Студопедія
рос | укр

Головна сторінка Випадкова сторінка


КАТЕГОРІЇ:

АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія






Командир відділення


Дата добавления: 2015-10-12; просмотров: 616



Необходимым отличительным признаком любого права, под­черкивает Гроций, является его обязывающая сила."Во всяком случае, — замечает он, — необходима обязанность, ибо советы и какие бы то ни было иные наставления, не имеющие обязательной силы, не заслуживают названия закона или права"1. Своеобразная обязательная сила присуща, согласно Гроцию, и естественному праву.

В этой связи он говорит о необходимости отличать право (пра­во позитивное и естественное право) от его внешнего осуществле­ния и средств, обеспечивающих это. Положение о том, что люди принуждаются своего рода насилием к осуществлению справедли­вости, согласно Гроцию, относится не к самому праву,а "только к тем установлениям и законам, которые должны способствовать осу­ществлению права на деле"2. Было бы неверно, подчеркивает Гро­ций, считать, будто право, лишенное поддержки силой, не имеет никакого действия, ибо соблюдение справедливости сообщает со­вести спокойствие, а несправедливость причиняет терзания и муки. К числу ненасильственных факторов, содействующих осуществлению права, Гроций относит, кроме совести,также общественное мнение(согласное суждение честных людей) и благоволение бога,одобряю­щие справедливые поступки и осуждающие несправедливые.

При характеристике неизменности естественного права Гро­ций отмечает, что оно не может быть изменено даже самим богом. "Хотя божественное всемогущество и безмерно, — пишет он, — тем не менее можно назвать и нечто такое, на что оно не распро­страняется. Действительно, подобно тому как бог не может сде­лать, чтобы дважды два не равнялось четырем, так точно он не может зло по внутреннему смыслу обратить в добро"3.

Существуют, по Гроцию, два способа доказательства бытия естественного права: 1) доказательство априори(из первых на­чал), которое состоит в обнаружении необходимого соответствия (или несоответствия) какой-нибудь вещи с разумной и общежи­тельной природой; 2) доказательство апостериори(от следствий), состоящее в установлении естественного права путем отыскания того, что признается таковым у всех или, по крайней мере, у наибо­лее образованных народов. Этот второй способ, по словам Гроция, не обладает совершенной достоверностью, но лишь некоторой веро­ятностью, коренящейся в положении о том, что общераспростра­ненное следствие (в том числе и авторитетные признания мыслите­лей разных эпох и народов) предполагает исходную всеобщую при­чину (и общий смысл).

Особое значение общего согласного мнения о наличии естест­венного права обусловлено тем, что в случае с естественным пра-

1 Там же. С. 70. Там же. С. 49. Там же. С. 72.

Раздел V. История философии права и современность

Глава 3. Философия права Нового времени

вом, по Грецию, речь идет как раз об общих началах, присущих разумной природе человека. И наличие общего мнения (и однотип­ных суждений) по данному специфическому предмету свидетель­ствует о существовании общего смысла, присущего разумной при­роде человека (основе естественного права) и проявляющегося в признании естественного права. В этой связи Гроций приводит высказывания целого ряда авторов (Гераклита, Аристотеля, Ци­церона, Сенеки, Плутарха, Иосифа Флавия, Квинтилиана, Тер-туллиана, Андронника Родосского и др.) о роли согласованного общего мнения в деле выявления истины и обнаружения естест­венного права.

Возражая против сведения права к одной лишь пользе и вы­годе, Гроций отмечает, что право в собственном смыслеслова состоит в том, чтобы предоставлять другим то, что им принадле­жит, и выполнять возложенные на нас по отношению к ним обязанности.

Человеку как существу высшего (по сравнению с животными) порядка присущи от природы стремление к спокойному и руково­димому собственным разумом общению с себе подобными, а также, в соответствии с этим, способность к знанию и деятельности со­гласно общим правилам. "Такое соблюдение (правил) общежития, изображенное нами лишь в общих чертах как присущее человече­скому разуму, — пишет Гроций, — есть источник так называемого права в собственном смысле: к нему относятся как воздержание от чужого имущества, так и возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды, обязанность соблюдения обещаний, возмещение ущерба, причиненного по нашей вине, а также воздаяние людям заслуженного наказания"1.

Из этих естественноправовых принципов, характеризуемых как право в собственном смысле слова, вытекает, согласно Гроцию, и понимание естественного права в более широком смысле,кореня­щееся в способности человека, опираясь на данные принципы, оце­нивать с точки зрения разума все свои взаимоотношения с други­ми. "Понятно, — замечает Гроций, — что человеческой природе свойственно, в согласии с разумом, в этих обстоятельствах руково­дствоваться здравым суждением и не уступать ни угрозам страха, ни соблазнам доступных удовольствий, и не предаваться безрас­судному порыву, а то, что явно противоречит такому суждению, следует рассматривать как противное также естественному праву, а тем самым — и человеческой природе"2.

К естественному праву в широком смысле Гроций относит и ^благоразумную соразмерность в безвозмездном распределении ме­жду отдельными людьми и обществом причитающихся им благ, с

оказанием предпочтения одним перед другими (мудрым, родичам, бедным соответственно перед немудрыми, чужестранцами и бога­тыми) сообразно с действиями каждого и природой каждой вещи.$

Пользатрактуется Гроцием в качестве не причины, но лишь повода для возникновения внутригосударственного и международ­ного права. "Но подобно тому, как законы любого государства, — пишет он, — преследуют особую пользу, так точно известные прач ва могли возникнуть в силу взаимного соглашения как между все-; ми государствами, так и между большинством их. И оказывается даже, что подобного рода права возникли в интересах не каждого сообщества людей в отдельности, а в интересах обширной сово­купности всех таких сообществ"1.

Специальное внимание Гроций уделяет вопросу о праве под-i данных сопротивлятьсяверховной власти или подчиненным орга­нам, действующим по уполномочию верховной власти. Позиция Гроция в этом вопросе, весьма значимом для его правопонимания в целом, отмечена явной непоследовательностью.

С одной стороны, он как будто признает, что "все по природе имеют право противиться причинению им насилия" и поэтому "не следует повиноваться приказам власти, противным естественному праву и божественным заповедям"2.

С другой стороны, он по существу обосновывает представление, согласно которому естественное право сопротивления подданных вер­ховной власти теряет свою силу перед лицом верховного права госу­дарства."Но так как, — замечает Гроций, — государство установле­но для обеспечения общественного спокойствия, то ему принадлежит некое верховное право над нами и нашим достоянием, поскольку это необходимо для осуществления государственных целей. Поэтому го­сударство и может наложить запрет на это всеобщее право сопротив­ления ради сохранения общественного мира и государственного по­рядка... Ибо если сохранить такое всеобщее право сопротивления, то будет уже не государство, но беспорядочная толпа, как у циклопов"3.

Подобный вывод находится в явном противоречии как с ис­ходными принципами учения самого Гроция о естественном праве и правовом характере внутригосударственных законов, так и с его концепцией договорного происхождения государства и граждан­ских установлений.

Более последовательная трактовка рационалистических момен­тов учения Гроция о естественном праве и государстве как союзе Ради соблюдения права использовалась рядом последующих буржу­азных мыслителей (Локк, Руссо, Джефферсон и др.) для обоснования идей и концепций о неотчуждаемых (естественных) правах и свобо-

1 Там же. С. 46.

2 Там же.

' Там же. С. 48. Там же. С. 159.

3 Там же.

Раздел V. История философии права и современность

Глава 3. Философия права Нового времени

дах личности, о праве подданных свергнуть несправедливое прави­тельство, об общественном договоре как проявлении суверенитета народа, о конституционно-правовом оформлении и ограничении вла­сти государства, о господстве права и правового закона в условиях правового государства.

При исследовании права войны и мираГроций отмечает, что война как таковая не противоречит естественному праву: "по при­роде каждый является защитником своего права, для чего нам и даны руки"1. Не запрещена война также божественными законами и правом народов. Но это вовсе не означает, что все войны справед­ливы. Различая войны справедливые и несправедливые,Гроций в духе своего юридического подхода к данной проблематике подчер­кивает, что "справедливой причиной начала войны может быть не что иное, как правонарушение"2. К справедливым он, в частности, относит войны оборонительные, войны для сохранения целостно­сти государства, защиты имущества. Несправедливые войны (вой­ны захватнические, войны в целях овладения чужим имуществом, покорения других народов) представляют собой противоправное состояние (нарушение требований естественного права, божествен­ных законов, положений права народов)3. Зачинщики несправедли­вой войны, подчеркивает Гроций, "обязаны к возмещению за соде­янное их силами или по их совету"4.

С прогрессивных позиций Гроций обосновывает необходимость гуманного поведения воюющих сторон (в отношении женщин, детей и стариков, пленных, а также лиц, сдавшихся неприятелю), остро критикует злодеяния, разнузданность и безобразия на войне. Он подчеркивает необходимость соблюдения международных догово­ров и соглашений о перемирии.

Гроций подчеркивает, что соблюдение правовых начал в меж­дународных отношениях диктуется не только принципом справед­ливости,но и соображениями пользывсех государств (как малых и слабых, так и обширных и могущественных).

Защищая благо мира, Гроций писал, что "войны ведутся ради заключения мира" и что мир является "конечной целью войны"6.

В своем учении о праве войны и мира Гроций обосновывал необходимость формирования нового типа мирового сообщества,основанного на рационально-правовых принципах равенства, сотруд­ничества и взаимности в отношениях между всеми людьми, наро­дами и государствами, на идее единого международного правопо­рядка,добровольно устанавливаемого и последовательно соблюдае­мого суверенными государствами.

1 Там же. С. 50.

2 Там же. С. 68.

3 См. там же. С. 526.

4 Там же. С. 689.

5 Там же. С. 67.


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Старшина роти | Загальні положення
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | <== 65 ==> | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 |
Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.196 сек.) російська версія | українська версія

Генерация страницы за: 0.196 сек.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7