Психологическая структура человека
Человек– один из наиболее сложных объектов реального мира. В науке проблема человека давно определяется как комплексная. Человек изучается и в качестве продукта биологической эволюции, в качестве главного элемента производительных сил в обществе и в качестве носителя общественных отношений. Связи и отношения человека с окружающим миром многообразны, а потому и многообразны его качества. Структурная организация человека, как саморегулирующейся, саморазвивающейся и самоактуализирущейся системы носит многоуровневый характер. Поэтому одной из основных методологических концепций, используемых для изучения человека, является концепция системного подхода. Человека, в рамках этого подхода, изучают во всем многообразии проявлений и связей с внешним миром. Один из наиболее популярных в отечественной психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым (рис.5).
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - выдающийся российский психолог. Научную деятельность начал в качестве аспиранта в Институте мозга еще при жизни В. М. Бехтерева. В 1968—1972 гг. был деканом факультета психологии ЛГУ. Является основателем ленинградской психологической школы. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Говоря об основных особенностях развития научного знания о человеке, Ананьев отмечал, что проблема человека становится общей проблемой для всей науки в целом. При этом для научного познания человека характерны как все возрастающая дифференциация и специализация отдельных дисциплин, так и тенденция к объединению различных наук и методов исследования человека.
Б.Г. Ананьев выделял следующие уровни изучения человека. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. ИНДИВИД (телесное бытие, биологическая сущность человека) - представитель вида Homo Sapiens. Понятие «индивид» в науке имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид — это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека. Но иногда это понятие используют для обозначения человека как отдельного представителя человеческой общности, как социальное существо, использующее орудия труда. Однако и в этом случае не отрицается биологическая сущность человека. Индивид развивается в процессе онтогенеза. Основными закономерностями развития являются гетерохронность, наличие сенситивных периодов, наличие критических периодов, акселерация и ретардация. Характеристики индивида: целостность психической организации, устойчивость и пластичность, активность Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида, а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. (рис5) Первичные свойства индивида. · возрастные особенности (соответствие определенному возрасту); · половой диморфизм (принадлежность к определенному полу). Выделяют пол: хромосомный, секреционных (7 недель), гормональный, морфологический (3 месяц), гражданский и пубертатный гормональный пол (психологический пол); · конституциональные свойства индивида (согласно классификации Э..Кречмера: астеник, атлет, пикник) и У. Шелдона (эндоморфный-висцеротонический, мезоморфный соматотонический, эктоморфный-церебротонический); · нейродинамические свойства (вертикальный контур регулирования: Блок регулирования тонуса и бодрствования Блок приема и хранения информации, блок программирования) и горизонтальный (билатеральный контур), функциональная ассиметрия мозга – функционирование правого и левого полушария.. Вторичные свойства индивида: Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: · динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Третичные свойства: · темперамент и задатки. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.
Рисунок 4. Структура понятия «индивид» (по Б. Г. Ананьеву)
СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ( под, перед, до, активности, действия) - это носитель предметно-практической деятельности и познания, обладающий сознанием (активный, самостоятельный, умелый). Источник активности, направленный на объект. Стать субъектом деятельности – значит освоить деятельность, овладеть ею, быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию (рис.5). Человек также творец жизни. Он способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Субъект обладает рядом родовых способностей: целостностью психических процессов, состояний и свойств. Субъект образуется из свойств индивида и личности, соответствующих предмету и средствам деятельности. Сущность этой структуры составляет всемирно-исторический опыт человечества. Изучение человека как субъекта деятельности предполагает изучений сознания и деятельности, деятельности практической, теоретической, общения, способностей, творчества и таланта. Понятие субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность».
Рисунок 5. Структура понятия «субъект деятельности» (по Б. Г. Ананьеву)
Главной чертой человека как субъекта, отличающей его от остальных живых существ, является сознание. Сознание — это высшая форма психического развития, присущая только человеку. Оно определяет возможность познания объективной реальности, формирования целенаправленного поведения и, как следствие, преобразования окружающего мира. В свою очередь, способность сознательной деятельности по преобразованию окружающего мира является еще одной чертой человека как субъекта. Таким образом, субъект — это индивид как носитель сознания, обладающий способностью к деятельности. Итак, человек может рассматриваться, во-первых, как представитель живой природы, биологический объект, во-вторых, как субъект сознательной деятельности и, в-третьих, как социальное существо. То есть человек — это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, — «личность». Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо (рис.7). В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. Рисунок 6. Структура понятия - «личность» (по Б. Г. Ананьеву) ЛИЧНОСТЬ - человек как представитель общества (социальное существо), субъект социальных отношений, определяющий свою позицию среди других людей, субъект общественного поведения и коммуникации. Появляется на основе индивида и субъекта деятельности. Вступает во взаимодействие с различными элементами социального пространства. Личность - саморегулирующаяся система, удерживающая свою целостность, осущевляющая поиск системообразующего основания или смысла жизни, выбор себя. Выбор жизненного сценария. Колебания между бессознательными мотивами и чувствами и миром логически обоснованных мотивов. Структурно-динамические свойства личности: Первичные: 1) статус – экономическое, политическое и правовое положение в обществе. 2) роль личности – нормативная функция, одобренный образ поведения, ожидание от каждого занимать данную позицию. 3) ценностные ориентации – отношения личности, которые являются критериями положительной и отрицательной оценки окружающей среды. Вторичные: 4)структура личности 5) особенности мотивов поведения 6) особенности общественного поведения. Третичные: 7)характер и склонности.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – уникальная, самобытная целостность (физиологических, психических, социальных особенностей), реализующая себя в творческой деятельности. В последнее время некоторые авторы описывают новое понятие – УНИВЕРСУМ - высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека — его индивидуальность Индивидуальность — это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер. Разнообразие условий воспитания и врожденных характеристик порождает широкую вариативность проявлений индивидуальности.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: · Никандров В.В. Психология: учебник Глава 3 (стр. 153 - 158) · Ананьев Б. Г. Человек как предмет познанья - СПб.: Питер, 2001. - 288 с. - (Серия «Мастера психологии»)
|