Студопедия — ОТ «НАСЛЕДСТВА 60-70-X ГОДОВ»?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ОТ «НАСЛЕДСТВА 60-70-X ГОДОВ»?






I

Факт, что дети, взращенные «людьми шестидесятых годов», отказываются от наследства своих отцов, от солидарности с ними и идут искать каких-то новых путей жизни, другой «прав­ды», нежели та, к которой их приучали так долго и так, по-ви­димому, успешно, есть факт одинаково для всех поразительный, вносящий много боли в нашу внутреннюю жизнь и, без сомне­ния, одною силою своею, своим значением имеющий определить характер по крайней мере ближайшего будущего.

Между вопросами, занимающими теперь общество, многие более неотложны, более нетерпеливо ждут и нуждаются в разре­шении; но нет между ними ни одного столь общего и столь нуж­дающегося в целостном освещении его причин и смысла.

Прежде всего о внутренней боли, которая чувствуется в этом разладе между отцами и детьми. Нужно вспомнить то одушевле­ние, ту полную веру людей шестидесятых и семидесятых годов в себя, в свои принципы, в свое близкое и вековечное торжест­во, чтобы понять всю горечь их разочарования при виде того, как, не говоря уже о дальнейших поколениях, их же собствен­ные дети. Совершенно отвращаются от них - и с ними от самих людей, седины и труд которых они были бы готовы почтить, ес­ли бы только не эти принципы. И далее, чтобы понять жгучесть этой боли и чувство ужасного стыда, в ней содержащегося, нуж­но вспомнить, как проводили люди шестидесятых годов своих отцов - эту светлую плеяду людей сороковых и пятидесятых го­дов, первых славянофилов и столь же благородных и идеальных первых западников...

 

II

 

... Но какая разница между тем, как сходили с историчес­кой сцены люди сороковых и пятидесятых годов, и тем, как схо­дят теперь с этой же сцены их дети! Несколько слабохарактер­ные, всегда изящные и задумчивые; несколько неправые, как и всякое поколение, перед вечными обязанностями человека на земле, люди сороковых и пятидесятых годов прежде всего уст­ремили свое внимание именно на эти последние.

Уже по внешним условиям они не могли стать людьми дела, но, кажется, и по внутренним склонностям они были мало к не­му способны и расположены. Это были прежде всего люди ре­флексии, люди углубленного, развитого чувства. Повинуясь только своему влечению, не сознавая своего исторического положения, они создали целый мир глубоко человечных понятий и чувств. Как и всегда в течение вот уже двух веков, они обраща­лись беспрестанно к Европе, которая стала для них вторым оте­чеством, часто более дорогим и духовно близким, чем своя ро­дина; но по благородным задаткам своей души они избирали в Европе одно лучшее. И это лучшее они принесли к себе, в свою серую родину, холодную и угрюмую... В этом состояла их исто­рическая задача: в общество, в верхних слоях своих еще грубое, в средних и образованных - наивное, они внесли серьезное раз­мышление и углубленность чувства. Но практического примене­ния этих идей ими не было сделано - это была вторая и более легкая задача, предстоявшая их детям.

Последние с упрека отцам своим в этом недостатке и откры­ли свою деятельность... И дети их приступили к труду; о, конеч­но, из них многие остались верны памяти отцов, и задача, на ко­торую молча указывала история, - с развитой душой присту­пить к обновлению жизни — была ими выполнена. Лучшее, что было сделано в царствование Александра П (не по прочности, но по мотиву), было сделано людьми этого душевного настроения. Они учились, они размышляли и чувствовали, как и люди соро­ковых и пятидесятых годов; из них многие и теперь живы и как светоч блистают для нас в сферах науки, литературы и, может быть, политической деятельности (о последней не знаю). Их бы­ло очень немного, хотя они сделали главное, остающееся в исто­рии. Совсем иным путем пошла главная масса. На дела их, на писания в течение двадцати лет можно здесь набросить покров; мы все их знаем; не знаю, желательно ли составление очень по­дробной истории этих писаний и дел, и часто думается - раз это время уже минуло, - что лучше было бы никогда не подни­мать над ними покрова...

 

III

 

«Групповой» возраст этого поколения, отказывающегося от наследства отцов своих и от солидарности с ними, должен быть от 20-30 лет и несколько более. Молодежь, принадлежащая к нему, должна была родиться между 1858-1868 гг., кончить гим­назию между 1878 - 1886 гг., а университет - между 1880 и по­следующими годами. Время, в которое эта молодежь слагалась умственно и вырабатывала себе жизненную программу, совпало как раз с наиболее печальным временем нашей общественной жизни. Тут были и 1 марта 1881 года, и все его дальнейшие ос­трые последствия. Общество заметалось, спуталось; оно и преж­де было слабо сознанием, а тут мысль его и совсем очутилась под спудом... Действительно, 70-е годы гимназии и 80-е универ­ситета - все впечатления этих лет и впечатление от 1 марта... Припомним же, каковы были эти впечатления, что нас в то вре­мя поразило, когда мы, стоя на пороге между гимназией и уни­верситетом, переживали эту страшную катастрофу. Нас порази­ла эта сухость сердца, этот взгляд на человека и отношение к не­му. О, забудем, что это был Государь, и бог с ней, с этой все политикой и политикой... Но разве это не был человек, как и мы, с таким же ощущением простой физической боли, с таким же страхом смерти, с такими же светлыми надеждами, когда был молод, и разочарованиями, когда стал стар? Этот злобный смех на такие страдания, при которых нам всем было бы трудно, это равнодушие и вся политика перетрусившей печати, это хо­лодное безучастие «интеллигентного» общества, когда одному человеку так больно, весь этот цинизм какой-то не то развращен­ной, не то от рождения не пробуждавшейся души, нам был не­выносим и отвратителен. Это было главное и самое сильное впе­чатление, необыкновенное яркое, которое не мешало задумы­ваться, потому что оно было одиноко. Все та же и та же боль умирающего человека и равнодушное молчание вокруг. Мы тог­да учились и всё читали, всё видели, тем более что никто нас в отдельности не замечал и ничего от нас не скрывали. «Но это было фактом политики, и никакой личной ненависти при этом не было», — говорили нам. Но тогда «цель оправдывает средст­ва»? Тогда зачем же это негодование на костры инквизиции, также жегшей людей не для удовольствия, но для водворения на земле единства веры... то есть «для наибольшего счастья наи­большего числа людей»1, разумеется счастье по условиям своего времени, своего воспитания, своих умственных способностей - как иначе и не могут разуметь счастье люди и никогда не будут его разуметь. Этот недостаток универсальности в приложении

 

«Формула цели человеческой жизни в утилитарной теории, которая в 60-70-х годах была общераспространенною» (сноска В.В. Розанова).

 

принципов — было второе, что нас поразило тогда. «Мера одна для нас, которую мы требуем, а для других будет та мера, кото­рую мы приложим к ним», - это всегдашнее требование эгоиз­ма и несправедливости продолжало действовать и в тот момент, о котором нас хотели уверить, что он открывает собой эру изгна­ния из истории всякого насилия, эгоизма и несправедливости. Ясно, что не было никакой «эры»; было обыкновенное политиче­ское волнение с взволнованными страстями, с придуманными теориями - момент в излучистом течении истории, но вовсе не ее увенчание... Но, повторяю, это впечатление было лить последнее и самое яркое, необыкновенно важное в своем долгом одиночест­ве, не мешавшем думать. Детальные же, подготовительные впечат­ления - они шли издали, начались уже давно.

В 70-х и в начале 80-х годов мы все учились несколько ина­че, чем учатся теперь. Мы все были теоретиками и мечтателями с ранней школьной скамьи. Средняя школа для нас проносилась как в тумане, и мы все смотрели из разных захолустных угол­ков России в ту неопределенную даль, где для нас и было толь­ко одно - сияние милого, овеянного мечтами, нас ожидавшего университета...

IV

Только немногие старые профессора и спасли в нас идеа­лизм к науке. Это были последние эпигоны людей 40-х годов, которых мы видели, которых мы никогда не забудем... «По-мо­ему, где профессор - там и университет», - сказал один из них, вышедший тогда почему-то в отставку (Буслаев).

Тогда в журналах все писали о «кружке молодых профессо­ров» в нашем университете (Сибирский университет в Том­ске. – С.М.); о стариках никто не писал и не говорил — толь­ко они сами издавали один ученый труд за другим, и до этого никому не было, по-видимому, дела. Работали в пустыне. Моло­дые же профессора, за исключением двух-трех, все были какие-то розовые или упитанные и чрезвычайно уморительные в своих усилиях показаться «странными»... Старшие профессора, оброс­шие седою щетиною, были невзрачны, неуклюжи, сгорблены под тяжестью трудов и лет; но в своих потрепанных вицмундирчиках они были удивительно внутренне изящны, всегда просты -это чувствовалось, возвышенны умом и сердцем. Совсем не то бы­ло в кружке «молодых профессоров».

V

Итак, что касается идеализма в науке, то мы видели только закат его - последние прощальные лучи, которые бросала на­шему времени уходящая в могилу старость. Эти лучи один за другим гасли, и наступала сырая холодная темь, сквозь которую можно было рассмотреть только какие-то скверно-вызывающие улыбки и куда-то зовущие объятия. Мы их оттолкнули: этого цинизма к науке в ее святилище мы не могли вынести. И потом за пределами университета был все тот же цинизм умственный. Строгой, печальной в своих выводах науки мы не находили и в текущих книгах. Нужно было обращаться к кожаным перепле­там, к очень старым журналам, чтобы наконец хоть где-нибудь найти серьезную заинтересованность предметами, которые и нас интересовали, и серьезную речь о них... Так далее и далее рас­ходились мы со временем, которое нас вскормило и воспитало.

...Все мы, поколение за поколением, в самих себе не имеем значения: наше значение обусловливается лишь тем, как относимся мы к вечным идеалам, подле нас стоящим, которые с отдельными поколениями не исчезают. Сохраняет поколение верность им - и значение его не пропадает; изменяет оно этим идеалам - и его значение тотчас меркнет. В сфере умственной любить одну истину - это не есть ли идеал? В сфере нравственной - относиться ко всем равно, ни в каком человеке не переставать видеть человека - не есть ли для нас долг? И если мы видели, что опять и опять человек рассматривается только как средство, если мы с отвращением заметили, как тем же средством становится и сама истина, могли ли мы не отвратиться от по­коления, которое все это сделало?

 

В ЧЕМ ГЛАВНЫЙ НЕДОСТАТОК

«НАСЛЕДСТВА 60—70-х ГОДОВ»?

I

...Мы все приносим с собою, рождаясь, различное; мир от­крывается нам в меру того, что мы с собой приносим в этот мир. Поэтому, когда в данное время всё идеи суживаются, горизонт становится тесен и люди как будто погружаются в какой-то глу­бокий колодезь, и думаю, что это только на время и со следую­щим поколением все станет видно иначе, чем теперь. Во всем дурном или ограниченном виноваты всегда люди, а не природа, которая и безгранична, и всегда остается хороша.

II

... В поколений, которое сетует теперь, что оно оставляется, была эта же главная ошибка. Оно было хлопотливо, зорко, еже­минутно деятельно. Но в том, к чему оно прилагало свою деятельность, оно ничего не поняло. И вместо того чтобы своим не­устанным трудом залечить наконец все раны, покрыть тысяче­летние страдания, оно разбередило эти раны, увеличило эти страдания. Послышался наконец крик, почувствовалась нена­висть — и люди, которые думали, что они станут для человече­ства как боги, стали только грудой черепков, с презрением отталкиваемых. В жизни, в природе человека, в окружающем его мироздании это поколение поняло только одни подробности и вовсе упустило то главное, что их связует, формирует в разбега­ющиеся группы и оживляет собой. Неполнота знания при его верности; отсутствие в этом знании самых глубоких и верных ча­стей — это было самое важное, что сходящее с исторической сцены поколение не заметило в себе. И уже из этого, как вто­ричное, вытекала грубость всех чувств и отношений, в которой так часто и справедливо его упрекают. Все искажающая, все жи­вое мучающая деятельность его была естественным завершением этого поверхностного внимания ко всему живому.

ш

В человеке, со стороны должного, они поняли только его по­требности; в жизни увидели только игру слепых отношений, ко­торые не могут не улучшиться, если к их направлению будет приложено сознание; в целом мире заметили только протяжения, которые можно измерить, исчислить и, сообразив подробнос­ти, -. понять остальное в нем как их простую сумму... Общих, разбегающихся и пересекающихся линий, которые бы открыли им главный смысл этого мироздания, они не заметили, все толь­ко анализируя его; напротив, себя самих и то, из чего слагается их жизнь, они не поняли и не узнали до конца, все только синтетцчески слагая и перелагая жизнь человеческую по грубым потребностям человека. Эта неумелость отнестись мыслью к предмету и была главным источником неполноты их знания. И в самом деле, категория мышления, правильно развивающихся понятий есть едва ли единственная, по которой создана приро­ду, В> какие логические формы может быть уловлено чувство ра­дости, которое мы порой испытываем?

И, однако, эти акты нашей душевной жизни суть такая же действительность, как и то, что мы видим и осязаем; они суть часть природы, которую мы хотели бы постигнуть только своим умом. И в самой природе этой, которую мы надеемся охватить только научными формулами (то есть подвести всю под катего­рию мысли), - разве мы можем утверждать, что в ней нет ни­чего подобного этим актам, если именно ее продолжительное со­зерцание и смущает, и тревожит, и неизъяснимо волнует нас? Эти чувства, пробуждающиеся в нас в ответ на впечатления при­роды, чему в ней отвечают, когда мыслимое в ней только мыс­лится, опасное - угрожает или, наконец, благотворное - при­носит пользу? Не ясно ли, что если всякому ощущению есть соответственное ощущаемое, как следствию есть сообразная причина, то и те особенные, не укладывающиеся ни в какую форму мысли и волнения, которые всегда и всюду испытывали люди при созерцании мироздания и которые они выразили в сво­ей поэзии, в своих религиях, имеют также в самой природе не­что отвечающее себе, хотя бы это отвечающее было так мало, уловимо для определения или даже просто выразимо в ясном слове, как, например, то, что выражено в мелодии, мало может быть передано в рассказе или изложено в рассуждении. Мы здесь коснулись одного соответствия, а между тем природа вся состоит из них, и ничто другое, как эти соответствия, не проли­вает такого света на ее цельность. Упуская их из виду, занима­ясь лишь изучением причин и их Действий, целая школа мысли­телей" и за ними наше старшее теперь поколение лишили себя од­ного из самых могущественных средств проникновения в природу и даже простого знания множества ее подробностей…

 

IV

Человек как часть природы не составляет в этом отношений исключения; но вместо бедных и однообразных соответствий, Которые связывают каждый физический предмет с окружающей средой, соответствия человеческой природы со всем миром и многочисленны, и разнородны. Как организм, как ряд сгруппи­рованных веществ, он соотносится со всеми физическими стихи­ями природы. Но сверх этого грубого соотношения мы находим в нем другое, неизмеримо более глубокое: в его душу как бы вложены завитки всего мироздания, и, повинуясь их естествен­ному расположению, он влечется так своим умом и своим чувст­во ко всему же мирозданию - воссоздает его в поэзии, пони­мает чрез науки и философию, стремится разгадать его сокро­венную сущность в своих религиях... Мир духовного творчества, вырастающий из человека, есть только последствие этого отно­шения его к природе.

Понять это особенное существо, и притом будучи им самим, так плоско и бедно, как понят был человек людьми нашего стар­шего поколения, - это есть одно из самых удивительных явле­ний истории. Как будто люди эти никогда не задумывались ни над мыслью своею, ни над движениями своего сердца, ни, нако­нец, над своим рождением и ожидавшею их смертью... Как к пе­ску пустыни, который лепится с глиной в кирпичи и кладется то в основание, то в вершину здания, они относились к живым лю­дям. И себя не жалели они при этой постройке, лепились, над­рывались и падали, как муравьи; не жалели также и других лю­дей, вовсе не знавших, что у них делается. Отсюда - вся боль, которую вызывала эта деятельность. Повторяем, не грубость чувства, но ошибка узкого ума есть главное, что причинило всё пережитые нами недавно несчастья. Напрасно окружающие лю­ди говорили, что они вовсе не тем живут, что приписывают им «строители», напрасно о том же говорила им вся история -они слышали все это, но ничего в этом не поняли. Им все казалось, что они лучше всех других узнали человеческую природу, хотя в действительности они только беднее всех ее поняли. Они взя­ли минимум человеческих потребностей по этому минимуму, с ним сообразуясь, стали возводить здание, которое для них самих было бы тесно и узко (если бы им пришлось в нем пожить по­дольше) и куда они хотели бы навеки заключить все человечест­во...

V

...Простая ошибка в умозаключении была причиной, что мир поэзии, религии и нравственности остался непонятным и на­всегда закрытым для поколения, которое должно бы сетовать на себя только, а между тем сетует на других...

 

«Московские ведомости», 1991, 7 и 15 июля.

Печатается в сокращении по сборнику: Розанов В. В.

Сочинения. М., 1990.

 

 







Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 404. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия