Как частная воля непрестанно действует против общей, так иПравительство постоянно направляет свои усилия против суверенитета. Чембольше эти усилия, тем больше портится государственное устройство; а так какздесь нет другой воли правительственного корпуса, которая, противостоя волегосударя, уравновешивала бы ее, то рано или поздно должно случиться, чтогосударь подавляет в конце концов суверен и разрывает общественный договор.В этом и заключается исконный и непременный порок, который с самого рожденияПолитического организма беспрестанно стремится его разрушить, подобно томукак старость и смерть разрушают в конце концов тело человека. Есть два общих пути, по которым всякое Правительство можетперерождаться, именно: когда оно сосредоточивается или когда Государствораспадается. Правительство сосредоточивается, когда число его членов уменьшается, т.е. когда оно превращается из демократии в аристократию и из аристократии вмонархию. Такая склонность заложена в нем от природы*. Если бы онообращалось вспять, т. е. шло от меньшего числа членов к большему, то можнобыло бы сказать, что оно ослабляется, но такое обратное движение невозможно. ____________ * Медленное образование и развитие Венецианской Республики на еелагунах являют примечательный пример такой последовательности; и весьмаудивительно, что по прошествии двенадцати веков венецианцы, по-видимому, находятся только на второй ступени, которая началась при Serrar di Consiglio(" Закрытие Совета" (итал.) (134) в 1198 г. Что до герцогов, которые у нихнекогда были и которыми их попрекают, то, что бы ни гласило Squittinio dellaliberta veneta (" Голос о свободе Венеции" (итал.)(135), доказано, что онивовсе не были их государями. Мне не преминут привести в качестве возражения Римскую Республику, которая, скажут, развивалась совершенно противоположным путем, переходя отмонархии к аристократии и от аристократии к демократии. Я весьма далек оттого, чтобы об этом думать таким образом. Первые установления Ромула (136) были смешанным Правлением, котороебыстро выродилось в деспотизм. В силу особых причин Государство погиблопреждевременно, как умирает младенец до того, как достигнет зрелоговозраста. Изгнание Тарквиниев явилось подлинной эпохою рождения Республики.Но она не приняла вначале постоянной формы, потому что была сделана лишьполовина дела, так как не был уничтожен патрициат. Ибо поскольку при этомнаследственная аристократия, которая является наихудшим из видов управления, основанных на законе, продолжая сталкиваться с демократией, этой формойПравления, неустойчивой и колеблющейся, не была упрочена, как это доказывалМакиавелли (137) с появлением Трибуната: только тогда появились настоящееПравительство и подлинная демократия. В самом деле, тогда народ не былтолько сувереном, но также магистратом и судьею. Сенат был лишь подчиненноюпалатою, предназначенной ограничивать и концентрировать Власть: а самиКонсулы, хотя и патриции, хотя и первые магистраты, хотя и военачальники снеограниченной властью на войне, были в Риме лишь выборными главами народа. С тех пор Правление следует своей естественной склонности и явнотяготеет к аристократии. Поскольку патрициат уничтожался как бы сам собою, аристократия находилась уже не в корпорации патрициев, как это имеет место вВенеции и Генуе, а среди членов Сената, состоящего из патрициев и плебеев, идаже в корпорации Трибунов, когда они начали присваивать себе действеннуювласть. Ибо названия не изменяют сути вещей и если у народа появляютсяначальники, которые правят за него, то, как бы они не именовались, этовсегда аристократия. Злоупотребление властью при аристократическом правлении породилогражданские войны и триумвират. Сулла, Юлий Цезарь, Август (138) вдействительности стали монархами, и, наконец, при деспотизме Тиберия (139), Государство распалось. Следовательно, история Рима отнюдь не опровергаетвыдвинутое мною положение - она его подтверждает. В самом деле. Правление изменяет форму только тогда, когда износившиесяпружины делают его столь слабым, что оно не может сохранить свою прежнюю.Так что, если бы оно продолжало еще ослабляться, расширяясь, то его силастала бы совершенно ничтожной, и оно просуществовало бы еще меньший срок.Следовательно, необходимо возвращаться назад и заводить пружины по меретого, как они ослабевают; иначе поддерживаемое ими Государство разрушится. Распад Государства может произойти двумя путями. Во-первых, когда государь больше не управляет Государством сообразно сзаконами и когда он узурпирует верховную власть. Тогда происходятпримечательные изменения: не Правительство, а Государство сжимается; я хочусказать, что большое Государство распадается и в нем образуется другоеГосударство, состоящее только из членов Правительства и являющееся поотношению к остальному народу лишь его господином и тираном. Так что в туминуту, когда правительство узурпирует суверенитет, общественное соглашениеразорвано, и все простые граждане, по праву возвращаясь к своей естественнойсвободе, принуждены, а не обязаны повиноваться. То же происходит и тогда, когда члены Правительства в отдельностиприсваивают себе власть, которую они должны осуществлять лишь сообща: это неменьшее нарушение законов и порождает еще большую смуту в Государстве: тогдаполучается, так сказать, столько же государей, сколько магистратов; иГосударство, не менее разделенное, чем правление, погибает или изменяет своюформу. Когда Государство распадается, то злоупотребление Властью, какова быона не была, получает общее название анархии. В частности, демократиявырождается в охлократию (140), аристократия - в олигархию (141). Я быдобавил, что монархия вырождается в тиранию, но это последнее слово имеетдва смысла и требует пояснения. В обычном смысле слова, тиран - это король, который правит с помощьюнасилия, не считаясь со справедливостью и законами. В точном смысле словатиран - это частное лицо, которое присваивает себе королевскую власть, неимея на то права. Именно так понимали слово тиран греки; они так называли ихороших и дурных государей, если их власть не имела законного основания*.Таким образом, тиран и узурпатор суть два слова совершенно синонимичные. ___________ * Omnes enim et habentur et dicuntur tyranni, qui potestate utunturperpetua in ea civitate quae libertate usa est" Corn. Nep. In miltiad. (" Всете считались и назывались тиранами, кто пользовался постоянной властью вгосударстве, наслаждавшемся свободой". - Корнелий Непот. Мильтиад (лат.)(142). Правда, Аристотель (Eth. Nicom. Lib. VIII, c. Х (Ником[ахова]эт[ика], кн. VIII. гл. X.)) видит отличие тирана от короля в том, чтопервый правит для своей личной пользы, а второй лишь для пользы своихподданных, но обычно все греческие авторы употребляли слово тиран в иномсмысле, как это видно, в особенности, из Ксенофонтова Гиерона (143), крометого, если следовать за Аристотелем, оказалось бы, что никогда еще ссотворения мира не существовало ни одного короля. Чтобы дать различные наименования различным вещам, я именую тираномузурпатора королевской власти, деспотом - узурпатора власти верховной. Тиран- это тот, кто противу законов провозглашает себя правителем, действующимсогласно законам; деспот - тот, кто ставит себя выше самих законов. Такимобразом, тиран может не быть деспотом, но деспот - всегда тиран. Глава XI