Вне всякого сомнения, в том, что ожидает каждого отходящего в мир иной, существует много таинственного и загадочного. Однако, в Библии имеется откровение о тех двух событиях, которые обязательно предстоят всякой душе: воскресение из мертвых и суд вечный. О том, что всем предстоит воскреснуть из мертвых, говорит Павел в 1-ом Коринфянам 15: 22: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Точно также, как смерть является обязательной судьбой всех, из-за нашего общего предка Адама, точно также воскресение из мертвых является обязательным установлением Божьим для всех; а возможно оно благодаря смерти и воскресению Христа. Из этого всеобщего правила воскресения из мертвых есть только одно исключение, согласно Библии; и оно является совершенно логичным. Тем, которые не умрут, не нужно будет воскресать из мертвых. Павел говорит об этом в 1-ом Коринфянам 15: 51-53: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему - облечься в бессмертие. Когда Павел говорит: “не все мы умрем”, - он имеет в виду только христиан. Он подразумевает, что истинные христиане, которые будут живы в момент возвращения Христа за Своей Церковью, не умрут. Вместо этого, их тела моментально чудесным образом изменятся, и они окажутся в совершенно новых и сверхъестественных телах. Тление заменится нетлением, смертное - бессмертием. После этого уже не будет возможным еще раз умереть или воскреснуть. Кроме этого разряда истинных христиан, которые будут живы в момент возвращения Христа, мы можем допустить только два исключения из всеобщего правила воскресения мертвых. Это Енох и Илия, два Ветхозаветных мужа, которые были перенесены с земли на небо, не видев смерти. Нигде в Библии нет ясных и определенных деталей насчет того, какова окончательная судьба этих двух мужей. Но ясно одно: кто не умрет, тому ненужно будет воскресать из мертвых. С другой стороны, Библия совершенно ясно утверждает, что все, кто умрут, воскреснут из мертвых. Еще одним великим предназначением Божьим в вечности для всех людей является суд. В Деяниях 17: 30-31, Павел предупреждает афинян о том, что однажды весь мир предстанет перед судом Божьим: Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Бог предопределил суд для всего человечества. Потому сегодня и проповедуется покаяние, что в один определенный день всем предстоит попасть на суд. В посл. к Римлянам 14: 10-12 Павел предупреждает христиан, что они также должны быть готовы предстать перед Божьим судом: А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов. Ибо написано: “живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедыватъ Бога”. Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Здесь Павел обращается к христианам. “Брат твой” - брат во Христе. Подобным образом, “все мы” означает всех христиан. Далее, то, что на суде нет исключения, ясно из фраз “всякое колено преклонится” и “всякий язык будет исповедовать Бога”. Далее мы детально рассмотрим Божью программу суда всех людей и увидим разные аспекты суда и целей Божьих в зависимости от принадлежности людей к разным категориям. Одно совершенно ясно, что всем, кто умирает, предстоит и воскресение из мертвых, и суд. В посл. к Евреям 9: 27 читаем: И как человекам положено однажды умереть, а потом суд... Здесь фраза “человекам положено” означает все человечество. Поэтому мы можем сказать, что для всякой человеческой души, переходящей через смерть в вечность, существует два всеобщих, неизбежных установления Божьих: воскресение и суд. Даже те христиане, которые будут восхищены, будучи живыми, для встречи со Христом в момент Его возвращения, все равно предстанут на суд, общий для всех христиан. Ибо Павел говорит в посл. к Римлянам 14: 10:...Все мы предстанем не суд Христов. Почти та же самая формулировка во 2-ом Коринфянам 5: 10: Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово... “Все мы” и “всем нам” означает всех христиан, без исключения. Воскресение и суд неразрывно связаны с логикой Писания. Всегда воскресение предшествует суду. Никто не явится пред Богом для суда в виде бестелесной души; но во всех случаях это будет полный человек - полная человеческая личность, состоящая из духа, души и тела - который предстанет перед судом Божьим. По этой причине воскресение из мертвых неизбежно предшествует последнему суду. Писание всегда представляет эти два события в таком порядке: сначала воскресение, затем вечный суд. Во 2-ом Коринфянам 5: 10 Павел указывает на причину такой очередности: Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое. Суд касается того, что человек делает, будучи в теле на земле. Так как люди ответят за дела, совершенные в теле, Бог и предусмотрел, чтобы они явились в теле пред Ним для ответа за эти вещи. Поэтому воскресение тела должно предшествовать суду вечному. В этом, как и во всем остальном, программа Божья и логична, и последовательна.
Глава 2. РАЗЛИЧНЫЕ СУДЬБЫ ПОСЛЕ СМЕРТИ
В этой главе мы начнем детальное рассмотрение Библейского учения о воскресении мертвых. Прежде всего, подчеркнем, что воскресение из мертвых предстоит телу человека, а не его духу или душе. Точнее, то воскресение, о котором говорит Библия, является воскресением тела. Для того, чтобы это понять, необходимо кратко остановиться на Библейском откровении о природе человека.