Студопедия — АНТИСФЕН — АРИСТИППУ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

АНТИСФЕН — АРИСТИППУ






Не к лицу истинному философу жить у тиранов и принимать участие в пресловутых сицилийских пирах1. Он должен оставаться на родине и довольствоваться тем, что имеет. Ты же полагаешь, что разумный че­ловек должен уметь сколотить состояние и приобрести друзей среди самых влиятельных лиц. Но богатство не относится к числу необходимых вещей, а если бы оно и было необходимым, то, добытое таким путем, оно отнюдь не является благом. Что же касается дру­зей, то этот сброд невежд и тиранов никогда не может стать друзьями. Поэтому я посоветовал бы тебе поки­нуть Сиракузы и Сицилию.

Если же ты, как утверждают люди, пристрастился к наслаждениям и привязан к тому, что философам


 

 

 


не приличествует, тогда отправляйся-ка в Антики-ру2 — там тебе поможет отвар из чемерицы. Он го­раздо полезнее вина, которым тебя поит Дионисий. Вино ведет к безумию, а чемерица излечивает его. Насколько здоровье и благоразумие отличаются от бо­лезни и глупости, настолько и ты станешь лучше по сравнению с тем, каков ты сейчас. Будь здоров.

СИМОН — АРИСТИППУ3

Я слышал, что потешаешься над нашей философией в обществе Дионисия. Не отрицаю — я сапожник. Та­ково мое ремесло, но, если нужно, охотно соглашусь нарезать ремни для вразумления глупцов, которые к тому же еще полагают, что живут в роскоши согласно учению Сократа. Антисфен вас еще накажет за все ваши дурацкие шутки, ведь в своих письмах к нему ты высмеиваешь мои занятия. Но, божественный ра­зум, хватит мне смеяться над тобой. Помни всегда о голоде и жажде, ибо они много значат для тех, кто стремится к мудрости.

ПИСЬМА КИНИКОВ

ДИОГЕН 1

ЖИТЕЛЯМ СИНОПЫ

Вы приговорили меня к изгнанию, а я вас — ос­таваться дома1. Вы будете жить в Синопе, а я — в Афинах, вы — вместе с торгашами, а я — с освобо­дителями Эллады от персов, вы будете иметь дело с гениохами и ахейцами2, ненавистным для всех греков родом людей, а я — с дельфийцами и элейцами, с 2 которыми и боги общаются. О, если бы это решение вы приняли не только теперь, а еще раньше, при жизни моего отца Гикета. Сейчас же я опасаюсь только одного, — чтобы из-за моей родины не пере­стали верить в мою скромность. Ваш приговор о моем


изгнании говорит только в мою пользу: он, как я думаю, заставит в меня поверить больше, чем что-либо другое. Насколько лучше услышать от вас брань, чем похвалу! Я боюсь, что дурная слава моей родины повредит мне, об остальном я не забочусь. Лучше жить, где придется, чем с людьми, которые со мной так поступили.

АНТИСФЕНУ

Я шел из Пирея в город, когда навстречу мне по­пались какие-то спесивые сопляки, возвращавшиеся с пирушки. Когда я оказался рядом с ними, кто-то ска­зал: «Пошли прочь от этой собаки!» Услыхав эти сло­ва, я заметил: «Не робейте! Эта собака не жрет свеклы»3. После моих слов они перестали бесноваться, сорвали и выбросили венки, которые носили на голове и шее, оправили на себе плащи и уже молча сопро­вождали меня до самого города, прислушиваясь к ре­чам, которые я вел сам с собой.

ГИППАРХИИ

Я восхищен, женщина, твоей страстью к филосо­фии и тем, что ты примкнула к нашей школе, суро­вость которой даже многих мужчин отпугнула. Постарайся же и конец сделать достойным начала. Я уверен, что так оно и будет, если не отстанешь от своего супруга Кратета и нам, учителям философии, будешь почаще писать. Ведь и письма могут принести много пользы — не меньше, чем личные беседы.

АНТИПАТРУ4

Не брани меня за то, что я не принял твоего при­глашения и не поехал в Македонию и соль в Афинах предпочел твоим пирам. Я это сделал вовсе не из вы­сокомерия и не из стремления прославиться, которыми


руководились бы другие, желая таким образом проде­монстрировать величие своего духа, раз уж они могут противоречить царям. Нет, дело в том, что соль в Афи­нах мне дороже пиров в Македонии. Я отказался из желания сохранить свое имущество, а вовсе не из гор­дыни. Извини уж меня. Был бы я бараном, ты бы меня простил, если бы я тебе не повиновался: у царя и баранов разная пища. Поэтому, милый ты мой, по­зволь каждому жить, как он хочет. Вот это действи­тельно по-царски.

ПЕРДИККЕ5

Если ты уж начал вести войну с человеческими заблуждениями, которые, как я думаю, очень серьез­ные враги и приносят тебе больше вреда, чем фра­кийцы и пэоны6, то, собираясь подчинить себе человеческие страсти, посылай за мной. Я-то умею с ними воевать как рядовой и как полководец. Если же тебя еще соблазняют суетные заботы, а об этой войне ты и не думаешь, тогда оставь меня сидеть в Афинах и приглашай лучше воинов Александра, с помощью которых он покорил иллирийцев и скифов.

КРАТЕТУ

Когда ты направился в Фивы, я покинул Пирей. Было около полудня, и меня стала томить страшная жажда. Тогда я поспешил к Панопову источнику. Пока я доставал из котомки кружку, подбежал какой-то бат­рак из работавших неподалеку в поле, сложил ладони ковшиком и стал черпать и пить из источника воду пригоршнями. Мне показалось это разумнее, чем пить воду из кружки, и я без опасений воспользовался при­мером этого прекрасного наставника7.! Итак, я выбросил свою кружку и, отыскав людей, отправлявшихся в Фивы, послал тебе письмо об этой мудрой выдумке, желая поделиться с тобой всем, что служит добру. Вот и ты всегда ходи на рынок, где проводят время множество людей, и у нас появится


возможность узнать от других еще много полезного. Как могущественна природа, которой мы, служа спасе­нию людей, снова возвращаем ее значение, хотя люди, исходя из своих ложных убеждений, выбрасывают ее вон из жизни.

ГИКЕТУ8

Не огорчайся, отец, из-за того, что меня называют собакой и я ношу на плечах сдвоенный плащ и ко­томку, а в руках держу посох. Не стоит из-за этого расстраиваться, нужно скорее радоваться, что твой сын довольствуется малым и свободен от заблуждений, ко­торым служат все г— как эллины, так и варвары. Ведь имя, за исключением того случая, когда оно срослось с самими вещами, является своего рода символом че­го-то общеизвестного. Меня называют небесной соба­кой9, а не земной, потому что, живя не по ложным мнениям людей, а согласно природе, я похож на нее. Помимо того, я взваливаю груз добродетели на свои плечи, а не на плечи другого.

ί А такую одежду, как я, носил, по свидетельству Гомера, и Одиссей, мудрейший из эллинов, когда по велению Афины возвращался домой из-под Илиона. Эта одежда так прекрасна, что нужно признать: она изобретена не людьми, а богами:

Плечи оделись тряпицей — в лохмотье разорванным, старым Рубищем грязным, совсем почерневшим от смрадного дыма; Сверх же одежды оленья широкая кожа повисла, Голая, вовсе без шерсти; дав посох ему и котомку, Всю в заплатах, висящую вместо ремня на веревке...10

Поэтому будь спокоен, отец. И имя, которым назы­вают меня, и одежда, которую я ношу, — все от богов, а платье — даже изобретение богини.

ЕВГНЕСИЮ

Я пришел из Мегар в Коринф. Миновав агору, оказался у какой-то школы для мальчиков. Услыхав, как они плохо декламируют стихи, спросил, кто их


учитель. Они ответили: «Дионисий, тиран сиракуз-ский». Тогда я решил, что они надо мной подшучи­вают и сказали неправду. Подойдя к скамье, я сел и стал ждать — говорили, что он пошел на рынок. Спустя немного времени Дионисий возвратился. Я встал и обратился к нему: «Как плохо, Дионисий, 2 что ты учишь». А он, решив, что я сожалею об утраченной им власти и образе жизни, который он вел, будучи тираном, сказал: «Ты прав, сострадая моей судьбе». Тогда я возмутился: «Это верно, что я сказал " плохо", но опечален я вовсе не тем, что ты лишился власти тирана, а тем, что ты живешь те­перь свободно в Элладе и вышел невредимым из пе­ределки в Сицилии, хотя следовало ответить жизнью за все содеянное тобой зло как на суше, так и на море»11.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 718. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия