В каком состоянии находятся отошедшие духи в этот период между смертью и воскресением? Вне всякого сомнения, Библия открывает нам далеко не все. Однако, вот что совершенно ясно: во-первых, после смерти существует полное и постоянное разделение между отошедшими духами праведников и нечестивых. Во-вторых, состояние отошедших духов праведников до смерти и воскресения Христа отличалось от их состояния сейчас, в нынешнее время. Помимо и сверх этих двух фактов, Библия чуть-чуть приоткрывает завесу между сим миром и грядущим, давая нам, таким образом, мгновенный взгляд на то, что сокрыто. Например, в Исайе 14: 9-10 перед нами предстает картина суда Божьего над деспотическим царем Вавилона: Ад преисподний пришел в движение ради тебя, чтобы встретить тебя при входе твоем; пробудил для тебя Рефаимов, всех вождей земли; поднял всех царей языческих с престолов их. Все они будут говорить тебе: и ты сделался бессильным, как мы! и ты стал подобен нам! В этом повествовании даются определенные конкретные факты о состоянии отошедших духов. Вряд ли они знают о событиях, ныне происходящих на земле. Однако, ясно, что они помнят, в некоторой степени, то, что происходило на земле в то время, когда они были живы. Кроме этого, ясно, что индивидуальность личности не теряется и после смерти; что люди узнают друг друга; что они общаются друг с другом; и что отошедшие духи осознают то состояние, в котором они находятся. Далее, существует некоторое соответствие между положением человека в этом мире и его положением в мире ином. Ибо те, кто были царями в этом мире, имеют признание как цари и в мире потустороннем. У Иезекииля 32: 17-32 мы находим похожий текст о сошествии в Шеол (Ад) отошедшего духа царя Египта. В стихах 18 и 19 этой главы Бог так обращается к Иезекиилю: Сын человеческий! оплачь народ Египетский, и низринь его, его и дочерей знаменитых народов в преисподнюю, с отходящими в могилу. Кого ты превосходишь? сойди, и лежи с необрезанными. Затем, в 21-ом стихе, мы читаем о том приеме, который устроили царю Египетскому духи других великих мужей, сошедших в Шеол прежде него: Среди преисподней будут говорить о нем и о союзниках его первые из героев; они пали и лежат там между необрезанными, сраженные мечем. При тщательном рассмотрении этого отрывка мы заметим, что в нем идет речь о тех же самых явлениях, что и в отрывке из Исаии. Индивидуальность личности не теряется; люди узнают друг друга; они сообщаются друг с другом; и отошедшие духи осознают то состояние, в котором они находятся. Давайте теперь обратимся к Новому Завету и посмотрим, какой дополнительный свет он проливает на судьбу духовной стороны человека после смерти. Сначала рассмотрим тот отрывок, где идет речь о нищем Лазаре, который лежал у ворот богача, в Ев. от Луки 16: 19-31. Нет и намека на то, что это просто притча. Сам Христос рассказывает об этом, как об эпизоде, произошедшем когда-то до начала Его земного служения - то есть, в период времени до Его смерти и воскресения. То, что произошло с Лазарем и богачом после смерти, описано в стихах 22-26: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово; умер и богач, и похоронили его; и в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и возопив сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучусь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят. Многое в этом отрывке подтверждает то, что мы уже заметили из Ветхого Завета. В момент смерти, тело, через погребение, возвращается в землю, но дух обретает новое существование. В этом состоянии после смерти сохраняется индивидуальность личности; люди узнают друг друга; осознается настоящее состояние. Также имеется воспоминание о прошедшей на земле жизни. Об этом говорят слова Авраама: “...чадо! вспомни...” Все это не расходится с картиной, нарисованной в Ветхом Завете. Однако, в этом повествовании от Луки содержится еще один весьма существенный факт. После смерти, судьба отошедших праведников радикальным образом отличается от судьбы нечестивых. И Лазарь, и богач оказались в месте содержания отошедших духов, и которое по-еврейски называется Шеол, а по-гречески - Гадес. Но судьба этих двух людей оказалась совершенно иной. Дух богача очутился в месте мучений; дух же Лазаря - в месте покоя. Между этими двумя местами находилась великая пропасть, которую нельзя было пересечь ни с той, ни с другой стороны. Место покоя, отведенное для отошедших духов праведников, называется здесь лоном Авраама. Это название говорит, что это место предназначено для духов всех тех, кто в своем земном странствовании следует по стопам веры и послушания Авраама, который по этой причине назван отцом всех верующих.
Глава 3. ХРИСТОС — ПРИМЕР И ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
До сих пор, все обнаруженные нами факты из Писания о судьбе отошедших духов относятся к событиям, имеющим место до смерти и воскресения Христа. Теперь мы рассмотрим, что пережил Сам Христос между Своей смертью и воскресением.