Студопедия — Разработка основных положений диалектического и исторического материализма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Разработка основных положений диалектического и исторического материализма






В 1844—1846 гг. Маркс и Энгельс создают два выдающихся произведения — «Святое семейство» и «Не­мецкую идеологию», в которых они выступают против господствовав­шей в Германии идеалистической философии, в особен­ности против философии Гегеля и его последователей — младогегельянцев. Они противопоставляют идеализму свое новое, диалектико-материалистическое мировоззре­ние. В. И. Ленин в своем конспекте «Святого семейства» особенно выделяет те места, где. Маркс и Энгельс фор­мулируют основные положения своего мировоззрения. В частности, Ленин подчеркивает «почти уже сложив­шийся взгляд Маркса на революционную роль пролета­риата», подход Маркса к теории трудовой стоимости, а также «к основной идее всей своей „системы"... имен­но к идее общественных отношений производства» (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 11, 16)'.

Применяя диалектику к анализу капиталистических отношений и основных классов буржуазного общества, Маркс и Энгельс, с одной стороны, показывают объек­тивную закономерность классовой борьбы, а с другой — выявляют основной закон материалистической диалек­тики— единства и борьбы противоположностей. В своей замечательной характеристике противоречий между ка­питалом и трудом, буржуазией и пролетариатом осново­положники марксизма исследуют консервативную и ре­волюционную стороны этого главного противоречия бур­жуазного общества и приходят к выводу, что развитие этого противоречия с объективной необходимостью ве-Дет к социалистической революции.

В противовес буржуазным экономистам, которые в противоречиях буржуазного общества видели лишь временное нарушение нормального состояния равновесия,

.Маркс и Энгельс показывают, что само существование" буржуазного общества зиждется на взаимосвязи вза­имоисключающих и взаимообусловливающих друг друга противоположностей. Так, например, анархия производ­ства и буржуазный правопорядок неотделимы друг от друга. «...Анархия гражданского общества, — пишут они, — составляет основу современного публичноправового состояния, равно как публичноправовое состояние со своей стороны, является гарантией этой анархии. По­скольку и в какой степени они противоположны друг другу, постольку и в той же степени они друг друга обусловливают» (К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 2, стр. 130).

В борьбе против младогегельянства Маркс и Энгельс прежде всего выступают против социологической кон­цепции младогегельянцев, согласно которой самосозна­ние как движущая сила общественно-исторического процесса осуществляет свою разрушительную и творче­скую функцию вопреки сопротивлению народа, который-де враждебен самосознанию. Разоблачая антиреволю­ционное существо младогегельянской концепции героев и толпы, Маркс и Энгельс доказывают: 1) идеи сами по себе, без связи с общественными, материальными по­требностями бессильны; 2) решающая сила обществен­ного развития — народные массы, роль которых в ходе развития общества закономерно возрастает; 3) выдаю­щиеся исторические деятели выражают конкретные об­щественные потребности, интересы определенных клас­сов, и именно поэтому они действительно выдающиеся деятели.

Произведение Маркса и Энгельса «Святое семейство» находится еще под сильным влиянием антропологи­ческого материализма Фейербаха. Этим объясняется, в частности, то, что они характеризуют капиталистические общественные отношения как извращение челове­ческой природы, указывая, однако, на то, что буржуазное общество есть исторически необходимая ступень развития человечества. Развивая по существу коммунистические воззрения, Маркс и Энгельс характеризуют их фейербаховским термином «реальный гуманизм». Это противоречие между принципиально новым содержанием и старой формой изложения Маркс и Энгельс пре­одолевают в последующих трудах.

В «Тезисах о Фейербахе», написанных вскоре после опубликования «Святого семейства», Маркс подвергает критике созерцательный характер материализма Фейер­баха (особенно непонимание последним роли практики в познании), недостатки фейербаховской критики рели­гии (непонимание социально-классовых корней рели­гии), противопоставляя точке зрения Фейербаха от­правные положения диалектико-материалистической теории познания. Характеризуя материализм Фейербаха и его предшественников, Маркс связывает эти учения с развитием буржуазного общества; свою материалисти­ческую теорию Маркс рассматривает как философское обоснование неизбежности коренного переустройства об­щества.

Новую ступень в разработке основных положений диалектического и исторического материализма, в ма­териалистическом обосновании научного коммунизма составляет «Немецкая идеология» (1845—1846). В этом произведении Маркс и Энгельс, завершая критику мла­догегельянства, всесторонне анализируют его классовые, буржуазные корни. При этом они впервые дают специ­альный анализ буржуазной ограниченности философии Канта и Гегеля. В «Немецкой идеологии» в связи с кри­тикой идеалистического понимания истории подверга­ется критике и философия Фейербаха. В этом труде было впервые указано, что Фейербах материалист лишь в понимании природы, но не общества. Здесь же Маркс и Энгельс отвергают претензию Фейербаха рассматри­вать созданную им гуманистическую этическую теорию (буржуазную в своей основе) как коммунистическое Учение. Основоположники марксизма прямо называют себя коммунистическими материалистами, отказываясь от ранее употреблявшегося ими расплывчатого термина «реальный гуманизм».

В «Немецкой идеологии» сделан новый шаг вперед и в понимании материалистического принципа отражения. Если домарксовские материалисты фактически отожде­ствляли понятие отражения с понятием истины, считая, что заблуждения не могут отражать объективной действительности, то Маркс и Энгельс диалектически истолковывают гносеологический принцип отражения, разрабатывая тем самым основы теории познания диалектического материализма. Это научное понимание отражение как диалектически противоречивого процесса, в котором всегда имеется объективное содержание, хотя последнее далеко не всегда правильно осознано и поня­то, позволило основоположникам марксизма материа­листически решить вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. В этой связи они формулируют основное положение исторического материализма: общественное сознание во всех своих формах всегда и везде отражает общественное бытие и, следо­вательно, объективно обусловлено последним.

В «Немецкой идеологии» Маркс и Энгельс иссле­дуют вопрос о роли производства в развитии общества, формулируют понятия производительных сил и произ­водственных отношений («форм общения», по тогдаш­ней терминологии Маркса и Энгельса), рассматривают классовую борьбу как закономерное явление, обуслов­ленное частнособственническими производственными от­ношениями, указывают на закономерность социальных революций и неизбежность перехода к бесклассовому обществу через коммунистическую революцию.

Маркс и Энгельс показывают, что господствующие в обществе идеи суть идеи господствующего класса, что государство независимо от форм правления (монархия, демократическая республика и т. д.) всегда представля­ет собой политическую диктатуру того класса, которому принадлежат средства производства. Такая постановка вопроса подводит Маркса и Энгельса к идее диктатуры пролетариата.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 573. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Травматическая окклюзия и ее клинические признаки При пародонтите и парадонтозе резистентность тканей пародонта падает...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия