Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Рух як спосіб існування матерії та його основні форми. Рух і розвиток. Специфіка соціального руху.Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 788
Сокра́т (5 в до н.э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом. Плато́н (4 в до н.э.) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение “академию”.Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом . Чтобы объяснить явление нужно найти его идею т. е. понятие: то постоянное и устойчивое что не дано чувственному восприятию.Тело человека-временное вместилище души, кот. состоит из огня, земли воды и воздуха. Душа сотворена богом: делится на разумную (мышление) и неразумную (чувства). Суть теории познания:”зн-е-это вспоминание” того, что когда-то знала душа. Создал образ идеального гос-ва, в кот. 3 группы людей: правителей-фил-ф, воинов, земледельцев и рамесленников) все они должны заниматься своим делом, не вмешиваясь в дела других. В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших. Виды государственного устр-ва, которые размещены Платоном на шкале постепенной деградации, которая выглядит как эволюция во времени, но необратимость такой эволюции прямо не утверждается, и сам вопрос неизбежности деградации не поставлен явно, так что при желании эту деградацию можно считать лишь описанием некоторой тенденции. Вот эта шкала типов государства (от наилучшего к худшему): Аристократия — справедливая власть меньшинства, лучших граждан; Тимократия — несправедливая власть меньшинства, военных вождей, уважаемых граждан; Олигархия — несправедливая власть меньшинства, богатых людей; Демократия — справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства; Тирания — несправедливая власть одного человека. Аристотель – великий ученик Платона, «самая универсальная голова среди всех древних греков», ученый-энциклопедист. Его философия представляет собой учение о высших началах и причинах всего сущего. Ее предметом должны быть некие неподвижные и вечные, чувственно не воспринимаемые сущности как первопричины всего. Основой всякого бытия он считал первую материю как потенциальную предпосылку («строительный материал») существования всего сущего. Промежуточной ступенью между материей и конкретными вещами являются четыре элемента: огонь, воздух, вода и земля. Все вещи представляют собой разнообразные комбинации этих элементов. Вещи возникают под воздействием формы как некой активной причины, внутреннего двигателя. По Аристотелю, реальный мир являет собой единство материи и формы. Он перенес акцент с идеи на форму. Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю (субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя – это бронза, а форма – очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя – это кости и мясо, а форма – душа. Для животного формой является животная душа, для растения – растительная душа. Что важнее – материя или форма? Только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная – сущность вещи; материальная – субстрат вещи; действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая – во имя чего совершается действие. Аристотелем была развита проблема цели. Цель по-гречески телеос. Учение о цели называют телеологией. Цель, по Аристотелю, есть наилучшее во всей природе. Конечной инстанцией всех поступков людей оказываются их цели. Телеология, по Аристотелю, оказывается мощным инструментарием в деле понимания человека, его деяний и общества. В трудах Аристотеля высокой степени совершенства достигла логика. По сути, именно Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. 1. Закон исключенного противоречия: невозможно, чтобы противоречащие утверждения были истинными по отношению к одному и тому же предмету. 2. Закон исключенного третьего: отрицание и утверждение не могут быть оба ложными. 3.Закон тождества: А есть А. Аристотель гордился своим учением о силлогизме. Силлогизм состоит из трех суждений: первое содержит общее правило, второе особенное, третье – вывод. Силлогизмом является, например, такое рассуждение: 1. Все люди смертны 2. Все греки – люди 3. Все греки смертны.
Для Аристотеля этика – практическая наука. Последней целью и последним благом является счастье. Счастье – это не жизнь сама по себе, а жизнь, руководимая добродетелью???? Аристотель выделял 10 добродетелей: мудрость, умеренность, рассудительность, мужество, справедливость, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность.??? Добродетели можно научиться. Они всегда выступают серединой, компромиссом благоразумного человека: «ничего слишком».
Исследуя формы государственного устройства, Аристотель разделил их на «неправильные» (тирания, олигархия и демократия) и «правильные» (монархия, аристократия и полития, т.е. республика с опорой на средний класс общества). Важным условием существования государства он считал наличие гражданина как полноправного и ответственного участника всех государственных дел.
8. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ: ПЕРИОДИЗАЦИЯ, ПРОБЛЕМА УНИВЕРСАЛИЙ, ПЕРСОНАЛИИ.
Падение римской империи в 476 г. н.э. ознаменовало начало в Европе эпохи средних веков (V – XV вв.), периода феодальных отношений. В духовной сфере общества господствовала религия, поэтому основной темой философствования этого периода была тема Бога, проблема соотношения веры и знания. Своей важнейшей задачей философия считала толкование и обоснование догматических положений христианского вероучения как безусловно истинного и авторитетного. По своему содержанию философия средних веков есть теоцентризм, т.е. признание Бога источником и основой всего сущего, сверхъестественной и всемогущей силы. В развитии христианской средневековой философии принято выделить два крупных периода. Первый – это патристика, или учения «отцов церкви» (А. Августин и др.), которые заложили основы религиозной философии. Второй период – схоластика (Форма Аквинской и др.), когда эта философия стала достоянием общественного сознания и духовной культуры общества. В рамках схоластики выделились такие течения, как реализм и номинализм. Основными авторитетами для средневековой философии были Платон и Аристотель. Основное представление о мире состояло в том, что мир иерархичен, т.е. упорядочен и чем-то напоминает гигантскую пирамиду с Богом на её вершине. Креационизм как идея сотворённости мира Богом из ничего пронизывает все философские учения того времени. Познание мира есть обнаружение божественного начала в нём посредством откровения (самовыявление Бога), а истина обретается не столько разумом, сколько верой и влечением сердца, через уверенность в существование Творца. Сам же человек – это тоже существо тварное (сотварённое), двойственное по своей природе – телесное и духовное. Фундаментом теоретического и идеологического развития ср.в. ф выступает патристика (5 в). - учение христиан, которые вырабатывали христианское мировоззрение в борьбе со своими соперниками. Основные проблемы: 1) Онтологическая - проблема сотворения ч-ка богом. 2) Христологическая - божественная и человеческая природа Христа, проблема единства. 3) Антропологическая - проблема души и тела. Августин Блаженный (354-430) оказал влияние на развитие ср. в. фил Бог создал мир, время, сам бог находится вне времени, время - понятие человеческое, способность ч-ка разлагать события на до, сейчас и после(Субъективное понимание времени). С идеей времени связана идея истории, кот движется от града земного к граду божьему. Августин большое внимание уделил ч-ку, его самосознанию. Ч-к благодаря свободе может выбрать м/у добром и злом. Зло происходит от неумения распоряжаться этим божьим даром. Внутренняя духовная жизнь ч-ка соотносится с богом перед которым ч-к исповедуется. Именно с ср. в. зарождается интерес к внутренней жизни ч-ка, к проблемам самопознания. После V века н.э. христианская религия и церковь обрела господствующее положение в странах Западной Европы. Монастыри, а затем и университеты стали основными очагами образования и культуры. Здесь преподавались приспособленные к религиозным целям семь «свободных искусств»: грамматика и риторика, диалектика, арифметика и геометрия, астрономия и музыка. Философия преподавалась в школах и монастырях, а её основной задачей считалось обоснование истинности и незыблемости христианского вероучения. Такая философия стала называться схоластической («школьная философия»). В схоластике философское мышление использовалось как средство для доказательства истинности религиозной веры и её догматов. В ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях. Речь шла о том, как соотносятся общее и единичное, реально ли существуют такие понятия, как «бог», «человек» и т.п., или же они есть всего лишь обозначения вещей. Реалисты считали такие понятия как действительно существующие, а номиналисты видели в универсалиях всего лишь названия вещей, их имена. Борьба двух тенденций (направлений) в истории философии – материалистической (номинализм) и идеалистической (реализм). Реалисты полагали, что общее – это идеи, которые существуют до единичных вещей и вне их. Умеренные реалисты считали, что общее существует в вещах, но не вне их. По мнениюАнсельма Кентерберийского, истина содержитсяне только в мышлении – она самостоятельна и реально существует. Например, справедливые поступки истинны, поскольку соответствуют понятию справедливости вообще, добрые дела вытекают из понятий добра и т.д. Реализм был продолжением «линии Платона» в решении вопроса о соотношении мышления и бытия сознания и материи. Номинализм был представлен французским монахом Иоанном Росцелина, который утверждал, что действительно существуют только единичные вещи. Общие же понятия и идеи являются лишь звуками, голосом и речью. Они представляют собой наименования (имена) вещей. Вне единичных вещей нет ничего. Философ поставил под сомнение христианский догмат о троице (единый Бог в трех лицах). В ходе логических рассуждений Росцелин пришел к выводу о существовании не одного, а трех богов, что явно противоречило официальному вероучению. Учение Росцелина о трехбожии («тритеизм») было объявлено еретическим, а автора заставили отречься от него. Эта концепция содержала некоторые материалистические моменты там, где речь шла о вещах и их познании с помощью органов чувств и разума. Фома Аквинский(1225 – 1274 гг.) – католический теолог, монах родом из Италии. Его творчество («томизм») охватило целый ряд областей знаний: теологию, философию, право. Его основными произведениями считаются «Сумма теологии», «Сумма против язычников». В решении фундаментального для средних веков вопрос о соотношении веры и знания, по мнению Фомы, наука и религия отличаются по методу получения своих истин. Задачей науки является постижение и объяснение закономерностей природного мира и получение достоверного знания. Однако ей всё же недоступно то, что традиционно является объектом религиозной веры, - идея Бога. Значит, теология как учение о Боге и есть подлинная, а потому – высшая мудрость. А наука, при всём её значении, должна быть всё же в роли служанки теологии. Это же относится и к философии. Фома Аквинский разработал также систему доказательств существования Бога в мире. 1. Первое из них основано на тезисе о том, что «все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное». Самодвижение предмета невозможно, каждый из них приводится в движение другим предметом. Следовательно, должен иметь место некий «последний предмет», «перводвигатель», т.е. Бог. Бог есть первоисточник всех движений и изменений в мироздании. 2. Второе доказательство гласит, что в мире всё причинно обусловлено. Всякий процесс или явление имеет под собой производящую причину. Следовательно, должна существовать и причина всех причин, т.е. Бог. Бог есть первопричина всего существующего в мире. 3.Третье доказательство – Бог есть всеобщая закономерность. 4. Четвёртое доказательство указывает на совершенство окружающего мира, а Бог, по убеждению Фомы, абсолютная красота, наисовершеннейшая реальность. 5.Пятое доказательство говорит о наличии в мире целесообразности, согласованности всего и вся. Бог – это как бы руководитель развития мира, придающий этому развитию смысл и значение. Сам же мир - это продукт активного творчества Бога из «ничего».
|