Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Марбургская школа. Основателем первой школы был Герман Коген (1842-1918)





Основателем первой школы был Герман Коген (1842-1918). В эту же школу входили Пауль Наторп, Эрнст Кассирер, К Форлендер, Рудольф Штаммлер и др. Так же как и позитивисты, неокантианцы марбургской школы утверждают, что познание мира есть дело только конкретных «позитивных» наук. Философию в смысле учения о мире они отвергают как «метафизику». Предметом филосо­фии они признают лишь процесс научного познания. Как писал неокантианец Риль, «философия в своем новом критическом значении есть наука о науке, о самом познании». (А.Риль. Научная и ненаучная философия. СПб., 1901, стр.18).

Неокантианцы отвергают основной философский вопрос как «досадное наследие средневековья». Все проблемы научного познания они пытаются решать вне от­ношения к объективной действительности, в пределах одной лишь «спонтанной» деятельности сознания. В. И. Ленин указывал, что в действительности неокан­тианцы «подчищают Канта под Юма», истолковывая учение Канта в духе последовательного агностицизма и субъективного идеализма. Это выражается, во-первых, в отказе от материалистического элемента в учении Кан­та, от признания объективного существования «вещи в себе». Неокантианцы переносят «вещь в себе» внутрь сознания, превращают ее из внешнего по отношению к сознанию источника ощущений и представлений в «предельное понятие», полагающее идеальную границу логической деятельности мышления. Во-вторых, если Кант пытался решить проблему соотношения чувствен­ной и рациональной ступеней познания, то неокантианцы отбрасывают ощущение как самостоятельный источник знания. Они сохраняют и абсолютизируют лишь учение Канта о логической деятельности мышления, объявляя -е единственным источником и содержанием познания. *Мы начинаем с мышления. У мышления не должно быть никакого источника, кроме самого себя».(H.Cohen. Logik der reinen Erkenntnis, 3.Aufl.Berlin, 1922, S.13).

Неокантианцы отрывают понятия от отражаемой ими действительности и изображают их как продукты спон­танно развивающейся деятельности мышления. Поэто­му неокантианцы утверждают, что предмет познания не дан, а задан, что он не существует независимо от науки, создается ею как некая логическая конструкция. Основная идея неокантианцев состоит в том, что познание предмету, а, напротив, соответствие предмета тем идеальным схемам, которые устанавливаются мышлением.

Гносеологические корни подобной концепции состоят в раздувании активной роли мышления, его способности вырабатывать логические категории, в абсолютизации формальной стороны научного познания, в сведении науки к ее логической форме. Неокантианцы, по сути дела, отождествляют существование вещи с ее познани­ем, они подменяют природу научной картиной мира, объективную действительность — ее изображением в мысли. Отсюда вытекает субъективно-идеалистическое истолкование важнейших понятий естествознания, ко­торые объявляются «свободным творением человеческого духа». Так, атом, по мнению Кассирера, «не обозначает твердого физического факта, а лишь логическое требо­вание», а понятие материи «сводится к идеальным кон­цепциям, созданным и испытанным математикой» (Э. Кассирер. Познание и действительность. СПб.. 1912, стр.206, 222).

Учитывая факт бесконечного развития познания и его приближения к абсолютной истине, неокантианцы в отличие от учения Канта о завершенной логической таб­лице категорий заявляют, что процесс создания мыш­лением своих категорий протекает непрерывно, что кон­струирование предмета познания — это бесконечная за­дача, которая всегда стоит перед нами, к решению которой мы всегда должны стремиться, но которая ни­когда не может быть окончательно решена.

Однако признание относительности и незавершенности познания при отрицании объективности предмета познания ведет к крайнему релятивизму. Наука, не имеющая объективного содержания и занятая лишь реконструированием категорий, по существу, превращается в фантасмагорию понятий, а ее действительный пред­мет, природа, как говорит Наторп, имеет «значение только гипотезы, выражаясь резко — фикции завершения» («Новые идеи в философии». Сб. 5. СПб., 1913, стр. 125).

Принцип долженствования кладется неокантиацами и в основу их социально-этического учения, к направленного непосредственно против теории научно социализма. Существо неокантианской теории «этического социализма», подхваченной затем ревизионистами состоит в выхолащивании революционного, материалистического содержания научного социализма и под его реформизмом и идеализмом. Идее уничтожения эксплуататорских классов неокантианцы противопостав­ляют реформистскую концепцию солидарности и сотруд­ничества классов; революционный принцип классовой борьбы как путь к завоеванию социализма они заменяют идеей нравственного обновления человечества как пред­варительного условия осуществления социализма. Нео­кантианцы утверждают, что социализм — это не объ­ективный результат закономерного общественного раз­вития, а этический идеал, долженствование, которым мы можем руководствоваться, сознавая, что полностью этот идеал принципиально не осуществим. Отсюда и выте­кает пресловутый ревизионистский тезис Бернштейна: «Движение — все, а конечная цель — ничто»







Дата добавления: 2014-10-22; просмотров: 598. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Основные структурные физиотерапевтические подразделения Физиотерапевтическое подразделение является одним из структурных подразделений лечебно-профилактического учреждения, которое предназначено для оказания физиотерапевтической помощи...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия