Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Поняття і сутність антропосоціогенезу. Філософія і наука про походження людиниДата добавления: 2015-04-19; просмотров: 882
Х. Патнэм Концепции научной рациональности. Показывает пути определения научной и ненаучной рациональности. 1. Критериальная – поиск полного списка критерием, отличающих науку от ненауки (Критерий верификации – суждение можно подтвердить опытом. Язык накладывает отпечаток на результат эксперимента, сведение к протокольным предложениям; Критерий фальсификации – Попперовский критерий). 2. Анархистская (Кун: относительный характер научной рациональности, её нормы относятся к определенному периоду, но она есть как феномен культуры, противопоставленный религии и искусству; Фейерабенд: пишет о бессмысленности научной рациональности, не смотря на все попытки понять метод науки, это так и не удаётся, реальная наука не соответствует своим критериям, научная рациональность – сомнительный конструкт, который поддерживается государством. Быть рациональным значит быть, как все. Развитие науки создает особый способ существования человека – комфортный). 3. Некритериальная – нельзя описать научную рациональность через законченный список признаков (Гадамер: все существующие в обществе нормы сами по себе пусты, но это только формы, предлагаемые традицией, в каждую эпоху они получают конкретное содержание – герменевтический круг; Патнем: проблема толкования – проблема применения нормы, так формируется мораль ; Лекторский: между наукой и ненаукой плавающая граница, реальность больше, чем физическая картина реальности, поэтому большой вопрос, что ещё в неё включится, а что всегда останется невыразимым научно). 4. Коммуникативная (Хабермас, Рорти): Традиция представлена эмпирическими образцами. Тип научной рациональности - система онтологических допущений, формирующих ту или иную определенную картину мира и задающих идеалы и правила научно-исследовательской деят-сти. Проблематика научно рациональности наиболее ярко прослеживается в трудах у постпозитивистов. Пеппер выдвигает сомнения в возможности определения рационального раз и навсегда, так и многие последующие авторы. А потому выдвигают разные версии периодизации, членения. Самая популярная: классика, неклассика, постклассика. Есть ещё вариант изменения рациональности по Тулмину (аналог дарвиновской теории для эпистемологии). 1. Классический тип научной рациональности ставит объект изучения в центр внимания. При теоретическом объяснении и описании стремится отбросить, устранить все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Считалось, что, только очистив субъект от всего наносного, можно получить объективно истинное знание о мире. Здесь не осмысливаются и ценности науки, и детерминации доминирующих в культуре мировоззренческих установок. Черты: объективизм, универсализм научного знания, опытный характер классич. науки, системность научного знания, редукционизм (сложные формы реальности м свести к простым, также как и знания о них). 2. Неклассический тип научной рациональности. Учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация (объяснение) этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного знания - описание и истолкование мира. Учитывается роль прибора в познании микрообъектов. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии (т. е. размышления и анализа собственно психического состояния). Хотя имплицитно (подразумеваемый, невыраженный) они, т. е. внутринаучные и социальные ценности, определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире). 3. Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии (размышления) над деятельностью. Этот тип учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется (открыто выражается, маркируется) связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.
Кроме того, здесь встраивается проблема вообще рациональности, как её интерпретировать. Существуют две противоположных точки зрения объективизм (фундаментализм) и релятивизм (персоналистский, когнитивный и культурный, первые два синхронические, а третий диахронический релятивизм). По Хакингу реализм и антиреализм. Проблема научной реальности (научный реализм – то, что описывается правильными научными теориями, существует на самом деле). Антиреалистом можно быть в частности.
|