Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Антропологічний матеріалізм Л.Фейербаха.Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 701
В. С. Степин первый дифференцировал три типа рациональности – классическую, неклассическую и постнеклассическую. Неклассическая наука сформировалась под воздействием двух разделов физики, возникших в 20 в. – теории относительности и квантовой механики. Оба раздела появились в результате преодоления противоречий между экспериментальной и классической теоретической физикой 19 в. Появилось сомнение в возможности строгого логического осмысления действительности, основанного на «здравом смысле». Исследование электрона показало, что его масса не является постоянной, она зависит от скорости его движения. Рухнуло представление об одном «неизменном» свойстве материи – постоянстве массы.Стала развиваться квантовая физика. Начинает развиваться экспериментальная генетика. В психологии – психоанализ Фрейда. В истории школа анналов→неклассическая наука отрицает классическую и несет новизну. Неклассич наука полагается на эксперимент. В неклассич эксперименте субъект и объект дополняют друг друга. НН базируется на принципиально иных в отличии от класс. Науки онтологических (многовариантность, альтернативность, релятивизи, вероятность развития событий), гносеологических (взаимодействие объекта и субъекта в процессе познания, относительность истины, частичная верифицируемость научного знания), методологических (теоретический плюрализм, отказ от поиска единого и общепринятого научного метода, опора на интуицию, взаимопроникновение метод.установок ест. и гумм.наук, понимание субъективности как черты, присущей самой действительности) основаниях. Картина мира неклассической науки: 1. Подрыв механистической картины мира. Появляется принцип неопределенности. Постепенно моделью мира становиться организм, а не механизм! 2. Субъект-объектная неразделенность, внимание к влиянию инструментов познания на ход эксперимента. 3. преход к рассмотрению иррациональностей и повседневности в гуманитарных науках Основные особенности неклассической науки: 1) изменение представлений о роли субъекта и технических средств в познании. Субъект играет активную роль в познании, результаты познания зависят от тех теорий и методов, которые им используются. Технические средства способны коренным образом видоизменять объект познания (пример, микромир -, следовательно, мы получаем не объективное знание, а искаженное вмешательством прибора). 2) переход от бытия к становлению. В конце 19 в. формируются представления о эволюции (Дарвин), и мир начинают рассматривать в динамике. 3) различие макро-, микро- и мегамира, и все объекты рассматриваются в развитии.4) вероятностный характер знаний. Помимо динамических законов классической механики, в науке появляются вероятностно-статистические законы, которые описывают не отдельный объект и достоверно, а группу объектов (статистика)и вероятностно. ПН (40-60е гг.) Можно сразу отметить сложность разведения НН и ПН. Правомерно ли их разделять? Кто из них следует за класс.наук. (некоторые считают, что одновременно они существуют, другие, что ПН следует за НН). Можно выделить следующие характерные черты ПН (по ст. Котелевского): - стирание границ между наукой и паранаукой, кот. проявляется в изменении отношения к тем формам знания, кот. ранее характеризовались как ненаучные или околонаучные. - признание множественности типов рациональности как вообще в науке, так и в отдельных областях научного знания в частности. Данную тенденцию развития множественности рац-сти не стоит отождествлять и путать с постмодернистскими тенденциями, понятыми банально и примитивно. - переход от статистических теоретических моделей к динамическим. Истина рассматривается не как фиксированный слепок, а как проявление динамических моментов взаимодействия S и О познания. - истине придается диалогический хар-р. - особое значение приобретает антропный принцип. Данный принцип представляет собой усиление и развитие идеи «внутринаходимости» наблюдателя по отношению к наблюдаемому объекту. - усиление принципа нелинейности и «многовариантности» наблюдаемых процессов.
|