М од ел и м иф ол ог ич ес ко й к ом му ни ка ци и
ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ – БАЗОВАЯ ОСНОВА PR-ТЕХНОЛОГИЙ Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…[1] (Фредерик Уильямс) U Миф –древнее народное сказание о богах и обожествленных героях, о происхождении мироздания и жизни на Земле; оторванное от действительности, изложение каких-либо событий, фактов, основанное на их некритическом, ошибочном истолковании. U Архетип (от греч. arche –начало и typos –образ) –общечеловеческий образ, бессознательно передающийся из поколения в поколение (по К. Юнгу). Образ Василия Ивановича Чапаева –результат мифологической коммуникации U Леви-Строс Клод (р. 1908) –французский этнолог и социолог, один из главных представителей структурализма. Автор ряда трудов, в том числе по семиотике. ≪ Пучки≫ отношений... Рассказ о героях... Предельная простота сюжета... U Юнг Карл Густав (1875–961) –швейцарский психолог и философ, основатель ≪ аналитической психологии≫, развил учение о коллективном бессознательном. U Малиновский Бронислав Каспер (1884–942) –английский этнограф и социолог, основатель функциональной школы в этнографии. Автор труда ≪ Функциональный анализ≫. ≪ Матрица≫ мифа... ≪ Чиновники –коррупционеры! ≫ Модели мифологической коммуникации Миф является весьма важным элементом коммуникаций. В том числе –в Паблик рилейшнз, особенно в области политики. Мифологические архетипы во многом определяют взаимоотношения лидеров и населения. Сам по себе миф есть вымышленный рассказ, представляющий социальные и природные явления в наивно-олицетворенной форме. Хотя это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, мифами наполнена и нынешняя жизнь. Они играют в ней заметную роль. Человек, в том числе современный, зачастую не сознавая того, живет в мире мифов, ≪ идеальных сущностей≫ [2]. Безусловно, современные мифы отличаются от древних. Теперь они выступают в форме теоретических социальных, политических, экономических и научных представлений о каком-либо идеальном обществе, оптимальных путях его построения, о справедливости того или иного социума по сравнению с другими, об экономическом ≪ чуде≫, о необыкновенных качествах руководителя государства и т.п. Значение мифов заметно возрастает в переломные для государства и общества времена. В книге ≪ Философия мифа≫ об этом писал А. Косарев: ≪ Особенно большой вера в подобные мифы становится в кризисные для общества времена (войны, смуты, революции, разруха), когда прежние ценности интенсивно разрушаются, а новые только начинают формироваться. Уставшие от неустроенности, беспорядка и неопределенности люди готовы поверить любому ≪ чуду≫, которое им обещают... Мифы в такой ситуации плодятся и умирают с необыкновенной скоростью...≫ [3]. Ю. Лотман тоже придавал большое значение мифу в человеческих коммуникациях. Ученый подметил его важную особенность, заключающуюся в том, что современный миф не говорит о чём-то далёком и неосязаемом, а касается тех явлений, в которых живой человек задействован самым активными образом. Ю. Лотман определяет характер ситуации так: ≪ Миф всегда говорит обо мне. Новость, анекдот повествуют о другом. Первое организует мир слушателя, второе добавляет интересные подробности к его знанию этого мира≫ [4]. Эффективность воздействия мифа связана с закрепившейся за ним репутацией безусловной истинности. Мифологическое не проверяется. Если ему не соответствует действительность, то в этом вина последней, а не мифа. И тогда часто действительное начинает изменяться и подгоняться под миф. Скажем, во время Великой Отечественной войны с целью мобилизации народных масс на борьбу с врагом переделке подвергся советский культовый фильм ≪ Чапаев≫. В новой интерпретации главный герой не тонул в реке, а оставался живым, в конце призывая громить немецко-фашистских захватчиков. Рассмотрим четыре наиболее интересные модели мифологической коммуникации. 1. Модель Клода Леви-Строса. При создании своей модели автор использовал структуралистский подход. Мифологичность, по его утверждению, проявляется на ином уровне, нежели другие тексты. ≪ Миф –это язык, но этот язык работает на самом высоком уровне, на котором смыслу удастся, если можно так выразиться, отделиться от языковой основы, на которой он сложился≫ [5]. Клод Леви-Стросс на основе анализа структурной общности различных мифов пришел к выводу, что мифологические сюжеты у разных народов являются не чем-то произвольным, а подчиняются определенным закономерностям. Структурная общность мифов позволила ему сделать вывод о существовании определенных закономерностей развития человеческого сознания. Учёный даже отождествил структурную общность мифов с логикой научного мышления: ≪ Вероятно, мы откроем однажды, что одна и та же логика заключается и в мифическом и в научном мышлении и что человек всегда мыслил одинаково хорошо≫ [6]. По Леви-Стросу, конструкцию мифа составляют пучки отношений. В свою очередь, в результате комбинации пучков отношений формируются смысловые единицы мифа. В качестве доказательства своей идеи К. Леви-Строс приводит структуру мифа об Эдипе, группируя его по функциям в четыре колонки (как показано в таблице). Структура мифа об Эдипе: Переоценка родственных отношений Недооценка родственных отношений Чудовища и их уничтожение Рассказ о героях, которым трудно пользоваться своими конечностями (хромой, левша, толстоногий) Эдип женится на своей матери Эдип убивает своего отца Анализируя выделенную структуру, К. Леви-Строс приходит к заключению о важности повторения в коммуникации: ≪ Повторение несет специальную функцию, а именно выявляет структуру мифа. Действительно, мы показали, что характерная для мифа синхронно-диахронная структура позволяет упорядочить структурные элементы мифа в диахронические последовательности (ряды в наших таблицах), которые должны читаться синхронно (по колонкам). Таким образом, всякий миф обладает слоистой структурой, которая на поверхности, если так можно выразиться, выявляется в самом приеме повторена и благодаря ему≫ [7]. Клод Леви-Строс не считал, что структура мифа имеет обособленное значение по отношению к содержанию. Более того, учёный утверждал, что она сама является содержанием. И это содержание заключено в логическую форму, понимаемую как свойство реальности[8]. 2. Развитием идей Леви-Строса стала модель Ролана Барта. Барт высказал мысль, что структура мифа имеет надстройку, придающую ему императивный, побудительный характер. Отталкиваясь от конкретных условий обстановки (например, ≪ отечество в опасности≫), миф непосредственно обращается к конкретному человеку, который испытывает на себе его интенции и агрессивную двусмысленность[9]. Р. Барт подчеркнул два аспекта современного мифа: 1. Предельная простота сюжета, чтобы заполнить его значением (карикатуры, символы и т.д.). 2. Миф может быть раскрыт в любом другом сюжете. Поясняя своё умозаключение, Р. Барт писал: ≪ Реализация концепции мифа ≪ французская империя≫ может представать перед нами по-разному. Французский генерал вручает награду сенегальцу, потерявшему в боях руку; сестра милосердия протягивает целебный настой лежащему в постели раненому арабу; белый учитель проводит урок с прилежными негритятами. Каждый день пресса демонстрирует нам, что запас означающих (сюжетов) для создания мифов неисчерпаем≫ [10]. Модель мифологической коммуникации Ролана Барта дает возможность прочтения мифа в трех вариантах. 1. Если сосредоточиться на одном означающем в контексте содержания мифа, он в результате получает буквальное прочтение. Африканский солдат, отдающий честь французскому флагу, является частью французской империи, ее символом. 2. Означающее уже заполнено содержанием. В нем лишь необходимо различать смысл и форму. В результате происходит определенное разрушение значения, и солдат, отдающий честь, превращается в оправдание для концепции ≪ французская империя≫. 3. Если означающее рассматривать как неразрывное единство смысла и формы, миф прочитывается следующим образом: ≪ Образ африканского солдата уже не является ни примером, ни символом, еще менее его можно рассматривать как алиби; он является непосредственной репрезентацией французской империи≫ [11]. Таким образом, суть мифа Р. Барт видит как в повторе, так и в содержательном использовании единиц языка. Миф делает из случая правило, обязательное для всех. Раскрывая механизм функционирования мифов в современном обществе, Барт наиболее важной считает мифологию заведенного порядка и отношений людей в обществе, то есть закрепление существующего положения и хода событий. 3. Модель Карла Густава Юнга. Анализируя иррациональное рациональными методами, Юнг приходит к понятию архетипа как явления бессознательного. В частности, он выделил очень важный для коммуникаций архетип Героя и Отца. Юнг утверждал, что ≪ отец представляет собой могущественный архетип, живущий в душе ребенка. Отец сначала является всеобъемлющим образом Бога, динамическим принципом. В течение жизни этот властный образ также отступает на задний план: отец становится имеющей границы, зачастую слишком человеческой личностью. И наоборот, образ отца распространяется на все возможные сферы, соответствующие его значению≫ [12]. На основе своего умозаключения Юнг делает переход к психологическому восприятию различных образов, например, Иисуса Христа. Следует важное для PR замечание о парадоксальности этого образа, о соединении в нём противоположностей. Переживание противоположности не является объектом интеллектуального исследования. Юнг называет его судьбой. Далее учёный в своей модели выходит на коллективное бессознательное восприятие мифологических сообщений. Он считает, что никакие аналитические методы не позволяют ≪ вспомнить≫ это бессознательное, поскольку оно никогда и не забывалось. 4. Модель Бронислава Малиновского. В основе её –суждение о том, что общество прошлого и общество настоящего нуждаются в определенных механизмах, объединяющих их в единое целое. Сегодня для этой цели используются СМИ. Однако в прошлом, в условиях отсутствия СМИ, особую значимость приобрели ритуалы, имевшие публичный характер. В той старозаветной публичности заключалась не просто одинаковость поведения, а равенство в сакральной норме, откуда и следует равенство ≪ другому≫. Необходимость публичных ритуалов объясняется как потребностями общества, так и невозможностью решения некоторых проблем на уровне индивидуального сознания. Функцию мифа Малиновский видит в том, чтобы рассказывать о прошлых событиях или выражать человеческие фантазии. ≪ Функция мифа –социальна. Он служит ≪ матрицей≫ социального порядка и сводом примеров нравственного поведения≫ [13]. Б. Малиновский приходит к выводу о необходимости наличия в обществе набора постулатов правильного поведения, дабы удержать от мутации поведение, реализуемое в разное время. Миф ≪ решает≫ определенные проблемы, стоящие перед обществом. В этой связи ≪ культура представляет собой, по существу, инструментальный аппарат, благодаря которому человек получает возможность лучше справляться с теми конкретным проблемами, с которыми он сталкивается в природной среде в процессе удовлетворения своих потребностей≫ [14]. Примером, характеризующим модель Б. Малиновского, может служить миф, концепция которого сводится к утверждению: все чиновники –коррупционеры. Слухи, функционирующие в общественном сознании на основе этого мифологического представления, зависят от совпадения распространённого мнения с реальным положением дел. Скажем, слух о том, что у некоего чиновника совершили кражу из квартиры на большую сумму, расходится очень хорошо и не требует особых доказательств. Подобные механизмы, исследованные в коммуникационной модели Б. Малиновского, ныне широко применяются в предвыборных технологиях. [1] Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 17. [2] См.: Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость. М., СПб., 2000. С. 6. [3] Там же. С. 7–. [4] Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 61. [5] Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1985. С. 187. [6] Леви-Строс К. Структура мифов// Вопросы философии. 1970 №7. С. 187. [7] Там же. С. 206. [8] См.: Леви-Строс К. Структура и форма. Размышление над одной работой Владимира Прокка// Зарубежные исследования по семиотике фольклора. М., 1985. С. 9. [9] См.: Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 90. [10] Там же. С. 93. [11] Там же. С. 95. [12] Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994. С. 258. [13] Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998. С. 281. [14] Малиновский Б. Функциональный анализ// Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т.1. С. 683.
|