АЙСЕДОРА ДУНКАН.
Есенин переходит в девятый возраст (24-31), гульба становится беспредельной, Есенин неукротим. В таких случаях есть только один исход - векторный союз на положении слуги. Для того, чтобы понять это, совершенно не нужно верить в провидение, судьбу или верховное управление, достаточно допустить, что число перебираемых вариантов достаточно велико и по теории вероятности он неизбежно попадет на Тигрицу и уж она-то его съест. Так и получилось. Ибо Айседора (1878 - 1927) оказалась центральным звеном в его брачной карьере и это звено было убийственным. Описывать этот союз, не смотря на его относительную краткость можно очень длинно, ибо он собрал огромное количество отзывов. Любовь настигла их с первого взгляда, и они, бросившись друг к другу, так и не отрывались да самого рассвета... Есенин вот уже несколько дней метался по Москве. Афиши с ее именем, разговоры о ней, фантастическая слава женщины-легенды... Трудно было поверить, что это первая их встреча, казалось, они знают друг друга давным-давно, так непосредственно они вели себя в тот вечер... Айседора гладила его волосы, приговаривая на ломаном русском что-то про золотую голову. Есенин не владел ни одним иностранным языком, Дункан не знала русского. Непостижимо, как и о чем они проболтали весь вечер. В первое же утро знакомства извозчик, заснув, прокатил Есенина и Дункан трижды вокруг церкви. Есенин в восторге кричал, что тот повенчал их. Разве это не мистика? А ведь она была старше его на 17 лет! "Никогда не ищите логику в союзе мужчины и женщины", - скажет, наблюдая эту экстравагантную пару, поэтесса Крандиевская (также ветеран векторного брака). По словам Шнейдера, "чувство Есенина к Айседоре, которое вначале было еще каким-то неясным и тревожным отсветом ее сильной любви, теперь, пожалуй, пылало с такой же яркостью и силой, как и любовь к нему Айседоры". Есенин угрожает выброситься из окна, Дункан в своем танце падает на колени перед Есениным. Скандалы, ревность, взаимные упреки, внезапные расставания, бурные встречи и снова скандалы. Многим казалось, что это настоящее безумство. Сколько раз бил и крушил всё вокруг себя Есенин! Но ведь то же самое могла сделать и Дункан (благо средства позволяли). Айседора то прячется от Есенина, то его разыскивает. Своей подруге Роберте она признается, что если не найдет в очередной раз исчезнувшего мужа, то умрет или сойдет с ума. Все эти раздоры и примирения, горы перебитого фарфора, хрусталя и дорогой мебели были бы даже смешны, если бы не реальность трагедии, которую чувствовали все вокруг. А вот мнение еще одной подруги, наблюдавшей очередной погром: "Айседора наслаждалась этим диким зрелищем. Что нашло на нежную, застенчивую Айседору?.. Его приступы оказывали на нее такое же умиротворяющее воздействие, как сумасшедшая гонка на машине или полет в самолете". Вскоре она уже с упоением сама швыряет тарелки об стены. Одоевцева описывает атмосферу в доме супругов: "Весело? Нет, здесь не весело. Не только не весело, но как-то удивительно неуютно. И хотя в комнате тепло, кажется, что из завешенных розовыми бархатными шторами окон тянет сквозняком. Что-то неблагополучное в воздухе, и даже хрустальная люстра светится как-то истерически ярко среди дыма папирос". Удивительно, но эти тихие слова поражают не меньше, чем описание знаменитых скандалов знаменитых супругов. Как-то вечером, когда Сергей неожиданно вернулся домой, он застал Айседору плачущей над фотографиями своих любимых покойных детей. В пароксизме ярости он выхватил у нее альбом и, прежде чем она успела помешать, швырнул в бушующее пламя. Айседора спасла бы его от огня, но Сергей держал ее с нечеловеческой силой и выкрикивал гадости о ее детях. В конце концов она упала без сознания. Так описывается последняя встреча Есенина и Дункан. Менее двух лет длился этот роман, этот брак. Однако за это время случилось событий на несколько романов, пьес, а уж мемуаров и воспоминаний - без счету. В этом смысле наиболее точно можно сравнить их с парой Мюссе - Санд. Впрочем, сравним лишь масштаб поднятой бури, а не сам сценарий. Сравнима ситуация еще и тем, что брак совершенно по-разному оценивается нашими мемуаристами, превозносящими Есенина, и западными, преувеличивающими значение Дункан. За разлукой 1923 года следует смерть Есенина в 1925 году (28 декабря), а 17 августа 1927 года - смерть Дункан. Обстоятельства двух смертей удивительным образом переплетены. Есенин повесился в том самом номере гостиницы, где они останавливались, а ее задушил шарф, тот самый шарф, который в ее танцах символизировал самого Есенина. Мистика, во всем мистика... После Дункан была Миклашевская Однако совсем скоро после начала отношений Есенина одолела все та же непроходимая скука.
|