Студопедия — Ради достижения мирских целей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Ради достижения мирских целей






 

Я б знанию должным не воздал, коль, опираясь на него,

Достичь стремился б всякое корыстное желание.

А те, кому же знание дано, оно бы их оберегало,

Коль уберечь его (пришло б к ним осознание).

А ежели они в душе своей его восславят,

Приобретет оно величие свое, а коль принизят, обесславят

И запятнают честь его своими алчными мечтами,

То омрачится лик его, и силу знание потеряет.

‘Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Если бы обладатели знания использовали его по назначению, то Великий и Могущий Аллах полюбил бы их, а также Его ангелы и Его послушники из числа людей. Но они использовали его ради достижения мирских благ, и Аллах возненавидел их, и они потеряли уважение людей».

Ибн Мас‘уд сказал: «Если бы обладатели знания оберегали его и ставили на службу тем, кто этого заслуживает, то руководили бы своими современниками. Но они поставили его на службу людям с высоким положением, чтобы добиться мирских благ, и потеряли их уважение».

Суфьян ибн ‘Уйайна сказал: «Если бы обладатели знания постигали его ради награды, уготованной им Аллахом, то люди питали бы к ним уважение. Но они постигали его ради приобретения мирских благ и потеряли уважение людей».

‘Усман ибн Абу Шайба сказал: «Пройдет совсем немного времени, и мухаддисы будут стучаться в двери к людям и говорить: “Хотите (послушать) мухаддиса, который расскажет вам (хадисы)? ”. А они будут отвечать ему: “Нет”.

И искатель знания «должен оберегать его, как оберегали его ученые-предшественники, и сохранять те величие и достоинство, которыми наделил Всевышний Аллах знание. Он не должен принижать его, ходя к знатным людям, не достойным знания, без особой нужды и необходимости, или к тем из них, кто берет у него уроки, даже если они важные и занимающие высокое положение люди. Аз-Зухри сказал: «Унизительно для знания, если ученый несет его в дом ученика». И высказываний подобного рода, изреченных нашими предшественниками, много. Абу Шуджа‘ аль-Джурджани сказал прекрасные слова:

Не для того я знание постигал, не покладая рук,

Чтобы прислуживаться всем, кого не встречу,

Но чтобы мне служили.

А если знания семена сажал, терпел невзгоды,

Чтобы плоды затем собрать,

И в унижении прожить оставшиеся годы,

Тогда невеждою остаться лучше во сто крат.

Но если это нужно и необходимо или делается во благо религии, чтобы предотвратить дурное дело, то пусть ученый подарит им свое знание, имея добрые и искренние намерения, и в этом нет ничего плохого, если на то будет воля Аллаха. (ин ша’Аллах).

Именно поэтому считается допустимым то, что некоторые имамы из числа предшественников ходили к королям и правителям, подобно аз-Зухри, аш-Шафи‘и и др., но не потому что они желали добиться каких-то излишних мирских благ.

А также если тот, кого посещает ученый, обладает высокой степенью знания и отрешенности от мирских благ, то нет ничего страшного в его визитах, совершаемых к нему для того, чтобы поучить его. Так Суфьян ас-Саури ходил к Ибрахиму ибн Адхаму и обучал его».[232]

Когда Тахир ибн Абдуллах жил в Багдаде, он захотел послушать (уроки) Абу ‘Убайды и чтобы тот приходил к нему домой. Абу ‘Убайд отказался, пока тот сам не стал приходить к нему. Когда пришли ‘Али ибн аль-Мадини и ‘Аббас аль-‘Анбари, желая научиться у него малоизвестным хадисам (гариб аль-хадис), он каждый день брал с собой свою книгу, отправлялся к ним домой и учил их хадисам.

Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Абу ‘Убайд отказался приходить в дом к Тахиру только лишь из уважения к знанию, а в дом к ‘Али ибн аль-Мадини и ‘Аббас аль-‘Анбари он ходил из покорности и смирения. И в этом нет ничего плохого, поскольку они были достойными людьми и стояли на высокой ступени знания».[233]

Мухаммад ибн Сулейман, правитель Басры, послал за Хаммадом Ибн Салама, требуя его к себе по какому-то вопросу, с которым ему пришлось столкнуться. Хаммад же передал ему: «Мы застали ученых, и они никогда ни к кому не ходили. А если ты столкнулся с каким-то вопросом, то приходи к нам и спроси нас о том, что у тебя случилось».

Передают со слов аль-Байхаки[234] и др., что, когда аль-Махди прибыл в Медину, совершая хадж, к нему пришел Малик и поприветствовал его. Аль-Махди велел своим сыновьям Мусе аль-Хади и Харуну ар-Рашиду послушать у него уроки, и они пригласили его к себе. Он отказался, за что аль-Махди высказал ему порицание. Малик же ответил: «О повелитель правоверных! Поистине, знание имеет свою прелесть: (люди всегда) приходят к его обладателям». В другой версии: «Знание достойно уважения, ибо (люди всегда) приходят к его обладателям». Тогда их отец велел им идти к нему. А их воспитатель попросил Малика почитать им, на что тот ответил: «Жители этого города сами читают ученому, как дети читают своему учителю, а когда они ошибаются, то он их поправляет».

 







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 583. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия