Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Поняття цивілізації.Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 810
Соц. проявления нки весьма разнообразны: нк и разнообразный вид деят-ти в общ-ом разделении труда, её учакстникам свойст-ы конкретные соц. роли, она организована в особые институты, и с т.з. нки как З социологии есть что сказать, поскольку социальная прда нки сказывается и в её содержании. Совр. соц. нки развивается в полемике с традиционно понимаемой фс-ей нки. Темы и методы социологии нк задаются состоянием и наработанными методамт общей социологии. Когнитивная социология науки. Приверженцы КС постоянно цитируют Куна и Фейерабенда, обращаются к феноменологии (Шюц). Малкей. Основной тезис КС: внешние по N к нк соц. и культурные факторы оказывают воздействие на скорость, направление развития, содержание науч-го мыш-я-на его понятия, эмпирические рез-ты и способы интерпритации. "Интерпретативная" социология науки (этнометологический подход в социологии нк). В основе этнометодологии лежит стремление понять процесс коммуникации как процесс обмена значениями. Учитывается также, что коммуникация между людьми содержит более существенную информацию, чем вербальная. Особенности: 1)R трактуется как мир значений, обладающих лишь видимостью объективностью 2)объективная R распадается на мн-ва уникальных ситуаций 3)акцент в анализе нк делается на выработке согласия мж членами исследовательской группы, их взаимопонимания. В рез-те науч.R оказывается продуктом интерпретационной деят-ти: она упорядочивает общение мж людьми; она не отгорожена от повсед.жизни - использует схемы обыденного сознания и опыта. Неприятие колич. методов исследования -использования прцедур кач. описания, в т.ч. включённого наблюдения, герменневтической интерпретации смысла, "полевых" интервью и т.д. Институциональная социология науки. Внимание социолога-нк как относительно самостоятельный соц.институт. Признание специфики науч. деят-ти как профессии и институциональной формы её организации. Бернал: раскрывает соц. и техн. значимость нк, приложимость её рез-тов к соц. и техн. практике об-тва. Ссылки на авторов: Ли Смолин: проблема струнных теоретиков и теоретиков квантовой гравитации. Характер сообществ, роль авторитета, проблема изучения и преподавания. Вебер: важно понять науку как призвание и профессию, разделение преподавания и научной деятельности. Учёный не должен навязывать свою позицию! Нужно изживать предубеждения. Профессор – не вождь жизни. Наука разрабатывает технику отношения к жизни. Рассмотрение роли личности в науке. Тот, кто служит одному делу. Но! Наука не даёт смысл мира. Фейерабенд: Наука не единственный и не лучший способ продвижения и улучшения общества, просто попсовый.
17.Социология науки: когнитивная и институциональная ее разновидности. Социология науки (СН)- отрасль социологии, изучающая науку, назначение которой - выработка, накопление и теоретическая систематизация научного знания, а также его использование в практической деятельности. И. Лакатос негативно оценивает СН из-за того, что она на передний план выдвигает внешние факторы развития науки. Современная СН жива лишь потому, что ее сторонники паразитируют на слабостях устаревших теорий научной рациональности. В. по Лакатосу: ФН легко может обходится без СН, потому что те критерии рациональности, которые она задает, благополучно переводят многое из того, что считается внешним, во внутренний план науки. СН: сложившаяся ФН отвечает не столько на вопрос, что есть наука, сколько на вопрос, чем она должна быть, если бы была рациональным занятием и вместо науки изучают ее «логический заменитель». ФН находится в состоянии кризиса: она оказалась беспомощной перед лицом реальных проблем научно-исследовательской практики. Основная посылка СН состоит в социальной природе науки. Соц.проявления науки разнообразны: наука предстает как своеобразный вид деятельности в общественном разделении труда, ее участникам свойственны конкретные соц.роли, она организована в особые институты. Итог: СН развивается в полемике с традиционной ФН. Когнитивная социология науки (КСН). изучает социал.обусловленность содержания знания как такового. Вслед за Фейерабандом когнитивное направление социологии лишает науку привилегированного эпистемологического статуса и рассматривает ее лишь как один из социокультурных комплексов наряду с искусством, мифологией, религией и т. п. КСН принципиально воздерживается от обсуждения вопросов, связанных с истинностью или ложностью научного знания, ее интересуют лишь социал.предпосылки этого знания. отрицает чисто объективистскую трактовку процесса научного познания, Полагая, что процесс научного познания совершается реальными историческими субъектами, сторонники когнитивной социологии науки исходят из того, что: 1) объект научного познания никогда не однозначен его модели, а потому и его интерпретация это результат принятия соответствующего решения; 2) в науке не существует универсального метода получения и обоснования научного знания, однозначно алгоритмически процесса принятия когнитивных решений; 3) научное познание имеет конструктивный и творческий характер; Первым этапом социального анализа когнитивных проблем была классическая социология знания, без изучения естественных наук. Второй этап – социология науки как социального института. Формирование социологии науки как самостоятельной области знания, обладающей всеми присущими такой области атрибутами, связывается Робертом Мертоном. -основоположник «институциональной» социологии науки, так как наука для него исключительно социальный институт: 1) впервые проанализировал науку как социальный институт; 2) определил цель науки – это «прирост нового, удостоверенного знания» - истина относительна. 3) критерии определения ценности вклада ученого. Ценным считается либо решение проблемы (закрытие), либо опровержение предложенного кем-то решения проблемы. Т.е. главное не истинность, а решение проблемы. 4) разработал нормы научного этоса (этические ценности и нормы в науке: универсализм (рез-ты научн исследования не зависят от личности исслед-ля ), коллективизм (передавать плоды в общее пользование), бескорыстность (нет личной выгоды) и скептицизм (подвергать сомнению исследования). Институционализационнаяразновидность - приобретение данной наукой всех атрибутов социального института (социальные нормы, правила, статусы). Институционализация — это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Выделяются две формы институционализации: внешняя и внутренняя. В процессе внешней институционализации науки можно выделить три основных направления, последовательное развитие которых углубляет институционализацию: публикации, школьное изучение, сообщества, внутренние правила, присвоение учёных степеней по данной науке 18.Наука и общество: способы их взаимосвязи. Соц. Функции науки (=Н) раскрывают ее роль и значение как одной из сфер человеческой деятельности для жизни общества в целом. => под социальными функциями науки и следует понимать ту роль, которую Н играет в обществе. Основные функции науки в обществе: Функции – это направления влияния науки на общество и на ч-ка. 1. Культурная функция. Связана с влиянием на человека, с формированием мировоззрения личности. 2. Функция непосредственной производительной силы открыта в XIX в. К. Марксом. Он показал, что в результате промышленной революции XVIII-нач. XIX вв. Н становится производительной силой. 3. Наука как социально-прогностическая сила. Данные науки используются для составления масштабных планов экономического и социального развития. Например, наука проявляет себя как социальная сила в решении глобальных проблем современности. Наука, с одной стороны, спровоцировала глобальные проблемы, но, с другой стороны, решить глобальные проблемы. 4. Функция производства истинного знания. Наука зародилась в ответна потребность человека в формировании истинного знания в период, когда мифологическое и религиозное знания перестали устраивать ч-ка. Задача науки как особого вида познавательной деятельности состоит в выработке объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, а главное - в выявлении законов, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в ответ на запросы и потребности человеческой деятельности. Дж. Бернал «Наука в истории общества», «Наука и общество», «Социальные функции науки»: Н должна способствовать удовлетворению потребностей людей, формированию научной картины мира и научного мировоззрения, обеспечивать познание того, что еще не познано. Н прямо и косвенно влияет на уровень развития общества. Прямое влияние: научные открытия, способствующие появлению новой и совершенствованию старой техники, а также внедрению ее в быт людей и производство, приводят к изменению условий труда и жизни человека (напр., открытие электромагнитных волн и изобретение на их основе радио привело к радикальному изменению образа жизни всего человечества). Косвенное влияние: Н, являясь продуктом действия полит и эк-ких сил, в свою очередь, становится важным элементом политической и экономической жизни общества. Наука играет важную социальную роль и в познании мира, в формировании представлений о мире и месте человека в нем (теория Дарвина, напр). Н – добро или зло? Сциентизм: • наука обладает монополией на истину (все, что доказано наукой истинно) • прогресс науки – это основа социального прогресса вообще; • власть должна быть передана ученым, которые будут решать все проблемы на основе объективных знаний; наука не нуждается во внешнем контроле со стороны общества, государства и т.д., она сама способна решить все возникшие проблемы. Антисциентизм: • наука повинна в глобальных проблемах современности; • ни одно научное мероприятие (научный проект) не обходится без негативных последствий; • наука «сужает» творческие способности человека (концепция одномерного человека Г.Маркузе); • наука поставила человечество на грань выживания из-за угрозы ядерной войны. !Учесть филос. Проблемы: Бердяев – гл.дефект науки – попытка развить гегемонию науки на другие области: если считать, что только «научное» в поэзии, искусстве и т.п. правильное, то если все остальное выкинуть, то что же останется?Шестов: наука признает массовое, закономерное, а игнорируется индивидуальное. + Проблема социальной ответственности ученых Даже если результаты той или иной исследовательской программы не определяются напрямую социальными нуждами, тем не менее выбор и построение программы может зависеть от той выгоды, которую получит общество в обозримом будущем.
|