С ем ио ти че ск ием од ел и к ом му ни ка ци и
ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИЙ – БАЗОВАЯ ОСНОВА PR-ТЕХНОЛОГИЙ Ни одно из человеческих качеств не явилось столь важным для развития цивилизации, как способность добывать, распространять и применять знания. Можно сказать, что цивилизация стала возможной в результате человеческого общения…[1] (Фредерик Уильямс) U Семиотика –наука о знаках, обозначающих символическую среду, в которой живет человек. Что скрывается за символом? Поэтическая функция сосредоточена на форме; референтная –на контексте... U ЭкоУмберто (р. 1932) –итальянский философ, литератор, ученый-семиотик, создатель оригинальной семиотической модели коммуникации, автор книги ≪ Отсутствующая структура. Введение в семиологию≫. U Лотман Юрий Михайлович (1922–993) –литературовед, ученый-семиотик, профессор Тартуского университета. U Деавтоматизация восприятия сообщения –процесс создания нового взгляда на объект. U Автоматизация восприятия сообщения –процесс привыкания к новому образу. Сообщение может заключаться в тексте или... Наполеон в своих церемониях использовал элементы кодирования сообщений Семиотические модели коммуникации Важную роль в коммуникативных процессах играют семиотические модели. Чарлз Морис, один из создателей теории семиотики, писал: ≪ Семиотика представляет базы для понимания основных форм человеческой деятельности и их взаимоотношений, поскольку вся эта деятельность и отношение отражаются в знаках, которые служат посредниками между этими действиями≫ [2]. Основная единица, которой оперирует семиотика, –знак, символ. К примеру, понятие ≪ знаковой фигуры≫ в полной мере относится к семиотике. ≪ Знаковые фигуры≫ оказывают заметное влияние на коммуникативные процессы. Как дым от костра является знаком костра, так и имидж человека, организации, страны –все это семиотические понятия. Семиотика помогает Паблик рилейшнз ответить на вопросы: –Как символизировать лидера, организацию, страну? –Какие характеристики имеют те или иные символические значения для нашего восприятия? –Что скрывается за тем или иным символом? В предыдущей главе мы рассмотрели некоторые примеры практического использования теории семиотики в различных видах коммуникации. Теперь остановимся на наиболее известных семиотических моделях –Р. Якобсона, У. Эко и Ю. Лотмана. 1. Модель Романа Якобсона. В основе модели –представление вербального вида коммуникации в виде факторов, соответствующих определенным языковым функциям[3]. Таких функций учёный выделил шесть: •Эмотивная –ориентация отправителя сообщения, через интонацию передающего свое одобрение (или неодобрение) той или иной информации. •Конативная –ориентация на получателя (повелительный падеж). •Фактическая –не передача информации, а поддержание контакта (разговоры о погоде, ни о чем и т.п.). •Метаязыковая –не зная слова, при помощи кода мы можем спросить о его значении и получить ответ. •Поэтическая –направлена на сообщение, больше внимания уделяется не содержанию, а форме. •Референтная –ориентирована на контекст и отсылает к объекту, о котором идет речь в сообщении[4]. Заслугой Якобсона является также обоснование различий в восприятии человеком зрительных и слуховых знаков. Для восприятия зрительных знаков важнее пространственное измерение, а слуховых –временное. Кроме того, учёный в своей теории провёл мысль о том, что все знаки, независимо от их происхождения (иконы, символы, индексы и т.д.), обладают некими общими чертами[5]. Различие между ними состоит лишь в преобладании одних характеристик над другими. К примеру, преобладающими характеристиками могут служить важность символизируемого объекта, его размеры и т.д. 2. Модель Ум6ерто Эко. Основу модели составили несколько разработанных авторов фундаментальных положений: а) отрицание базовой сущности лингвистики в семиотическом анализе; б) утверждение в качестве основных объектов семиотического анализа так называемых ≪ точек лжи≫: по мнению Умберто Эко, литература и искусство фиксируют то, чего не было, вместо того чтобы повествовать о том, что было на самом деле; в) приоритетное значение в семиотике имеет визуальная коммуникация[6]. У. Эко предложил оригинальную модель коммуникации, показанную на рисунке[7]. Под лексикодами, или вторичными кодами, У. Эко понимает разного рода значения, которые известны не всем, а только части аудитории. Разработка У. Эко в дальнейшем послужила базовой основой для создания конкретных моделей визуальной коммуникации. Эти последние в настоящее время широко используются PR-специалистами. 3. Модель Юрия Лотмана. В основу этой семиотической модели коммуникации положены следующие отправные принципы: •У говорящего и слушающего не может быть одинаковых кодов. ≪ Язык –это код плюс история. При полном подобии говорящею и слушающего исчезает потребность в коммуникации вообще: им не о чем будет говорить. Единственное, что остается, –это передача команд. То есть для коммуникации изначально требуется неэквивалентность говорящего и слушающего≫ [8]. •Несмотря на то что коды участников коммуникации нетождественны, они образуют некие пересекающиеся множества. •Несовпадение кодов коммуникаторов делает возможным постоянное обращение к одному и тому же тексту. В этом случае становится возможным получение нового знания при чтении уже известного текста[9]. Несомненной заслугой Ю. Лотмана стало создание модели художественной коммуникации. В ее основе лежит схема смены деавтоматизации восприятия сообщения автоматизацией восприятия. Задача автора сообщения –предложить новую деавтоматизацию, то есть создать новый взгляд на что-то. Для этого структура сообщения (текста) по Ю. Лотману должна представлять собой ряд цепочек. Ю. Лотман писал: ≪...для того чтобы общая структура текст сохранила информативность, она должна постоянно выводиться из состояния автоматизма, которое присуще нехудожественным структурам. Однако одновременно работает и противоположная тенденция: только элементы, поставленные в определенные предсказываемые последовательности, могут выполнять роль коммуникативных систем. Таким образом, в структуре художественного текста одновременно работают два противоположных механизма: один стремится все элементы текста подчинить системе, превратить их в автоматизированную грамматику, без которой невозможен акт коммуникации, а другой – разрешить эту автоматизацию и сделать самое структуру носителем информации≫ [10]. К особенностям коммуникационной модели Ю. Лотман относит наличие двух возможных типов получения информации. Например, записка и платок. В первом случае сообщение заключено в тексте и может быть оттуда изъято. Во втором –сообщение нельзя извлечь из текста, играющего чисто мнемоническую роль. Г. Почепцов по этому поводу пишет: ≪ Именно так читал человек прошлого, у которого могла быть только одна книга, по чтении которой всё равно можно обогащаться новыми знаниями. Современный человек, читая книгу одну за другой, механически ≪ складывает≫ их в памяти≫ [11]. Особое внимание Ю. Лотман уделял визуальной коммуникации, подчеркивая особый статус отражения: ≪ Отражение лица не может быть включено в связи, естественные для отражаемого объекта: его нельзя касаться или ласкать, оно вполне может включиться в семиотические связи; его можно оскорблять или использовать для магических манипуляций≫ [12]. На пути к изобразительной коммуникации Ю. Лотман выделял этап первичного кодирования. Скажем, существует манера портрета, когда модель одевается в какой- нибудь театральный костюм. В соответствии с этой логикой, например, придворный церемониал Наполеона ориентировался не на предыдущий королевский придворный этикет, а на нормы изображения французским театром двора римских императоров. Ещё одной заслугой Ю. Лотмана является выделение двух коммуникативных моделей: ≪ Я–ОН≫ и ≪ Я–Я≫. В рамках последней (автокоммуникации) сообщение приобретает новый смысл за счет того, что вводится второй (аналогично модели у. Эко) добавочный код и сообщение перекодируется. Тексты, создаваемые в системе ≪ Я–ОН≫, функционируют как автокоммуникации. И наоборот: тексты становятся кодами, а коды, в свою очередь, –сообщениями. [1] Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 17. [2] Цит. по: Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С. 74. [3] Там же. С. 54. [4] Там же. С. 55. [5] Там же. С. 57. [6] См.: Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб., 1998. С. 33–6. [7] См.: Там же. С. 36. [8] Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 13. [9] Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970. С. 95. [10] Там же. С. 95–6. [11] Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2001. С 60. [12] Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек –текст –семиосфера –история. М., 1996. С. 74.
|