Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 5 страница





иудаизма к конкретно-историческим условиям места и времени. Так,

в странах Арабского Халифата в X - XIII вв. под влиянием исламской

и неоплатонической философии широкое хождение получили идеи

рационалистического толкования иудаизма [Саадия Гаон, (892 -

942), Моше Маймонид, Шломо ибн Габирол (1021 - ок. 1050), Иегуда

га-Леви (ок. 1075 - 1141) и др.]. Наряду с рационалистической шко-

лой развивались мистические направления - Мэркава (Божья Ко-

лесница) и Сфирот (магия ивритских чисел и букв). Попытка

дешифровать буквенную символику Торы в целях раскрытия истинно-

го смысла божественного откровения нашла свое наиболее полное вы-

ражение в философии Каббалы и ашкеназийского хасидизма в

средневековой Европе в эпоху крестовых походов и разгула

инквизиции.

В XII - XIII вв. среди еврейских религиозных мыслителей пре-

обладающим мировоззрением становится система философских взгля-

дов Каббалы, она быстро распространилась в странах Европы, особенно

в Испании, а также среди евреев Палестины. Священная книга каб-

балистов - " Зохар" (" Сияние"). Каббалисты исходили из того, что в

Торе в завуалированной форме скрыты ответы на философские воп-

росы о сотворении мироздания и человека; на протяжении столетий

они занимались постижением взаимосвязи и взаимоотношения Бога

и человека, вели умозрительные поиски форм эманации божественного

в материальном мире. Наряду с Каббалой, основанной на принципах

философской логики, возникает Каббала практическая. Ее сторонники

 

 

 

уходили от реальностей жизни и в уединении предавались мистиче-

скому созерцанию. Каббалисты этого направления после интенсивных,

специально разработанных тренировок могли вводить себя в состояние

экстатического транса, которое в их представлении символизировало

приобщение человека к божественному откровению. Хотя сторонники

традиционного толкования Торы и каббалисты всегда уживались друг

с другом, мистицизм Каббалы зачастую осуждался и предавался ана-

феме. Так, на редкость привлекательные в XVII - XVIII вв. идеи каб-

балиста Саббатая Цви (1625- 1676), объявившего себя мессией,

вызвали крайне неодобрительную реакцию со стороны большинства

раввинов, а последователи Саббатая Цви были отлучены от общины

иудаистов.

Каббала оказала влияние на возрождение хасидизма2 в XVIII -

XIX вв., который в это время становится доминирующим течением •

еврейской общественной мысли, особенно в Восточной Европе. Соглас-

но хасидскому учению, каждый, кто соблюдает мицвот (заповеди

Торы), при жизни способен стать цадиком - хранителем божествен-

ных тайн. Бааль Шем-Тов (рабби Бешт - ум. 1760) был первым, кто

начал проповедовать среди простого еврейского люда доходчивым язы-

ком идеи хасидизма с его эсхатологическими представлениями о мире,

элементами каббалистической мистики и призывами к аскетизму.

Официальный раввинат первоначально противился влиянию хасидизма

и даже возглавил так называемое движение " митнагдим" (" противо-

стоящие"), которое ставило своей целью отлучение хасидов от

иудаизма. Однако хасидские цадики приобрели столь высокий ав-

торитет в широких народных массах, что оба течения скоро смирились

друг с другом и сосуществуют вот уже около двух столетий.

С середины XIX в. среди евреев Западной Европы и США на фоне

социально-политических и духовных перемен, связанных с

эмансипацией и усилением ассимиляционных тенденций, зарождается

движение за упрощение или отмену наиболее архаичных предписаний

иудаизма. Разнообразные философские и религиозно-политические

ответвления этого движения получили собирательное название -

реформизм. Возникает также и консервативный иудаизм, представля-

ющий собой промежуточное звено между ортодоксальным и

реформистским направлениями в иудаизме. С конца прошлого - на-

чала нынешнего столетия приобретает влияние сионизм - явление

еврейской общественной мысли, представляющей собой политизацию

иудаизма. В основе сионизма лежит идея еврейского государства.

Иудаисты не имеют единого координационного центра, однако с обра-

зованием Израиля это государство становится центром притяжения для

верующих-иудаистов всех направлений и течений.

Своеобразие ориентации отдельных групп в иудаизме связано и

с наличием различных этнических общин в еврейской среде. Начиная

 

 

 

со средних веков евреи селились в Палестине и жили автономными

общинами в четырех городах: Иерусалиме, Хевроне, Тверии и Цфате.

Еврейское население этого времени состояло в основном из сефардов

- выходцев из стран Ближнего Востока, Северной Африки и Бал-

канских стран, В позднее средневековье, новое ж особенно новейшее

время наблюдается устойчивый рост ашкеназийской общины - выход-

цев из Европы, Америки, Австралии и ЮАР. В период османского вла-

дычества в Палестине (1517 - 1917) обе общины существовали за счет

халуки (средства, собиравшиеся среди верующих диаспоры и посту-

павшие в Палестину для поддержания еврейских богомольцев на свя-

той земле). Сефардская община была признана турецкими властями,

в то время как ашкеназы считались иностранными подданными, одна-

ко, как и сефарды, обладали своими раввинатскими судами,

религиозными школами, синагогами. С началом британского ко-

лониального управления в Палестине в 1921 г. был избран Верховный

раввинатский совет, возглавляемый двумя главными раввинами- аш-

кеназийским и сефардским. Традиция общинного двоевластия в Вер-

ховном раввинате сохраняется до наших дней. Отправление культа у

сефардов, образ их жизни, многие обычаи и традиции, в том числе

и язык" несколько отличаются от ашкеназийских. Собственных

общинно-религиозных традиций придерживаются йеменские и не-

мецкие евреи, общины самаритян и караимов.

Хотя иудаизм так и не получил в Израиле законодательно офор-

мленного статуса государственной религии, его институты

финансируются из государственного бюджета. Верховный раввинат не

только контролирует религиозные учреждения, но и активно вторга-

ется в светские области. Главной религиозно-политической партией,

представляющей интересы раввината в парламенте (кнессете) и в

правительстве, является Мафдал (национально-религиозная партия).

В городах и поселках Израиля действуют 200 религиозных советов

(моацот датиот); 450 раввинов, находящихся на государственной служ-

бе, ведают оформлением актов гражданского состояния, осуществляют

контроль над кашрутом (система религиозных правил хранения,

приготовления ж употребления пищи), ведут соответствующую работу

в армии. В десяти городах страны: действуют 24 раввинатских суда.

Особенно сильные позиции Верховный раввинат удерживает в

системе образования Израиля. Хотя религиозные школы (ешибот) со-

ставляют 17% от числа всех среднеобразовательных учебных заве-

дений страны, четвертая часть учебного времени во всех израильских

школах отводится на изучение религиозных дисциплин.

Квалифицированные кадры для религиозных институтов готовятся в

основном в религиозном университете им. Бар-Илана, а также на

факультетах иудаистики в Еврейском университете Иерусалима.

 

 

 

Глава VIII

БУДДИЗМ

Буддизм - самая древняя мировая религия. Он возник в середине

I тысячелетия до н. э. в Индии, но, пережив там расцвет, закрепился

в сознании и практике народов других регионов: Южной, Юго-Вос-

точной, Центральной Азии, Дальнего Востока. Сейчас последователей

буддизма в мире насчитывается около 700 млн. человек.

Возникновение буддизма В середине VI в. до н. э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Становление классовых отношений происходило

в условиях полиэтничности и социально-духовного господства в Се-

верной Индии брахманизма. Эта религиозная система, восходившая

к племенным культам древних арьев и признававшая высшим ав-

торитетом сборники древнейших гимнов и заклинаний - Веды, соче-

тала высокоразвитую религиозно-философскую мысль и архаические

социальные нормативы, закреплявшие племенной принцип принад-

лежности к социальной группе, в первую очередь к сословию-варне.

Господствовали варны брахманов и кшатриев, восходившие - реально

или номинально - к арьям. Их считали " дваждырожденными", но да-

же и они были бессильны перед возникавшими отношениями собст-

венности, рабской зависимости. Их теснили в традиционных сферах

деятельности: культовая практика племени и даже семьи все более

смещалась в соседскую общину, неоднородную в социальном, этниче-

ском и культурном отношении; племенная дружина вытеснялась вой-

ском, что влекло к снижению роли и статуса витязя-кшатрия,

Доминирующей становилась верхушка смешанных аборигенных этно-

сов, территориальных образований, весьма арьянизированная, но не

включаемая ортодоксами брахманизма в привилегированные брахман-

скую и кшатрийскую варны. Она оставалась социально и ритуально

приниженной, хотя и была опорой царской власти в возникавших го-

сударствах.

Распадались родовая организация, традиционные связи. Распад

основной производственной ячейки - большой патриархальной семьи -

и переход к земледельческой соседской общине подрывал власть пле-

мени и требовал нового механизма социального регулирования и

защиты, новой системы обеспечения социальной стабильности.

Индия изобиловала выброшенными или сознательно ушедшими из

мира аскетами. Их активное противостояние существующему миропо-

рядку вызывало симпатии, сочувствие, интерес к их идеям широких

масс населения, что, в свою очередь, заставило внимательно пригля-

дываться к наиболее талантливым и популярным проповедникам но-

вых идей крепнущую новую элиту.

 

На северной окраине индо-арийского культурного ареала, в пред-

горьях Гималаев, сложились конфедерации племен Шакья, Личчхавов,

Вриджи - арьянизированных, но политически оппозиционных ар-

хаичным элитам и центральным структурам, со слабым влиянием

брахманов, но усвоивших культурное наследие брахманизма. Именно

здесь, в среднем течении Ганга, чаще появлялись, активнее выступали

и привлекали больший интерес мудрецы, учителя, школы, предла-

гавшие свое видение мира. Среди нескольких основных направлений

наибольшее влияние приобрел буддизм. •

За легендарной фигурой основателя буддизма, кажется, скрывается

реально существовавший персонаж. Предание гласит, что знатный

член племенного образования Шакья - царевич Свддхартха Гаутама

(из рода Готама) после беспечной и счастливой молодости остро

ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед бесконечной че-

редой перевоплощений души. Этическое истолкование священных тек-

стов, а также интуитивные методы познания оставались в рамках

традиционного брахманского мышления и не удовлетворяли его, пос-

кольку не давали возможности понять смысл человеческого бытия и

примириться с идеей космического воздания - кармы, определяющей

судьбу человека в чередовании его рождений. Пришедшее к Гаутаме

озарение позволило ему стать Буддой (" буддха" - просветленный).

Именно Будде Шакьямуни (" мудрецу из племени шакьев") удалось

доступно и убедительно выразить ожидания общества: жизнь есть стра-

дание, от страдания можно спастись, есть путь спасения - этот путь

нашел и описал Будда.

Сам Будда, а затем его ученики и последователи пользовались тща-

тельно разработанными в священных текстах брахманизма

понятийным аппаратом и языком - санскритом. Их размышления в

общем вписывались в идейно-культурный фон брахманизма и вклю-

чали: принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), дол-

га, праведного пути (дхармы). Однако акцент перемещался от

коллективного к индивидуальному: человек мог вырваться из сансары

индивидуальным усилием, осознав и сформулировав свой, личный

" праведный" путь, и, повлияв на судьбу, изменить воздаяние.

В возможности воспринять учение Будды и избрать путь к спа-

сению все люди оказывались равны. Сословные, этнические и вообще

социальные различия объяснялись и осознавались как вторичные,

производные от уровня, степени нравственной близости человека к

пути, указанному Буддой, и соответственно могли быть изменены

в процессе нравственного самоусовершенствования. Уже ближайшая

цель и возможность на этом пути - повышение статуса будущего рож-

дения - была весьма привлекательна для широких масс, ранее лишен-

ных возможности воздействовать на свою судьбу из-за отказа

брахманов признавать за " единождырожденными" права на участие в

культе. Главная же цель буддиста - выход из цепи перевоплощений.

 

 

Идеи первоначального буддизма способствовали его распростра-

нению. В III в. до н.э. Ашока (ок. 268 -- ок. 231/232 до н.э.),

правитель крупнейшего государства Индии, объявил себя покровите-

лем буддийского монашества - сангхи и защитником этических норм

буддизма - дхармы и тем самым укрепил центральную власть

империи в соперничестве с местными элитами. На проведенном под

контролем государства III Соборе в Паталипутре начался процесс ка-

нонизации учения. Утвердилось представление о " трех драгоценно-

стях" буддизма: учителе - Будде, учении - дхарме, хранителе

истины - сангхе. Именно сангха признавалась таким институтом, ко-

торый указывает и облегчает путь к нирване, толкует учение. Клю-

чевой становится роль учителя, наставника, заступника, прошедшего

весь путь к нирване или большую его часть - архата или бодхисаттвы.

Относительное безразличие раннего буддизма к обрядности облегчало

его приспособление к местным условиям, освоение местных культов.

Основные идеи Учение буддизма изложено в ряде ка-

и направления буддизма нонических сборников, центральное место

среди которых занимает палийский канон

" Типитака" (или " Трипитака" - " Три корзины").

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение

различных комбинаций или " потоков" нематериальных частиц -

дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека,

животного, растения, камня и т. д. После распадения соответствую-

щего сочетания наступает, смерть, но дхармы не исчезают бесследно,

а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение

индивида в соответствии с законом кармы - воздаяния в зависимости

от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений

(сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен

стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих стра-

дания, означает достижение нирваны - состояния покоя, блаженства,

слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно

лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют " четыре великие истины", которые, сог-

ласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его " прос-

ветления". Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2).

причина всех страданий - желания, 3) страдания можно прекратить

путем избавления от желаний, " погашением" последних, а для этого

необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам " правильного

поведения" и " правильного знания".

" Правильное поведение" означает жизнь в соответствии со следу-

ющими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип

ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дур-

манящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией

поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам за-

 

 

 

прещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели,

пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом ж

серебром; а также есть после полудня. " Правильное знание" подра-

зумевает самоуглубление и внутреннее созерцание - медитацию.

" Правильное поведение" и " правильное знание" позволят человеку

постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь

нирваны.

По, буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию

истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда

(он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам

по себе), а также бодхисаттвы - существа, которым осталось сделать

последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают

сознательно, помогая людям обрести спасение.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского

происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований

неиндийских народов, принявших буддизм.

Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его рас-

пространения, оформились к началу нашей эры в два направления:

" узкий" путь спасения - хинаяна и " широкий" - махаяна. В хиваяне

путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское

состояние; соответственно возрастала роль совершенствования в

учении, коллективного знания; относительно простой была обрядность,

менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника является архат,

т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского путем ухода

в монашескую общину - сангху. Крайний аскетизм отличает обрядо-

вую сторону хинаяны. В махаяне допускалась возможность спасения

мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисат-

твы; соответственно возрастала значимость молитвы, эмоциональной,

иррациональной связи с высшими существами, обряда, усложнялся

пантеон.

Если в III - I вв. до н.э. буддизм распространялся за пределами

Индии в южном и юго-восточном направлениях в основном в форме

учения хинаяны, то с рубежа нашей эры начинается его движение

на север, северо-запад, а затем ж на северо-восток, причем в форме

махаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков в

единой Кушанской державе Северной Индии, Средней и Центральной

Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний

Восток, где обрел вторую жизнь. В самой Индии, выдержав конку-

ренцию в соперничестве с типологически близкими учениями и шко-

лами, такими, например, как учение адживиков или религия

джайнизма, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претер-

певшим существенные изменения, многое заимствовавшим от

буддизма, а главное - прочнее связанным с укрепившимся в Индии

кастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии под ударами му-

судаШнсшх завоевателей, целенаправленно разрушавших последние

 

 

оплоты буддийской учености - монастыри-университеты. Уцелевшие

монахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет,

Буддизм в Шри-Ланке Утверждение буддизма в Шри-Ланке в каче-

стве государственной религии и создание

буддийской сангхи относится к III в, до н. э. В Шри-Ланке получило

преимущественное распространение учение тхеравадинов - хинаяна.

В I в. до н. э. ланкийскими монахами был записан на языке пали

буддийский канон " Трипитака" и комментарии к нему.

В первые века нашей эры на Ланку проникли и получили довольно

широкое распространение идеи различных махаянистских школ, а так-

же; индуизма, которые буддизм тхеравады постепенно впитывал в себя,

наряду с представлениями и практикой добуддийских местных культов.

Данные палийских хроник и эпиграфики свидетельствуют о

процессе огосударствления буддизма, с одной стороны, и приобретения

государством целого ряда теократических черт - с другой. Сангха со-

стояла из нескольких противостоящих друг другу групп. В XIII - XIV

вв. произошло объединение разрозненной буддийской общины под

единым руководством сангхараджи - главы сангхи, однако это круп-

ное преобразование в религиозной жизни острова не погасило разног-

ласий между группировками буддийского монашества, приверженными

различным, буддийским школам.

Тем не менее, сангха Шри-Ланки оставалась на протяжении

столетий в глазах буддийского мира хранительницей учения тхе-

равады, и буддийские монахи Бирмы, Сиама и Камбоджи приезжали

на остров для изучения хранившихся там священных текстов и про-

хождения высшего обряда посвящения - упасампады, а возвратясь

в свои страны, основывали там буддийские общины по ланкийскому

образцу. Ланкийский буддизм фактически принимал кастовую

организацию общества. На рубеже XIX - XX вв. процесс диффе-

ренциации буддийской общины по кастовому принципу был

практически завершен: количество подгрупп сангхи достигло числа

каст ланкийского общества. Буддийская сангха Шри-Ланки поныне

состоит из трех основных направлений (Сиам-никая, Амарапура-

никая, Раманния-никая) и более чем 20 подгрупп. Численность мо-

нахов превышает 20 тыс.

На современном этапе сангха непосредственно вовлекается в

политическую борьбу, происходит дифференциация буддийского мо-

нашества, основанная на расхождениях идейно-политических позиций-

и различно партийной принадлежности. Отстаивая принцип

привилегированного положения буддизма в стране и возводя его в ранг

государственной политики, представители различных сил внутри

сангхи по-разному понимают ее призвание. Одни утверждают, что в

задачи буддийской общины входят не поиски новых путей, а рестав-

 

 

 

рация исторически проверенных и хорошо известных методов доко-

лониального управления, другие рассматривают буддизм как неотъ-

емлемую часть концепции сингальского национализма, третьи

являются сторонниками " синкретических" ориентации и т. д.

В Шри-Ланке существуют культурно-просветительские и общест-

венно-политические организации буддистов вне структуры сангхи, ко-

торые объединяют как мирян, так и монахов. Буддийская сангха

Шри-Ланки, мирская активность которой растет, представляет собой

реальную силу, оказывающую заметное влияние на политическую

жизнь в стране и формирование массового сознания.

Буддизм в Индокитае Буддизм является преобладающим вероиспо-

веданием в странах Индокитайского полуост-

рова, где сосредоточено свыше 94% буддистов Юго-Восточной Азии.

Самые крупные общины буддистов находятся в Таиланде, Вьетнаме,

Мьянме, Камбодже, Лаосе. Около 80% жителей Индокитайского полу-

острова исповедуют буддизм. Во всех странах, кроме Вьетнама, рас-

пространен буддизм толка тхеравады, во Вьетнаме - махаяны.

Буддизм проник в Юго-Восточную Азию в первые века н. э. из

Южного Индостана и длительное время сосуществовал с индуизмом,

играя второстепенную роль. По мере распространения в ранних го-

сударствах Юго-Восточной Азии буддизм подвергался определенным

изменениям, приспосабливаясь, с одной стороны, к индийским культам

(вишнуизму и шиваизму), освящавшим царскую власть, с другой сто-

роны, к местным, в том числе анимистическим, верованиям. С конца

XII в. влияние индуизма падает, позиции буддизма постепенно

усиливаются. В XIII - XV вв. в буддизме стран Индокитайского полу-

острова возобладало тхеравадское направление. Утверждение тхерава-

ды знаменовало собой формирование моноэтнических государств,

переход от индуизированных аристократических верований к массовой

религии, которая в большей степени отвечала запросам феодальных

обществ.

В позднем средневековье и начале нового времени роль буддизма

в общественно-политической жизни государств Юго-Восточной Азии

постепенно возрастала. В период колониальной зависимости в се-

редине XIX - начале XX в. в странах Индокитайского полуострова

буддизм использовался как символ единства нации в борьбе за не-

зависимость, для мобилизаци верующих на борьбу за национальное

освобождение.

После обретения независимости в условиях экономической и куль-

турной отсталости стран этого региона и приверженности основной

массы населения религии буддизм сохранял важную роль и являлся

неотъемлемой частью государственной идеологии. Модернизированные

идеи буддизма служили обоснованием различных социальных и

политических концепций национального развития.

 

 

 

Для стран Индокитайского полуострова характерны ориентации ве-

рующих на " накопление заслуг", а не на достижение нирваны (прос-

ветления), что во многом обусловило роль монастырей как центров

общественной жизни на местах, особенно в сельских районах.

Функции монашества в этих странах (как в религиозной, так и в

социальной сферах деятельности) чрезвычайно многообразны. Монах

здесь и учитель религии, и человек, с помощью которого верующие

накапливают заслуга, и идеал для подражания в моральном плане.

Численность монахов, как правило, велика: один монах приходится

в среднем на 150 - 200 верующих.

Буддийские общины в этих странах имеют, как правило, чрезвы-

чайно сложное иерархическое строение, сложившееся еще в феодаль-

ных обществах, и административную структуру, копирующую

государственно-административный аппарат. Бюджет сангхи складыва-

ется из подношений и подарков населения, доходов с церковного иму-

щества, главным образом земли, и правительственных дотаций.

В 60 - 80-е годы XX в. происходила активная адаптация буддизма

к новым условиям: ускорению урбанизации, развитию светского обра-

зования, научно-техническому прогрессу. Эта адаптация коснулась

главным образом религиозной практики и социальной роли буддизма.

В конкретных странах Юго-Восточной Азии эти изменения

происходили по-разному. В 80-е годы в религиозной ситуации стран

Индокитайского полуострова наблюдались две тенденции. Первая вы-

разилась в некотором сужении сферы религиозной традиции и более

утилитарном отношении к буддийской религии со стороны верующих.

Вторая проявилась в активизации ортодоксального и модернистского

течений в национальных сангхах и расширении политической деятель-

ности монашества.

В Таиланде 93% населения страны исповедуют буддизм, который

традиционно является государственной религией. Покровителем и

защитником буддийской церкви выступает тайский король. Правящие

круги Таиланда и руководство сангхи прилагают немало усилий для

обеспечения стабильности и прогресса буддийской религии, разраба-

тывают программы деятельности сангхи, направленные на ее эф-

фективное вмешательство во многие сферы общественной жизни

(здравоохранение, сельское хозяйство, социальное благоустройство).

Существует хорошо развитая система религиозного образования.

Буддийская религия и мораль входят в программу обучения в светских

учебных заведениях.

В Камбодже более 90% населения придерживаются буддизма.

После обретения независимости в 1953 г. буддизм является государ-

ственной религией и использовался при выработке националистиче-

ской программы развития страны " кхмерского буддийского

социализма". Сангха активно сотрудничала с правительством в области

образования, здравоохранения, в социально-экономической сфере. В

 

 

 

70-е годы заметно возросла политическая активность монашества. При

режиме Пол Пота (1975 - 1979) сангха была упразднена, монастыри

закрыты; отправление культа запрещено. После образования НРК в

1979 г. был взят курс на возрождение буддизма, хотя на деятельность

савгхи накладывались серьезные ограничения. В 1990 г. буддизм вновь

провозглашен государственной религией.

В Лаосе буддизм исповедует около 90% населения. До 1975 г. он

являлся государственном религией, король выступал покровителем







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 562. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Ситуация 26. ПРОВЕРЕНО МИНЗДРАВОМ   Станислав Свердлов закончил российско-американский факультет менеджмента Томского государственного университета...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия