Гуманизм в политике выражается в формах ее организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности
Применительно к целям и содержанию политики гуманизм проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве и на планете в целом. С этой точки зрения наиболее гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для удовлетворения потребностей и свободного развития личности. Гуманизм в средствах проявляется в устранении наиболее жестоких, варварских форм политического противоборства: войн, применения ОМУ, в запрете пыток и других средств, разрушающих личность или унижающих человеческое достоинство, а также в отказе от духовного насилия- манипулирования сознанием и поведением людей с помощью специальных методов обмана. Кроме того, гуманизм проявляется в сочетании в политике целей и средств в соответствии с выдвинутым И. Кантом императивом (требованием, нравственным законом) – человек должен рассматриваться другими людьми лишь как цель, а не средство. Принцип гуманизма имеет как внутригосударственное, так и международное значение. В современных условиях гуманизм характеризует не только сферу непосредственных взаимоотношений между людьми, но и отношение человека к природе. Гуманизм, выражаемый в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество и политику прежде всего через нравственность, мораль и право. Идеи гуманизма составляют ядро, общечеловеческое содержание морали. Воплощаясь в нравственном сознании и получая положительную нравственную оценку, они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, а некоторые из них затем получают юридическое закрепление в праве. Мораль – особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра и зла, справедливости и несправедливости и других подобных критериев и идеалов. Мораль контролирует политику, как и другие сферы общественной жизни общества. Политика же не может контролировать мораль, которая стоит вне политики и над нею. Основные нравственные ценности абсолютны. Они выводятся не из экономических, политических или других ценностей, а из ценности самого человека. Если политика не соответствует высшим моральным нормам, что часто случается в эпохи безвременья, то начинают господствовать мораль классовая, революционная и т.д. В отличие от права и политики, нравственность для своей реализации не нуждается в специальном аппарате наказаний или в материальных ценностях, как этого требует экономическая регуляция. Хотя безнравственное поведение не исключает определенных санкций со стороны общества или окружающих (осуждения, остракизма и т.п.), в целом влияние морали основывается на внутренних, психологических механизмах самоконтроля личности, важнейшим из которых является совесть. Совесть – это эмоциональное переживание ответственности человека перед самим собой, другими людьми, обществом, перед всем человечеством, Богом. Она внутренний судья человека, обеспечивающий самоконтроль личности во всех ситуациях и особенно там, где политический и общественный контроль затруднен или невозможен. Человек с разрушенной нравственной саморегуляцией, лишенный угрызений совести, превращается в асоциальное, опасное для общества и других людей существо. Не случайно Гитлер, убеждал своих солдат в том, что он освобождает их болезни, называемой совестью. Совесть, соединенная с долгом и другими нравственными механизмами поведения людей, выступает наиболее надежным гарантом гуманизма политики. Поэтому развитая нравственная культура общества- необходимое условие демократизации политического строя. В мире развивающихся коммуникаций архаическая культура представляет источник опасности, потому, что толкает ущемленные в правах малообразованные группы населения к упрощенному решению сложных задач. Развитие демократической, ориентированной на творчество и предприимчивость культуры позволяет развязывать многочисленные внутренние конфликты общества более успешным способом. В Республике Беларусь должна быть обеспечена незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства. Нельзя быть свободным, подавляя свободу ближних и дальних. Нет такой цели, во имя которой можно было бы пожертвовать правами и свободами личности, унизить достоинство другого человека. Ибо каждый человек есть искра божья. Идеи гуманизма составляют ядро, общечеловеческое содержание христианской морали. Основные нравственные ценности абсолютны. Мы должны любить и уважать не того человека, который будет (как учили вожди коммунистов), а того человека, который есть. Порядок в обществе начинается не с всевластия, и тем более не с дубины, а с умения учитывать и уважать право людей иметь свои собственные интересы. Это начало всех начал: и многопартийной системы, и эффективной экономики.
|