Студопедия — Критика идеалистической философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Критика идеалистической философии






Фейербах — блестящий критик идеалистической философии. Он убедительно опровергает выдвинутое против материализма обвинение в «некритическом», догматическом отношении к показа­ниям органов чувств, которое пытались обосновать, до­казать представители идеалистической философии. Фей­ербах показывает, что требование идеалистов логически вывести (дедуцировать) существование внешнего мира, природы из мышления, сознания и т. д. проистекает из некритического идеалистически-религиозного представ­ления о существовании сверхприродного первоначала.

Таким образом, выходит, что спекулятивный идеализм отрицает независимое от сознания существование при­роды, поскольку он ставит над природой сверхприродный дух. Догматизмом, следовательно, оказывается не материалистическое признание внешнего мира, а идеали­стическое решение основного вопроса философии, пере­сказывающее с помощью теоретических аргументов ре­лигиозные воззрения на мир.

Фейербах доказывает, что идеализм исходит не из реальной действительности, а безосновательно отвле­кается от чувственных данных и, следовательно, от действительных предметов, воспринимаемых органами чувств. Фейербах здесь выступает не против абстрак­ции вообще, а лишь против идеалистического злоупот­ребления абстрагированием.

Критикуя положение Канта о существовании принципиально непознаваемых «вещей в себе», Фейербах отмечает, что этот агностический вывод имеет в своей основе ту же идеалистическую абстракцию.

Из своей критики идеализма Фейербах делает вы­вод о том, что идеалистическая философия представляет собой рационализированную, или спекулятивную, тео­логию. Философ, рассуждающий об абсолютном разу­ме, якобы образующем скрытую основу всего сущест­вующего, по сути дела лишь утонченным образом изла­гает религиозные представления о боге и сотворении мира. Однако Фейербах вовсе не ставит знак равенст­ва между спекулятивной идеалистической философией и религией. Он правильно указывает, что рационалисти­ческое истолкование религии идеализмом ведет к про­тиворечию с религиозными догматами, которые по самой своей сути непримиримы с наукой, разумом, логикой. Теизм понимает бога как чувственное существо, лич­ность, находящуюся вне мира; спекулятивная же фи­лософия превращает бога в безличный дух, рассматри­ваемый как внутренняя сущность самой действитель­ности. Таким образом, спекулятивная философия расчищает путь пантеизму, т. е. отождествлению бога с природой и, следовательно, отрицанию теизма. В этом смысле философия Гегеля представляет собой идеали­стический пантеизм, а философия Спинозы — пантеизм материалистический.

Классики марксизма-ленинизма, высоко оценивая фейербаховскую критику идеалистической философии, в особенности критику классического немецкого идеа­лизма, в то же время отмечали, что этой критике при­сущ серьезный недостаток: она ведется в основном с позиций метафизического материализма, вследствие че­го Фейербах вместе с гегелевским идеализмом отвер­гает и гегелевскую диалектику. Фейербах не смог вы­делить «рациональное зерно» диалектики Гегеля.

Правда, в учении Фейербаха имеются элементы диалектики. Он, в частности, признает объективный ха­рактер отрицания, говорит о борьбе между новым и старым, об отрицании отрицания в том смысле, в ка­ком понимал этот процесс Гегель. Однако это всего лишь отдельные замечания, поскольку проблема раз­вития и всеобщей связи явлений, по существу, не при­влекает его внимания. Еще более далек Фейербах от понимания диалектики как логики и подлинно науч­ного метода исследования. Диалектика в представле­нии Фейербаха — это лишь известный еще в античном мире способ ведения философской дискуссии, путь оты­скивания противоречий в суждениях собеседника. В этом смысле Фейербах говорит: «Истинная диалек­тика не есть монолог одинокого мыслителя с самим со­бой, это диалог между Я и Ты» (Л. Фейербах.Избранные философские произведения в двух томах, т. I, стр. 203.).

Таким образом, Фейербах разоблачил тайну идеализ­ма— религию, но он не смог противопоставить диалек­тическому идеализму новую, высшую форму материали­стического миропонимания — диалектический материа­лизм. Великая задача создания этой высшей формы ма­териализма была решена лишь Марксом и Энгельсом.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 555. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия