Переход к высшему порядку
Даже незначительная флуктуация может оказаться способной вытолкнуть систему «за край». Когда это происходит, система в целом, как кажется, готова содрогнуться и ввергнуться в хаос. Содержание и структура системы теряет «смысл». В некоторых случаях система может погибнуть. Или она может выжить, выйдя из состояния хаоса с новой структурой, с новой организацией, характеризующейся более высоким уровнем согласованности и упорядоченности – структурой, способной пропустить и обработать большее количество информации без возникновения пресловутых турбулентностей. Система снова обретает смысл, но в таком новом ключе, что мы никогда не могли и вообразить. Система предприняла гигантский прыжок в неизвестность и «перешла к высшему порядку». Система получила творческое видение мира. Это происходит не только с художниками или так называемыми творческими личностями – это может произойти с любым человеком, испытывающим личностный рост: это не катастрофа, которая выбивает из колеи. Этот личностный кризис, опыт прохождения через хаос, дезинтеграция личности ведут к дальнейшему росту. Один из самых известных прототипов такой прогрессии - это «Божественная комедия» Данте (Dante, Divina Commedia), в которой читатель впервые проследует через Врата Ада, прежде чем найдет ответы на все превратности жизни. Поскольку этот прорыв к высшему порядку и высшей когерентности может произойти только тогда, когда существующая структура – «сознательный» ум или наше нормальное состояние сознания – рушится (то, что художники и люди с творческим мышлением часто испытывают как беспорядочную суету идей, неясных образов, неопределенность, смущение, душевные метания), то организация на более высоком уровне должна возникнуть из хаоса и беспорядка, должна возникнуть «за пределами сознания». Исследования доказали, что такая реорганизация, имеющая место после коллапса, не связана каким-либо случайным или прямым образом с существующей прежде структурой. Невозможно, чтобы возникновение новой структуры было предопределено старыми условиями. В этом смысле – это настоящий квантовый прыжок, смерть, которая ведет к перерождению. Это, конечно, объясняет, почему художники и другие творческие личности всегда считались слегка тронутыми умом. Действительно, ряд современных психологических исследований позволил сделать вывод, что существует мощная взаимосвязь между творчеством и ментальной «беспорядочностью», ментальным «расстройством». Если посмотреть под другим углом, это означает, что творческие люди не боятся быть открытыми новым идеям и переживаниям, не боятся отпустить свое эго и то, что для них имело смысл, и погрузиться с головой в неизвестное. Творческие люди имеют веру: они строят свою жизнь на убеждении, что если окунуться с головой в неизвестное, то поднимешься на более высокий уровень и получишь новое видение мира. Существует очевидный факт, что художники, которые работают таким образом, постоянно находясь в процессе открытий и стремления к неизвестному, более успешны и креативны. Одно из длительных исследований художников началось в 1964 году (Mihalyi Csikszentmihalyi). Двадцать лет спустя выяснилось, что те художники, которые, работая, постоянно находились в процессе открытий и стремления к неизвестному оказались более успешными – по оценкам художественного сообщества – чем их коллеги, которые создавали свои творения прежде всего в своих умах. Эта теория также объясняет возможности приборов для мозга изменять состояния сознания. Майнд машины постоянно задействуют разные типы энергии, которая постоянно циркулирует в мозгу – свет, цвет, движение, звук, электричество. Майнд машины используют технологии «состояния искусства», чтобы интенсифицировать эти энергии до такой степени, в которой они очень редко встречаются в реальной жизни, если вообще когда-нибудь встречаются. Майнд машины посылают в мозг поток энергии такой мощности, что она вызывает флуктуации и турбулентности, способные заставить мозг изменять состояния различным образом. Абсолютно достоверно теоретически и физически, что технологии для мозга могут изменять электрическую активность, нейрохимическую активность и саму структуру мозга, стимулируя рост нейронов. Мозговые волны высокой амплитуды, такие как мощная синхронная тета активность, производят реальные флуктуации в мозгу, которые могут разрывать старые нейронные цепи и создавать новые. Такая трансформация, это совершенно очевидно, производит «перезагрузку мозга», создавая новые нейронные связи.
|