Студопедия — От идеализма и революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

От идеализма и революционного демократизма к диалектическому материализму и научному коммунизму






Первым научным произведением молодого Маркса была его доктор­ская диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и на­турфилософией Эпикура», защи­щенная в 1841 г. В этом труде Маркс стоит еще на идеалистиче­ски-гегельянской точке зрения. Он считает движущей силой истории человечества развитие человеческого са­мосознания. Но самый выбор диссертационной темы, т. е. интерес Маркса к материалистам античности, в особен­ности же к эпикурейству, указывает на его расхождения с Гегелем.

Маркс высоко оценивает роль Эпикура в истории философии, подчеркивая его борьбу против религии, против страха перед неведомыми, мифическими, поту­сторонними силами. Религия, утверждает Маркс, проти­воречит разумному взгляду на мир. Вот почему эпику­рейская критика религиозного сознания образует первую необходимую предпосылку философии.

Исследование Маркса, несмотря на свой специальный характер, наполнено страстным политическим протестом против порабощающей личность социальной действительности. Этой действительности, особенно уродливо проявлявшейся в полуфеодальной Германии, молодой Маркс противопоставляет философию, которая Должна, по его мнению, бороться против всех земных и небесных богов и подобно легендарному Прометею не склонять головы перед ними, а нести свет знания и свободы людям. «Прометей, — говорит Маркс, — самый благородный святой и мученик в философском календаре» (К.Маркс и Ф..Энгельс, Из ранних произведений. М, 1956,, С.25)

Такое понимание смысла и задач философии было нужно Гегелю и другим философам-идеалистам, которые исходили из, того, что мир сам по себе разумен, и превозносили философию за то, что она, так сказать, возвышается над бурным житейским морем. Против этой вековой философской традиции, поддерживавшейся всеми господствовавшими классами, выступил молодой Маркс, рассматривая философию как «философию дей­ствия», призванную не только удовлетворять человече­скую любознательность, но и осуществлять разумное переустройство мира. С этой точки зрения Маркс прихо­дит к выводу, что развитие философии неизбежно при­водит к превращению мысли в дело, к практике.

В то время как Гегель рассматривал современный ему период немецкой истории как высшую ступень раз­вития абсолютного духа, когда дух приходит наконец к самопознанию, успокаивается и этим в основном за­вершается всемирно-исторический процесс, Маркс реши­тельным образом отвергает гегелевскую идею примире­ния с якобы ставшей разумной действительностью. Для Маркса ясно, что борьба против неразумной действи­тельности есть прежде всего борьба с существующими общественными, и в частности государственными, уч­реждениями.

Маркс понимал, что его революционные убеждения несовместимы с работой в немецком университете, по­этому он отказывается от своего первоначального наме­рения стать доцентом в Боннском университете и непо­средственно включается в политическую борьбу, стано­вясь в 1842 г. редактором либеральной «Рейнской газе­ты», которая под его руководством превращается в революционно-демократический орган.

Переход к открытой политической деятельности рас­сматривается Марксом как закономерный шаг в деле развития философии, которая не должна витать вне мира, а, «приобретая почву под ногами», должна пере­стать быть «чистым умозрением». В своих статьях, помещенных в «Рейнской газете», Маркс выступает бес­страшным защитником политических и экономических интересов трудящегося народа. Он критикует крепостнический проект закона о краже леса, направлены» против крестьян, собирающих в лесу валежник, и ука­зывает на классовую природу этого закона. Он защищает мозельских виноделов, разоряемых прусскими помещиками, отстаивает свободу печати, требуя унич­тожения цензуры,

Борьба за экономические и политические интересы трудящихся способствует отходу молодого Маркса от идеализма, и уже в период работы в «Рейнской газете» намечается начало его перехода к материализму и ком­мунизму. Маркс разоблачает прусское государство, видя в нем защитника интересов помещиков, отказываясь тем самым от гегелевского понимания государства и права вообще как воплощения нравственности и свободы. Государство, с точки зрения Маркса, лишь тогда становится воплощением свободы и нравственности, когда оно представляет не частные интересы, а интересы ши­роких народных масс. Маркс, правда, не видит еще, что всякое государство по природе своей означает полити­ческое господство определенного класса. Он остается еще на позициях идеалистического понимания природы государства. Однако важно то, что Маркс выступает против такого государства, которое отстаивает интересы имущего меньшинства в противовес интересам неиму­щего большинства.

Революционные идеи «Рейнской газеты» вызвали не­истовый вой не только реакционной, но и либеральной печати. «Всеобщая аугсбургская газета» обвинила «Рейнскую газету» в проповеди коммунизма. В своем ответе на это обвинение Маркс заявляет, что «Рейнская газета» не только не проповедует коммунизм, но и от­носится к нему отрицательно. Маркс имеет в виду в данном случае утопический коммунизм, который рассмат­ривал частную собственность как следствие человече­ского заблуждения. С такой антиисторической точкой зрения утопистов Маркс не мог, конечно, согласиться. Но, отвергая утопический коммунизм, Маркс отмечает, что в результате развития крупной промышленности вопрос о коммунизме приобрел европейское значение и теперь нельзя уже его игнорировать.

Весной 1843 г. «Рейнская газета» была закрыта Прусским правительством за революционную пропаганду. Марксу было невыносимо тяжело работать в затхлой, реакционной обстановке прусского полицейского режима, душившего малейшее проявление свободной мысли. Осенью 1843 г. Маркс переехал в Париж, чтобы стать там вместе с А. Руге «Немецко-французские ежегодники», в которых, не опасаясь прусской цензуры, можно было относительно свободно излагать свои взгляды. Здесь Маркс оказался в центре кипучей политической жизни, получив возможность принять активное участие в политический борьбе, изучить рабочее движе­ние, французский и английский утопический социализм историю французской буржуазной революции, филосо­фию французских материалистов XVIII в. и их пред­шественников.

В этот период Маркс испытывает на себе влияние антропологического материализма Л. Фейербаха. Од­нако, высоко оценивая борьбу Фейербаха против рели­гии и спекулятивной философии, Маркс вместе с тем отмечает некоторые недостатки философии Фейербаха. Последний рассматривал религию как превратное, от­чужденное отражение неизменной антропологической сущности человека. В отличие от Фейербаха Маркс ви­дит в религии, отражение «извращенных» отношений между людьми, подходя тем самым к постановке воп­роса о связи религиозного сознания с угнетением, экс­плуатацией человека человеком. Поэтому Маркс указы­вает, что «религия сама по себе лишена содержания, ее истоки находятся не на небе, а на земле, и с уничтоже­нием той извращенной реальности, теорией которой она является, она гибнет сама собой».(К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 252)

В 1843 г. Маркс идет еще дальше в критическом от­ношении к Фейербаху. Характеризуя этого мыслителя как энтузиаста природы, Маркс подчеркивает, что ос­новное звено в решении философских и социальных за­дач в настоящее время — это теория и практика общест­венно-политической борьбы. «Афоризмы Фейербаха, — пишет Маркс, — не удовлетворяют меня лишь в том от­ношении, что он слишком много напирает на природу и слишком мало — на политику. Между тем, это — единст­венный союз, благодаря которому теперешняя филосо­фия может стать истиной».(Там же, стр. 257.)

В письмах к Руге, написанных в 1843 г, в связи с подготовкой «Немецко-французских ежегодников» с целью установления идейно-политической программы нового издания, Маркс выступает против доктринер­ского, догматического понимания социальной теории и философии. Доктринеры, говорит он, вместо того чтобы учиться у борющихся масс вскрывать действительные тенденции и закономерности происходящей борьбы, навязывают реальному историческому движению надуман-Ьь1е рецепты и панацеи. Подвергая критике предшест­вующую философию, претендовавшую на решение всех вопросов независимо от того, насколько они исследованы Специальными науками, Маркс иронически говорит: «До сих пор философы имели в своем письменном столе раз­решение всех загадок, и глупому непосвященному миру оставалось только раскрыть рот, чтобы ловить жареных рябчиков абсолютной науки» '.(К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 379.)

Отвергая понимание философии как абсолютной науки, чуждой практической жизни и борьбы, Маркс подчеркивает, что задача философии и общественной теории заключается не в конструировании будущего, не в выработке схем, пригодных якобы для всех грядущих времен, а в «беспощадной критике всего существующе­го, беспощадной в двух смыслах: эта критика не стра­шится собственных выводов и не отступает перед столк­новением с властями предержащими». (Там же.)

Таким образом, уже в 1843 г. Маркс решительно ставит вопрос об отрицании философии в старом смыс­ле слова, т. е. о преодолении противопоставления фило­софии как некоей «науки наук» так называемым поло­жительным наукам. В этой связи Маркс выступает также против отрыва философии от практической дея­тельности, в особенности от освободительного движения трудящихся. «Ничто не мешает нам, следовательно, — пишет Маркс, — связать нашу критику с критикой поли­тики, с определенной партийной позицией в политике, а стало быть, связать и отождествить нашу критику с действительной борьбой»3.(Там же, стр. 381) Итак, изучение Марксом истории и освободительного движения трудящихся при­водят его к новому пониманию философии, к осознанию необходимости ее коренного преобразования.

Выход первых двух объединенных номеров «Немец­ко-французских ежегодников» в начале 1844 г. был вы­дающимся идейным событием того времени. В этом сборнике были помещены статьи Маркса и Энгельса, обнаруживающие принципиальное совпадение взглядов основоположников научной идеологии рабочего класса. Историческое значение этих исследований состоит в том, что в них уже окончательно совершается переход Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демокра­тизма к диалектическому материализму и научному коммунизму. Именно в этих статьях основоположники марксизма впервые формулируют положение о всемир­но-исторической миссии пролетариата и излагают ис­ходные положения диалектического и исторического ма­териализма.

В работе Маркса «К критике гегелевской философии права» наряду с критикой идеалистического понимания истории дана гениальная формулировка одного из ос­новных принципов материалистического понимания ис­тории. Социальные преобразования, говорит Маркс, не могут быть осуществлены путем изменения лишь созна­ния людей, одной только теоретической критикой уста­ревших общественных отношений. Определяющая сила коренного преобразования общественной жизни не кри­тика, не теория, а революция. При этом, однако, Маркс не преуменьшает значение теории, а, напротив, показы­вает, что при определенных условиях она превращается в материальную силу масс, осознавших необходимость революционной борьбы. «Оружие критики, — пишет Маркс, — не может, конечно, заменить критики оружием^ материальная сила должна быть опрокинута матери­альной же силой; но и теория становится материальной; силой, как только она овладевает массами» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 1, стр. 422)

Маркс разъясняет, что общественной силой, способ­ной уничтожить отжившие общественные отношения и осуществить всестороннее освобождение человека, мо­жет быть лишь пролетариат, который по своему поло­жению в буржуазном обществе есть одновременно и его порождение, и его отрицание. Но для того чтобы проле­тариат смог осуществить свою великую историческую задачу, ему необходима принципиально новая, последо­вательно революционная философия, глубоко вскрываю­щая сущность окружающей действительности. «Подов но тому, — говорит Маркс, — как философия находи в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие...(Там же, стр. 428)

В другой статье, помещенной в «Немецко-французском ежегоднике», —«К еврейскому вопросу»—Маркс ведя борьбу с младогегельянцами, и в частности с Б.Бауэром, разоблачает буржуазные либеральные иллюзии относительно того, что «политическая эмансипа­ция» (буржуазно-демократические преобразования) есть окончательное освобождение человека. Признавая [исторически прогрессивное значение политической эман­сипации, Маркс противопоставляет ей «человеческую эмансипацию», социалистическую революцию, уничто­жающую частную собственность и всякое угнетение и эксплуатацию человека вообще.

Дальнейшим развитием этих идей Маркса являются «Экономическо-философские рукописи 1844 года». В них Маркс, разрабатывая исходные положения диалектиче­ского и исторического материализма, применяет их в своей критике классической буржуазной политической экономии, обосновывая тем самым свое, по существу уже коммунистическое, мировоззрение. В этих рукопи­сях Маркс, правда, еще не называет себя коммунистом, определяя свое учение как «реальный гуманизм» в от­личие от буржуазного, абстрактного гуманизма. Терми­нология Маркса, а также отдельные положения рукопи­сей свидетельствуют о влиянии на него антропологиче­ского материализма Фейербаха, но важнейшие положе­ния говорят о том, что Маркс уже в основном преодо­лел ограниченность этой философии.

Главная идея рукописей 1844 г. — идея об опреде­ляющей роли труда, материального производства в ант­ропологическом становлении и последующем развитии человечества. Создавая и развивая человека, труд вместе с тем поглощает все его силы, все его время, порабощает его, приводит к возникновению частной соб­ственности, эксплуатации, классов. Это, по терминоло­гии Маркса, «отчужденный труд», т. е. такая деятель­ность человека, которая, будучи важнейшим выраже­нием его человеческой сущности, есть в то же время чуждая, порабощающая его сила, проявляющаяся в гос­подстве продукта труда над производителем. Развитие производства в условиях капитализма необходимо соз­дает, по мнению Маркса, материальные предпосылки уничтожения «отчужденного труда», т. е. для преодоления взаимоисключающей противоположности между трудом и наслаждением, трудом и всесторонним развитием человеческой личности. Главное условие преодоления отчуждения —уничтожение частной собственности средства производства. Уничтожением отчуждения продуктов труда и самой трудовой деятельности людей создается основа для ликвидации отчуждения в политической и духовной жизни общества. А это и есть, по существу, коммунистическое преобразование общественных отношений.

Буржуазные критики марксизма, ссылаясь на «Экономическо-философские рукописи 1844 года», пытаются доказать, будто свои коммунистические выводы Маркс делает на основе умозрительного анализа заимствован­ных у Гегеля и Фейербаха спекулятивных понятий «от­чуждение» и «самоотчуждение». На самом же деле Маркс исходит не из этих отвлеченных понятий, а из конкретных экономических фактов. Понятие отчуждения наполняется Марксом новым, прежде всего экономиче­ским, содержанием, которого не было у Гегеля и Фейер­баха.

Формирование философских взглядов Ф. Энгельса также шло путем преодоления идеализма и революци­онного демократизма и выработки теории диалектиче­ского материализма и научного коммунизма.• Уже в 1839—1840 гг. в письмах к школьным товарищам братьям Греберам Энгельс выступает как убежденный революционный демократ, враждебно относящийся к прусской монархии. «Я, — заявляет он, — ненавижу его (прусского короля. — Авт.) так, как кроме него ненавижу, может быть, только еще двоих или троих; я смер­тельно ненавижу его; и если бы я не презирал до такой степени этого подлеца, то ненавидел бы его еще боль­ше... От государя я жду чего-либо хорошего только тог­да, когда у него гудит в голове от пощечин, которые он получил от народа, и когда стекла в его дворце выбиты революцией» '. (К. Маркс и Ф, Энгельс. Из ранних произведений, С.337, 338)

В 1841 г. Энгельс переезжает в Берлин для отбыва­ния воинской повинности. Здесь он связывается с мла­догегельянцами и, примыкая к ним в философских воп­росах, вместе с тем отличается от этих буржуазных радикалов своими революционно-демократическими воз­зрениями. В это время прусское правительство пригла­сило престарелого Шеллинга в Берлинский университет для борьбы против философии Гегеля и его последова­телей. Энгельс посещал лекции Шеллинга, результатом чего явились его работы, направленные против мистической шеллингианской философии («Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг — философ во Хри­сте»). В этих работах, написанных еще с идеалистиче­ских позиций, Энгельс, критикуя Шеллинга, излагает и свои собственные воззрения. Он обвиняет Шеллинга в отказе от принципов разума и науки, в антиинтеллек­туализме, в проповеди мистицизма, откровения, веры в бога и раболепного служения монархическому госу­дарству. Энгельс рассматривает Шеллинга как изменни­ка идее свободы, как человека, который хочет, чтобы ' философия и разум подчинялись религии. В этих же ра­ботах, направленных против Шеллинга, Энгельс вскры­вает противоречия, существующие в гегелевской фило­софии между ее диалектическим методом и консерва­тивно-догматической системой. У Гегеля, писал Энгельс, «принципы всегда носят печать независимости и свобо­домыслия, выводы же — этого никто не отрицает — не­редко осторожны, даже нелиберальны» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, стр. 397.).

В конце 1842 г. Энгельс переехал в Англию, в Ман­честер, где стал служить на бумагопрядильном пред­приятии, одним из собственников которого был его отец. В этот период намечается переход Энгельса от идеа­лизма и революционного демократизма к материализму и коммунизму. Громадную роль в этом повороте сыгра­ли участие Энгельса в классовой борьбе английских ра­бочих, изучение их положения не только по литератур­ным источникам, но и путем непосредственного общения с английскими пролетариями.

В Англии Энгельс начал заниматься вопросами по­литической экономии и еще до встречи с Марксом на­писал выдающееся исследование по этому вопросу — «Наброски к критике политической экономии», которое было опубликовано в 1844 г. в «Немецко-французском ежегоднике». В этой работе Энгельс подвергает крити­ке буржуазных экономистов за безоговорочное призна­ние и увековечивание принципа частной собственности. Убеждение этих экономистов в вечности и безуслов­ной необходимости частной собственности Энгельс рассматривает как безосновательную догму. В противовес буржуазной политической экономии Энгельс утверждает, что частная собственность — главный источник всех -противоречий, раздирающих буржуазное общество. Труд Энгельса, впоследствии высоко оценен­ный Марксом, ярко раскрывает буржуазный характер экономического учения А. Смита и Д. Рикардо и форму­лирует исходные принципы политической экономии про­летариата.

Критика буржуазной политической экономии в ра­боте Энгельса неразрывно связана с критикой капита­листического строя и его апологетов, в первую очередь мальтузианцев. В результате этой критики Энгельс при­ходит к выводу о необходимости революционного отри­цания капитализма и его идеологии.

Вторая статья Энгельса в «Немецко-французских ежегодниках» представляет собой анализ учения анг­лийского социолога Т. Карлейля, который, подвергая резкой критике буржуазное общество, проповедовал не­обходимость возврата от капитализма, породившего, многочисленные социальные бедствия, к феодальным, идеализируемым им общественным отношениям. Отвер­гая' эти реакционные, идеалистические представления «феодального социализма», Энгельс противопоставляет им научное положение о прогрессивном развитии обще­ства, о роли трудящихся масс в этом развитии.

В 1844—1845 гг. Энгельс создает труд «Положение рабочего класса в Англии». В нем он исследует проис­хождение промышленного пролетариата и его прогрес­сирующее обнищание, показывает историческую роль пролетариата в уничтожении капитализма. Своим исследованием Энгельс доказывал необходимость объедине­ния пролетариата в самостоятельный класс с собствен­ными интересами и принципами, противоположным! буржуазной идеологии. «Энгельс, — писал В. И. Ле­нин, — первый сказал, что пролетариат не только стра­дающий класс; что именно то позорное экономическое положение, в котором находится пролетариат, неудержимо толкает его вперед и заставляет бороться за свое конечное освобождение. А борющийся пролетариат сам поможет себе. Политическое движение рабочего класса неизбежно приведет рабочих к сознанию того, что у них нет выхода вне социализма. С другой стороны, социализм будет только тогда силой, когда он станет целью политической борьбы рабочего класса (В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 2, стр. 9).

Таким образом, к 1844 г. Маркс и Энгельс, работая независимо друг от друга, изучая в значительной мере различную социально-экономическую обстановку и ли­тературу, пришли в основном к одинаковым взглядам на общественную жизнь и задачи пролетариата. С 1844 г. начинается великая дружба основоположни­ков марксизма, их совместная борьба с буржуазной идеологией и разработка научной идеологии пролета­риата.







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 602. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия