Понятие искусства. Искусство как создание эстетических ценностей и как самовыражение личности
Искусство – это: 1) практическая деятельность человека по освоению и созданию эстетических ценностей. Это традиционное понимание искусства. 2) творческое самовыражение личности. Это понимание часто навязывается сегодня как более современное. Однако оно опасно, так как при нем искусством становятся и весьма сомнительные произведения, преследующие другие цели, далекие от эстетических. Например, выставки, «инсталляции» многих современных художников имеют целью прорекламировать себя шокированием зрителей, или снизить художественный вкус зрителей, или выразить политическую позицию автора. Теории происхождения искусства: 1) Биологизаторская: искусство происходит из действий, направленных на привлечение внимания противоположного пола; 2) Игровая: искусство происходит из потребности расходовать нерастраченные силы и тренироваться; 3) Магическая: искусство происходит от различных видов первобытной магии (шаманских песен, колдовских танцев, обрядовой музыки, магических изображений, идолов); 4) Трудовая: искусство происходит из особо изящных, достигших совершенства результатов труда. Не случайно и сегодня вещи, сделанные с особым мастерством, называют произведениями искусства. Произведение искусства Основная форма объективного выражения искусства – художественное произведение, или произведение искусства. Оно всегда имеет материальный носитель (картина, постройка, видеозапись, движения танца), но в произведении важен не носитель сам по себе, а та идея, тот образ, которые доносятся до аудитории с помощью материального носителя. Например, нам не так важно, видим ли мы на оригинал картины или его репродукцию, смотрим кино с лицензионного диска или в онлайн-просмотре. Особенности искусства как формы познания Искусство представляет собой особый путь познания человеком мира, осмысления реальности посредством системы образов. Познание с помощью искусства называется художественным познанием. Как форма познания, искусство отличают следующие особенности: 1) Оно образно и наглядно; 2) Оно использует специфические средства создания художественных образов: слово, звук, цвет и т.д.; 3) В нем огромную роль играет индивидуальность познающего субъекта, его воображение и фантазии, его опыт. Например, и пушкинский «Евгений Онегин», и лермонтовский «Герой нашего времени» посвящены одной и той же теме лишнего человека, но эти произведения совершенно различны, т.к. различны их авторы.
|