БИБЛИОГРАФИЯ. Аверьянов JI. Я. Контент-анализ
Аверьянов JI. Я. Контент-анализ. — М., 2009. Агапов Е. Я. Введение в социономию. — Ростов н/Д, 1997. Агапов Е. П. Становление и развитие социальной работы. — Ростов н/Д, 2003. Андреев Г И., Смирнов С. >4., Тихомиров В. А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности. — М., 2003. Андреева Г. Ш Психология социального познания. — М., 2006. в. Ануфриев А. Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. — М., 2002. Бартон В. И. Сравнение как средство познания. — Минск, 1978. Безрукова В. С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу. — М., 2008. Берков В. Ф. Философия и методология науки. — М., 2004. Бодрилин А. П. Социальная философия (природа социального познания). — М., 1998. Борикова Л. В., Виноградова Н. А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. — М., 2000. Введенская Л. А., Павлова Л. Г Культура и искусство речи. Современная риторика. — Ростов н/Д, 1999. ВеревкинаА. Н., Калинин С. Ю., ОбризанА. И. Как оформить библиографию к научной работе. — М., 1992. Волков Ю. Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. — М., 2002. Волков Ю. Г. Как написать диплом, курсовую, реферат. — Ростов н/Д, 2001. Всемирная энциклопедия. Философия / Гл. науч. ред. и сост. А. А. Грицианов. — М.; Минск, 2001. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. — М., 2000. Горский Д. П. Проблемы общей методологии наук и диалектической логики. — М., 1966. Горский Д. ПИвинА. А., Никифоров А. Л. Краткий словарь по логике / Под ред. Д. П. Горского. — М., 1991. Григорьев С. И., Растов Ю. Ж Основы современной социологии. — М., 2003. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. — М., 2002. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. Основные понятия и термины социологии: В 2 т. — М., 2001. Добренькое В. ИКравченко А. И. Методы социологического исследования. — М., 2006. Ивин А. А. Теория аргументации. — М., 2000. Ивин А. А. Философия истории. — М., 2000. Карпович В. Н. Объяснение в социальном познании. — Новосибирск, 1989. Карпович В. Н. Проблема, гипотеза, закон. — Новосибирск, 1980. Квале С. Исследовательское интервью. — М., 2003. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. — М., 2004. Копыл В. if. Курсовая работа на компьютере. — М., 2007. Коршунов А. М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. — М., 1988. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д. М. Гвишиани, Н. И. Лапина. -М., 1989. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. — М., 2002. Кузнецов И. Н. Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления / Под ред. Н. П. Иващенко. — М., 2003. Кузнецов И. Н. Научное исследование: методика проведения и оформление. — М., 2004. Кузнецов И Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления. — М., 2009. Манекин Р. В. Контент-анализ как метод исторического исследования. — Донецк, 1991. Мац Л. В., Масликова О. А. Рекомендации по оформлению диссертации. Практическое руководство для аспирантов и соискателей ученых степеней. — СПб., 2005. Меркулов И. П. Гипотетико-дедуктивная модель и развитие научного знания. — М., 1980. Никифоров A. JI. Философия науки: история и методология. — М., 1998. Новикова С. С., Соловьев А. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. — М., 2006. Обучение социальной работе. Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон, Р. Сари. — М., 1996. Основы социальной работы / Отв. ред. П. Д. Павленок. — М., 2006. Пинкус АМинахан А. Практика социальной работы (формы и методы). — М., 1993. Пузиков П. Д. Анализ и синтез — от мысли к вещи. — Минск, 1969. Пятницын Б. Н. Индуктивная логика и формирование научного знания. — М., 1987. РайбекасА. Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. — Томск, 1977. Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. — М., 2007. Ракитов А. И. Философские проблемы науки. — М., 1977. Рогожин М. Ю. Как написать курсовую и дипломную работы. - СПб., 2005, Романов П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Исследования в социальной работе: анализ, оценка, экспертиза. — Саратов, 2004. Рузавин Г. И. Методология научного познания. — М., 2009. Свинцов В. И; Логика. — М., 1995. Современная западная социология. Словарь / Сост. Ю. Н. Давыдов, М. С. Ковалева, А. Ф. Филиппов. — М., 1990. Современная западная философия. Словарь / Сост. В. С. Малахов, В. П. Филатов. — М., 1991. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. — М.; Бишкек; Екатеринбург, 1996. Социальная работа / Под ред. В. И. Курбатова. Ростов н/Д, 2006. Социальная работа в вопросах и ответах/ Под ред. Е. П. Агапова. — Ростов н/Д, 2009. Социальная работа как профессия / Под ред. 3. X. Саралие- вой. — Н. Новгород, 1996. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Е. И. Хо- лостова, А. С. Сорвина. — М., 2001. Социологическая энциклопедия / Под ред. А. Н. Данилова. — Минск, 2003. Социология. Основы общей теории / Под ред. Г. В. Осипо- ва, JI. Н. Москвичева. — М., 1996. Степин В. С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. — М., 2000. Степин В. С., Горохов В. Г, Розов М. А. Философия науки и техники. — М., 1999. Теория социальной работы / Под ред. Е. И. Холостовой. — М., 2001. Теория социальной работы / Под ред. С. Г. Фурдея. — Ростов н/Д, 2006. УемовА. И. Аналогия в практике научного исследования. — М., 1970. УемовА. И. Вещи, свойства и отношения. — М., 1963. Философия / Отв. ред. В. П. Кохановский. — Ростов н/Д, 2003. Философия. Краткий тематический словарь / Под ред. Т. П. Матяш, В. П. Яковлева. — Ростов н/Д, 2001. Философия в вопросах и ответах / Под ред. Е. Е. Несмеянова. - М., 1999. Философский энциклопедический словарь / Под ред. С. С. Аве- ринцева и др. — М., 1989. Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. — Ростов н/Д, 1997. Христианство. Словарь/Под ред. JI. Н. Митрохина. — М., 1994. Шалак В. И. Современный контент-анализ. Приложения в области политологии, психологии, социологии, культурологии. — М., 2009. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. — М., 1978. Шевченко О. М., Киенко Т. С. Методика исследований в социальной работе. — Новошахтинск, 2007. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. — М., 2003.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ГЛОССАРИЙ ТЕСТЫ БИБЛИОГРАФИЯ Учебное издание Агапов Евгений Петрович Методика исследований в социальной работе Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.007399.06.09 от 26.06.2009 г. Подписано в печать 20.04.2010. Формат 60x84 1 /16. Печать офсетная. Бумага газетная. Печ. л. 14. Тираж 1000 экз. (1-й завод 1 - 200 экз.). Заказ № 4111. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» 129347, Москва, Ярославское шоссе, д. 142, к. 732. [1] Новикова С. С., Соловьев А. В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. — М., 2006; Шевченко О. М., Киенко Т. С. Методика исследований в социальной работе. — Новошахтинск, 2007; Цветочкина И. А. Методика исследований в социальной работе. Методические указания по изучению курса. — Красноярск, 2006. [2] Схема, которой должен соответствовать ответ, называется основой вопроса (datum quaestionis). Переменная х, вместо которой подставляются имена, имеющие значения в определенной предметной области, называется неизвестной вопроса. Множество имен, подставляемых вместо неизвестной х, называется областью неизвестной вопроса. [3] Пантеизм (от греч. pan — все и theos — Бог) — философское учение, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия. В этом учении Бог находится не за пределами природы, а растворяется в ней. 11антеистические идеи можно обнаружить уже в древнегреческой философии, и также в древнеиндийской и древнекитайской мысли, хотя сам термин «пантеизм» был введен в философию только в начале XVIII в. Они были присущи также некоторым мыслителям Средневековья, а также эпохи Возрождения и Нового времени. Одним из этих мыслителей был Бруно, который говорил, что природа есть не что иное, как «Бог в вещах». [4] Генофонд — совокупность генов, которые имеются у особей, составляющих данную популяцию. [5] Под личностными имеются в виду социальные проблемы, рассматриваемые в их связи с повседневной жизнью. Понятие социальной проблемы возникло не в социальной работе, а в социологии, которая со времен Конта рассматривается как наука об обществе, представляющем собой систему отношений между людьми. Придя в социальную работу, оно трансформировалось в понятие личностной проблемы, которое отражает специфику профессиональной помощи нуждающимся. Эта специфика заключается в том, чтобы за социальными проблемами видеть прежде всего неудовлетворенные потребности отдельного человека или группы людей, а не общества в целом. Иными словами, она требует персонификации социальных проблем, благодаря которой устанавливается их связь с повседневной жизнью. Так, колебание спроса на рабочую силу является одной из причин безработицы, которая принадлежит к числу социальных проблем. Безработица, возникновение которой относится к периоду становления капитализма, не позволяет в полной мере использовать потенциал личности. Поэтому она находится в центре внимания государства, служащего инструментом управления обществом. С другой стороны, безработица является проблемой, с которой человек сталкивается в своей повседневной жизни. Как личностная проблема она связана не с тем, какое положение — господствующее или подчиненное — занимает человек в системе общественного производства, а с тем, включен ли он вообще в нее. Важность включенности человека в эту систему определяется тем, что для большинства людей работа по найму является основным, а часто и единственным способом обеспечения потребностей в еде, одежде или крыше над головой [6] Протокольные предложения — в методологической концепции логического позитивизма предложения, образующие эмпирический базис науки. Первоначально в качестве эмпирического был принят феноменалистский язык, состоящий из протокольных предложений, которые фиксируют известные переживания субъекта, например «Сейчас я вижу зеленое», «Здесь я чувствую теплое» и т. п. Считалось, что эти предложения обладают следующими особенностями: 1) они выражают «чистый» чувственный опыт субъекта; 2) они абсолютно достоверны, т. е. в их истинности невозможно сомневаться; 3) они нейтральны по отношению ко всему остальному знанию; 4) они гносеологически первичны, т. е. именно с их установления начинается процесс познания. Однако когда выяснилось, что «чистый» чувственный опыт невозможен, логическим позитивистам пришлось отказаться от первой особенности и в значительной мере от всего остального [7]С именем Лейбница связывают формулировку принципа тождества неразличимых, согласно которому предметы, неразличимые в каком-то отношении, считаются тождественными. [8]Дихотомия (от греч. dicha и tome — рассечение на две части) — деление объема понятия на две часта, которые полностью исчерпывают его. [9]Идеализированный объект — мысленная познавательная конструкция, являющаяся результатом идеализации. Под идеализацией имеется в виду мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Процесс идеализации характеризуется отвлечением от свойств и отношений, необходимо присущих предметам реальной действительности, и введением в содержание образуемых понятий таких признаков, которые в принципе не могут принадлежать их реальным прообразам, но позволяют построить идеализированные объекты. Примером понятия, являющегося результатом идеализации, может быть «точка»: невозможно найти в реальном мире объект, представляющий собой точку, т. е. объект, который не имел бы измерений. [10]После смерти Галилея два его ученика — Торричелли и Вивиани — работали в тесном содружестве. В дальнейшем к ним примкнули еще несколько человек, которые также считали своей главной задачей утверждение экспериментального метода. Из образовавшегося кружка и родилась знаменитая Флорентийская академия опыта, получившая свое организационное оформление 19 июня 1657 г. [11] Генеральная совокупность — полная совокупность объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме. В социологических исследованиях в качестве нее чаще всего выступают совокупности индивидов — население, социальная группа, аудитория средств массовой коммуникации и т. д. Однако во многих случаях генеральная совокупность может состоять из более крупных элементов — семей, академических групп, предприятий, религиозных общин, отдельных населенных пунктов или государств и т. д [12] Когорта — группировка, в которую включаются индивиды, подобранные по тому признаку, что они переживают те же самые события и процессы в те же самые периоды времени. Первоначально наибольшее распространение получило понятие когорты рождения, содержанием которого является группа лиц, рожденных в определенные периоды времени. Однако в дальнейшем были выделены другие виды когорт, например когорта событий. В целом предполагается, что лица, входящие в когорту, характеризуются некоторыми общими для них социальными и социально-психологическими показателями [13] Технические науки — комплекс наук, которые исследуют явления, важные для развития техники, а также ее саму (техносферу). Они эволюционировали из ремесел, а огромный вклад в их развитие внесли великие инженеры Древности и эпохи Возрождения: Архимед, Витрувий, Леонардо да Винчи и др. Одной из первых технических наук стала механика, которая долгое время существовала в тени физики и архитектуры. Когда с началом индустриальной революции появилась необходимость академического изучения техники и технологий, стали создаваться образовательные учреждения в области технических наук. В результате сциентизации инженерного знания в XIX в. появилась электротехника, а в XX в. — радиотехника, космонавтика, робототехника и т. д. Буквально до XIX в. человечество знало только два типа наук: естественные и гуманитарные. Технические науки занимают между ними промежуточное положение, поскольку техника является продуктом человеческого духа и не встречается в природе, но тем не менее она подчиняется тем же объективным закономерностям, что и естественные объекты. Техника становится для человека своего рода искусственной природой, в которой он создает свои законы. Специфика технических наук заключается в том, что они исследуют законы этой искусственной природы и их взаимосвязь с естественными законами. Кроме того, техническое познание может не иметь в реальности своего объекта исследования, поскольку его еще следует сконструировать. [14] Субстрат (от ср.-век. лат. substratum — основа; букв.: подстилка) — общая материальная основа явления. [15] Эвристический (от греч. euristicos— отыскиваю, открываю) — приводящий к открытию нового. [16] Лат. induction означает «наведение». [17] Регламент — порядок ведения заседаний, собраний, конференций, сессий и съездов представительных органов. [18] Еще одной формой послевузовского образования является докторантура, имеющая своей целью подготовку обучающихся к соисканию ученой степени доктора наук. [19] К каждому вопросу тестов даны три ответа, из которых один или два являются правильными.
|