БРАК С ТАТЬЯНОЙ ЛАППА.
Родилась Татьяна Николаевна 5 декабря (23 ноября по ст. стилю) 1892 года (Дракон, Стрелец) в семье столбового дворянина, действительного статского советника, управляющего казенной палатой Николая Николаевича Лаппа. В паспорте Лаппа проставила себе другую дату рождения, чтобы несколько "помолодеть" (это могло помочь в поисках работы) - 6 декабря 1896 г. Однако точная дата ее рождения ни у кого сомнений не вызывает. Так что ее брак с Булгаковым был все же векторным (Кот - Дракон). Познакомились будущие супруги в 1908 году (ей 16 лет, ему 17 лет). Обвенчались в 1913 году (ей 21 год, ему 22), она уже сделала от него аборт. В 1916 году жена едет за мужем на фронт. В это же время Лаппа сделала второй аборт, во многом из-за морфинизма мужа. Короткие, сухие слова, но за ними легко угадываются не простые векторные повороты. 1917 - Вязьма, 1918 - Киев, 1919 - Владикавказ, 1921 - Тифлис и Батум, затем Одесса, снова Киев и, наконец, Москва, где семья вновь объединилась. Конечно, время было смутное и тревожное, многих тогда помотало, и все же векторный стиль очевидный - езда, разлуки, встречи. В 1924 году они уже развелись (ей 32, ему 33). Их любовь изобиловала драматическими моментами. Родители обоих были против этой связи. Так, на Рождество 1908 г. Татьяну не пустили в Киев, куда она обещала приехать, а отправили в Москву к бабушке. Друг Булгакова прислал телеграмму: "Телеграфируйте обманом приезд Миша стреляется". Незадолго до свадьбы состоялся непростой разговор с мамой жениха. Та выразилась вполне ясно: "Вы собираетесь замуж за Михаила? Я вам не советую... Как вы собираетесь жить? Это совсем не просто - семейная жизнь. Ему надо учиться... Я вам не советую этого делать " (в тот момент невеста уже была беременна). Видимо материнское сердце что-то недоброе почуяло, иначе от чего она пишет в Москву: " Не в силах в письме изложить всю эпопею, которую я пережила в эту зиму: Миша совершенно измочалил меня... В результате я должна предоставить ему самому пережить все последствия своего безумного шага: 26 апреля предполагается его свадьба. Дела стоят так, что все равно они повенчались бы, только со скандалом и с разрывом с родными; так я решила устроить лучше все без скандала. Поговорила с ним откровенно, и он сказал, что лучше, конечно, повенчать их, что "Бог устроит все к лучшему"... Если бы я могла надеяться на хороший результат этого брака; а то я, к сожалению, никаких данных с обеих сторон к каким бы то ни было надеждам не вижу, и это меня приводит в ужас". А вот сестра Надя увидела другое: "Как они оба подходят друг к другу по безалаберности натур! Любят они друг друга очень: вернее - не знаю про Тасю - но Миша ее очень любит..." Уже после развода Лаппа и Булгаков сохранили друг к другу достаточно сильные чувства, что опровергает приниженный, бытовой характер брака. Да и вообще дело темное. Михаил часто впадал в бешенство и однажды запустил в Тасю зажженным примусом. Через много лет она с горечью вспоминала: "Я только знала морфий. Я бегала с утра по всем аптекам в Вязьме, из одной аптеки в другую... Бегала в шубе, в валенках, искала ему морфий. Вот это я хорошо помню. А больше ни черта не помню". Тася даже грозила покончить с собой. Наиболее распространена оценка их союза, по которой Булгаков чувствовал вину перед своей первой женой и даже хотел перед смертью попросить у нее прощения, ведь она провела с ним самые тяжелые годы его жизни. В смоленской глуши Лаппа не дала мужу погибнуть от морфинизма, во Владикавказе в 1920 г. она выходила Булгакова от тифа, а в Москве провела вместе первый, самый голодный год. Может оно и так, векторный слуга всегда останется виноват, однако лично мои симпатии всегда на стороне слуги. Причиной болезней Булгакова как раз векторный брак и мог стать. В любом случае болезни, наркомания, скитания, нервные срывы, тяга к мистике - все это отметины векторного брака. Достижением векторного брака, если это можно назвать достижением - стало тяготение Булгакова к темам мистическим, дьявольским, потусторонним (многие приписывают это морфию, но где причина, а где следствие - разве разберешь). А вот когда тематический спектр был определен, Булгаков стал нуждаться в спокойной обстановке, поправке своего здоровья, одним словом в стандартном писательском браке - патриархальном. И тогда появилась Белозерская. (Не по мании величая, а просто для сопоставления фактов, могу сказать, что я сам (Г.К.) шел по тому же графику, прометавшись в векторе от 24 до 31 года, попив досыта и поскитавшись и набрав (?!) материала для создания структурного гороскопа, я в 31 отгрузился в спокойный патриархальный брак, где, подлечившись и восстановившись, стал мощно и быстро работать. В векторном браке я писал роман, но скорость была нестерпимо маленькой - две-три страницы в месяц.)
|