

Регулярный стиль – идеальное планировочное решение при со-здании розария, наиболее эффектно выглядят клумбы строгих гео-метрических форм (овала, прямоугольника, квадрата) на фоне газо-на в окружении вечнозеленых и хвойных растений. Плетистые розы укрепляют на трельяжах, арках, пристенных каркасах, ими укра-шают беседки и павильоны, великолепно смотрятся гирлянды роз, закрепленные на дуговидных, гибких опорах или старых деревьях.

В то же время в розарии достаточно часто высаживают и расте-ния других видов. Уильям Пол дает совет, как продлить период декоративности розария, для чего следует высадить ранневесенние луковичные, а во второй половине лета эстафету цветения подхва-тят неприхотливые летники.

Классификация роз весьма сложна. Американским обществом любителей роз (American Rose Society) разработана одна из наиболее подробных, основанная как на биологических особенностях, так и на историческом подходе (рис. 102, 103).



Рис. 99. Роза морщинистая



Рис. 100. Роза бедренцеволистная

 


 

Рис. 101. Ро за обыкновенная


Рис. 102. Цветки различных групп роз: 1бурбонская; 2 – чайно-гибридные (a,b); 3полиантовые

Рис. 103. Цветки различных групп роз (продолжение):

4флорибунда (с, d); 5 – почвопокровные; впарковые;

7плетистые

Род Роза (Rosa L.) издавна «освоен» человеком. Он включает более 300 видов. Культурные розы относятся к подроду роза, в ко-торый входит 10 секций и 135 видов.

В соответствии с уже упомянутой классификацией культурные розы делят на три группы: дикорастущие или видовые {Wild Roses or Species), старые садовые (Old Garden Roses) и современные (Modern Garden Roses).

Первая группа в свою очередь подразделяется на плетистые, представленные различными видами и сортами, и не плетистые, тоже различных видов и сортов. Все розы данной группы отличают-ся однократным цветением.

К старым садовым розам относят те, которые" культивировались до 1867 г., когда был выведен первый сорт чайно-гибридной розы La France. Сейчас многие из этих роз переживают вторую моло-дость и чрезвычайно популярны. В данной группе выделяется большое число подгрупп: гибридные розы альба – Alba (HAlba)*, айрширские – Ayrshire (Ayr), бурбонские – Bourbon (В), бур-солт – Boursalt (Bslt), центифольные – Centifolia (С), дамас-ские – Damask (D), брактеата – Hybrid Bracteata (HBc), китай-ские или бенгальские – Hybrid China (HCh), эглантерия – Eglanteria (HEg) синоним – рубигиноза, фетида – Foetida (HFt), галльские – Gallica (HGal, G), ремонтантные – Perpetual (HP), семпервиренс – Sempervirens (HSem), сетигера– Setigera (HSet), моховые – Voss (M), нуазетовые – Noisette (N), портландские – Portland (P) и чайные – Tea (T).

Наиболее модны сорта Blush (1797), Madam Plantier (1835), Madam Hardi (1832), Koht de Shambor (1836), Bouket d'Or (1872), Madam Pier Oje (1878) и нестареюшая Rosa Mundi, которой уже почти 500 лет.

К этой же группе относятся и так называемы парковые розы, которые практически представляют собой окультуренные шиповни-ки, в Англии их селекцией занимался Девид Остин, и еще одно их название «английские» розы:

• роза белая (Rosa Alba) – кустарник до 2,5 м высотой, с бе-лыми, бело-розовыми и розовыми цветками, 6-8 см в диаметре,

* В скобках – международная маркировка. душистыми, один из самых эффектных сортов – Мейденс Бланш с густо (до 100 лепестков) махровыми дветками нежно-розового цвета;

• роза вонючая (R. foetida) – в культуре с XVIII века, кустар-ник до 3 м высотой с дуговидно изогнутыми побегами, цветки оди-ночные или по 2-3, махровые желтые с неприятным ароматом, диа-метр цветка 5-7 см, есть /. persica без запаха;

• роза даурская (R. davurica) – невысокий, до 1,2 м, кустарник с тонкими бурыми или черно-пурпурными побегами, цветки темно-розовые, собраны по 2-3, до 4 см в диаметре, грушевидные плоды оранжевые или светло-красные;

• роза иглистая (R. acicularis) – невысокий кустарник с дуго-видными побегами, густо усеянными тонкими шипами, цветки красные, розовые или темно-розовые, по 2-3 в кисти, яйцевидно-продолговатые красные плоды свисают на тонких цветоножках;

 

• роза коричная (R. cinnamonea) – раскидистый куст до 2,5 м высотой с тонкими коричнево-красными побегами, на которых рас-положены малочисленные беловатые парные шипы, цветки одиноч-ные розовые до 5 см в диаметре;

• роза многоцветковая {R. multiflora) – длинные опирающиеся побеги укрепляются на опоре с помощью крючковатых шипов, цветки белые, реже розовые, собраны в пирамидально-метельчатое соцветие;

• роза морщинистая (R. rugosa) – кустарник 1-2 м высотой, с опушенными побегами и толстыми морщинистыми листьями, цветки крупные, 6-12 см в диаметре, простые или полумахровые, ароматные розовые, чаще по 5-6 в соцветии, реже – одиночные (рис. 99);

• роза ржавчинная (Д. rubiginosa) – густоветвистый кустарник до 1,5 м высотой, листья опушены рыжеватыми волосками, имеют яблочный аромат, розовые или красные цветки одиночные или со-браны в густое щитковидное соцветие;

• роза сизая или краснолистная (R. glauca) – кустарник высо-той 2-3 м, с тонкими прямыми или изогнутыми шипами, побеги, листья и прилистники с голубоватым или сизым оттенком, цветки ярко-розовые до 3,5 см в диаметре, собраны по 2-3 в соцветии, реже одиночные;

• роза бедренцеволистная (R. pimpinellifolia) – кустарник с до-вольно разнообразным внешним обликом (полиморфный) до 1-3 м высотой с тонкими прямыми ветвями, цветки одиночные, простые и махровые белые, кремовые, лососево-розовые, диаметр 2,5 см, ду-шистые (рис. 100);

• роза дамасская (R. damascena) – куст 60-80 см высотой. Цветки розовые, светло-красные, махровые с сильным ароматом, именно этот вид, основное сырье для получения розового масла, из лепестков также варят варенье;

• роза ксантина (R. xantina) – кустарник до 1,5 м высотой с одиночными полумахровыми золотисто-желтыми цветками;

• роза французская (R. gallica) – высота куста до 1,5 м, листья крупные кожистые, цветки от темно-розовых до огненно-красных, одиночные, реже по 2-3, плоды шаровидные, существует множе-ство форм, в том числе:

f. agata с более мелкими махровыми цветками;

f. hispida – побеги, цветоносы и чашечка густо щетинистые;

– /. officinalis напоминает исходную, но цветки махровые;

– f. versicolor отличается различной окраской лепестков: от тем-
но-розово-красной до темно-фиолетовой или с белыми и красными
полосами;

– f. pumila карликовая с простыми цветками;

• роза обыкновенная (R. canina) – очень полиморфный вид, куст негустой с дуговидно изогнутыми побегами, цветки светло-розовые или почти белые 2-3 см в диаметре, одиночные или собра-ны по 3-4 в соцветие, это самый распространенный вид, отличается весьма кратковременным цветением (рис. 101);

• роза яблочная (R. pomifera) – высокий, до 3 м, кустарник с серебристо-опушенными снизу листьями и приятным яблочным ароматом, цветки темно-розовые до 5 см в диаметре.

Современные садовые розы (Modern Garden Rose). К ним относят все сорта, которые появились после 1867 г. Они подразделяются на:

• чайно-гибридные розы (Hybrid Tea), синоним – крупноцветковые розы, цветки отличаются степенью махровости (от 25 до 60 лепестков), формой бутона (бокала), диаметром цветка от 10 до
14 см, окраской, ароматом;

• полиантовые, первые сорта появились в последней трети XIX века, диаметр цветка 3-4 см, чаще всего ароматные, иногда простые, чаще полумахровые и махровые, цветки собраны в щитко-видное соцветие;

• флорибунда (Floribunda, "Fl") – сенсацией стало появление первого сорта в 1924 г., полученного путем скрещивания двух пре-дыдущих групп, впоследствии в селекции использовали и мускус-ную розу, в зависимости от высоты различают бордюрные – до 40 см, среднерослые – 60-80 см и высокие – 1 м и выше, цветки немахровые или махровые, форма от плоской чашевидной к почти бокальчатой;

• миниатюрные (Miniature, "Min") впервые были ввезены в Ев-ропу из Китая, цветки мелкие 1,5-2 см в диаметре, высота расте-ний 15-20 см, отличаются практически непрерывным цветением;

• грандифлора (Grandiflora, "GR") – цветки напоминают пре-дыдущую группу флорибунда, чаще всего выращивается на срезку, некоторые авторы не признают ее отдельной группой, наиболее из-вестные сорта– Queen Elisabeth и Sonia;

• шрабы (Shrab или Modern Shrub, "MS") – группа полуплети-стых роз, выделенная с начала 60-х годов XX века, характеризует-ся обильным и продолжительным цветением, устойчивостью к па-тогенам и вредителям, цветки от простых до напоминающих по форме флорибунду, некоторые авторы к этой же группе относят и английские розы, выведенные Девидом Остином;

• минифлора или патио (Miniflora, "MF", Patio) – самая новая группа, высота 45-55 см, первые сорта были выведены Патом Дик-соном в 80-х годах прошлого века;

• плетистые розы отличаются длинными побегами, с хорошо развитыми шипами, ряд из них не относятся к вьющимся, хотя в России их часто называют вьюшки, вторая подгруппа – клаймин-ги (climbing), представляет спорты (вегетативные мутации) многих сортов. Они присутствуют и среди дикорастущих, и среди старых (нуазетовые, бурсолт, семпервиренс, сетигера). Маркировка этих сортов чрезвычайно сложна, так, клайминг знаменитого сорта бур-бонской розы Souvenir de la Malmaison обозначается Souvenir de la Malmaison climbing Bourbon; собственно плетистые сорта современ-ных садовых роз подразделяются на три подгруппы:

• – ремблер (Rambler, "R") – побеги гибкие длинные, 2-4 м высо-
той, цветение однократное, диаметр простых или махровых цветков
2-4 см, обычно они собраны в крупные соцветия, развивающиеся
по всей длине побегов;

– плетистые – крупноцветковые (Largeflowering Climber, "GCl")
побеги жесткие, толстые, длиной 2-3 м, цветут повторно, цветки ча-
шевидные диаметром 4-10 см одиночные или в малоцветковых соцве-
тиях, образуются на сравнительно коротких побегах текущего года;

– гибриды Кордеса (Hybridae Kordesii, "HKor") считаются от-
дельной группой лишь в США и России, побеги сильные плетис-
тые, листья плотные блестящие, цветки от простых до густо махро-
вых, цветут до поздней осени.

РОЗОВЫЙ САД – один из типов монохромных (одноцветных) садов, при создании которого используют растения, цветки, соцве-тия, а иногда и листья которых окрашены в различные оттенки розового цвета. Пожалуй, это один из самых популярных моно-хромных садов. Розовый сад романтичен, свеж, напоминает о пре-красном времени юности – поры «розовых мечтаний».

Для розового сада можно подобрать растения всех жизненных форм: деревья, кустарники, лианы, травянистые однолетники и многолетники и даже такие экзотические растения, как подушки:

• магнолия Суланжа (Magnolia x soulangeana) весной усыпана бокаловидными крупными (до 15-25 см) цветками от нежно-розо-вой до пурпурной окраски;

• магнолия лилиецветная (М. liliifolia) с узко-бокаловидными, плотными, почти восковидными, малиново-розовыми снаружи и бе-лыми изнутри цветками;

• монарда двойчатая (Monarda didyma) изумляет необычной ок-раски верхушечными присоцветными листьями от нежно-розовых до насыщенно лиловых;

• боярышник гибридный (Crataegus х hybridum), сорт Tobo рас-пускает махровые бело-розовые цветки, которые на третий день цве-тения приобретают ярко-малиновую окраску; а боярышник колю-чий (С. laevigata) с бледно-розовыми цветками можно использовать для колючей изгороди;

• смородина кроваво-красная (Ribes sanguineum) отличается ярко-розовыми ароматными цветками и красноватыми побегами; роджерсия конскокаштановолистная (Rodgersia aesculifolia) – кустарник около 1,5 м высотой с крупными пяти-семилопастнымй листьями и розовыми цветками, собранными в метельчатое соцветие;

• рододендрон жестковолосистый (Rododendron hitsuta) с розо-выми воронковидно-колокольчатыми цветками эффектно выглядит в группах, если группу составить из рододендронов жестковолосис-того, каролинского (R. carolinianum) с бледно-розовыми и канадско-го (JR. canadense) с розово-пурпурными цветками группа станет еще эффектнее;

• роза (Rosa), этот род – совершенно неисчерпаемый источник древесных растений с розовой окраской цветков, растения можно использовать для вертикального озеленения и всех типов цветни-ков, бордюров, как почвопокровные и солитеры;

• спиреи японская (Spirae japonica), иволистная (S. salisifolia) и Бумольда (S. boumoldii) – достаточно крупные кустарники и подой-дут для верхнего яруса кустарниковой группы;

• астильба Арендса (Astilba x arendsii), сорт Gloria украсит мик-сбордер розовыми ажурными соцветиями;

• астранция крупная (Astrantia major) с бледно-розовыми цвет-ками и листочками обертки отлично чувствует себя на каменистой горке;

• мирикария лисохвостниковая (Myricaria alopecuroides) – крупный кустарник с ажурной кроной, колосовидные соцветия до 30-40 см длиной образуются на верхушках побегов;

• тимьян ползучий (Thymus serpullum) можно высадить в зазо-ры «живых» дорожек;

• лилия кудреватая (Lilia martagon) отличается розовыми или сиреневыми лепестками, украшенными пятнышками;

• бальзамин султанский (Balsamin sultanii с множеством розо-вых цветков, из-за которых почти не видны яркие зеленые листья, используют для монокультурных рабаток, его же высаживают в приствольные круги;"

• маргаритки многолетние (Bellis perennae) – непременный ат-рибут немецких газонов;

• гиацинт восточный (Hyacinthus orientalis) зацветает рано вес-ной, розовые цветки сортов Edison, General de Wet, Lady Derbi, Queen of the Pinks особенно эффектны; каллистефус китайский (Callistephus cinensis) обеспечит море розовых цветков, начиная с августа;

• астры альпийская (Aster alpinus), ново-бельгийская (A. novi-belgii), ново-английская (A. novae-angliae), итальянская (A. amellus) завершат «розовый парад» поздней осенью.

РОКАЙЛЬ – орнамент в виде раковины, характерный для ев-ропейского искусства начала XVIII века, особенно для стиля Роко-ко (см.).







Дата добавления: 2015-10-15; просмотров: 984. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия