Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Виды культуры (разные классификации)





1) По типу удовлетворяемых потребностей:

а) Материальная культура – производство и освоение предметов материального мира, изменение физической природы человека: средст­ва труда, коммуникации, здания и соору­жения, производственный опыт, навыки лю­дей и др.

б) Духовная культура – совокупность духовных ценностей и творческой де­ятельности по их производ­ству, освоению и примене­нию. Сюда относятся наука, образование, искусство, ре­лигия, мораль, политика, право, СМИ и др.

Это деление культуры очень условно, так как они тесно взаимосвязаны и неразделимы. Так, духовная культура всегда имеет матери­альный носитель (повесть и законы напечатаны на бумаге, картина нарисована на холсте, наука зависит от лабораторного оборудования, религии требуется строительство храмов). А в материальной культуре всегда выражена какая-то идея, для нее требуются исследования, обучение и даже идеалы создателей и пользователей.

2) По связи с религией:

а) религиозная культура,

б) светская культура.

3) По региону: восточная, западная, средиземномор­ская, латиноамериканская, африканская, тибетская.

4) По этносу: русская, французская и т. д.

5) По типу цивилизации:

а) традиционная культура,

б) индустриаль­ная культура

в) постиндустриальная культура

6) По общественно-экономической формации:

а) первобытнообщинная,

б) рабовладельческая,

в) феодальная,

г) капиталистическая (буржуазная)

д) социалистическая.

7) По укладу хозяйства: культура охотников, собирателей, земледельческая, кочевническая, индустриаль­ная.

8) По сфере жизни общества: культура производства, торговли, политическая, педагогическая, экологи­ческая, художественная культура и т.д.

9) По типу территории: городская и сельская.

10) По отношению к общей культуре общества:

а) Контркультура – оппозиция или альтернатива господствующей в обществе культуре (хиппи, экстремисты, дауншифтеры).

б) Субкультура – часть общей культуры, система ценностей той или иной социальной группы: (женская, детская, молодежная, клубная, криминальная, этническая, культура ученых, культура бизнесменов

Каждая субкультура имеет собственные, порой очень отличные от других субкультур мировоззрение, ценности, стиль, навыки, социальные ста­тусы и роли, потребности и склонности и даже собственные социальные институты для их удовлетворения.

Часто молодежная субкультура рассматривается как контркультура. Это связано с тем, что она сильно изменилась в последние годы:

  • в ней появилось потребительство, стремление потреблять, а не производить,
  • повысилась роль досуга,
  • дружба стала занимать место семьи (в том числе распространилось сожительство вместо брака).

11) По аудитории и уровню мастерства:

а) высокая, или элитарная культура,

б) народная культура,

в) массовая культура.

Ниже эта классификация рассмотрена подробнее.

Народная, элитарная и массовая культура:

1. Народная культура (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы). Она создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, отражает исторически сложившийся духовный опыт народа.

2. Элитарная культура (классическая музыка, авангардистское и абстракционистское искусство, артхаусные фильмы, сложная философская литература). Она создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она сложна для понимания неподготовленной аудитории.

3. Массовая культура (современное культурное производство и потребление – концертная и эстрадная поп-музыка, фильмы-блокбастеры, книги-бестселлеры). Она проста, понятна любой аудитории, стандартизирована (не имеет больших различий в своем содержании), коммерциализирована (нацелена на продажу, получение прибыли).

Массовая культура возникает вместе с массовым обществом индустриальной цивилизации. Подобно тому, как в массовом производстве на конвейерах производятся миллионы экземпляров одинаковых товаров, так и в сфере культуры массово тиражируется продукция массовой культуры.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного ис­кусства» через некоторое время перестают быть новаторски­ми и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

I. Позитивное влияние:

1) она дает простые и понятные представления о мире;

2) ее произведения выражают не позицию автора, а запрос аудитории;

3) она демократична, близка всем слоям общества;

4) она позволяет отдохнуть, психологически расслабиться;

5) она может иметь свои вершины, не уступающие по качеству произведениям элитарной культуры;

II. Негативное влияние:

1) Она снижает общий уровень духовной культуры общества, так как рассчитана на «средний вкус» аудитории, а не на высокое качество произведений.

2) Она стандартизирует образ жизни и мыслей общества. Например, все носят джинсы и считают очень важными новости о Pussy Riot и Навальном.

3) Она отрывает от реальности и насаждает мифы, т.е. ложные, обманчиво простые представления. Например, устойчивым мифом является образ России как страны алкоголиков, где по улицам ходят медведи.

4) Она формирует искусственные потребности, т.к. всегда подкармливается бизнесом, рекламой товаров.

5) Она рассчитана на пассивное потребление, поэтому не стимулирует в человеке творчество, вдохновение. Например, поп-музыка настолько однообразна, что почти не запоминается.







Дата добавления: 2014-12-06; просмотров: 1162. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия