Головна сторінка Випадкова сторінка КАТЕГОРІЇ: АвтомобіліБіологіяБудівництвоВідпочинок і туризмГеографіяДім і садЕкологіяЕкономікаЕлектронікаІноземні мовиІнформатикаІншеІсторіяКультураЛітератураМатематикаМедицинаМеталлургіяМеханікаОсвітаОхорона праціПедагогікаПолітикаПравоПсихологіяРелігіяСоціологіяСпортФізикаФілософіяФінансиХімія |
Філософія французького Просвітництва 18 ст.Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 933
Творчество – особая форма жизнидеятельности, отличающаяся от всех иных форм потребностью и способностью порождать культуру и, непрерывно модифицируя свои основные элементы и функции, «сгорать» и вновь возрождаться в своей структурно обновленной целостности. Это единство противоположных моментов: продуктивного и репродуктивного. Целью творчества является создание нового (это принципиально важно), поэтому продуктивный момент здесь выступает на первый план, приобретает решающее значение. Продуктивность и означает созидание того, чего еще не было, преодоление, выход за пределы наличного бытия, конструирование новшества. Однако изучение процессов творчества убедительно показывает, что абсолютная продуктивность, т.е. деятельность, не опирающаяся на наличное бытие, не использующая какие-либо старые образцы и стереотипы, в рамках культуры попросту невозможна. Человек постоянно находится в силовом поле культуры, он может творить продуктивно, только постоянно подпитываясь живительными соками культуры, являясь ее вечным наследником. Именно поэтому культура приобретает свойства преемственности и поступательности. Следовательно, столь же необходимым моментом творчества является и репродукция, т.е. использование уже имеющихся образцов культуры, схем творчества, научных средств и предпосылок. Категории "продуктивное" и "репродуктивное" в самой общей, абстрактной форме схватывают логику творческого процесса. Близкие к ним категории "традиция" и "новация" позволяют наполнить эту логику социокультурным смыслом. Виды новаций. Они многообразны: это и создание новых теорий, и возникновение новых научных дисциплин, новации могут состоять в построении новой классификации или периодизации, в постановке новых проблем, в разработке новых экспериментальных методов исследования или новых способов изображения. Очень часто, говоря о новациях, имеют в виду обнаружение новых явлений, но в этот класс с равным правом входят как сенсационные открытия типа открытия высокотемпературной сверхпроводимости, так и достаточно рядовые описания новых видов растений или насекомых. К числу новаций следует причислить также введение новых понятий и новых терминов. Если говорить о техническом творчестве (которое сопряжено с научным), то советский психолог Якобсон предлагает следующую схему развертывания творчества: период интеллектуально-творческой активности, усмотрение потребности, зарождение идеи-задачи, поиск решения, получение принципа изображения, превращение принципа в схему, техническое оформление и развертывания изображения. Классическое описание творческого процесса: подготовка, созревание, вдохновение, развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка. Вспоминаем также инсайт (озарение) и прекрасные истории про физика, которого озарило в автобусе. Или Менделеева с его таблицей. В общем, все милые истории Стародубцевой. И еще один момент. В научном творчестве рассматривается ряд способностей, которыми должна обладать творческая личность: зоркость в поисках проблемы, свертывание информации, обладание целостностью восприятия, готовность памяти, гибкость мышления, сближение понятий, легкость генерации идей, беглая речь, осуществление оценочных идей, доработка идеи. Пример: Галилео., который бросался различными предметами с башни.
|