ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Завершая обзор античной философии, автор хотел бы обратить внимание читателя на творческую сущность философии
Завершая обзор античной философии, автор хотел бы обратить внимание читателя на творческую сущность философии, допускающую различные интерпретации в силу сложности и открытости философских проблем. В этой связи особенно важным представляется умение формулировать вопросы, ведь именно в вопрошании коренится фундаментальная особенность философского знания, согласно Хайдеггеру. Автор надеется, что вопросы, предвосхищавшие чтение источников, помогли студентам глубже понять исследуемые темы и, что не менее важно, активизировать свой научно-творческий потенциал для компаративного анализа античности и современности. Вдумчивое изучение античных авторов развивает философское мышление, и в подтверждение своей мысли приведем слова Мераба Мамардашвили: «Читайте Платона, потому что многое из того, что вы делаете или будете делать, или подумаете, знаете вы об этом или не знаете, возвращается к этим истокам и существует в них, не в виде ответа, конечно, а в виде грамотного способа об этом думать и говорить»[69]. Достоинствами данной хрестоматии являются биографии философов, составленные автором с привлечением богатого комментаторского наследия. Представленные в текстах суждения Секста Эмпирика, Г.Гегеля, В.С.Соловьева, Г.-Г.Гадамера, образуя богатую палитру философских взглядов, позволяют читателю самостоятельно оценить философскую индивидуальность того или иного мыслителя. Каждая философская тема дана не изолированно, но в контексте историко-философского развития. После названия темы следуют задачи семинара, объединяющие фрагменты общей философской проблематикой и формирующие целостное видение исследуемого вопроса. Учитывая ограниченное количество часов, выделенное учебной программой на освоение античной философии, преподаватель вправе свободно выбирать тему семинарского обсуждения, варьируя объем самостоятельной работы студентов. Предлагаемое учебное пособие имеет не только методическую, но и научную ценность благодаря авторскому исследованию новых философских изданий, в частности, работ М.Хайдеггера по Анаксимандру, Гераклиту и Пармениду. В хрестоматии использованы редко публикуемые произведения Ф.Ницше и Й.Хейзинги. В качестве перспектив для дальнейших публикаций следует указать возможность издания хрестоматии по поздней античности и средневековью. Кольцевая композиция работы, воплощающая идею философского круга, требует не только поэтического начала работы, но и ее поэтического завершения:
Для философского мышленья Необходимо удивленье: Пред космосом, перед душой, Как и перед самим собой. Пускай же власть античных чар Разбудит в вас познанья жар, Который будет душу звать Себя все время развивать. 30.10.2011 Анна Королькова Библиография 1. Адо П. Духовные упражнения и античная философия. СПб., 2005. 2. Адо П. Философия как способ жить: Беседы с Жанни Карлие и Арнольдом И.Дэвидсоном. М.; СПб., 2005. 3. Аристотель. Соч. в 4 т. Т.1. М., 1976 4. Аристотель. Соч. в 4 т. Т.2. М., 1978 5. Аристотель. Соч. в 4 т. Т.3. М., 1981. 6. Аристотель. Соч. в 4 т. Т.4. М., 1983. 7. Аристофан «Облака» // Библиотека Всемирной Литературы. Античная драма. М., 1970 8. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1999. 9. Ахутин А.В. Античные начала философии. СПб., 2007. 10. Ахутин А.В. Начала античной философии // Философия на троих. Рига, 2000. 11. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. 12. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988. 13. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. 14. Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга первая. СПб., 2001. 15. Гегель Г. Лекции по истории философии. Книга вторая. СПб., 1994 16. Греческая философия. Том I. Под редакцией Канто-Спербер М. М., 2006. 17. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986. 18. История философии: Энциклопедия. Минск, 2002 19. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека (эпоха великих воспитателей и воспитательных систем). М., 1997. 20. Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека. Т.1. М., 2001. 21. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. М., 1972 22. Кессиди Ф.Х. Сократ. Ростов-на-Дону, 1999. 23. Лосев А.Ф. Бытие – имя – космос. М., 1993. 24. Лосев А.Ф. Миф – Число – Сущность. М., 1994. 25. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993 26. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991 27. Лосев А.Ф., Тахо-годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993 28. Льюис Дж. Античная философия: от Евклида до Прокла. М., 1998. 29. Льюис Дж. Античная философия: от Фалеса до Сократа. Минск, 1997. 30. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 2002. 31. Марков Б.В. Философия: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения – СПб., 2011. 32. Мусский И.А. Сто великих мыслителей. М., 2002. 33. Ницше Ф. Философия в трагическую эпоху. М., 1994. 34. Новейший философский словарь. Минск, 2001 35. Платон. Диалоги. М., 1986. 36. Платон. Собр. соч.в 4 т. Т.1. М., 1990. 37. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М., 1993. 38. Платон. Собр. соч. в 4 т. Т.3. М., 1994. 39. Платон: pro et contra. СПб., 2001. 40. Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона. СПб., 2006. 41. Светлов Р.В. Идея «Пайдейи» в античности и в современности // absolutology.org.ru 42. Секст Эмпирик. Соч. в 2 т. Т.1. М., 1976. 43. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1990. 44. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов: В 2 т. Симферополь, 1997. 45. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997. 46. Философия: Учебник / Под ред. Губина В.Д., Сидориной Т.Ю. М.: Гардарики, 2005. 47. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989. 48. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М., 1993. 49. Хайдеггер М., Финк Е. Гераклит. СПб., 2010. 50. Хайдеггер М. Гераклит. СПб., 2011. 51. Хайдеггер М. Парменид. СПб., 2009. 52. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М., 2004.
1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛОГИКА» Цель преподавания логики состоит в формировании правовой и логической культуры мышления у студентов, являющейся необходимой основой успешной профессиональной деятельности юриста. Знание законов мышления способствует образованию зрелого гражданина, владеющего навыками самостоятельного оценивания и критического анализа правовой реальности. Опора на собственную интеллектуальную компетентность позволяет вскрывать технологии манипуляции, препятствующие достижению истинного знания. Задачами логики являются: – научить студентов правильно формулировать определения и последовательно осуществлять классификацию понятий; – на основе понятийной четкости и системного анализа материала обоснованно артикулировать проблему, выдвигая ясный и непротиворечивый тезис; – строить убедительные и непротиворечивые умозаключения по законам силлогизма, в согласии с требованиями научной аргументации; – распознавать в речи оппонента как непреднамеренные ошибки, так и сознательные нарушения законов логики и софистические уловки. Изучение логики ориентирует будущих юристов на поиск связей между логикой и философией, логикой и психологией, логикой и юриспруденцией, логикой и риторикой. Активное развитие такой новой дисциплины, как логика норм, свидетельствует об укреплении межпредметных связей и необходимости совместной работы логиков и юристов с целью совершенствования законодательства. Логика выступает в роли базовой учебной дисциплины в системе гуманитарного и профессионального юридического образования, являясь пропедевтикой любой научной деятельности. В результате изучения дисциплины «Логика» студенты должны: · знать фундаментальные законы формальной логики, правила логического деления и классификации понятий, отношения между суждениями в логическом квадрате, структуру и модусы простого категорического силлогизма; · уметь осуществлять логические операции обращения, превращения и противопоставления суждений, выявлять несоблюдения логических законов, ложный тезис или подмену тезиса, выстраивать четкую и убедительную аргументацию; · владеть культурой мышления и искусством логического анализа, избегая ошибочных выводов в собственной речи и вскрывая паралогизмы и софизмы в речи собеседника. Курс логики направлен на формирование у студентов следующих компетенций: – способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; – способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; – способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
|