ГЛАВА 21. ТОРЖЕСТВО ПОЭЗИИ И РОМАНТИКИ.
Кино, хоть и чудно иллюстрирует теорию, но остается выдумкой, а потому вновь вернемся к реальности, хоть и не совсем земной, ибо речь пойдет о поэтах. Само явление поэзии практически тождественно состоянию романтического влюбленного. Влюбляясь, мы пишем стихи, сделав поэзию ремеслом, нуждаемся в постоянной влюбленности. Исключения есть, но они немногочисленны, в любом случае любовная лирика была и есть центр поэзии. Смею утверждать: без романтического союза мировой поэзии не существует.
ЛИЛЯ БРИК И ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ Лиля Брик (Кот) вечная муза Владимира Маяковского (Змея). "До самого последнего дня его жизни она была для Маяковского женщиной номер один, предметом безоговорочного восхищения и неустанного поклонения. Об этом знали решительно все, в том числе и те немногие женщины, которым судьба его была небезразлична… Но она зорко берегла свое первенство и, легко относясь к его увлечениям, не терпела намека на нечто всерьез глубокое, на чье-либо владение его душой и самое главное - его стихами" (Ю. Карабчиевский) Без ее любви не было поэтического взлета, не было стихов. Маяковский требовал любви от Лили Брик постоянно и настойчиво. Ну а та, более точно понимая смысл романтического союза уходила от чрезмерно плотного контакта. "Привыкли друг к другу, к тому, что обуты, одеты, живем в тепле, едим вкусно и вовремя, пьем много чая с вареньем. Установился "старенький, старенький бытик". Лиля чувствовала, что нет ничего более страшного для романтических отношений, чем обыденность. Разлуки, свидания, страдания… что угодно, но только не обыденность. Так установилась практика заточения поэта. Так плановая разлука на три месяца в начале 1923 года дала поэту, а за одно всему человечеству поэму "Про это".
НАТАЛЬЯ ВОЛОХОВА И АЛЕКСАНДР БЛОК Еще одна легендарная история мировой поэзии, это встреча Александра Блока (Дракон) и Натальи Волоховой (Тигр). За две недели написаны тридцать стихотворений ("Снежная маска", "Фаина").
Вот явилась. Заслонила Всех нарядных всех подруг, И душа моя вступила В предначертанный ей круг.
Она была из тех женщин, что рождены для обожествления, для поклонения, для вдохновенной поэзии. "высокий, тонкий стан, бледное лицо, тонкие черты, черные волосы и глаза, именно "крылатые", черные, широко открытые "маки злых очей". И еще поразительная улыбка, сверкавшая белизной зубов, какая-то торжественная, победоносная улыбка. Кто-то сказал тогда, что ее глаза и улыбка, вспыхнув, рассекают мглу"… (М.А.Бекетова). Вдохновленный Блок создал образ недоступной снежной маски и потом сам же страдал от того, что Наталья Николаевна приняла условия игры, страдал от платонического характера их отношений. Она запретила Блоку сопровождать ее на гастролях. Волохова не хотела в суете повседневности превращаться в обычную женщину. Блок не понял ее и обиделся.
БОРИС АНРЕП И АННА АХМАТОВА Художник Борис Анреп (Коза) и великая русская поэтесса Анна Ахматова (Бык). Вспоминает он: "При встрече с ней я был очарован: волнующая личность, тонкие острые замечания, а главное - прекрасные, мучительно трогательные стихи… Мы катались на санях; обедали в ресторанах; и все это время я просил ее читать мне стихи; она улыбалась и напевала тихим голосом". Как и другие романтические союзы, их союз породил легенду, легенду о черном кольце - талисмане их любви. "Я закрыл глаза. Откинул руку на сиденье дивана. Внезапно что-то упало в мою руку: это было черное кольцо. "Возьмите, - прошептала она - Вам". Я хотел что-то сказать. Сердце билось. Я взглянул вопросительно на ее лицо. Она молча смотрела вдаль". Словно ангел, возмутивший воду, Ты взглянул тогда в мое лицо, Возвратил и силу и свободу, А на память чуда взял кольцо. Так в 1916 году начиналась история черного кольца. Во время второй мировой войны, после бомбежки кольцо было потеряно ("Не уберег святыни, слезы отчаяния наполнили глаза…") И вот в 1965 году - возможность встречи, но Анреп уезжает в Париж ("Я оказался трусом и бежал, чтобы А.А. не спросила о кольце…") И это 50 лет спустя, в возрасте 82 лет. Воистину - для романтических отношений нет возраста!
|